|  			ФИО 			участника |  			Шляпакова 			Ульяна Сергеевна, 			учитель русского 			языка и литературы, 			1 квалификационная 			категория | 
|  			Образовательное 			учреждение |  			Муниципальное 			общеобразовательное 			учреждение 			«Средняя 			общеобразовательная 			школа № 6 имени 			Героя Советского 			Союза Пименова 			Ивана Ивановича» 			 			 Вологодская 			область г. Вологда 			с. Молочное 			ул. Емельянова, 			д. 7 | 
|  			Предмет |  			Литература 			 			 | 
|  			Класс |  			8 класс | 
|  			УМК |  			Коровина 			В.Я., Журавлев 			В.П., Коровин 			В.И. Литература. 			8 класс. Учеб. 			в 2 ч. – М.: Просвещение, 			2018 | 
|  			Тема 			урока |  			«Любовь 			как залог 			семейного 			счастья в рассказе 			А.И. Куприна 			«Куст сирени» | 
|  			Тип урока |  			Урок 			усвоения нового 			знания | 
|  			Место 			урока в изучении 			темы, раздела |  			Русская 			литература 			XX 			века Знакомство 			с творчеством 			А.И. Куприна | 
|  			Цель 
 |  			Изучение 			позиции автора 			в определении 			любви как залога 			семейного 			счастья через 			анализ рассказа 			«Куст сирени» | 
|  			Задачи |  			Образовательные:  				прочитать 				рассказ 				«Куст сирени», 				обладающий 				высокими 				художественными 				достоинствами, 				выражающими 				жизненную 				правду, общегуманистические 				идеалы и воспитывающими 				высокие нравственные 				чувства: любовь 				и счастье;  				показать 				роль зеркальной 				композиции 				для раскрытия 				идеи произведения 				А.И. Куприна 				«Куст сирени»; 				 				  				учить 				анализировать, 				сравнивать, 				обобщать, делать 				соответствующие 				выводы;  				  			Развивающие: 			 			  				совершенствовать 				навыки анализа 				художественного 				текста;  				развивать 				творческие 				способности 				учащихся;  				учить 				анализу поступков 				героев, их 				характеров, 				а также видению 				и пониманию 				учащимися 				смысла прочитанного; 				 				  				развивать 				умения учащихся 				работать с 				информационными 				источниками 				(учебником, 				раздаточным 				материалом)  				развивать 				коммуникативные 				компетенции;  			Воспитательные: 			 			  				обратить 				внимание на 				нравственные 				семейные 				ценности; 				воспитывать 				чуткое отношение 				к любви, способности 				переживать, 				понимать другого 				человека;  				продолжить 				формирование 				интереса к 				предмету; 				осуществлять 				эстетическое 				воспитание 				учащихся; 				воспитывать 				активную 				жизненную 				позицию. | 
|  			Планируемые 			результаты: |  			Предметный в 			познавательной 			(интеллектуальной) 			сфере:  			 - 			знать факты 			из биографии 			А.И. Куприна; 			знать содержание 			рассказов 			А.И. Куприна, 			уметь определять 			тему произведения, 			выделять проблемы; 			выявление 			заложенных 			в рассказе 			Куприна А.И. 			«Куст сирени» 			нравственных 			ценностей; - 			осознанно 			воспринимать 			художественное 			произведение 			в единстве 			формы и содержания; 			адекватно 			понимать 			художественный 			текст и давать 			его смысловой 			анализ; интерпретировать 			прочитанное; -умение 			анализировать 			произведение, 			понимать и 			формулировать 			его идею, 			характеризовать 			его героев, 			определять 			изобразительно-выразительные 			средства языка 			и их роль в 			произведении; 			 			 - 			владеть 			литературоведческой 			терминологией 			при анализе 			рассказа, 			различными 			формами творческой 			работы. в 			коммуникативной 			сфере:  - 			воспринимать 			на слух литературное 			произведение, 			осуществлять 			осмысленное 			чтение и адекватное 			восприятие 			прочитанного, 			уметь отвечать 			на вопросы 			по прослушанному 			или прочитанному 			тексту;  - 			создавать 			устные монологические 			высказывания, 			умение вести 			диалог. в 			эстетической 			сфере:  			 - 			понимать образную 			природу литературы 			как словесного 			искусства, 			формировать 			эстетический 			вкус, понимать 			русское слово 			в его эстетической 			функции. Личностный - 			совершенствовать 			духовно-нравственные 			качества личности, 			уважительное 			отношение к 			русской литературе; - 			использовать 			для решения 			познавательных 			и коммуникативных 			задач различных 			источников 			информации 			(словари, учебник); - 			развивать 			познавательную 			активность 			учащихся;  			 - 			формировать 			нравственно-этическое 			оценивание 			и эмпатию как 			понимание 			чувств других 			людей и сопереживания 			им, живого 			интереса к 			изучаемому; - 			формировать 			собственное 			отношение к 			героям рассказа 			А. Куприна, давать 			им оценку, 			понимать авторскую 			позицию и своё 			отношение к 			ней; - 			использовать 			для решения 			познавательной 			и коммуникативной 			задач различные 			источники - 			воспитывать 			устойчивый 			познавательный 			интерес к чтению, 			к ведению диалога 			с автором текста, 			потребность 			в чтении; - 			ориентироваться 			в системе 			моральных 			норм и ценностей; - 			ощущать потребность 			в самовыражении 			через слово, 			способность 			к самооценке 			на основе 			наблюдения 			за собственной 			речью. Метапредметный познавательные: 			 			 - 			расширять 			представления 			обучающихся 			о сложности 			и кропотливости 			писательского 			труда; воспитывать 			думающего 			неравнодушного 			человека и 			читателя; - 			извлекать 			информацию 			из текстов, 			уметь ориентироваться 			в своей системе 			знаний: находить 			ответы на вопросы, 			используя 			учебник, свой 			жизненный 			опыт и информацию, 			полученную 			на уроках, 			пользоваться 			изучающим 			видом чтения; - 			формировать 			умение 			критически 			мыслить, анализировать, 			оценивать 			прочитанное; - 			давать 			определения 			понятиям; - 			обобщать понятия; регулятивные: - 			уметь работать 			по плану, выполнять 			задания в 			соответствии 			с поставленной 			задачей; - 			уметь определять 			и формулировать 			проблему и 			цель на уроке; 			строить устные 			и письменные 			высказывания 			в связи с изученным 			произведением; - 			участвовать 			в диалоге по 			прочитанному 			произведению, 			понимать чужую 			точку зрения 			и аргументированно 			отстаивать 			свою. коммуникативные: - 			развивать 			умение выражать 			свои мысли в 			оценочном 			суждении, 			используя 			различные 			художественные 			средства в 			соответствии 			с конкретной 			коммуникативно-речевой 			ситуацией;  			 - 			строить монологическое 			доказательное 			высказывание, 			уважать мнение 			оппонентов; 			формулировать 			собственное 			мнение и позицию, 			аргументировать 			её; - 			развивать 			умение 			работать в 			группе, устанавливать 			взаимоотношения; 			проявление 			взаимопомощи, 			поддержки. 			умения договариваться 			о последовательности 			действий и 			формах презентации 			результата; - 			строить продуктивное 			речевое высказывание, 			точно и ясно 			выражать мысли 			и оценивать 			свою и чужую 			речь - 			излагать 			содержание 			прочитанного 			текста выборочно | 
|  			
 |  			
 | 
|  			Используемые 			формы работы 			 			 |  			Индивидуальная, 			парная, групповая, 			фронтальная 			 			 
 | 
|  			Виды 			деятельности: |  			Беседа, 			чтение, анализ 			и противопоставление 			героев рассказа, 			участие в учебном 			диалоге, чтение 			по ролям, 			инсценированное 			чтение | 
|  			Основные 			понятия, термины: |  			Композиция, 			зеркальная 			композиция, 			художественная 			деталь, проблема, 			антитеза, 			нравственность | 
|  			Используемые 			педагогические 			технологии |  			Технология 			критического 			мышления, 			информационно-коммуникативная, 			здоровьесберегающая, 			обучение в 			сотрудничестве | 
|  			Используемое 			оборудование |  			Учебник 			по литературе 			для 8 класса 			2-я часть (автор: 			Коровина В.А.), 			рассказ Куприна 			А.И. «Куст сирени», 			портрет Куприна 			А.И., иллюстрации 			картин Кустодиева, 			Кончаловского 			П.П. 			листы для 			словарной 			работы, рабочие 			листы  			 | 
|  			Вид 			используемых 			на уроке средств 			ИКТ |  			Компьютер/ноутбук, 			мультимедийный 			проектор, экран, 			презентация. | 
|  			
 |  			
 | 
|  			Этапы 			урока |  			Оформление 			доски/наглядность |  			Деятельность 			учителя  			 |  			Деятельность 			учащихся  			 | 
|  			1 стадия 			«Вызов»  			I. Самоопределение 			к деятельности. 			 			  			Цель: 			включение в 			деятельность  			
 1 			мин. |  			
 
 
 Слайд 			№1 
 
 |  			Приветствие. 			 			 -Здравствуйте, 			ребята! Меня 			зовут Ульяна 			Сергеевна 			Шляпакова. 			Сегодня урок 			литературы 			мы проведём 			вместе, все 			настроены на 			успех, значит, 			всё задуманное 			осуществится. 			Хочу пожелать 			вам удачи и 			плодотворной 			работы на уроке. – Проверим 			готовность 			к уроку.  			 Откройте 			свои рабочие 			листы (Приложение 			1), запишите число 			и 			обратите внимание 			на экран  			 |  			Готовятся 			к уроку, настраиваются, 			записывают  			
  			
  			
  			
  			
 
 | 
|  			II. Мотивация 			и актуализация 			знаний  			Цель: 			повторение 			изученного 			материала, 			необходимого 			для «открытия 			нового знания»  			
  			
  			1 			мин.  			
  			
  			
 2 			мин. |  			Слайд 			№2: Портрет 			писателя Куприна 			А.И. 
 
 
 
 
 
 Слайд 			№3 Фоминское 
 
 Слайд 			№4 Куркино 
 
 
 
 
 
 
 
 Слайд 			№5 Даниловское 
 |  			- 			Скажите, 			пожалуйста, 			портрет какого 			писателя мы 			видим на слайде? - 			Что вы знаете 			из написанного 			Куприным? 			(«Изумруд», 			«Чудесный 			доктор», «Тапёр», 			«Юнкера») С 			каким произведением 			А.И. Куприна 			вы познакомились 			дома? («Куст 			сирени») 
 
 
 
 Куприн 			жил на рубеже 			веков, в то время 			слово усадьба 			означало дом 			со всеми прилегающими 			постройками. 			Чтобы воссоздать 			образ эпохи, 			ее колорит, 			для вас подготовлена 			небольшая 			экспозиция 			с предметами 			быта того времени. 			И некоторые 			из вас приняли 			участие в ее 			оформлении. 			Предлагаю 			немного окунуться 			в дворянскую 			усадьбу и 			представить 			ее обитателей. Так, 			недалеко от 			Вологды на 			территории 			села Молочное 			когда-то располагалась 			усадьба Фоминское. Чуть 			дальше по дороге 			на Кириллов 			есть отворотка 			на усадьбу 			Спасское-Куркино. 
 Возможно, 			что Куприн 			жил в подобном 			доме. Верите 			ли вы, что имя 			А.И.Куприна 			связано с нашей 			Вологодской 			областью? Что 			он очень любил 			бывать в одном 			из имений, ходить 			на охоту и 			необыкновенно 			просто общаться 			с простыми 			людьми?  			 Даниловское 			под Устюжной  			
  			Действительно 			это так.  			
  			И везде 			вы могли бы 			увидеть буйное 			цветение сирени.  			Зачитывают 			отрывки  			  			Старый 			Ильяшевский 			сад вновь 			помолодел 			под теплыми, 			животворящими 			лучами весеннего 			солнца. Нежною 			зеленью покрылись 			кусты и деревья; 			в траве мелькали 			белые и желтые 			цветочки; цвели 			сирень и бузина. 			(П.В. Засодимский) 			 			  			
  			Огромные 			кусты сиреней 			красовались 			в разных местах 			группами, 			маргаритки 			сплели венок 			вокруг клумбы, 			и посреди их 			возвышался 			подсолнечник 			с гордо поднятым 			вверх золотым 			лицом, следующим 			за движением 			солнца. (А.Ф. 			Резанов)  			
  			
  			Цветут 			сирени... фиолетовые, 			белые, розовые. 			Наступают 			белые ночи. 			Цветут сирени. 			В старом парке 			из них целые 			аллеи. Сирень 			пахнет. Медленно 			и ласково 			раскачивают 			свои грозди 			цветы. (А.И. 			Куприн)  			
 |  			Отвечают 			на вопрос.  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			Заслушивают 			чтение, соотносят 			прослушанное 			с информацией 			на слайдах  			Слайд№3, 			4, 5 (проверка)  			
  			
  			
  			
  			
 
 | 
|  			III. 			Этап выявления 			места и причины 			затруднения. Цель: 			возможность 			осознания 			затруднения 			ЗУН 
 2 			мин.  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			IV. Этап 			построения 			проекта выхода 			из затруднения. Постановка 			учебной задачи Цель: формулирование 			темы урока.  			
 
 |  			
 
 
 
 
 Слайд 			№6 Видеоклип 			С. Рахманинов 			«Сирень»  			 
 Слайд 			№7 			с эпиграфом: 			«В 			жизни есть 			только одно 			несомненное 			счастье – жить 			для другого» 			Н. Г. Чернышевский 			 			 
 
 Слайд 			№8 Тема 			урока 
 
 
 Слайд 			№ 9 Задачи 			урока |  			Вы любите 			цветы? Зависит 			ли выбор цветов 			от времени 			года? Наверное, 			есть всесезонные, 			а есть те, которыми 			можно любоваться 			лишь в определенный 			период. Такова 			сирень.  			 - 			Рассказ А.И. 			Куприна называется 			«Куст сирени», 			написан в 1894 			году. К образу 			сирени обращались 			не только 			писатели, но 			и художники, 			в частности, 			Кончаловский 			П.П., Кустодиев 			Б., Левитан И. 			и музыканты. 			Предлагаю 			послушать 			музыку гениального 			композитора 			Сергея Рахманинова 			«Сирень» какие 			ассоциации 			возникают 			у вас, когда 			вы слышите 			слово «сирень». 			Ответы в виде 			кластера запишем 			в рабочих листах 			и на доске, 			(на 			доске составить 			кластер на 			основе ответов 			детей) 
 Куст 			сирени (кластер) 			записать на 			доске 
  			- Итак, 			какие ассоциации 			у вас возникли? 			(семья, 			любовь, счастье, 			радость, весна, 			тепло, взаимность)  			На основе 			данных понятий 			попробуйте 			определить 			тему урока. 
 Оттолкнёмся 			от эпиграфа: 			«В 			жизни есть 			только одно 			несомненное 			счастье – жить 			для другого» 
 
 Вспомните, 			о каком чувстве 			вы говорили 			на последних 			уроках литературы? 			Может, и сегодня 			речь пойдет 			о ней? 
 
 «Любовь 			как залог 			семейного 			счастья в рассказе 			А.И. Куприна 			«Куст сирени». 			 			 
 
 -Попробуйте 			определить 			цель 			урока (Изучение 			позиции автора 			в определении 			любви как залога 			семейного 			счастья через 			анализ рассказа 			«Куст сирени») 
 -На 			какой вопрос 			мы должны 			ответить? (почему 			любовь – это 			залог, почему 			без любви 			невозможно 			счастье в семье) -Чтобы 			получить ответ 			на этот вопрос, 			нужно что сделать? 			(1.  изучить 			текст рассказа 			А.И. Куприна, 			«Куст сирени»; 			2) выявить 			позицию автора 			в изображении 			любви; 3) 			выделить 			нравственные 			ценности, важные 			для семейного 			счастья 
 |  			Работают 			по предложенным 			вопросам с 			целью активизации 			дальнейшей 			деятельности 			на уроке.  			 
 
 Отвечают 			на вопросы: Пишут 			ассоциации 			в рабочих листах 			(любовь, счастье, 			весна, тепло, 			солнце и т.д.) Отвечают 			на поставленный 			вопрос. 
 
 
 Формулируют 			цель урока 
 
 | 
|  			2 –я 			стадия «Осмысление» V. 			Этап реализации 			построенного 			проекта. «Открытие» 			учащимися 			новых знаний. 			Работа с текстом Цель:  			отработать 			навык анализа 			текста 
 
 2 			мин. |  			
 
 Слайд 			№ 10 Проверка 			кроссворда |  			1)Словарная 			работа (в паре) 			– решение 			кроссворда -При 			чтении вы 			встретились 			со словами, 			значение которых 			нужно прояснить. 			Предлагаю 			поработать 			в паре и решить 			кроссворд. Оцените 			свою работу 			после решения 			кроссворда |  			
 
 
 
 
 | 
|  			
 14 			мин. |  			Слайд 			№11  			пустой  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			2 мин.  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			2 мин.  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			2 мин.  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			2  			  			
  			1 мин.  			
  			1 мин.  			
  			
  			
  			
  			
  			2 			мин.  			
  			
  			
  			
  			2 			мин.  			
 |  			2) Чтение 			с остановками.  			Работа 			по содержанию 			текста, при 			ответах на 			вопросы учащиеся 			подтверждают 			цитатами  			Отрывок 			1  			
  			– Кто 			является главными 			героями рассказа? 			(Семейная пара: 			Вера и Николай 			Алмазовы)  			- Что 			мы узнаём в 			самом начале 			текста? С 			чего автор 			начинает 			повествование? 			(Алмазов возвращается 			домой, проходит 			в свой кабинет, 			он очень расстроен)  			Как 			выглядят герои, 			что мы о них 			узнаём?  			Обратите 			внимание на 			слова «Она 			бывала, по мере 			необходимости, 			его переписчицей, 			чертёжницей, 			чтицей, репетиторшей 			и памятной 			книжкой». 			Подумайте, 			что Вера значит 			в жизни Николая.  			
  			Отрывок 			2  			Предлагаю 			диалог Веры 			и Николая 			прочитать по 			ролям, но прежде 			посмотрите 			друг на друга 			внимательно, 			подготовьтесь 			морально к 			чтению по ролям 			ЛЕНА,МАКСИМ  			
  			Какие 			характеристики 			героев вы готовы 			дать? По ходу 			чтения можно 			подбирать 			материал для 			таблицы в рабочих 			листах (делаем 			карандашные 			пометки на 			полях) К этой 			таблице мы 			еще обратимся, 			но чуть позже.  			
  			Отрывок 			3  			
  			–В 			чём Вера видит 			решение проблемы? 			(Она 			решает посадить 			настоящие 			кусты, чтобы 			оплошность 			мужа оправдалась)  			
  			– Охарактеризуйте 			поведение 			Веры в то время, 			когда ей в голову 			пришел план 			спасения? 			(Вера 			быстро начинает 			собираться, 			находит все 			ценные вещи 			в доме, чтобы 			продать их, 			а на вырученные 			деньги купить 			кусты. Она 			активна, настроена 			оптимистически)  			–Как 			реагирует 			Николай на 			её предложение? 			(Коля пассивен, 			но не возражает 			и постепенно 			начинает помогать 			жене, хотя до 			последнего 			не верит в успех. 			Вера контролирует 			процесс до 			мелочей, она 			дотошна)  			-  			  			Обратите 			внимание на 			имена и фамилию 			героев (Вера 			– «вера», Николай 			– «победитель 			народов»)  			- Какие 			ассоциации 			вызывают у 			вас имена, фамилии 			героев? (Вера 			– верить. Алмаз 			– прозрачный, 			драгоценный, 			блестящий, 			многогранный, 			неотшлифованный 			драгоценный 			камень.  			  			-Даже 			фамилия семьи 			очень светлая, 			прозрачная. 			Не случайно 			автор наделяет 			своих героев 			такой замечательной 			фамилией – 			Алмазовы.  			  			-  			  			Можно 			предположить, 			что, наделяя 			своих героев 			такой фамилией, 			Куприн подчёркивает, 			что, в сущности, 			они очень хорошие 			люди, обладающие 			редкостными 			душевными 			качествами, 			в том числе 			умением любить.  			
  			Как 			дальше развиваются 			события? Расскажите 			о посещении 			ломбарда с 			использованием 			цитат (отрывок 			4)  			
  			Что 			значит «заложить 			вещь»? (отдаёшь 			вещь, а тебе 			за неё дают 			деньги с возможностью 			выкупить 			заложенную 			драгоценность). 			Можно ли заложить 			то, что нельзя 			увидеть, потрогать? 			Например, любовь?  			
  			Отрывок 			5  			Общение 			с садовником 			– почему выбор 			пал именно 			на сирень? Ваши 			предположения?  			
  			Она 			цветет в нашей 			местности в 			июне, в самом 			начале лета. 			Психологи 			говорят, что 			сирень олицетворяет 			соединение 			двух начал – 			мужского и 			женского. 			Сиреневый 			цвет – символ 			привязанности. 			Это цвет, который 			примиряет и 			связывает 			противоположности. 			Обычно цветок 			сирени имеет 			4 лепестка, и 			только ленивый 			не искал на 			ней пятилистники, 			чтобы обрести 			счастье.  			
  			
  			
  			Отрывок 			6  			Чем же 			заканчивается 			эта история? 			 			  			Послушаем 			творческий 			пересказ от 			лица Николая 			  КИРИЛЛ  			
  			Отрывок 			7  			-Как 			Вера отнеслась 			к успехам мужа? 			Почему она 			просит его 			вновь рассказать 			об этой истории? 			 			  			 (Она 			понимает, что 			доставляет 			удовольствие 			мужу, он счастлив, 			поэтому вновь 			и вновь расспрашивает 			его, пытается 			разузнать 			подробности.)  			Эта 			история заканчивается 			успехом Николая, 			который благодаря 			своей жене 			сдал практическую 			работу. А помогли 			им в этом такие 			качества, как 			понимание, 			умение прийти 			на помощь в 			трудную минуту, 			взаимовыручка, 			упорство, 			решительность, 			любовь.  			
 
 |  			
  			
  			Отвечают 			на вопросы, 			дискутируют, 			аргументируют, 			делают выводы  			  			  			
  			  			  			  			  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			Обращают 			внимание на 			столик, оформленный 			в стиле рубежа 			19-20 веков  			
  			
  			
  			
  			
  			для 			заполнения 			таблицы  			
  			
  			
  			
  			
  			стараются 			подобрать 			материал для 			заполнения 			таблицы  			
  			
  			
  			Предполагают, 			почему выбор 			пал именно 			на сирень.  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
 
 | 
|  			VI. 			Этап первичного 			закрепления 			с проговариванием 			во внешней 			речи.  			  			Цель: 			зафиксировать 			новые знания  			
  			4 мин.  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
 3 			мин. |  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			Слайд 			№12 			 			  			композиция  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			Слайд 			№ 13  			(термины)  			
  			
  			
  			
  			
  			Слайд№ 			14  			Тема 			и эпиграф  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
  			
 |  			Сравнительная 			характеристика 			Веры и Николая. 			 			  			Сейчас 			вы заканчиваете 			индивидуальный 			этап в рабочем 			листе, затем 			объединяетесь 			в группы и 			представите 			вариант характеристики 			на доске. Правила 			работы в группе 			нужно напоминать?  			
 |  						
 |  						Николай 						Алмазов |  						Вера 						Алмазова |  |  						Общее 						настроение 						Мимика |  						
 
  						Раздражен, 						недоволен  						от изумления 						разводит 						руками, морщит 						лоб  						насупившееся 						лицо хочет 						заплакать |  						Спокойна, 						сдержанна, 						терпелива, 						нежна, ласкова. С 						страданием 						на красивом, 						нервном лице |  |  						Нужна 						ли посторонняя 						помощь каков 						настрой на 						исход дела |  						
 
  						Беспомощен, 						пассивен,  						  						Не видит 						выхода, не 						верит в успех 
 |  						Находчива, 						активна, деятельна, 						точна, быстра. Верит 						в успех дела, 						надеется на 						положительный 						исход |  |  						Может 						ли взять 						ответственность 						на себя |  						
 
  						Подчиняется 						жене, действует 						по её плану. 
 |  						В 						трудной ситуации 						чувствует 						себя главой 						семьи, ответственной 						за мужа, за его 						будущее. Горячо 						суетилась | 
  			Что 			получилось? 			Герои похожи? 			Совершенно 			не похожи!  			- Какие 			противоположные 			черты характера 			вы заметили?  			Вспомните 			название приема, 			основанного 			на противопоставлении. 			Верно, антитеза. 			 			  			3) Работа 			над композицией 			рассказа.  			  			- Подумаем, 			в чём особенность 			композиции 			данного рассказа? 			На сколько 			частей можно 			разделить 			произведение?  			1 часть. 			«Горе»: Алмазов 			приходит домой.  			2 часть. 			«Надежда»: 			молодые супруги 			посещают оценщика 			и садовника.  			3 часть. 			«Счастье»: 			Вера встречает 			мужа и видит, 			что всё благополучно 			завершилось.  			-Как 			соотносится 			начало и конец 			рассказа?  			- Какой 			приём лежит 			в основе? (Антитеза)  			Какой 			предмет в доме 			помогает нам 			видеть все 			наоборот?  			Построение 			произведения, 			при котором 			начальные и 			конечные образы 			повторяются 			с точностью 			до наоборот, 			называется 			зеркальной 			композицией  			
  			Как 			зеркальная 			композиция, 			приём антитезы 			помогают раскрыть 			идею произведения? 			 			  			Автор 			даёт понять, 			что главное 			для счастья 			не сходство 			характеров, 			а терпение, 			труд, упорство 			и любовь, понимание 			и взаимовыручка. 			 			  			Благодаря 			этим качествам 			люди преодолевают 			трудности и 			не только 			сохраняют 			любовь, но и 			укрепляют 			её. На смену 			горю, неудачам 			приходят счастье 			и удача, успех, 			нужно только 			не терять веру, 			не поддаваться 			унынию, поддерживать 			друг друга.  			ПОДВЕДЕМ 			НЕБОЛЬШОЙ 			ИТОГ Мы выполнили 			первую задачу 			урока – прочитали 			и проанализировали 			рассказ.  			  			
  			Для 			выяснения 			позиция автора 			предлагаю 			обозначить, 			какие нравственные 			проблемы ставит 			писатель в 			рассказе? 			(счастья, 			упорства, любви)  			  			  			В рассказе 			А.И. Куприна 			звучат важные 			нравственные 			проблемы счастья, 			упорства и 			любви.  			  			Что 			утверждает 			автор? Автор 			утверждает, 			что счастье 			в семье возможно 			только при 			наличии любви, 			при полном 			согласии и 			взаимопонимании. 			 			  			
  			  - Таким 			образом, что 			значит любовь 			по Куприну? 			   (Любовь 			способна 			облагородить 			душу любящего 			человека.  			Героиня 			жертвует всем 			ради спокойствия 			и счастья любимого 			человека и 			находит в этом 			своё счастье.  			Герои 			отдают любовь 			друг другу и 			получают её 			друг от друга  			Таково 			представление 			о любви и счастье 			в рассказе 			А.И. Куприна 			«Куст сирени»  			- В 			жизни есть 			только одно 			несомненное 			счастье – жить 			для другого. 			 			  			Таким 			образом, мы 			решили вторую 			задачу.  			
  			Достигли 			ли мы в ходе 			урока поставленной 			учебной цели?  			
  			
  			Предлагаю 			немного поразмышлять. 			ЗАДАНИЕ ПО 			РЯДАМ |  			Заполняют 			таблицу полностью, 			сравнивают 			образы Веры 			и Николая. Делают 			выводы.  			  			
  			Работа 			учащихся в 			группах, анализ 			текста, работают 			с рабочими 			листами (заполняют 			таблицу)  			
  			Вера 			умна, мудра, 			сдержанна, 			энергична, 			подталкивает 			мужа на решительные 			поступки, любит 			своего супруга. 			Коля спокоен, 			обладает 			упорством, 			слушает жену, 			соглашается 			с ней, прислушивается 			к её советам.  			
  			Куприн 			рисует перед 			нами идеальные 			 			  			
 | 
|  			VII. 			Самостоятельная 			работа по тексту Цель: 			создание 			ситуации успеха, 			тренировать 			способность 			к самоконтролю 4 			мин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  			Домашнее 			задание 
 
 1 			мин. |  			  Слайд 			№15 вопросы 			для размышления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  			СЛАЙД 			16 
 
 Слайд 			№ 17 Домашнее 			задание (на 			выбор) 
 
 СЛАЙД 			18 |  			1 группа.  			– Почему 			рассказ называется 			«Куст сирени»? 			(Рассказ называется 			так потому, 			что именно 			куст сирени 			приносит героям 			счастье. Вначале 			молодые супруги 			угнетены неудачей, 			постигшей 			Алмазова. Он 			не поступил 			в Академию, 			и всё из-за пятна 			на чертеже. 			Они ищут выход, 			и Верочка находит 			его. Куст сирени, 			посаженный 			за городом, 			помог Алмазову 			поступить в 			Академию.)  			  			  			2 группа.  			- Почему 			Верочка сказала, 			что сирень 			будет теперь 			её любимым 			цветком? (События 			жизни, подобные 			тому, что пережили 			Алмазовы, обычно 			запоминаются 			надолго. Любовь 			помогла найти 			им выход из 			трудной ситуации, 			а сирень будет 			всегда напоминать 			об этом.) (Это 			ароматный 			красивый цветок, 			который помогает 			главным героям 			в трудной ситуации 			сохранить 			любовь и 			взаимопонимание.)  			3 группа.  			– Почему 			автор выбирает 			именно сирень? 			(Сирень – это 			символ любви 			и счастья. Это 			растение цветет 			весной – в пору 			всех влюбленных. 			Существует 			поверье: тот, 			кто найдет 			цветок сирени 			с пятью лепестками, 			будет счастлив)  			
  			ЦЕЛЬ 			ДОСТИГНУТА? 			Изучение 			позиции автора 			в определении 			любви как залога 			семейного 			счастья через 			анализ рассказа 			«Куст сирени». 			Да, мы это сделали. 			 			  			
  			Надо 			себя оценить 			– на листах 			самооценки 			СЛАЙД 16  			
  			
  			домашнее 			задание  				подготовить 				творческий 				пересказ от 				лица Веры 				(садовника, 				профессора) 				о событиях, 				описанных в 				рассказе;  				написать 				сочинение о 				том, что произошло 				дальше в жизни 				Веры и Николая;  				создать 				синквейн* 				(задание повышенного 				уровня)  			
  			Далее 			предлагаю 			выполнить 			самое важное 			задание.  			Возьмите 			открытки, которые 			лежат у вас 			на столах. 			Запишите, 			пожалуйста, 			5 самых нужных 			слов, без которых 			невозможно 			семейное счастье. 			 			  			МЫ ВЫШЛИ 			НА РЕШЕНИЕ 3 			ЗАДАЧИ, КАЖДЫЙ 			ВЗЯЛ СЕБЕ ТО, 			ЧТО ЗАХОТЕЛ.  			
  			Это то, 			что вы возьмете 			с собой. Это 			ваши счастливые 			пятилистники. |  			
  			 Учащиеся 			работают по 			группам, советуются 			между собой. 			Отвечают на 			поставленный 			вопрос – ответ 			от каждой группы  			
  			  			 | 
|  			3-я стадия 			«Рефлексия» VIII. 			Итог урока. 			Рефлексия. Цель: 			тренировать 			способность 			к самоконтролю 
 2 			мин. 3 			мин. |  			
 
 Слайд 			№19 (сирень) |  			
  			
  			
  			Обобщение. 			Ребята, вы такие 			молодцы! Замечательно 			отвечали, 			аргументировали, 			старались. 			мне очень хочется, 			чтобы ценности, 			о которых мы 			говорили, были 			у вас на первом 			месте в вашей 			жизни. А в душе 			цвела сирень 			как можно дольше 			и ярче! |  			
 | 
|  			
 |  			
 |  			
 |  			
 |