Эссе «Я в профессии в настоящем и будущем»

4
0
Материал опубликован 29 July 2019

Сертификат участника
PDF / 839.25 Кб

Эссе «Я в профессии в настоящем и будущем»

Автор: Калинина Анна Родионовна

Должность: Музыкальный руководитель

Место работы: МДОУ «Детский сад №17 общеразвивающего вида» г.Ухта


 

В поисках своего пути я провела очень много времени. Несмотря на то, что сейчас профессиональная дорога мне ясна, всё же в ней много неизученных поворотов, всевозможных ответвлений и перекрестных ходов. Любая педагогическая работа - это поиск, постоянный поиск новых идей, решений, поиск, который движется в одном такте со всем миром, меняясь и прогрессируя.

Я музыкальный руководитель с четырехлетним стажем. И скажу честно, не всё дается так легко, как, казалось бы, и именно поэтому я люблю свою работу.

Все достижения и трудности сливаются в единый опыт - колодец знаний и мудрости. Моя профессия - беспрерывный поток прохладной чистой воды, который наполняет этот колодец. Он полон любовью детей, их отзывчивостью и непосредственностью. Видя горящие детские глаза, хочется всё больше и больше делиться знаниями. То, что для детей открытие, мне может быть совсем не ново, но каждый наш совместный шаг уникален и не похож ни на какие другие. Люблю их удивлять, видеть их восторженные лица, но какого же моё лицо, когда они удивляют меня. Я учу их, а они учат меня. Прощаясь с детьми, ожидаю нашей следующей встречи и чувствую, что это взаимно. Они говорят, что не хотят уходить, обнимают меня, оттягивая время расставания. Или, когда уже все ушли, кто-то может вернуться и что-то сказать или просто улыбнуться. Это состояние становится моей неотъемлемой частью, движимой силой, бесконечным источником желания совершенствоваться и наполнять этим опытом колодец знаний.

Всё это невозможно оценить без трудностей, которых в моем колодце не меньше, чем воды. У любой профессии есть свои плюсы и минусы, есть требования и обязательства, без которых немыслима никакая работа.

Мои профессиональные стандарты бывает тяжело выполнить ввиду различных ситуаций. В правилах одно, а на практике совсем другое. На бумаге указано: все занятия должны быть построены по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Это документ требований к организации учебно-воспитательному процессу. А если проще - то, как и каким образом я должна проводить занятие.

И вот самый первый камень, что летит в мой колодец и не даёт мне покоя. Недавно у нас прошло собрание, на котором мы обсуждали то, как необходимо составить документ по диагностике детей. Всем было сказано, что в результатах проверок мы не прописываем слово "должен/должна", его или заменить, или нет вовсе. И это слово камнем падает в мой колодец, наводя там смуту и непонимание. С одной стороны, если у ребенка не получается что-то, то в этом нет ничего страшного или странного, даже если это элементарная составляющая какого-то образовательного процесса. Мы, педагоги, не имеем право тыкать в недостатки ребят. Нам необходимо понять и продумать пути развития качеств ребёнка, которые отстают по показателям. Найти правильный индивидуальных подход к каждому, при этом не забывать о группе в целом – великое мастерство, к которому я стремлюсь. Меня эта тема очень волнует, и, бывает, я обращаюсь за помощью к моим коллегам с вопросами о каком-то особенном ребёнке, на что чаще всего они говорят: «Он такой есть и его не исправить». Про себя с ужасом повторяю: «Не исправить?». Тут исправить нужно эту фразу, формулировку, ведь я должна не исправить ребёнка, я должна ему помочь, направить. Страшнее, конечно, когда родитель где-то в коридоре кричит на своего сына: "да в этом возрасте ты уже ДОЛЖЕН это делать", "твой старший брат выполняет это отлично и ты ДОЛЖЕН ровняться на него".

Все мы стараемся ровняться на лучших. Делаем ли мы это открыто или подсознательно, но мы постоянно сравниваем себя с кем-то. Отрадно, что образовательные нововведения стараются вывести образовательный процесс на новый уровень, где нет слов "должен" и других похожих в приказной направленности. Но пока это выходит затруднительно. Заменили слова в документе, но на уровне мысли поменяться очень тяжело, ведь у многих остаются закоренелые представления о том, как работать правильно. И даже у меня, молодого специалиста, заложены какие-то принципы, которые мешают смотреть на вещи не предвзято. Но я стараюсь это исправить. Достаю из колодца этот камень, рассматриваю со всех сторон, пытаюсь понять, как следует поступить.

Переношусь обратно, к колодцу, а там новое происшествие. И снова ФГОС. И снова не соответствие реальности. Чтобы стало понятно, почему время от времени в моем колодце исчезает вода, объясню подробнее.

Каждое занятие должно быть очень грамотно продумано: цель, задачи, введение в образовательную среду (мотивационный момент - проблемная ситуация, которая вызовет у детей желание решить эту проблему), затем нам с детьми необходимо составить план (совместные пути решения, которым необходимо следовать, чтобы стабилизировать проблему). После этого происходит образовательный процесс, где должна учитываться детская инициатива, возможность выбора средств и способов действий совместной деятельности. Мне необходимо уметь незаметно направлять занятие в то русло, что задумано изначально по моему плану, с учётом сложившейся ситуации и детской активности. Когда детям удается справится с проблемой, необходимо подвести итоги: у кого что получилось, у кого возникли трудности и почему, вернуться к плану и проверить всё ли было выполнено и каким образом.

И весь этот процесс от составления плана занятия, продумывания ситуаций и рисков, учёт оснащенности музыкального зала до подведения итогов и последних слов, которые проложат основу для следующего занятия занимает у меня очень много времени. Ни методическая литература, ни интернет не предоставляют таких конспектов, где учитывается все возможные нюансы.

Тем не менее, практика не ждёт. Дети уже стоят у дверей зала, заглядывают с большим интересом, ожидая "приключения". И я сталкиваюсь с трудностями: я не до конца продумала вот тут, вот здесь и вот там.

Разумеется, были отличные занятия, которые проходили на ура и соответствовали по многим показателям. Но практика показала, что это не повторяется. И успех, и провал какими они бы ни были всегда проходят в разной степени. Бывает, я уверенна на сто процентов, что всё пройдет прекрасно, но выходит иначе. И наоборот, в «импровизации», неподготовленности рождается лучшее решение. Я делаю выводы, исправляю ошибки и продолжаю готовится к следующему занятию, стараясь наполнить колодец профильтрованной водой.

И вот происходит ситуация: до праздника «Нового года» осталось всего ничего, у детей в танце нет слаженности и я вынуждена уделить внимание именно этому, чтобы «картинка» праздника была на уровне, а не прослушиванию музыки П.И.Чайковского «Времена года», что прописано в программе. Меня бы очень огорчило, если бы я узнала, что один из моих воспитанников помнит именно эти бесконечные повторения песен и танцев, а не магию музыки, которая на занятии ДОЛЖНА происходить каждый раз. Превращая занятие в однотипные репетиции, мы забываем о том, как и чем должно быть наполнено занятие, забываем о своём культурном наследии, забываем о воспитании души ребёнка. Мы забываем самое важное. И я ввиду всех праздников и подготовок тоже не исключение.

Отработав в детском саду полгода, одному своему знакомому я сказала: «что не праздник, то какое-то грандиозное представление». И уже тогда я понимала, что так не должно быть, но как отойти от этого - не понимала. За одним праздником сразу другой и так весь учебный год. Но со временем я приноровилась и постепенно ситуация улучшалась. Произошли изменения, которыми я могу гордиться. Я нашла золотую середину, стараясь достойно проводить праздники и занятия, составлять их по необходимым требованиям.

  Множество различных происшествий приводят к осушению колодца, что выбивает меня из колеи, заставляет блуждать по пустыне, испытывая непреодолимую жажду в поисках хоть какого-то источника воды. Когда сталкиваешься с трудностями, но преодолеваешь их, находишь новые подходы, новые решения, новые возможности это говорит о профессиональном росте. И одно без другого невозможно, всё это было бы бессмысленно, не имело никакой цены. Вот он - необдуманный момент - летит камнем в мой колодец. Но это нормально – поднимать его, осматривать и пытаться понять почему он появился и что с ним делать. И когда мне удается его понять и изменить, через какое-то время я замечаю, что это не просто камень, а шунгит. Он очищает вокруг себя воду, делает мой опыт ещё ценнее.

Сегодня, завтра и в дальнейшем будущем я твёрдо могу сказать, моя профессия – путь постоянного совершенствования. Не представляю свою работу без таких камней, ведь они делают уровень воды в моем колодце выше.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.