Квартирник у Владимира Высоцкого «Люблю тебя и в сложных временах – и в будущем, и в прошлом настоящем!»
«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ И В СЛОЖНЫХ ВРЕМЕНАХ –
И В БУДУЩЕМ, И В ПРОШЛОМ НАСТОЯЩЕМ!» -
квартирник у Владимира Высоцкого
Слайд 1
Ведущий 1
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу...
Даже если сулят золотую парчу
Или порчу грозят напустить - не хочу,-
На ослабленном нерве я не зазвучу -
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!
Все, что за ночь кропаю,- в чаду растопчу,
Лучше голову песне своей откручу,-
Но не буду скользить словно пыль по лучу!
Слайд 2. Песня Окуджавы. «О Володе Высоцком». Видео
Слайд 3.
Ведущий 2.
Он родился 25 января 1938 года, за три года до начала Великой Отечественной войны в разгар сталинских репрессий. Его детство пришлось на суровые военные годы. Москва. Бомбежки. Окна, заклеенные крест-накрест. Холод. Голод.
Слайд 4.
После пребывания в эвакуации на Урале, семья Высоцких вновь поселяется в Москве, в Большом Каретном переулке, где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.
Об этом он напишет спустя 30 лет:
Слайд 5. Высоцкий. «Час зачатья я помню неточно». Видео
Ведущий 1.
Марина Влади. Из книги «Владимир, или прерванный полет».
Ты не любишь рассказов о войне, но, как у каждого советского человека, они составляют часть твоей культуры.
Этот народ, который ты глубоко любишь, находит в твоих песнях отголоски трагедии, не пощадившей ни одной семьи: двадцать миллионов погибших, миллионы инвалидов и сирот, тысячи разрушенных городов и деревень, стёртых с лица земли.
На твоих концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые задумчивы и серьёзны. Твои песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники и официальные речи, вместе взятые.
Ведущий 2
Небо этого дня ясное,
Но теперь в нем броня лязгает.
А по нашей земле гул стоит,
И деревья в смоле, - грустно им.
Дым и пепел встают, как кресты,
Гнезд по крышам не вьют аисты.
Слайд 6. Песня. «Почему все не так». Видео
Ведущий 1.
Как говорил о своих стихах и песнях сам Владимир Семенович: «Расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливость и горе людское…»
Видимо, именно поэтому такой горячий отклик находили в сердцах людей песни Высоцкого о войне…
Ведущий 2.
В июне 41-го Володе было лишь три с половиной года. С матерью Ниной Максимовной он спускался в московские бомбоубежища, а затем был в эвакуации на Урале.
Но когда слушаешь песни Высоцкого о войне, трудно представить, что они написаны человеком, не шагавшим трудными фронтовыми дорогами, не горевшим в танке, не ходившим в разведку, не хоронившим друзей, более того – ни дня не служившим в армии.
Слайд 7. Владимир Высоцкий. Из интервью. Видео
Ведущий 1.
И еще добавлял:
Я считаю, что это нужно петь теперь, сегодня, да и продолжать в будущем. Песня о войне — это песня о том, как может себя чувствовать любой человек не только на войне, но всегда, находясь в очень острых и крайних ситуациях.
Слайд 8. Высоцкий. Песня. «Штрафные батальоны». Видео
Ведущий 2.
Прислушаемся к фронтовикам – их письма к Высоцкому лишнее подтверждение того, как предельно точно переданы чувства и мысли воинов, победивших врага в самой жестокой и кровопролитной войне:
Ведущий 1.
- Здравствуй, Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал еще год…
- Здравствуйте! Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?…
Ведущий 2.
В своем стихотворении Высоцкий ответил писавшим:
Вот спрашивают: попадал ли в плен ты?
Нет, не бывал, не воевал ни дня.
Спасибо вам, мои корреспонденты,
Что вы неверно поняли меня.
Слайд 9. Высоцкий. «Песня о новом времени». Видео
Слайд 10.
Ведущий 1.
В 10 классе Владимир стал заниматься в драматическом кружке и заявил родителям, что будет поступать в театральный. Но они уговорили его стать нормальным советским инженером. Он проучился в Московском инженерно-строительном институте один семестр и бросил. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год, готовясь к экзаменам. Где-то к двум часам ночи, когда чертежи были готовы, Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и полил ею свой чертеж. «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это – не мое…», - сказал тогда Владимир Семенович.
Слайд 11.
Ведущий 2.
И на следующий год поступил школу-студию МХАТ, по окончании которой получил распределение в театр имени Пушкина, затем работал в театре миниатюр. Он играл небольшие роли, эпизоды и чувствовал колоссальную неудовлетворенность самим собой. Но если бы не было этой невостребованности в театре, возможно, не появились бы песни Высоцкого, которые он начал писать в 1961 году. Друзья записывали его песни на магнитофонные ленты, и вскоре уже почти в каждом доме нашей огромной страны звучал голос Высоцкого.
Летом 1964 –го у Высоцкого произошла встреча, определившая всю его дальнейшую судьбу. Друзья посоветовали ему показаться главному режиссеру театра на Таганке Юрию Петровичу Любимову.
Слайд 12.
Ведущий 1.
Юрий Любимов. То, что он был замечательный поэт, - это я разнюхал сразу, мне не нужны были никакие рекомендации. Он пришел и пел мне 45 минут.
Театр был его призванием, а Высоцкий – неповторимым актёром. Он абсолютно владел залом, был хозяином сцены, обладал удивительной энергией, которая, как луч сильного прожектора, била в зал.
Слайд 13.
Драгунский офицер, Янг Сун, Галилей, Хлопуша, Свидригайлов, Лопахин… И заветная вершина творчества – Гамлет!
Ведущий 2.
Валерий Золотухин. Из воспоминаний о Высоцком.
"Духовной жаждою томим", Высоцкий рвался к вершинам поэзии. Он просил, он кричал Любимову: "Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета!" Любимов дал ему Гамлета и сделал с артистом роль, которая стала для Высоцкого вершинной, любимой и в которой в свое время он не знал себе равных в Европе. Шекспир-поэт, Гамлет-поэт, Высоцкий-поэт.
Слайд 14.
Ведущий 1.
Сам актер говорил: «Гамлет – любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: ну, это в последний раз, больше не выдержу… Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, себя»
Гамлет – тема всего творчества Высоцкого. Гамлет – это, прежде всего талант. Человек, которому дано видеть больше, чем другим. А кому много дано, с того много и спросится. Это прекрасно понимал Гамлет Высоцкого; он понимал, что невозможно играть в прятки со временем. Вот почему он не может бездействовать, хотя знает, что это приведёт к его гибели.
Слайд 15. Отрывок из Гамлета. Видео.
Слайд 16.
Ведущий 2.
Вскоре вышел в прокат фильм «Вертикаль» с песнями Высоцкого. И знакомый всем голос с магнитных лент наконец обретает зримый образ.
Ведущий 1.
Валерий Золотухин. Из воспоминаний о Высоцком.
Володя говорил: В своей жизни я больше всего ценил и ценю друзей... Больше жены, дома, детей, успеха, славы... денег. Я так живу. Понимаешь?
Слайд 17. «Песня о друге». Видео.
Ведущий 2.
Высоцкий начинает давать сольные концерты. Тематика его песен расширяется: это и зарисовки, и спортивные песни, и особенно любимые слушателями шуточные песни о нас, о нашей жизни.
Слайд 18.
Ведущий 1.
Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма «Колдунья». Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО – Высоцкий пришел туда после спектакля.
Слайд 19.
Ведущий 2.
Вот как описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади:
«Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это – ты», -
Слайд 20.
Ведущий 1.
— Наконец-то я встретил вас.
Ты говоришь, что хотел бы уйти отсюда и петь для меня.
Ты объясняешь мне, что театр — твоё ремесло, а поэзия — твоя страсть. И тут же, безо всякого перехода говоришь, что давно любишь меня.
Я смеюсь, а потом уже совсем серьёзно говорю, что ты — необыкновенный человек и с тобой интересно общаться, но я приехала всего на несколько дней, у меня очень сложная жизнь, трое детей, работа, требующая полной отдачи, и Москва далеко от Парижа… Ты отвечаешь, что у тебя у самого — семья и дети, работа и слава, но все это не помешает мне стать твоей женой.
Ошарашенная таким нахальством, я соглашаюсь увидеться с тобой завтра.
Слайд 21. Высоцкий. «Баллада о любви». Видео.
Слайд 22.
Ведущий 2.
Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. «Я жив, двенадцать лет тобой храним…» – успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
Слайд 23. Песня. «Бокал». Видео.
Слайд 24.
Ведущий 1.
Каждый нашёл в другом недостающую половину. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме любви.
Смотрю французский сон с обилием времен,
Где в будущем - не так, и в прошлом - по-другому.
К позорному столбу я пригвожден,
К барьеру вызван я - языковому.
Ах, разность в языках! Не положенье - крах!
Но выход мы вдвоем поищем - и обрящем.
Люблю тебя и в сложных временах -
И в будущем, и в прошлом настоящем!
Ведущий 2. Когда Марина вернулась во Францию, они могли общаться только по телефону.
Марина Влади писала: Десять лет у нас был ангел-хранитель — Люся. Нежный голосок, обладательницу которого я увидела лишь много лет спустя, мы обязаны ей тем, что в течение всей нашей с тобой жизни мы имели возможность каждый день разговаривать сколько хотим, где бы я ни была.
Она была той тонкой нитью, которая связывала нас с тобой и в горе, и в радости, до самого последнего разговора.
Слайд 25. Высоцкий. Песня 07. Видео.
Ведущий 1.
Когда Марина Влади стала женой Высоцкого, он смог выезжать за границу. Получить разрешение на выезд в то время было для любого советского человека, а тем более для Высоцкого очень сложно.
Слайд 26.
Благодаря Марине Высоцкий получил возможность побывать во Франции, в Америке, в Мексике и во многих других странах, дать там концерты, записать свои диски.
На Западе Высоцкий получает признание.
Ведущий 2.
В советской же России многие его концерты запрещали, режиссерам не разрешали снимать Высоцкого, усматривая в его песнях сатиру на советский образ жизни.
Но уехать из России навсегда Высоцкий никогда не хотел.
Ведущий 1.
Кто-то вякнул в трамвае на Пресне:
Нет его, умотал, наконец!
Вот и пусть свои чуждые песни
Пишет там про Версальский дворец!
Я смеюсь, умираю от смеха.
Как поверили этому бреду?
Не волнуйтесь, я не уехал.
И не надейтесь - не уеду!
Слайд 27.
Ведущий 2.
Марина Влади вспоминала.
— Уехать из России? Зачем? Я не диссидент, я — артист.
Ты говоришь это в Нью-Йорке во время знаменитой передачи Си-би-эс «Шестьдесят минут».
«Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я — поэт. Без России я — ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю».
И повсюду ты чувствуешь себя изгнанником.
Ты не можешь жить ни поднадзорно-свободным в Москве, ни условно-свободным на Западе. Ты выбираешь внутреннее изгнание. Шаг за шагом ты покидаешь сам себя.
Трудно дышать,
Не отыскать
Воздух и свет...
Словно в час пик,
Всюду тупик -
Выхода нет!
Слайд 28.
Ведущий 1.
Из интервью: В.С., недавно вышла ваша пластинка с шуточной песней "Утренняя гимнастика", "Черное золото", "Мы вращаем землю"... Это компромисс с властью, для того, чтобы выпустить пластинку, или вы сознательно уходите от острых тем?
Ведущий 2.
Высоцкий: Понимаете, дело в том, что мы живем в безвременье... Безвременье - это когда ничего не происходит. Если после двадцатого партсъезда начались перемены, был разоблачен культ личности, в обществе запахло весной, народ услышал хотя бы часть правды о происходившем в стране, то сейчас все затянуто ледком равнодушия, народ не чувствует себя народом, все решается без него... Безвременье - это безвременье...
Слайд 29. Песня. «Купола». Видео.
Слайд 30.
Ведущий 1.
И лопнула во мне терпенья жила -
И я со смертью перешел на ты,
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.
Я от суда скрываться не намерен:
Коль призовут - отвечу на вопрос.
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.
Но знаю я, что лживо, а что свято,-
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята,-
Мне выбора, по счастью, не дано.
Слайд 31. Песня. «Охота на волков». Видео.
Ведущий 2.
Июль 1979-го. Высоцкому 41. Он гастролирует по Средней Азии одновременно он играет Гамлета в спектакле театра на Таганке и снимается в роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». В отсутствие Говорухина пробует себя в роли режиссера – снимает сцену допроса.
Слайд 32. Отрывок из фильма.
Ведущий 2.
Трижды в неделю со съемок в Одессе он летает в Москву на спектакли. Из аэропорта его везут в театр на милицейской машине с сиреной, а гример прямо в машине превращает Жеглова в Гамлета. А после спектакля в московской квартире он садится за письменный стол и пишет стихи.
Слайд 33.
Часто он поддерживает свои силы алкоголем.
Ведущий 1.
Марина Влади. Твоё измотанное сердце перестаёт биться. В первый раз — двадцать пятого июля семьдесят девятого года, на концерте в Бухаре. Ты падаешь на сцене.
Прямой укол в сердце возвращает тебя к жизни. Год спустя — день в день — двадцать пятого июля восьмидесятого встреча со смертью состоялась
Слайд 34.
Ведущий 2.
Мне меньше полувека — сорок с лишним,—
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
Ведущий 1.
Марина Влади. В четыре часа утра двадцать пятого июля я просыпаюсь, зажигаю свет, сажусь на кровати. Проходит довольно много времени, и, когда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. «Володя умер».Вот и все, два коротких слова, сказанных незнакомым голосом. Тебя придавил лёд, тебе не удалось разбить его.
Ведущий 2. В Москве проходит летняя Олимпиада 1980 года. О смерти Высоцкого появились только две маленькие заметки в газетах. И тем не менее на похороны Высоцкого пришла, казалось, вся столица. Это были те, о ком и для кого писал он, настоящий народный поэт.
Слайд 35. Чужая колея. Видео.
Слайд 36.
Ведущий 1.
Наша современница, Анастасия Петровская, студентка Костанайского филиала ЧелГУ, посвятила Высоцкому такие строки:
Мой разум, к сожалению, не тверд,
Он очень шаток.
Кто сердце нитками сошьет
Из мелких латок?
Кто жить сумеет не жалея
С душой изгоя?
Я не приемлю «водолеев»,
Но ты – другое!
Я не люблю стихи, где жалость
Терзает строчки,
Где движет лишь пустая шалость,
Писать «стишочки»!
Хочу, как ты, звучать свободно
На струнах-нервах.
И проиграть, если угодно,
И быть средь первых!
Я не пишу для восхваленья, Володя, оды.
Лишь только горечь сожаленья…
Проходят годы.
Ведущий 2.
Неизвестный поэт однажды оставил на его могиле короткую записку:
Кто говорит: «Он умер!» - нагло врет!
Снимите траур и полней бокалы.
Высоцкий жив. Высоцкий не умрет,
Покуда на земле звенят гитары…
<em>Презентация к уроку</em>
Ирина