Логопедическое занятие по развитию речи для 2 класса «Как хлеб на стол пришёл»

5
0
Материал опубликован 22 October 2023 в группе

Наглядность к занятию "Как хлеб на стол пришел"PPTX / 18.37 Мб

/data/files/l1697990007.pptx (Наглядность к занятию "Как хлеб на стол пришел")


Муз 1MP3 / 6.74 Мб

/data/files/t1697990028.mp3 (Муз 1)


Муз 2MP3 / 1.22 Мб

/data/files/d1697990046.mp3 (Муз 2)


Муз 3MP3 / 15.89 Мб

/data/files/c1697990063.mp3 (Муз 3)


Муз 4MP3 / 12.26 Мб

/data/files/j1697990095.mp3 (Муз 4) 

Конспект логопедического занятия по развитию речи для 2 класса:

«Как хлеб на стол пришел»


Цель: способствовать формированию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы: «Хлеб».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепление и систематизация представлений о хлебе и хлебобулочных изделиях.

 Уточнение и активизация словаря по теме «Хлеб».

 Совершенствование грамматического строя речи (развитие навыка образовывать множественное число существительных, образование родственных слов к слову «хлеб», образование уменьшительно – ласкательных форм существительных, формирование навыка изменения существительных по падежам).

Коррекционно-развивающие:


1.Развитие связной речи.

2.Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти.

3.Развитие общей, мелкой моторики, координации речи с движением.

4.Развитие артикуляции.

5. Развитие фонематического восприятия.


Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков  самостоятельности, инициативности.

Воспитание коммуникативных умений и навыков.

Воспитание  у детей бережного отношения к хлебу, уважения к людям, которые его выращивают.  


Ход занятия

Логопед: здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (дети здороваются)

1.Орг момент:

Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия). Какие слова вы можете сказать о России? Какая она? Свой ответ каждый из вас будет начинать с предложения «Наша Россия…» (Ответы детей).(Большая, великая, светлая, любимая, родная, свободная)

Очень часто говорят, что Россия – страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей). Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых – угля, нефти, газа, золота, драгоценных камней. Но самое главное богатство собирают осенью с полей. А что это за урожай сейчас узнаем. Для этого вам по моей инструкции надо найти подсказку и собрать картинку. На ней мы и увидим самое главное богатство России.

1.Игра «Найди по словесной инструкции»

(дети ищут подсказку)

Ну, и что же это за урожай? Что за богатство такое? (дети отвечают)

Правильно! Это хлеб.

Издавна главным богатством России считался хлеб. Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Если не будет никаких продуктов, а только хлеб и вода, человек будет жить.

Послушайте стихотворение про хлеб. И ответьте правда это, или нет.

Он и черный, он и белый,

И всегда он загорелый.

Мы как кушать захотим,

То всегда садимся с ним. Это правда ребята? А кто любит хлеб поднимите руку!

- А почему, говорят, что хлеб - всему голова? Т.е. хлеб – главный.

- Правильно, потому что без хлеба человеку трудно прожить. Мы не сможем полноценно завтракать, обедать, ужинать, если нет хлеба. Мы не наедимся.

К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб брали чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронили хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

- Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб? (Ответы детей)

Много сил приложили люди, чтобы на нашем столе был вкусный, душистый хлеб. Настя, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Тема сегодняшнего занятия «Как хлеб на стол пришел?» (1 слайд)



Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. (2 слайд)

А как же добывали хлеб? Сначала поле вспахивали. (3 слайд)

Потом сеют рожь и пшеницу.(4 слайд) Давайте с вами встанем в круг и засеем поле пшеницей.


II.Основная часть:


2.Психогимнастика «Сеем – посеем»

Мы на общем поле нашем

Вешним утром дружно пашем,

Сеем хлеб под птичий грай,

Чтобы вырос каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Прежде всего, нужно разрыхлить поле. Ни что не справится с этой работой лучше, чем трактор с бороной. Поле вспахано, теперь можно сеять зерно.

Мы посеем рожь, рожь (дети показывают, как разбрасывают зёрна)

И горох взойдет хорош, (поднимают постепенно руки)

Будет по ветру клониться

Белоярая пшеница, (качают поднятыми руками из стороны в сторону)

И гречиха в цвет рядится, (вытягивают руки и вращают кистями)

И овёс заколосится (трясут поднятыми вверх руками).

Логопед: Посадить зёрна нужно в определённый срок, а, если посеять их раньше, или позже положенного срока, то они могут и не вырасти. Но вот взошли в начале лета зелёные росточки. 


Дождик, видишь всходы эти?

Их почаще поливай,

Чтобы вышел каравай.

Вместе: Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

(Включается фонограмма – шум дождя)


Логопед: Весело стучат капельки дождя, поливают посевы.

Ритмическая игра «Капли»

Капля раз, капля два,

(дети хлопают по коленям целыми длительностями)

Капли медленно сперва, (хлопают в ладоши половинными)

Потом стали поспевать,

Капля каплю догонять.

(ударяют пальцами по ладони другой руки четвертными).

Логопед:

Дождик щедро полил поле. Теперь нужно обратиться к солнышку, ведь каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна не только вода, но и солнечный свет.


- Солнце, шли свой луч волшебный,

На растущий стебель хлебный,

Наше поле согревай!

Нужен людям каравай,

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Логопед: И потянулись колоски к солнцу.

Упражнение на развитие координации движений

Солнце припекает, (перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают вверх руки («солнце»).

Землю согревает. (опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу)

Высоко поднялись колоски,

К солнышку тянутся они.

(сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки)

Ветер налетает,

Колоски качает. (покачивают руками над головой)

Вправо пригнулись,

Влево качнулись.

(наклоняют корпус и руки вправо-влево)

Вот какая нива! (поднимают руки, пальцы раздвинуты)

До чего ж красива! (трясут кистями над головой).



Логопед: Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле, которое называют ещё и нива, в это время очень красивое.

Молодцы ребята, садитесь на свои места. За хорошую работу в поле вы получаете вот такую «хлебобулочную» фишку. В конце игры, если вы сможете набрать 6 фишек, то получите волшебную корзинку, которая превратиться в угощение. А сейчас вы заслужили крендель!

Ребята, посмотрите какое красивое поле ржи мы с вами вырастили!

(5 слайд)

А пока наша рожь зреет под яркими лучами солнца, мы с вами поработаем языком.

3.«Вкусная артикуляционная гимнастика»

Как называется это хлебобулочное изделие? (дети отвечают)

Правильно – это сушка. Давайте при помощи сушки потренируем наш язычок.

t1697989943aa.jpg

Молодцы, ребята, а теперь покажем язычку откуда хлеб пришел.

4.Артикуляционная гимнастика «Откуда хлеб пришел?»

Язычок очень любил наблюдать, как бабушка печет булочки и пирожки. Однажды, когда бабушка замесила тесто (упр-е «Месим тесто»), он попросил ее рассказать откуда хлеб пришел?. Бабушка начала свой рассказ. Сначала, сказала она - нужно вскопать землю (упр-е «Кошка лакает молоко»), потом разрыхлить её (упр-е «Вкусное варенье») и посеять семена (упр-е «Часики»). Когда появятся ростки (упр-е «Качели»), их нужно поливать (упр-е «Маляр»). Поспевший урожай убирают с поля (упр-е «Часики»), поспевшие хлебные колосья превращают в муку (упр –ие «Молоточек») и только затем месят тесто и пекут вкусные хлебобулочные изделия (упр-я «Месим тесто» и «Киска сердится»).


5.Работа над дикцией, развитие фонематического восприятия.

ЧИСТОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ. (хором)

Жок-жок-жок - это пирожок.

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

Шки-шки-шки - мы любим пирожки.

Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.

Ач-ач-ач - вот калач.

Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

Чи-чи-чи - мы любим калачи.

Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.





СКОРОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ (индивидуально)

Хорош пирожок, внутри творожок.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Отлично! В награду за старание вы получаете баранку!

  А потом, когда рожь созреет, приходит пора собирать урожай.

(Слайд 6,7) Такое действие называется жатва. (Слайд 8,9,10)

Сейчас мы с вами будем жать рожь и пшеницу. Приготовьте свои пальчики и повторяйте за мной.









6.Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

Не гром грохочет, не пальба,

Идет, грохочет молотьба.

Чу-чу-чу-чу – я зерно молочу, (дети стучат кулаками друг о друга).

Чу-чу-чу-чу – жЁрнова кручу,

(потирают ладони друг о друга вращательными движениями).

Чу-чу-чу-чу – муку получу,

(щелкают пальчиками).

Куда потом везут муку? (На хлебозаводы). Из муки теперь можно печь калачи.

Ач-ач-ач-ач – испеку калач.

(«пекут» пирожки – то одна рука сверху, то другая)

Чо-чо-чо-чо – в печке очень горячо.

(то вытягивают руки вперед, развернув ладони от себя, то прижимают их к груди)

Ачики-ачики – вкусные калачики! (хлопают в ладоши) Вот и получилась у нас мука, а из муки вкусные калачи! (11 слайд)

Молодцы ребята. За проделанную работу вы получаете ватрушку!

Ребята, а вы знаете, кто такой хлебопек или пекарь? (12 слайд) Это человек, который печет из муки хлеб и хлебобулочные изделия. Вы бы хотели попробовать побывать в роли пекаря? Сейчас мы обведем по точкам это хлебобулочное изделие. Кто знает, что это? Продолговатый, мягкий, пушистый, ароматный? Это батон. Ручкой обводим контур. А теперь приклеем по контуру золотистую корочку. Каждый кружок приклеиваем на контур, пока он весь не будет покрыт кругами.

7.Обводка фигуры батона по точкам. Оклеивание контура кругами.

«Муку в тесто замесили, а из теста мы слепили, пирожки и плюшки, сдобные ватрушки, все мы испечем в печи, очень вкусно! Молодцы! А теперь наши батоны поместим в русскую печь! Будут они у нас ароматные и пушистые! ЗА это получите пряник!

(13 слайд)

Вот попали к нам на стол батоны. Но ведь есть еще много различных хлебобулочных изделий. Давайте встанем в круг и вспомним, какие еще есть изделия из хлеба и как их правильно нужно называть. Игра называется «Один – много» Я вам буду бросать мяч и называть какое – нибудь хлебобулочное изделие, а вы должны поймать мяч и бросить мне назад и назвать хлебобулочное изделие, когда его много. Например, батон – батоны.




8.Игры с мячом на развитие лексико – грамматической стороны речи

Игра с мячом «Один – много» (развитие навыка образовывать множественное число существительных)

булка – булки, крендель – кренделя, хлеб – хлеба, завитушка – завитушки, плюшка – плюшки, коврига – ковриги, плетенка – плетенки, пирог – пироги.

Молодцы, справились. А знаете ли вы, сколько слов связано со словом хлеб? Сейчас и узнаем. Посмотрите на доску. (Прибор для резки хлеба – хлеборезка. Посуда для хлеба – хлебница. Человек, выращивающий хлеб – хлебороб. Человек, который печет хлеб (Хлебопек или пекарь).Завод, где выпекают хлеб (Хлебозавод или пекарня). Изделия из теста (Хлебобулочные изделия)

А теперь посмотрим, как вы запомнили эти слова.

Я бросаю мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мне мяч назад.

Игра с мячом «Вопрос – ответ» (образование родственных слов к слову «хлеб»).

 (Логопед задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч логопеду)

    - назови хлеб ласково (хлебушек)

              - крошки хлеба какие? (хлебные)

            - квас из хлеба какой? (хлебный)

            - прибор для резки хлеба? (хлеборезка)

            - посуда для хлеба? (хлебница)

            - кто выращивает хлеб? (хлебороб)

            - кто печет хлеб? (хлебопек или пекарь)

            - назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)

            - как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия)

Какие умные ребята! А сможете ли вы назвать ласково хлебобулочные изделия? Сейчас проверим. Я передаю вам мяч и называю хлебобулочное изделие, а вы говорите ласково. Например, булка – булочка и передаете мяч соседу.

Игра с мячом «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных форм существительных)

Батон – батончик, Пряник – пряничек, Пирог – пирожок, Хлеб – хлебушек .Сушка – сушечка.Баранка – бараночка.Сухарь – сухарик. Лепешка – лепешечка. Пышка – пышечка.

Молодцы ребята, за старания вы получаете вкусную, ароматную булочку!

Садитесь на места.

9.Дидактическое упражнение «Есть – нет – много»

Перед вами слова. Давайте прочитаем эти слова (есть, нет, много). Так же картинки с хлебобулочными изделиями. Вы по очереди бросаете кубик на картинки. И смотрите, куда попадет кубик, а потом говорите фразу со словами есть, нет, много. Например, есть (что?) хлеб, нет (Чего?) хлеба, много (чего?) хлеба. У кого совпадет ответ, тот переигрывает.

Отлично! Ребята вы большие молодцы и за свои старания вы получаете золотистый пирожок.

III. Заключительная часть:

Рефлексия:

Логопед: Наше занятие подходит к концу. Давайте с вами посмотрим на доску и вспомним, о чем мы сегодня говорили.

Кто мне расскажет, как хлеб на стол пришел?

А про какие хлебобулочные изделия мы сегодня говорили?

Как ты думаешь трудно ли вырастить хлеб?

Нужно ли к хлебу относиться бережно? Почему?

Почему хлеб на столе главный продукт?

А теперь давайте немного добавим волшебства в наше занятие. Соберите все свои фишки и положите возле этой корзинки. Итак, давайте вместе и дружно проговорим фразу: «"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".

 

Ура! Волшебство свершилось! Вы сегодня хорошо поработали, поэтому в награду вам достается целая корзина хлебобулочных изделий. Молодцы!

Ребята, наше занятие закончилось, но запомните (14 Слайд )

И играя, и танцуя,

Помни истину такую,

Никогда не забывай:

Береги наш каравай,

Он трудом добыт,

Чтобы ты был сыт!

t1697989943ab.pngt1697989943ac.pngt1697989943ab.pngt1697989943ad.pngt1697989943ae.jpgt1697989943af.pngt1697989943af.pngt1697989943ad.pngt1697989943ad.pngt1697989943ag.pngt1697989943ag.pngt1697989943ag.png






t1697989943ah.jpgt1697989943ah.jpgt1697989943ah.jpgt1697989943ai.jpgt1697989943ai.jpgt1697989943ai.jpg





t1697989943aj.jpg


t1697989943ak.jpg

Хлеборезка

t1697989943al.jpg

Хлебница




t1697989943am.jpg

Хлебороб



t1697989943an.jpg

Хлебопек

пекарь



t1697989943ao.jpg

Хлебозавод





t1697989943ap.jpg

Хлебобулочные изделия



Есть

Нет

Много

t1697989943aq.jpg

t1697989943ar.png

t1697989943ah.jpg

t1697989943ae.jpg

t1697989943ai.jpg

t1697989943ag.png

t1697989943as.jpgt1697989943as.jpg

t1697989943as.jpg

















t1697989943at.gif













































t1697989943au.gif













































t1697989943au.gif







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации