Логопедическое занятие по развитию речи для 2 класса «Как хлеб на стол пришёл»
Наглядность к занятию "Как хлеб на стол пришел"PPTX / 18.37 Мб
/data/files/l1697990007.pptx (Наглядность к занятию "Как хлеб на стол пришел")
Муз 1MP3 / 6.74 Мб
/data/files/t1697990028.mp3 (Муз 1)
Муз 2MP3 / 1.22 Мб
/data/files/d1697990046.mp3 (Муз 2)
Муз 3MP3 / 15.89 Мб
/data/files/c1697990063.mp3 (Муз 3)
Муз 4MP3 / 12.26 Мб
/data/files/j1697990095.mp3 (Муз 4)
Конспект логопедического занятия по развитию речи для 2 класса:
«Как хлеб на стол пришел»
Цель: способствовать формированию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы: «Хлеб».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепление и систематизация представлений о хлебе и хлебобулочных изделиях.
Уточнение и активизация словаря по теме «Хлеб».
Совершенствование грамматического строя речи (развитие навыка образовывать множественное число существительных, образование родственных слов к слову «хлеб», образование уменьшительно – ласкательных форм существительных, формирование навыка изменения существительных по падежам).
Коррекционно-развивающие:
1.Развитие связной речи.
2.Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти.
3.Развитие общей, мелкой моторики, координации речи с движением.
4.Развитие артикуляции.
5. Развитие фонематического восприятия.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков самостоятельности, инициативности.
Воспитание коммуникативных умений и навыков.
Воспитание у детей бережного отношения к хлебу, уважения к людям, которые его выращивают.
Ход занятия
Логопед: здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (дети здороваются)
1.Орг момент:
Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия). Какие слова вы можете сказать о России? Какая она? Свой ответ каждый из вас будет начинать с предложения «Наша Россия…» (Ответы детей).(Большая, великая, светлая, любимая, родная, свободная)
Очень часто говорят, что Россия – страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей). Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых – угля, нефти, газа, золота, драгоценных камней. Но самое главное богатство собирают осенью с полей. А что это за урожай сейчас узнаем. Для этого вам по моей инструкции надо найти подсказку и собрать картинку. На ней мы и увидим самое главное богатство России.
1.Игра «Найди по словесной инструкции»
(дети ищут подсказку)
Ну, и что же это за урожай? Что за богатство такое? (дети отвечают)
Правильно! Это хлеб.
Издавна главным богатством России считался хлеб. Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Если не будет никаких продуктов, а только хлеб и вода, человек будет жить.
Послушайте стихотворение про хлеб. И ответьте правда это, или нет.
Он и черный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним. Это правда ребята? А кто любит хлеб поднимите руку!
- А почему, говорят, что хлеб - всему голова? Т.е. хлеб – главный.
- Правильно, потому что без хлеба человеку трудно прожить. Мы не сможем полноценно завтракать, обедать, ужинать, если нет хлеба. Мы не наедимся.
К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб брали чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронили хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
- Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб? (Ответы детей)
Много сил приложили люди, чтобы на нашем столе был вкусный, душистый хлеб. Настя, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Тема сегодняшнего занятия «Как хлеб на стол пришел?» (1 слайд)
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. (2 слайд)
А как же добывали хлеб? Сначала поле вспахивали. (3 слайд)
Потом сеют рожь и пшеницу.(4 слайд) Давайте с вами встанем в круг и засеем поле пшеницей.
II.Основная часть:
2.Психогимнастика «Сеем – посеем»
Мы на общем поле нашем
Вешним утром дружно пашем,
Сеем хлеб под птичий грай,
Чтобы вырос каравай.
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Прежде всего, нужно разрыхлить поле. Ни что не справится с этой работой лучше, чем трактор с бороной. Поле вспахано, теперь можно сеять зерно.
Мы посеем рожь, рожь (дети показывают, как разбрасывают зёрна)
И горох взойдет хорош, (поднимают постепенно руки)
Будет по ветру клониться
Белоярая пшеница, (качают поднятыми руками из стороны в сторону)
И гречиха в цвет рядится, (вытягивают руки и вращают кистями)
И овёс заколосится (трясут поднятыми вверх руками).
Логопед: Посадить зёрна нужно в определённый срок, а, если посеять их раньше, или позже положенного срока, то они могут и не вырасти. Но вот взошли в начале лета зелёные росточки.
Дождик, видишь всходы эти?
Их почаще поливай,
Чтобы вышел каравай.
Вместе: Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
(Включается фонограмма – шум дождя)
Логопед: Весело стучат капельки дождя, поливают посевы.
Ритмическая игра «Капли»
Капля раз, капля два,
(дети хлопают по коленям целыми длительностями)
Капли медленно сперва, (хлопают в ладоши половинными)
Потом стали поспевать,
Капля каплю догонять.
(ударяют пальцами по ладони другой руки четвертными).
Логопед:
Дождик щедро полил поле. Теперь нужно обратиться к солнышку, ведь каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна не только вода, но и солнечный свет.
- Солнце, шли свой луч волшебный,
На растущий стебель хлебный,
Наше поле согревай!
Нужен людям каравай,
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Логопед: И потянулись колоски к солнцу.
Упражнение на развитие координации движений
Солнце припекает, (перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают вверх руки («солнце»).
Землю согревает. (опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу)
Высоко поднялись колоски,
К солнышку тянутся они.
(сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки)
Ветер налетает,
Колоски качает. (покачивают руками над головой)
Вправо пригнулись,
Влево качнулись.
(наклоняют корпус и руки вправо-влево)
Вот какая нива! (поднимают руки, пальцы раздвинуты)
До чего ж красива! (трясут кистями над головой).
Логопед: Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле, которое называют ещё и нива, в это время очень красивое.
Молодцы ребята, садитесь на свои места. За хорошую работу в поле вы получаете вот такую «хлебобулочную» фишку. В конце игры, если вы сможете набрать 6 фишек, то получите волшебную корзинку, которая превратиться в угощение. А сейчас вы заслужили крендель!
Ребята, посмотрите какое красивое поле ржи мы с вами вырастили!
(5 слайд)
А пока наша рожь зреет под яркими лучами солнца, мы с вами поработаем языком.
3.«Вкусная артикуляционная гимнастика»
Как называется это хлебобулочное изделие? (дети отвечают)
Правильно – это сушка. Давайте при помощи сушки потренируем наш язычок.
Молодцы, ребята, а теперь покажем язычку откуда хлеб пришел.
4.Артикуляционная гимнастика «Откуда хлеб пришел?»
Язычок очень любил наблюдать, как бабушка печет булочки и пирожки. Однажды, когда бабушка замесила тесто (упр-е «Месим тесто»), он попросил ее рассказать откуда хлеб пришел?. Бабушка начала свой рассказ. Сначала, сказала она - нужно вскопать землю (упр-е «Кошка лакает молоко»), потом разрыхлить её (упр-е «Вкусное варенье») и посеять семена (упр-е «Часики»). Когда появятся ростки (упр-е «Качели»), их нужно поливать (упр-е «Маляр»). Поспевший урожай убирают с поля (упр-е «Часики»), поспевшие хлебные колосья превращают в муку (упр –ие «Молоточек») и только затем месят тесто и пекут вкусные хлебобулочные изделия (упр-я «Месим тесто» и «Киска сердится»).
5.Работа над дикцией, развитие фонематического восприятия.
ЧИСТОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ. (хором)
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
СКОРОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ (индивидуально)
Хорош пирожок, внутри творожок.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Отлично! В награду за старание вы получаете баранку!
А потом, когда рожь созреет, приходит пора собирать урожай.
(Слайд 6,7) Такое действие называется жатва. (Слайд 8,9,10)
Сейчас мы с вами будем жать рожь и пшеницу. Приготовьте свои пальчики и повторяйте за мной.
6.Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)
Не гром грохочет, не пальба,
Идет, грохочет молотьба.
Чу-чу-чу-чу – я зерно молочу, (дети стучат кулаками друг о друга).
Чу-чу-чу-чу – жЁрнова кручу,
(потирают ладони друг о друга вращательными движениями).
Чу-чу-чу-чу – муку получу,
(щелкают пальчиками).
Куда потом везут муку? (На хлебозаводы). Из муки теперь можно печь калачи.
Ач-ач-ач-ач – испеку калач.
(«пекут» пирожки – то одна рука сверху, то другая)
Чо-чо-чо-чо – в печке очень горячо.
(то вытягивают руки вперед, развернув ладони от себя, то прижимают их к груди)
Ачики-ачики – вкусные калачики! (хлопают в ладоши) Вот и получилась у нас мука, а из муки вкусные калачи! (11 слайд)
Молодцы ребята. За проделанную работу вы получаете ватрушку!
Ребята, а вы знаете, кто такой хлебопек или пекарь? (12 слайд) Это человек, который печет из муки хлеб и хлебобулочные изделия. Вы бы хотели попробовать побывать в роли пекаря? Сейчас мы обведем по точкам это хлебобулочное изделие. Кто знает, что это? Продолговатый, мягкий, пушистый, ароматный? Это батон. Ручкой обводим контур. А теперь приклеем по контуру золотистую корочку. Каждый кружок приклеиваем на контур, пока он весь не будет покрыт кругами.
7.Обводка фигуры батона по точкам. Оклеивание контура кругами.
«Муку в тесто замесили, а из теста мы слепили, пирожки и плюшки, сдобные ватрушки, все мы испечем в печи, очень вкусно! Молодцы! А теперь наши батоны поместим в русскую печь! Будут они у нас ароматные и пушистые! ЗА это получите пряник!
(13 слайд)
Вот попали к нам на стол батоны. Но ведь есть еще много различных хлебобулочных изделий. Давайте встанем в круг и вспомним, какие еще есть изделия из хлеба и как их правильно нужно называть. Игра называется «Один – много» Я вам буду бросать мяч и называть какое – нибудь хлебобулочное изделие, а вы должны поймать мяч и бросить мне назад и назвать хлебобулочное изделие, когда его много. Например, батон – батоны.
8.Игры с мячом на развитие лексико – грамматической стороны речи
Игра с мячом «Один – много» (развитие навыка образовывать множественное число существительных)
булка – булки, крендель – кренделя, хлеб – хлеба, завитушка – завитушки, плюшка – плюшки, коврига – ковриги, плетенка – плетенки, пирог – пироги.
Молодцы, справились. А знаете ли вы, сколько слов связано со словом хлеб? Сейчас и узнаем. Посмотрите на доску. (Прибор для резки хлеба – хлеборезка. Посуда для хлеба – хлебница. Человек, выращивающий хлеб – хлебороб. Человек, который печет хлеб (Хлебопек или пекарь).Завод, где выпекают хлеб (Хлебозавод или пекарня). Изделия из теста (Хлебобулочные изделия)
А теперь посмотрим, как вы запомнили эти слова.
Я бросаю мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мне мяч назад.
Игра с мячом «Вопрос – ответ» (образование родственных слов к слову «хлеб»).
(Логопед задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч логопеду)
- назови хлеб ласково (хлебушек)
- крошки хлеба какие? (хлебные)
- квас из хлеба какой? (хлебный)
- прибор для резки хлеба? (хлеборезка)
- посуда для хлеба? (хлебница)
- кто выращивает хлеб? (хлебороб)
- кто печет хлеб? (хлебопек или пекарь)
- назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)
- как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия)
Какие умные ребята! А сможете ли вы назвать ласково хлебобулочные изделия? Сейчас проверим. Я передаю вам мяч и называю хлебобулочное изделие, а вы говорите ласково. Например, булка – булочка и передаете мяч соседу.
Игра с мячом «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных форм существительных)
Батон – батончик, Пряник – пряничек, Пирог – пирожок, Хлеб – хлебушек .Сушка – сушечка.Баранка – бараночка.Сухарь – сухарик. Лепешка – лепешечка. Пышка – пышечка.
Молодцы ребята, за старания вы получаете вкусную, ароматную булочку!
Садитесь на места.
9.Дидактическое упражнение «Есть – нет – много»
Перед вами слова. Давайте прочитаем эти слова (есть, нет, много). Так же картинки с хлебобулочными изделиями. Вы по очереди бросаете кубик на картинки. И смотрите, куда попадет кубик, а потом говорите фразу со словами есть, нет, много. Например, есть (что?) хлеб, нет (Чего?) хлеба, много (чего?) хлеба. У кого совпадет ответ, тот переигрывает.
Отлично! Ребята вы большие молодцы и за свои старания вы получаете золотистый пирожок.
III. Заключительная часть:
Рефлексия:
Логопед: Наше занятие подходит к концу. Давайте с вами посмотрим на доску и вспомним, о чем мы сегодня говорили.
Кто мне расскажет, как хлеб на стол пришел?
А про какие хлебобулочные изделия мы сегодня говорили?
Как ты думаешь трудно ли вырастить хлеб?
Нужно ли к хлебу относиться бережно? Почему?
Почему хлеб на столе главный продукт?
А теперь давайте немного добавим волшебства в наше занятие. Соберите все свои фишки и положите возле этой корзинки. Итак, давайте вместе и дружно проговорим фразу: «"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".
Ура! Волшебство свершилось! Вы сегодня хорошо поработали, поэтому в награду вам достается целая корзина хлебобулочных изделий. Молодцы!
Ребята, наше занятие закончилось, но запомните (14 Слайд )
И играя, и танцуя,
Помни истину такую,
Никогда не забывай:
Береги наш каравай,
Он трудом добыт,
Чтобы ты был сыт!
Хлеборезка
Хлебница
Хлебороб
Хлебопек
пекарь
Хлебозавод
Хлебобулочные изделия
Есть
Нет
Много
|
|
|
|
|
|