12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Павловна Колесова1198
Я - школьный логопед, психолог, друг и наставник.
Россия, Алтайский край, Целинный район с. Воеводское
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Наглядность к занятию "Как хлеб на стол пришел"PPTX / 18.37 Мб

/data/files/l1697990007.pptx (Наглядность к занятию "Как хлеб на стол пришел")


Муз 1MP3 / 6.74 Мб

/data/files/t1697990028.mp3 (Муз 1)


Муз 2MP3 / 1.22 Мб

/data/files/d1697990046.mp3 (Муз 2)


Муз 3MP3 / 15.89 Мб

/data/files/c1697990063.mp3 (Муз 3)


Муз 4MP3 / 12.26 Мб

/data/files/j1697990095.mp3 (Муз 4) 

Конспект логопедического занятия по развитию речи для 2 класса:

«Как хлеб на стол пришел»


Цель: способствовать формированию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы: «Хлеб».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепление и систематизация представлений о хлебе и хлебобулочных изделиях.

 Уточнение и активизация словаря по теме «Хлеб».

 Совершенствование грамматического строя речи (развитие навыка образовывать множественное число существительных, образование родственных слов к слову «хлеб», образование уменьшительно – ласкательных форм существительных, формирование навыка изменения существительных по падежам).

Коррекционно-развивающие:


1.Развитие связной речи.

2.Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти.

3.Развитие общей, мелкой моторики, координации речи с движением.

4.Развитие артикуляции.

5. Развитие фонематического восприятия.


Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков  самостоятельности, инициативности.

Воспитание коммуникативных умений и навыков.

Воспитание  у детей бережного отношения к хлебу, уважения к людям, которые его выращивают.  


Ход занятия

Логопед: здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (дети здороваются)

1.Орг момент:

Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия). Какие слова вы можете сказать о России? Какая она? Свой ответ каждый из вас будет начинать с предложения «Наша Россия…» (Ответы детей).(Большая, великая, светлая, любимая, родная, свободная)

Очень часто говорят, что Россия – страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей). Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых – угля, нефти, газа, золота, драгоценных камней. Но самое главное богатство собирают осенью с полей. А что это за урожай сейчас узнаем. Для этого вам по моей инструкции надо найти подсказку и собрать картинку. На ней мы и увидим самое главное богатство России.

1.Игра «Найди по словесной инструкции»

(дети ищут подсказку)

Ну, и что же это за урожай? Что за богатство такое? (дети отвечают)

Правильно! Это хлеб.

Издавна главным богатством России считался хлеб. Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Если не будет никаких продуктов, а только хлеб и вода, человек будет жить.

Послушайте стихотворение про хлеб. И ответьте правда это, или нет.

Он и черный, он и белый,

И всегда он загорелый.

Мы как кушать захотим,

То всегда садимся с ним. Это правда ребята? А кто любит хлеб поднимите руку!

- А почему, говорят, что хлеб - всему голова? Т.е. хлеб – главный.

- Правильно, потому что без хлеба человеку трудно прожить. Мы не сможем полноценно завтракать, обедать, ужинать, если нет хлеба. Мы не наедимся.

К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб брали чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронили хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

- Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб? (Ответы детей)

Много сил приложили люди, чтобы на нашем столе был вкусный, душистый хлеб. Настя, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Тема сегодняшнего занятия «Как хлеб на стол пришел?» (1 слайд)



Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. (2 слайд)

А как же добывали хлеб? Сначала поле вспахивали. (3 слайд)

Потом сеют рожь и пшеницу.(4 слайд) Давайте с вами встанем в круг и засеем поле пшеницей.


II.Основная часть:


2.Психогимнастика «Сеем – посеем»

Мы на общем поле нашем

Вешним утром дружно пашем,

Сеем хлеб под птичий грай,

Чтобы вырос каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Прежде всего, нужно разрыхлить поле. Ни что не справится с этой работой лучше, чем трактор с бороной. Поле вспахано, теперь можно сеять зерно.

Мы посеем рожь, рожь (дети показывают, как разбрасывают зёрна)

И горох взойдет хорош, (поднимают постепенно руки)

Будет по ветру клониться

Белоярая пшеница, (качают поднятыми руками из стороны в сторону)

И гречиха в цвет рядится, (вытягивают руки и вращают кистями)

И овёс заколосится (трясут поднятыми вверх руками).

Логопед: Посадить зёрна нужно в определённый срок, а, если посеять их раньше, или позже положенного срока, то они могут и не вырасти. Но вот взошли в начале лета зелёные росточки. 


Дождик, видишь всходы эти?

Их почаще поливай,

Чтобы вышел каравай.

Вместе: Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

(Включается фонограмма – шум дождя)


Логопед: Весело стучат капельки дождя, поливают посевы.

Ритмическая игра «Капли»

Капля раз, капля два,

(дети хлопают по коленям целыми длительностями)

Капли медленно сперва, (хлопают в ладоши половинными)

Потом стали поспевать,

Капля каплю догонять.

(ударяют пальцами по ладони другой руки четвертными).

Логопед:

Дождик щедро полил поле. Теперь нужно обратиться к солнышку, ведь каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна не только вода, но и солнечный свет.


- Солнце, шли свой луч волшебный,

На растущий стебель хлебный,

Наше поле согревай!

Нужен людям каравай,

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Логопед: И потянулись колоски к солнцу.

Упражнение на развитие координации движений

Солнце припекает, (перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают вверх руки («солнце»).

Землю согревает. (опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу)

Высоко поднялись колоски,

К солнышку тянутся они.

(сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки)

Ветер налетает,

Колоски качает. (покачивают руками над головой)

Вправо пригнулись,

Влево качнулись.

(наклоняют корпус и руки вправо-влево)

Вот какая нива! (поднимают руки, пальцы раздвинуты)

До чего ж красива! (трясут кистями над головой).



Логопед: Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле, которое называют ещё и нива, в это время очень красивое.

Молодцы ребята, садитесь на свои места. За хорошую работу в поле вы получаете вот такую «хлебобулочную» фишку. В конце игры, если вы сможете набрать 6 фишек, то получите волшебную корзинку, которая превратиться в угощение. А сейчас вы заслужили крендель!

Ребята, посмотрите какое красивое поле ржи мы с вами вырастили!

(5 слайд)

А пока наша рожь зреет под яркими лучами солнца, мы с вами поработаем языком.

3.«Вкусная артикуляционная гимнастика»

Как называется это хлебобулочное изделие? (дети отвечают)

Правильно – это сушка. Давайте при помощи сушки потренируем наш язычок.

t1697989943aa.jpg

Молодцы, ребята, а теперь покажем язычку откуда хлеб пришел.

4.Артикуляционная гимнастика «Откуда хлеб пришел?»

Язычок очень любил наблюдать, как бабушка печет булочки и пирожки. Однажды, когда бабушка замесила тесто (упр-е «Месим тесто»), он попросил ее рассказать откуда хлеб пришел?. Бабушка начала свой рассказ. Сначала, сказала она - нужно вскопать землю (упр-е «Кошка лакает молоко»), потом разрыхлить её (упр-е «Вкусное варенье») и посеять семена (упр-е «Часики»). Когда появятся ростки (упр-е «Качели»), их нужно поливать (упр-е «Маляр»). Поспевший урожай убирают с поля (упр-е «Часики»), поспевшие хлебные колосья превращают в муку (упр –ие «Молоточек») и только затем месят тесто и пекут вкусные хлебобулочные изделия (упр-я «Месим тесто» и «Киска сердится»).


5.Работа над дикцией, развитие фонематического восприятия.

ЧИСТОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ. (хором)

Жок-жок-жок - это пирожок.

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

Шки-шки-шки - мы любим пирожки.

Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.

Ач-ач-ач - вот калач.

Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

Чи-чи-чи - мы любим калачи.

Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.





СКОРОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ (индивидуально)

Хорош пирожок, внутри творожок.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Отлично! В награду за старание вы получаете баранку!

  А потом, когда рожь созреет, приходит пора собирать урожай.

(Слайд 6,7) Такое действие называется жатва. (Слайд 8,9,10)

Сейчас мы с вами будем жать рожь и пшеницу. Приготовьте свои пальчики и повторяйте за мной.









6.Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

Не гром грохочет, не пальба,

Идет, грохочет молотьба.

Чу-чу-чу-чу – я зерно молочу, (дети стучат кулаками друг о друга).

Чу-чу-чу-чу – жЁрнова кручу,

(потирают ладони друг о друга вращательными движениями).

Чу-чу-чу-чу – муку получу,

(щелкают пальчиками).

Куда потом везут муку? (На хлебозаводы). Из муки теперь можно печь калачи.

Ач-ач-ач-ач – испеку калач.

(«пекут» пирожки – то одна рука сверху, то другая)

Чо-чо-чо-чо – в печке очень горячо.

(то вытягивают руки вперед, развернув ладони от себя, то прижимают их к груди)

Ачики-ачики – вкусные калачики! (хлопают в ладоши) Вот и получилась у нас мука, а из муки вкусные калачи! (11 слайд)

Молодцы ребята. За проделанную работу вы получаете ватрушку!

Ребята, а вы знаете, кто такой хлебопек или пекарь? (12 слайд) Это человек, который печет из муки хлеб и хлебобулочные изделия. Вы бы хотели попробовать побывать в роли пекаря? Сейчас мы обведем по точкам это хлебобулочное изделие. Кто знает, что это? Продолговатый, мягкий, пушистый, ароматный? Это батон. Ручкой обводим контур. А теперь приклеем по контуру золотистую корочку. Каждый кружок приклеиваем на контур, пока он весь не будет покрыт кругами.

7.Обводка фигуры батона по точкам. Оклеивание контура кругами.

«Муку в тесто замесили, а из теста мы слепили, пирожки и плюшки, сдобные ватрушки, все мы испечем в печи, очень вкусно! Молодцы! А теперь наши батоны поместим в русскую печь! Будут они у нас ароматные и пушистые! ЗА это получите пряник!

(13 слайд)

Вот попали к нам на стол батоны. Но ведь есть еще много различных хлебобулочных изделий. Давайте встанем в круг и вспомним, какие еще есть изделия из хлеба и как их правильно нужно называть. Игра называется «Один – много» Я вам буду бросать мяч и называть какое – нибудь хлебобулочное изделие, а вы должны поймать мяч и бросить мне назад и назвать хлебобулочное изделие, когда его много. Например, батон – батоны.




8.Игры с мячом на развитие лексико – грамматической стороны речи

Игра с мячом «Один – много» (развитие навыка образовывать множественное число существительных)

булка – булки, крендель – кренделя, хлеб – хлеба, завитушка – завитушки, плюшка – плюшки, коврига – ковриги, плетенка – плетенки, пирог – пироги.

Молодцы, справились. А знаете ли вы, сколько слов связано со словом хлеб? Сейчас и узнаем. Посмотрите на доску. (Прибор для резки хлеба – хлеборезка. Посуда для хлеба – хлебница. Человек, выращивающий хлеб – хлебороб. Человек, который печет хлеб (Хлебопек или пекарь).Завод, где выпекают хлеб (Хлебозавод или пекарня). Изделия из теста (Хлебобулочные изделия)

А теперь посмотрим, как вы запомнили эти слова.

Я бросаю мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мне мяч назад.

Игра с мячом «Вопрос – ответ» (образование родственных слов к слову «хлеб»).

 (Логопед задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч логопеду)

    - назови хлеб ласково (хлебушек)

              - крошки хлеба какие? (хлебные)

            - квас из хлеба какой? (хлебный)

            - прибор для резки хлеба? (хлеборезка)

            - посуда для хлеба? (хлебница)

            - кто выращивает хлеб? (хлебороб)

            - кто печет хлеб? (хлебопек или пекарь)

            - назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)

            - как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия)

Какие умные ребята! А сможете ли вы назвать ласково хлебобулочные изделия? Сейчас проверим. Я передаю вам мяч и называю хлебобулочное изделие, а вы говорите ласково. Например, булка – булочка и передаете мяч соседу.

Игра с мячом «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных форм существительных)

Батон – батончик, Пряник – пряничек, Пирог – пирожок, Хлеб – хлебушек .Сушка – сушечка.Баранка – бараночка.Сухарь – сухарик. Лепешка – лепешечка. Пышка – пышечка.

Молодцы ребята, за старания вы получаете вкусную, ароматную булочку!

Садитесь на места.

9.Дидактическое упражнение «Есть – нет – много»

Перед вами слова. Давайте прочитаем эти слова (есть, нет, много). Так же картинки с хлебобулочными изделиями. Вы по очереди бросаете кубик на картинки. И смотрите, куда попадет кубик, а потом говорите фразу со словами есть, нет, много. Например, есть (что?) хлеб, нет (Чего?) хлеба, много (чего?) хлеба. У кого совпадет ответ, тот переигрывает.

Отлично! Ребята вы большие молодцы и за свои старания вы получаете золотистый пирожок.

III. Заключительная часть:

Рефлексия:

Логопед: Наше занятие подходит к концу. Давайте с вами посмотрим на доску и вспомним, о чем мы сегодня говорили.

Кто мне расскажет, как хлеб на стол пришел?

А про какие хлебобулочные изделия мы сегодня говорили?

Как ты думаешь трудно ли вырастить хлеб?

Нужно ли к хлебу относиться бережно? Почему?

Почему хлеб на столе главный продукт?

А теперь давайте немного добавим волшебства в наше занятие. Соберите все свои фишки и положите возле этой корзинки. Итак, давайте вместе и дружно проговорим фразу: «"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".

 

Ура! Волшебство свершилось! Вы сегодня хорошо поработали, поэтому в награду вам достается целая корзина хлебобулочных изделий. Молодцы!

Ребята, наше занятие закончилось, но запомните (14 Слайд )

И играя, и танцуя,

Помни истину такую,

Никогда не забывай:

Береги наш каравай,

Он трудом добыт,

Чтобы ты был сыт!

t1697989943ab.pngt1697989943ac.pngt1697989943ab.pngt1697989943ad.pngt1697989943ae.jpgt1697989943af.pngt1697989943af.pngt1697989943ad.pngt1697989943ad.pngt1697989943ag.pngt1697989943ag.pngt1697989943ag.png






t1697989943ah.jpgt1697989943ah.jpgt1697989943ah.jpgt1697989943ai.jpgt1697989943ai.jpgt1697989943ai.jpg





t1697989943aj.jpg


t1697989943ak.jpg

Хлеборезка

t1697989943al.jpg

Хлебница




t1697989943am.jpg

Хлебороб



t1697989943an.jpg

Хлебопек

пекарь



t1697989943ao.jpg

Хлебозавод





t1697989943ap.jpg

Хлебобулочные изделия



Есть

Нет

Много

t1697989943aq.jpg

t1697989943ar.png

t1697989943ah.jpg

t1697989943ae.jpg

t1697989943ai.jpg

t1697989943ag.png

t1697989943as.jpgt1697989943as.jpg

t1697989943as.jpg

















t1697989943at.gif













































t1697989943au.gif













































t1697989943au.gif







Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.