Материал для уроков литературы «Любовь как залог семейного счастья в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» (8 класс)

7
0
Материал опубликован 4 January


ФИО участника

Шляпакова Ульяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя Советского Союза Пименова Ивана Ивановича»

Вологодская область г. Вологда с. Молочное ул. Емельянова, д. 7

Предмет

Литература

Класс

8 класс

УМК

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018

Тема урока

«Любовь как залог семейного счастья в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

Тип урока

Урок усвоения нового знания

Место урока в изучении темы, раздела

Русская литература XX века

Знакомство с творчеством А.И. Куприна

Цель


Изучение позиции автора в определении любви как залога семейного счастья через анализ рассказа «Куст сирени»

Задачи

Образовательные:

прочитать рассказ «Куст сирени», обладающий высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства: любовь и счастье;

показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени»;

учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы;

Развивающие:

совершенствовать навыки анализа художественного текста;

развивать творческие способности учащихся;

учить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;

развивать умения учащихся работать с информационными источниками (учебником, раздаточным материалом)

развивать коммуникативные компетенции;

Воспитательные:

обратить внимание на нравственные семейные ценности; воспитывать чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека;

продолжить формирование интереса к предмету; осуществлять эстетическое воспитание учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.

Планируемые результаты:

Предметный

в познавательной (интеллектуальной) сфере:

- знать факты из биографии А.И. Куприна; знать содержание рассказов А.И. Куприна, уметь определять тему произведения, выделять проблемы; выявление заложенных в рассказе Куприна А.И. «Куст сирени» нравственных ценностей;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;

-умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка и их роль в произведении;

- владеть литературоведческой терминологией при анализе рассказа, различными формами творческой работы.

в коммуникативной сфере:

- воспринимать на слух литературное произведение, осуществлять осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

- создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

в эстетической сфере:

- понимать образную природу литературы как словесного искусства, формировать эстетический вкус, понимать русское слово в его эстетической функции.

Личностный

- совершенствовать духовно-нравственные качества личности, уважительное отношение к русской литературе;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, учебник);

- развивать познавательную активность учащихся;

- формировать нравственно-этическое оценивание и эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому;

- формировать собственное отношение к героям рассказа А. Куприна, давать им оценку, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней;

- использовать для решения познавательной и коммуникативной задач различные источники

- воспитывать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

- ощущать потребность в самовыражении через слово, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметный

познавательные:

- расширять представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитывать думающего неравнодушного человека и читателя;

- извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, пользоваться изучающим видом чтения;

- формировать умение критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное;

- давать определения понятиям;

- обобщать понятия;

регулятивные:

- уметь работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей;

- уметь определять и формулировать проблему и цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

коммуникативные:

- развивать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

- строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

- развивать умение работать в группе, устанавливать взаимоотношения; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата;

- строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь

- излагать содержание прочитанного текста выборочно



Используемые формы работы

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная


Виды деятельности:

Беседа, чтение, анализ и противопоставление героев рассказа, участие в учебном диалоге, чтение по ролям, инсценированное чтение

Основные понятия, термины:

Композиция, зеркальная композиция, художественная деталь, проблема, антитеза, нравственность

Используемые педагогические технологии

Технология критического мышления, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве

Используемое оборудование

Учебник по литературе для 8 класса 2-я часть (автор: Коровина В.А.), рассказ Куприна А.И. «Куст сирени», портрет Куприна А.И., иллюстрации картин Кустодиева, Кончаловского П.П. листы для словарной работы, рабочие листы

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация.



Этапы урока

Оформление доски/наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 стадия «Вызов»

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в деятельность


1 мин.




Слайд №1



Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ульяна Сергеевна Шляпакова. Сегодня урок литературы мы проведём вместе, все настроены на успех, значит, всё задуманное осуществится. Хочу пожелать вам удачи и плодотворной работы на уроке.

Проверим готовность к уроку.

Откройте свои рабочие листы (Приложение 1), запишите число и обратите внимание на экран

Готовятся к уроку, настраиваются, записывают







II. Мотивация и актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»



1 мин.




2 мин.

Слайд №2: Портрет писателя Куприна А.И.







Слайд №3

Фоминское



Слайд №4

Куркино









Слайд №5

Даниловское


- Скажите, пожалуйста, портрет какого писателя мы видим на слайде?

- Что вы знаете из написанного Куприным? («Изумруд», «Чудесный доктор», «Тапёр», «Юнкера») С каким произведением А.И. Куприна вы познакомились дома? («Куст сирени»)





Куприн жил на рубеже веков, в то время слово усадьба означало дом со всеми прилегающими постройками. Чтобы воссоздать образ эпохи, ее колорит, для вас подготовлена небольшая экспозиция с предметами быта того времени. И некоторые из вас приняли участие в ее оформлении. Предлагаю немного окунуться в дворянскую усадьбу и представить ее обитателей.

Так, недалеко от Вологды на территории села Молочное когда-то располагалась усадьба Фоминское.

Чуть дальше по дороге на Кириллов есть отворотка на усадьбу Спасское-Куркино.


Возможно, что Куприн жил в подобном доме. Верите ли вы, что имя А.И.Куприна связано с нашей Вологодской областью? Что он очень любил бывать в одном из имений, ходить на охоту и необыкновенно просто общаться с простыми людьми?

Даниловское под Устюжной


Действительно это так.


И везде вы могли бы увидеть буйное цветение сирени.

Зачитывают отрывки

Старый Ильяшевский сад вновь помолодел под теплыми, животворящими лучами весеннего солнца. Нежною зеленью покрылись кусты и деревья; в траве мелькали белые и желтые цветочки; цвели сирень и бузина. (П.В. Засодимский)


Огромные кусты сиреней красовались в разных местах группами, маргаритки сплели венок вокруг клумбы, и посреди их возвышался подсолнечник с гордо поднятым вверх золотым лицом, следующим за движением солнца. (А.Ф. Резанов)



Цветут сирени... фиолетовые, белые, розовые. Наступают белые ночи. Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы. (А.И. Куприн)


Отвечают на вопрос.
















Заслушивают чтение, соотносят прослушанное с информацией на слайдах

Слайд№3, 4, 5 (проверка)







III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: возможность осознания затруднения ЗУН


2 мин.












IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Постановка учебной задачи

Цель:

формулирование темы урока.








Слайд №6

Видеоклип С. Рахманинов «Сирень»


Слайд №7 с эпиграфом: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого» Н. Г. Чернышевский



Слайд №8

Тема урока




Слайд № 9

Задачи урока

Вы любите цветы? Зависит ли выбор цветов от времени года? Наверное, есть всесезонные, а есть те, которыми можно любоваться лишь в определенный период. Такова сирень.

- Рассказ А.И. Куприна называется «Куст сирени», написан в 1894 году. К образу сирени обращались не только писатели, но и художники, в частности, Кончаловский П.П., Кустодиев Б., Левитан И. и музыканты. Предлагаю послушать музыку гениального композитора Сергея Рахманинова «Сирень»

какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «сирень». Ответы в виде кластера запишем в рабочих листах и на доске, (на доске составить кластер на основе ответов детей)


Куст сирени (кластер) записать на доске


- Итак, какие ассоциации у вас возникли? (семья, любовь, счастье, радость, весна, тепло, взаимность)

На основе данных понятий попробуйте определить тему урока.


Оттолкнёмся от эпиграфа: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»



Вспомните, о каком чувстве вы говорили на последних уроках литературы? Может, и сегодня речь пойдет о ней?



«Любовь как залог семейного счастья в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени».



-Попробуйте определить цель урока (Изучение позиции автора в определении любви как залога семейного счастья через анализ рассказа «Куст сирени»)


-На какой вопрос мы должны ответить? (почему любовь – это залог, почему без любви невозможно счастье в семье)

-Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно что сделать? (1. изучить текст рассказа А.И. Куприна, «Куст сирени»; 2) выявить позицию автора в изображении любви; 3) выделить нравственные ценности, важные для семейного счастья


Работают по предложенным вопросам с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.



Отвечают на вопросы:

Пишут ассоциации в рабочих листах (любовь, счастье, весна, тепло, солнце и т.д.)

Отвечают на поставленный вопрос.




Формулируют цель урока



2 –я стадия «Осмысление»

V. Этап реализации построенного проекта. «Открытие» учащимися новых знаний. Работа с текстом

Цель:

отработать навык анализа текста



2 мин.



Слайд № 10

Проверка кроссворда

1)Словарная работа (в паре) – решение кроссворда

-При чтении вы встретились со словами, значение которых нужно прояснить. Предлагаю поработать в паре и решить кроссворд.

Оцените свою работу после решения кроссворда







14 мин.

Слайд №11

пустой












2 мин.











2 мин.
















2 мин.





















2


1 мин.


1 мин.






2 мин.





2 мин.


2) Чтение с остановками.

Работа по содержанию текста, при ответах на вопросы учащиеся подтверждают цитатами

Отрывок 1


Кто является главными героями рассказа? (Семейная пара: Вера и Николай Алмазовы)

- Что мы узнаём в самом начале текста? С чего автор начинает повествование? (Алмазов возвращается домой, проходит в свой кабинет, он очень расстроен)

Как выглядят герои, что мы о них узнаём?

Обратите внимание на слова «Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». Подумайте, что Вера значит в жизни Николая.


Отрывок 2

Предлагаю диалог Веры и Николая прочитать по ролям, но прежде посмотрите друг на друга внимательно, подготовьтесь морально к чтению по ролям ЛЕНА,МАКСИМ


Какие характеристики героев вы готовы дать? По ходу чтения можно подбирать материал для таблицы в рабочих листах (делаем карандашные пометки на полях) К этой таблице мы еще обратимся, но чуть позже.


Отрывок 3


В чём Вера видит решение проблемы? (Она решает посадить настоящие кусты, чтобы оплошность мужа оправдалась)


Охарактеризуйте поведение Веры в то время, когда ей в голову пришел план спасения? (Вера быстро начинает собираться, находит все ценные вещи в доме, чтобы продать их, а на вырученные деньги купить кусты. Она активна, настроена оптимистически)

Как реагирует Николай на её предложение? (Коля пассивен, но не возражает и постепенно начинает помогать жене, хотя до последнего не верит в успех. Вера контролирует процесс до мелочей, она дотошна)

-

Обратите внимание на имена и фамилию героев (Вера – «вера», Николай – «победитель народов»)

- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Алмаз – прозрачный, драгоценный, блестящий, многогранный, неотшлифованный драгоценный камень.

-Даже фамилия семьи очень светлая, прозрачная. Не случайно автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией – Алмазовы.

-

Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить.


Как дальше развиваются события? Расскажите о посещении ломбарда с использованием цитат (отрывок 4)


Что значит «заложить вещь»? (отдаёшь вещь, а тебе за неё дают деньги с возможностью выкупить заложенную драгоценность). Можно ли заложить то, что нельзя увидеть, потрогать? Например, любовь?


Отрывок 5

Общение с садовником – почему выбор пал именно на сирень? Ваши предположения?


Она цветет в нашей местности в июне, в самом начале лета. Психологи говорят, что сирень олицетворяет соединение двух начал – мужского и женского. Сиреневый цвет – символ привязанности. Это цвет, который примиряет и связывает противоположности. Обычно цветок сирени имеет 4 лепестка, и только ленивый не искал на ней пятилистники, чтобы обрести счастье.




Отрывок 6

Чем же заканчивается эта история?

Послушаем творческий пересказ от лица Николая КИРИЛЛ


Отрывок 7

-Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, он счастлив, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

Эта история заканчивается успехом Николая, который благодаря своей жене сдал практическую работу. А помогли им в этом такие качества, как понимание, умение прийти на помощь в трудную минуту, взаимовыручка, упорство, решительность, любовь.





Отвечают на вопросы, дискутируют, аргументируют, делают выводы








Обращают внимание на столик, оформленный в стиле рубежа 19-20 веков






для заполнения таблицы






стараются подобрать материал для заполнения таблицы




Предполагают, почему выбор пал именно на сирень.

















VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать новые знания


4 мин.











































3 мин.



































Слайд №12

композиция








Слайд № 13

(термины)






Слайд№ 14

Тема и эпиграф
















Сравнительная характеристика Веры и Николая.

Сейчас вы заканчиваете индивидуальный этап в рабочем листе, затем объединяетесь в группы и представите вариант характеристики на доске. Правила работы в группе нужно напоминать?



Николай Алмазов

Вера Алмазова

Общее настроение Мимика



Раздражен, недоволен

от изумления разводит руками, морщит лоб

насупившееся лицо

хочет заплакать

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

С страданием на красивом, нервном лице

Нужна ли посторонняя помощь каков настрой на исход дела



Беспомощен, пассивен,

Не видит выхода, не верит в успех


Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход

Может ли взять ответственность на себя



Подчиняется жене, действует по её плану.


В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

Горячо суетилась

Что получилось? Герои похожи? Совершенно не похожи!

- Какие противоположные черты характера вы заметили?

Вспомните название приема, основанного на противопоставлении. Верно, антитеза.

3) Работа над композицией рассказа.

- Подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение?

1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

-Как соотносится начало и конец рассказа?

- Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

Какой предмет в доме помогает нам видеть все наоборот?

Построение произведения, при котором начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией


Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения?

Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка.

Благодаря этим качествам люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горю, неудачам приходят счастье и удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.

ПОДВЕДЕМ НЕБОЛЬШОЙ ИТОГ Мы выполнили первую задачу урока – прочитали и проанализировали рассказ.


Для выяснения позиция автора предлагаю обозначить, какие нравственные проблемы ставит писатель в рассказе? (счастья, упорства, любви)

В рассказе А.И. Куприна звучат важные нравственные проблемы счастья, упорства и любви.

Что утверждает автор? Автор утверждает, что счастье в семье возможно только при наличии любви, при полном согласии и взаимопонимании.


- Таким образом, что значит любовь по Куприну? (Любовь способна облагородить душу любящего человека.

Героиня жертвует всем ради спокойствия и счастья любимого человека и находит в этом своё счастье.

Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга

Таково представление о любви и счастье в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

- В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого.

Таким образом, мы решили вторую задачу.


Достигли ли мы в ходе урока поставленной учебной цели?



Предлагаю немного поразмышлять. ЗАДАНИЕ ПО РЯДАМ

Заполняют таблицу полностью, сравнивают образы Веры и Николая. Делают выводы.


Работа учащихся в группах, анализ текста, работают с рабочими листами (заполняют таблицу)


Вера умна, мудра, сдержанна, энергична, подталкивает мужа на решительные поступки, любит своего супруга. Коля спокоен, обладает упорством, слушает жену, соглашается с ней, прислушивается к её советам.


Куприн рисует перед нами идеальные


VII. Самостоятельная работа по тексту

Цель: создание ситуации успеха, тренировать способность к самоконтролю

4 мин.
















Домашнее задание



1 мин.

Слайд №15

вопросы для размышления
















СЛАЙД 16



Слайд № 17

Домашнее задание (на выбор)



СЛАЙД 18

1 группа.

Почему рассказ называется «Куст сирени»? (Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию.)

2 группа.

- Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.) (Это ароматный красивый цветок, который помогает главным героям в трудной ситуации сохранить любовь и взаимопонимание.)

3 группа.

Почему автор выбирает именно сирень? (Сирень – это символ любви и счастья. Это растение цветет весной – в пору всех влюбленных. Существует поверье: тот, кто найдет цветок сирени с пятью лепестками, будет счастлив)


ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА? Изучение позиции автора в определении любви как залога семейного счастья через анализ рассказа «Куст сирени». Да, мы это сделали.


Надо себя оценить – на листах самооценки СЛАЙД 16



домашнее задание

подготовить творческий пересказ от лица Веры (садовника, профессора) о событиях, описанных в рассказе;

написать сочинение о том, что произошло дальше в жизни Веры и Николая;

создать синквейн* (задание повышенного уровня)


Далее предлагаю выполнить самое важное задание.

Возьмите открытки, которые лежат у вас на столах. Запишите, пожалуйста, 5 самых нужных слов, без которых невозможно семейное счастье.

МЫ ВЫШЛИ НА РЕШЕНИЕ 3 ЗАДАЧИ, КАЖДЫЙ ВЗЯЛ СЕБЕ ТО, ЧТО ЗАХОТЕЛ.


Это то, что вы возьмете с собой. Это ваши счастливые пятилистники.


Учащиеся работают по группам, советуются между собой. Отвечают на поставленный вопрос – ответ от каждой группы


3-я стадия «Рефлексия»

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Цель: тренировать способность к самоконтролю


2 мин.

3 мин.



Слайд №19

(сирень)




Обобщение. Ребята, вы такие молодцы! Замечательно отвечали, аргументировали, старались. мне очень хочется, чтобы ценности, о которых мы говорили, были у вас на первом месте в вашей жизни. А в душе цвела сирень как можно дольше и ярче!







Комментарий к заданиям

Данный урок находится в системе уроков литературы, направленных на развитие читательской грамотности учащихся. Главная задача учителя – направить внимание учащихся на работу с текстом, помочь найти ответы на поставленные вопросы. Так, ребята учатся работать с композицией, они «видят» написанный автором текст. Знание материала позволяет выполнить задания – создать свой текст, задание повышенного уровня – синквейн как высшая точка умения. В ходе уроков дети учатся понимать текст, создавать свой текст.


17


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации