Логопедическое пособие «Лэпбук для автоматизации звуков»
Логопедическое пособие «Лэпбук для автоматизации звуков».
Упражнения по формированию и совершенствованию
звукопроизносительной стороны речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Автор: Валиахметова Маргарита Сергеевна
учитель- логопед МБДОУ № 79
Цель данного методического пособия: постановка и автоматизация свистящих, шипящих и сонорных звуков у детей среднего и старшего дошкольного возраста в игровой форме.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1. Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков;
2. Научить правильно проговаривать звуки изолированно;
3. Закрепить произношение звуков в слогах, словах и чистоговорках;
4. Дифференцировать близкие по звучанию звуки;
5. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря;
6. Воспитывать усидчивость;
7. Формировать самоконтроль за речью;
8. Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
9. Творческая самореализация педагога.
10. Пополнение развивающей предметно-пространственной кабинета учителя- логопеда.
Нозологическая группа– дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Возрастной диапазон- 4-7 лет.
Подробное описание работы с пособием.
Лэпбук можно использовать в индивидуальной образовательной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного.
Первая сторона используется для выполнения артикуляционной гимнастики. Ребенку предлагается выбрать называемые педагогом упражнения и прикрепить их на изображение солнышка с помощью липучек. Ребенок выполняет заданные артикуляционные упражнения, контролируя артикуляционные позы глядя на себя в зеркало в середине солнышка.
Вторая сторона с изображением воздушных шаров и корзинки используется для автоматизации поставленного звука в слогах. Ребенку предлагается прикрепить автоматизируемый звук на корзинку, а гласные звуки для произнесения слогов, на шары. Ребенок поизносит сначала прямые, а затем обратные слоги для автоматизации звука в слогах ( например: ра- ро- ру- ры- рэ; ар- ор- ур- ыр- эр).
Третья сторона с изображением крыши дома используется для автоматизации поставленного звука в словах (в начале, в середине и в конце слова). Ребенку предлагают назвать уже прикрепленные картинке в домике или взять соответствующие карточки и прикрепить самому на этажи домика.
Сначала можно «заселить» все этажи домика словами только начинающимися на автоматизируемый звук, затем добавлять карточки со словами с автоматизируемым звуков в середине и далее со звуком в конце слова.
Убрав все карточки из домика можно, используя цветные круги на липучках, упражнять ребенка в определении места звука в слове, определении мягкости- твердости звука.
Чередуя карточки с картинками на близкие по звучанию звуки можно тренировать процесс дифференциации звуков (например: сапер- шатер, сыпь- шып).
На обороте третьей стороны расположены цветные «окошки» для расположения в них карточек с изображениями- чистоговорками в мнемотехнике, для каждого изображения свое окно. Ребенку предлагается открыть окошки и произнести чистоговорку на автоматизируемый звук.
Карточки с изображениями артикуляционных упражнений и звуками прикрепляются к соответствующим сторонам лэпбука с помощью липучек. Педагог или ребенок могут выбирать, менять местами нужные карточки.
Карточки с изображениями предметов и действий для «домика» выбираются из картотеки карточек на звуки, и так же крепятся с помощью липучек.
Карточки -изображения чистоговорок в окошках можно менять.
Использование такой формы работы даёт возможность построить свою деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.