Статья по теме: «Педагогические технологии и методики обучения и воспитания: взгляд из настоящего в прошлое и будущее»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ НАСТОЯЩЕГО В ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ
Е.И. Филиппова,
учитель истории и обществознания,
ГБОУ СОШ №511
Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Ключевые слова: педагогические технологии, методика преподавания истории и обществознания
В статье дан краткий обзор педагогических технологий, часть из которых автор рекомендует к использованию на уроках в общеобразовательной школе ГБОУ СОШ №511Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Введение
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Во все времена человеческой истории, как только появилась педагогика, учителя искали способы более эффективного обучения подрастающего поколения. История педагогики знает и зубрежку, и учение из-под палки, и сотрудничество, и личностно-ориентированное обучение, и дифференцированное обучение и т.д.
Когда-то одна методика была модной и эффективной, затем другая, например 1940-1950-е гг. – тоталитарная педагогика, в 1960-е гг. – относительно свободная педагогика, в 1980-е гг. – дифференцированная. Для педагогической технологии 1990-годов общепринятым становится термины образовательная технология. Образовательная технология - это новейшее направление - его расцвет только начинается. Сегодня он выражается в признании характера образовательного процесса, внимание к субъективности ученика и начавшихся работах по проектированию личностно-ориентированных образовательных технологий. Сегодня разрабатываются концепции подлинно-развивающего образования, идеалом которого становиться «человек способный» и «человек свободный». Субъектом образования становится личность «способная ориентироваться во всем многообразии современного мира».
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Совершенствование образования в традиционной школе долгое время понималось, да и сейчас часто понимается как увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук (так в 1950-1960-х годах в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин, сейчас их более 20).
Усложняются программы, ученики ориентируются на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальности. Согласно данным госкомэпиднадзора России у 15% учащихся возникают нервно-психическое отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте физиологии категорично заявляют, что более 5 часов в день ребенок работать физически не может. Согласно данным здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. У большей части школьников отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция, и часть воспитанников, вообще перестает что-либо учить, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить или сделать не смогут. Это порождает у школьника комплекс неполноценности к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха; вызывает неприязнь к предмету и школе, а часто и фактический отказ от учения.
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Основное содержание доклада
Сколько бы лет учитель истории не преподавал, он все время сам продолжает учиться.
Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим - мы учимся”. Учитель следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения. Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их.
Так что же такое педагогические технологии?
Техне - мастерство, логос - учение (греческое слово), т.е учение о мастерстве. Применяется технология обычно в производственной сфере. В сфере образования обязательное выполнение технологии дает ожидаемые и планируемые результаты, а её нарушение ведёт к снижению качества.
Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.
Сегодня имеется четыре класса образовательных технологий:
1. “Традиционные методики” (ТМ): основной учебный период – урок.
2. Модульноблочные технологии (МБТ): основной учебный период - модуль или цикл (уроков): лекция, семинар, исследование, лабораторная работа, коллоквиум, зачет.
3. Цельноблочные технологии (ЦБТ): типичные образцы цельноблочных технологий - лекционно-семинарские системы разных видов.
4. Интегральные технологии (ИТ): преобладающие организационные формы обучения - семинар, практикум, самостоятельная работа и семинар-практикум.
Сегодня быть современным учителем нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Поэтому я рассмотрела теорию следующих технологий:
Современное традиционное обучение.
Проблемное обучение.
Игровые технологии.
Групповые технологии.
Коллективный способ обучения.
Коллективное творческое дело.
Педагогика сотрудничества.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В Давыдова.
Технология развивающего обучения основе схемных и знаковых моделей учебного материала. (В.Т Шаталов).
Технология логико-смысловой схемы Э. В Штейнберга.
Технология творческого развития учащихся А.З. Рахимова.
Рассмотрим некоторые из технологий:
В классно-урочной системе образования каждый отдельно взятый урок представляет звено в системе обучения и как содержанием, так и методикой связан с предшествующими и последующими уроками.
Необходимо отметить, что в проведении данных уроков есть общие приемы работы. Выполняя современные программы, я особое внимание уделяю на такие “детали”, как хронология, термины.
На первом уроке истории особое внимание уделяю оформлению тетради, работе на контурной карте. Тетрадь выступает в виде опоры учащихся. Необходимо правильно оформлять записи для дальнейшей работы с ними.
Формы работы различны:1. Карточки: учитель показывает дату, дети называют событие.
2. Хронологический диктант.
3. Написаны даты на доске. Выписать события, указанные учителем.
4. Узнай событие, узнай дату. Ученики получают карточку с наклеенными фрагментами контурной карты. Получают карточку с датой. Рассказать о событии.
5. Историческая путаница.
6. Найдите ошибки в тексте. 1. Историческая зарядка (учитель называет термины, дети объясняют событие).
2. Историческая цепочка (один ученик называет термин, другой определение. Кто не смог ответить - встает. Для них - мини цепочка).
3. Исторический диктант. .
4. Четвертый лишний: театр, трагедия, комедия, монархия.
5. Составь кроссворд.
6. Объясни происхождение крылатых выражений.
Такие формы работы и многие другие:
развивают представление о времени и помогают в усвоении хронологии;
формируют исторические понятия.
Обязательные моменты урока работа с картой, т.к. исторические события происходит не только во времени, но и пространстве. Поэтому надо создавать у учащихся правильное представление о месте, где происходило событие. Территория является ареной всех исторических событий и условия местности определяют ход событий (Событие + место называется локализаций). Локализация не отдельная, обособленная от их изучения работа. Она включается в общий учебный процесс и достигается при помощи наглядных пособий; исторических карт, схематических планов, военных операций, диафильмов, видеофильмов.
Таким образом, карта, картографические пособия и другие наглядные пособия - необходимые и обязательные пособия на каждом моем уроке.
На каждом уроке обязательным элементом является работа с текстом учебника. Учебник, содержащий систематическое изложение материала, предусмотренной программой и подлежащей усвоению, является основным учебным пособием школьника. Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие: на уроках истории систематически работать с учебником, облегчить детям сознательное закрепление материала, научить их работать с книгой, самостоятельно извлекать исторические знания из книги, оперировать материалами, содержащимися в учебнике.
Применяю следующие приемы:
Все виды чтений (объяснительное, комментированное, выборочное, самостоятельное).
В рассказе учителя ссылка на текст учебника (на странице найти описание, высказывание).
Разбивка текста на части. Выделение главного. Составление плана.
Работа над терминами, определениями, выводами.
Осмысливания исторического материала. Работа над вопросами и заданиями.
Работа по анализу содержания рисунков, исторических документов.
Таким образом, вся система моей работы направлена на формирование способностей глубокого усвоения исторических знаний.
3. Проблемное обучение.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.
Организация проблемного обучения предлагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.
Какие методические приемы использую при создании проблемных ситуаций?
1. Вопросно-ответная форма применялась в древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации.
На уроке истории в 11 классе по теме “Падение монархии» при постановке вопроса: почему пала монархия, дети отвечают: “Произошла буржуазная революция. ”
Учитель. “Это верная мысль, но буржуазия была богата и влиятельна. Как понять это противоречие? Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации.
Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.
2. Учебник, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться.
Какова специфика работы с книгой при проблемном обучении? Какие виды работы ученика с книгой характерны при проблемном обучении? Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.
Например: изучая тему “Франция в XVIII в.”, в учебнике читаем “…феодальное общество делилось на 3 сословия: 1- духовенство, 2-дворянство, а все остальные слои населения - 3 сословие. Какие слои входили в 3 сословие?”
3. Проблемное изложение материала учителем. Рассказывая материал “Февральская революция 1917” даю детям информацию о календаре событий с 17 февраля по 14 марта 1917. Совместно с ребятами составляем календарь событий, а затем переходим к выполнению проблемных заданий.
4. Проблемное задание - ее выполнение требует усвоения многих фактов данного урока, побуждает вспоминать ранее пройденные факты.
Так при изучении темы “Февральская революция 1917 год” выполняем следующие задания: Почему победила Февральская революция? Как могло случиться, что всего за 8 дней развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3-х лет первой русской революции? Каков итог революции? Сравни 1-ю и 2-ю революцию.
Задания бывают несколько видов:
логически-поисковые - связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых.
констатирующие - работы, включающие познания и описания новых знаний.
творческие проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.
Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство учителя для развития активной познавательной деятельности ученика.
4. Технология опорных схем.
Шаталов Виктор Федорович - разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, особенностью которой является оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов.
Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В своей практике я пока использую только опорные схемы, так, например, при изучении темы «Крестовые походы».
5.Модульные технологии обучения истории
Преподавание в школе требует обновления, методики в большей мере, чем в основной. Старшей школе предъявляются новые требования к организации учебной деятельности школьников, предпринимаются попытки ее технологизации, то есть разрабатывается комплекс оптимальных дидактических условий взаимодействия обязательных, взаимосвязанных средств, приемов и методов, объединенных в систему, которая гарантирует прогнозируемый результат.
В связи с этим, в старшей школе постепенно набирает популярность модульная технология, получившая известность с 1972 года, когда в педагогике она называлась " модульная система".
После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, где обсуждались проблемы образования взрослых, модульная система (технология) была признана как наиболее эффективная для непрерывного обучения не только для взрослых, но и для старшеклассников. Этот вид образовательной технологии широко применяется в школе.
Современная старшая профильная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главным, здесь выступает прохождение программы.
Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.
Таким образом, логично использовать блоковую (модульную) организацию подачи материала. А именно: лекция (урок изучения нового материала), семинар. Исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков). Коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений).
Применение модульной системы прочно вошло в практику преподавания и может быть изучена с помощью модульной системы.
Модульная технология интересна и эффективна для старшей школы тем, что она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы.3 Неотъемлемой частью модульной технологии является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников. Что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Модульная технология позволяет варьировать темпы прохождения материала и его структуру, то есть, строится в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории. Как показывает опыт, применение технологии приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся. Наиболее существенными элементами модульной технологии можно обозначить:
Модульная технология по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в старшей школе, имеет ряд преимуществ:
Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля). Возможность дифференцирования и индивидуализации. Интеграция содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся. Возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся:
Прозрачность и динамичность структуры, этапов технологи при сохранении преемственности этапов технологии, ее целостности.
Простота концептуальная и организационная для учащихся и учителя истории. Позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности.
Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально.
Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность.
Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников. Следует отметить, что при традиционной системе обучения, в частности на комбинированном уроке, элементы самостоятельной работы в различных видах ее организации применяется эпизодически.
Новым в сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач. Вовлечение в процесс осуществления, технологии компетентных помощников учителя в роли консультантов и экспертов. Качественно повысит уровень подготовки учащихся, их рефлексии, мотивации обучения истории.
Методисты, учителя-практики, исследующие возможности модульной технологии непосредственно для школы отмечают ряд ее преимуществ по сравнению с другими методическими моделями. А именно: согласованность цели, времени исполнения работы, количества вложенного труда в результат для предупреждения перегрузки учащихся; формирование учебной деятельности учащихся, основывающейся на развитии комплекса общеучебных интеллектуальных умений (наблюдения, слушания, осмысленного чтения, классификации, обобщения, самоконтроля); диагностичность целей и задач развития школьников.
Чтобы представить общую схему модульной технологии, учителю-экспериментатору следует четко понимать, что в современной педагогике подразумевается под понятием "модель". Это обобщенная схема или комплекс дидактических условий, предполагающих определенную последовательность педагогических действий учителя по организации и управлению учебной деятельностью учащихся. Ее основой служит преобладающая деятельность учащихся.
Образовательные модели классифицируются на основе заложенного в них характера учебной деятельности. Их выделяют две: репродуктивная деятельность (традиционная) и продуктивная, поисковая, направленная на создание новых знаний. В свою очередь, на данных видах деятельности основывается разделение инновационных подходов в современной педагогике. К сожалению, иногда смешивают понятия "модель" и "метод", это в корне не верно. Модель отличается следующим:
1. Реализует целостный комплекс взаимосвязанных между собой дидактических условий, обеспечивающих формирование учебной деятельности школьников в ее целостности и единстве компонентов.
2. Сочетание формальной стороны обучения (цель, единство обучения и преподавания и т.п.) и его динамики, разворачивании во времени.
6. Использование информационных технологий
Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:
1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, то есть начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
2) Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий.
3) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты. Исторические карты прошлых лет, на мой взгляд, отжили свой век. Они создают постоянные проблемы: хранение, перемещение, размещение и т.п.. Им на смену пришли интерактивные карты, которые более ярче, образнее и в наш век информационных технологий незаменимы.
Я располагаю достаточно большой базой интерактивных карт по всем темам и разделам как истории России, так и Всемирной истории. Такие карты удобны в использовании и в сочетании с интерактивной доской расширяют возможности работы с ними. Ребята получают возможность рисовать на карте; размещать и передвигать надписи, заранее подготовленные учителем, делать пометки, показывать стрелочками пути перемещения войск и т.д.
4) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты. На примере такого УМК «Северная война» я покажу возможности его использования.
В первую очередь этот комплект содержит теорию, т.е. сначала я знакомлю учащихся с причинами Северной войны, с созданием Северного союза, началом войны, реорганизацией русской армии и т.д. После изучения теоретического курса мы переходим к практике.
5) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.
Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.
Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.
6) Необходимо всё же заметить, что яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное на уроке – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Очень много практических заданий на уроках истории мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. И тут перед учителем находится неисчерпаемое разнообразие работы. Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на 7 групп:
1. «Работа с рисунками»
2. «Кроссворд»
3. «Контурная карта»
4. «Вставьте слово»
5. «Имена»
6. «Соотнесите»
7. «Отметьте».
На уроке даю классу из любой группы задания и прошу учащихся у доски выполнить задание, будь-то вставить пропущенное слово, отметить что-то на контурной карте, разгадать кроссворд, соотнести даты и события и т.д. А школьникам – и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. Задания готовятся заранее дома. Это может быть и отсканированный документ (текст, картинки), и созданный в любой программе (Word, Power Point и др.)
Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но мои наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Они активно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал. Таким образом, использование интерактивной доски помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Эти наблюдения относятся и к новым компьютерным технологиям в целом.
7) И конечно же, важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых тема проекта должна нести в себе либо исследовательский элемент, либо это должна быть компиляция, которой еще не было в электронном виде. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в применении к данной работе ИВТ и истории), но реально его выполнении затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, мировую художественную культуру и ряд других в зависимости от темы. Поэтому руководителей проекта может быть и два, и три. Важным является определение оптимального количества участников проекта.
По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда хорошие.
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
• психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
• идет более полное усвоение теоретического материала;
• идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.
4. Епишева О.Б. Основные параметры педагогической технологии: Лекция для слушателей III Сибирских методических чтений // http://mat.1september.ru/2000/no08_1.htm
5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
7. Смирнов С.И. Технологии в образовании // Высшее образование в России. – № 1. – 1999. – С.109 – 112.
8. Современные технологии обучения: Тез. докл. IX междунар. конф. – СПб.: ЛЭТИ, 2003. – 631 с.
9. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. Монография. – Орел.: ОГУ, 1997. – 208 с.
Согласны на опубликование данной статьи:
Подпись______согласна__/Е.И. Филиппова/