ФИО участника | Шляпакова Ульяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория |
Образовательное учреждение | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя Советского Союза Пименова Ивана Ивановича» Вологодская область г. Вологда с. Молочное ул. Емельянова, д. 7 |
Предмет | Литература |
Класс | 8 класс |
УМК | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018 |
Тема урока | «Любовь как залог семейного счастья в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» |
Тип урока | Урок усвоения нового знания |
Место урока в изучении темы, раздела | Русская литература XX века Знакомство с творчеством А.И. Куприна |
Цель
| Изучение позиции автора в определении любви как залога семейного счастья через анализ рассказа «Куст сирени» |
Задачи | Образовательные: прочитать рассказ «Куст сирени», обладающий высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства: любовь и счастье; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени»; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы; Развивающие: совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать творческие способности учащихся; учить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного; развивать умения учащихся работать с информационными источниками (учебником, раздаточным материалом) развивать коммуникативные компетенции; Воспитательные: обратить внимание на нравственные семейные ценности; воспитывать чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека; продолжить формирование интереса к предмету; осуществлять эстетическое воспитание учащихся; воспитывать активную жизненную позицию. |
Планируемые результаты: | Предметный в познавательной (интеллектуальной) сфере: - знать факты из биографии А.И. Куприна; знать содержание рассказов А.И. Куприна, уметь определять тему произведения, выделять проблемы; выявление заложенных в рассказе Куприна А.И. «Куст сирени» нравственных ценностей; - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное; -умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка и их роль в произведении; - владеть литературоведческой терминологией при анализе рассказа, различными формами творческой работы. в коммуникативной сфере: - воспринимать на слух литературное произведение, осуществлять осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; - создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог. в эстетической сфере: - понимать образную природу литературы как словесного искусства, формировать эстетический вкус, понимать русское слово в его эстетической функции. Личностный - совершенствовать духовно-нравственные качества личности, уважительное отношение к русской литературе; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, учебник); - развивать познавательную активность учащихся; - формировать нравственно-этическое оценивание и эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому; - формировать собственное отношение к героям рассказа А. Куприна, давать им оценку, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней; - использовать для решения познавательной и коммуникативной задач различные источники - воспитывать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; - ощущать потребность в самовыражении через слово, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметный познавательные: - расширять представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитывать думающего неравнодушного человека и читателя; - извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, пользоваться изучающим видом чтения; - формировать умение критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное; - давать определения понятиям; - обобщать понятия; регулятивные: - уметь работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей; - уметь определять и формулировать проблему и цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. коммуникативные: - развивать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией; - строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; - развивать умение работать в группе, устанавливать взаимоотношения; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата; - строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь - излагать содержание прочитанного текста выборочно |
|
|
Используемые формы работы | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
|
Виды деятельности: | Беседа, чтение, анализ и противопоставление героев рассказа, участие в учебном диалоге, чтение по ролям, инсценированное чтение |
Основные понятия, термины: | Композиция, зеркальная композиция, художественная деталь, проблема, антитеза, нравственность |
Используемые педагогические технологии | Технология критического мышления, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве |
Используемое оборудование | Учебник по литературе для 8 класса 2-я часть (автор: Коровина В.А.), рассказ Куприна А.И. «Куст сирени», портрет Куприна А.И., иллюстрации картин Кустодиева, Кончаловского П.П. листы для словарной работы, рабочие листы |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация. |
|
|
Этапы урока | Оформление доски/наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 стадия «Вызов» I. Самоопределение к деятельности. Цель: включение в деятельность
1 мин. |
Слайд №1
| Приветствие. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ульяна Сергеевна Шляпакова. Сегодня урок литературы мы проведём вместе, все настроены на успех, значит, всё задуманное осуществится. Хочу пожелать вам удачи и плодотворной работы на уроке. – Проверим готовность к уроку. Откройте свои рабочие листы (Приложение 1), запишите число и обратите внимание на экран | Готовятся к уроку, настраиваются, записывают
|
II. Мотивация и актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
1 мин.
2 мин. | Слайд №2: Портрет писателя Куприна А.И.
Слайд №3 Фоминское
Слайд №4 Куркино
Слайд №5 Даниловское
| - Скажите, пожалуйста, портрет какого писателя мы видим на слайде? - Что вы знаете из написанного Куприным? («Изумруд», «Чудесный доктор», «Тапёр», «Юнкера») С каким произведением А.И. Куприна вы познакомились дома? («Куст сирени»)
Куприн жил на рубеже веков, в то время слово усадьба означало дом со всеми прилегающими постройками. Чтобы воссоздать образ эпохи, ее колорит, для вас подготовлена небольшая экспозиция с предметами быта того времени. И некоторые из вас приняли участие в ее оформлении. Предлагаю немного окунуться в дворянскую усадьбу и представить ее обитателей. Так, недалеко от Вологды на территории села Молочное когда-то располагалась усадьба Фоминское. Чуть дальше по дороге на Кириллов есть отворотка на усадьбу Спасское-Куркино.
Возможно, что Куприн жил в подобном доме. Верите ли вы, что имя А.И.Куприна связано с нашей Вологодской областью? Что он очень любил бывать в одном из имений, ходить на охоту и необыкновенно просто общаться с простыми людьми? Даниловское под Устюжной
Действительно это так.
И везде вы могли бы увидеть буйное цветение сирени. Зачитывают отрывки Старый Ильяшевский сад вновь помолодел под теплыми, животворящими лучами весеннего солнца. Нежною зеленью покрылись кусты и деревья; в траве мелькали белые и желтые цветочки; цвели сирень и бузина. (П.В. Засодимский)
Огромные кусты сиреней красовались в разных местах группами, маргаритки сплели венок вокруг клумбы, и посреди их возвышался подсолнечник с гордо поднятым вверх золотым лицом, следующим за движением солнца. (А.Ф. Резанов)
Цветут сирени... фиолетовые, белые, розовые. Наступают белые ночи. Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы. (А.И. Куприн)
| Отвечают на вопрос.
Заслушивают чтение, соотносят прослушанное с информацией на слайдах Слайд№3, 4, 5 (проверка)
|
III. Этап выявления места и причины затруднения. Цель: возможность осознания затруднения ЗУН
2 мин.
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения. Постановка учебной задачи Цель: формулирование темы урока.
|
Слайд №6 Видеоклип С. Рахманинов «Сирень»
Слайд №7 с эпиграфом: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого» Н. Г. Чернышевский
Слайд №8 Тема урока
Слайд № 9 Задачи урока | Вы любите цветы? Зависит ли выбор цветов от времени года? Наверное, есть всесезонные, а есть те, которыми можно любоваться лишь в определенный период. Такова сирень. - Рассказ А.И. Куприна называется «Куст сирени», написан в 1894 году. К образу сирени обращались не только писатели, но и художники, в частности, Кончаловский П.П., Кустодиев Б., Левитан И. и музыканты. Предлагаю послушать музыку гениального композитора Сергея Рахманинова «Сирень» какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «сирень». Ответы в виде кластера запишем в рабочих листах и на доске, (на доске составить кластер на основе ответов детей)
Куст сирени (кластер) записать на доске
- Итак, какие ассоциации у вас возникли? (семья, любовь, счастье, радость, весна, тепло, взаимность) На основе данных понятий попробуйте определить тему урока.
Оттолкнёмся от эпиграфа: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»
Вспомните, о каком чувстве вы говорили на последних уроках литературы? Может, и сегодня речь пойдет о ней?
«Любовь как залог семейного счастья в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени».
-Попробуйте определить цель урока (Изучение позиции автора в определении любви как залога семейного счастья через анализ рассказа «Куст сирени»)
-На какой вопрос мы должны ответить? (почему любовь – это залог, почему без любви невозможно счастье в семье) -Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно что сделать? (1. изучить текст рассказа А.И. Куприна, «Куст сирени»; 2) выявить позицию автора в изображении любви; 3) выделить нравственные ценности, важные для семейного счастья
| Работают по предложенным вопросам с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.
Отвечают на вопросы: Пишут ассоциации в рабочих листах (любовь, счастье, весна, тепло, солнце и т.д.) Отвечают на поставленный вопрос.
Формулируют цель урока
|
2 –я стадия «Осмысление» V. Этап реализации построенного проекта. «Открытие» учащимися новых знаний. Работа с текстом Цель: отработать навык анализа текста
2 мин. |
Слайд № 10 Проверка кроссворда | 1)Словарная работа (в паре) – решение кроссворда -При чтении вы встретились со словами, значение которых нужно прояснить. Предлагаю поработать в паре и решить кроссворд. Оцените свою работу после решения кроссворда |
|
14 мин. | Слайд №11 пустой
2 мин.
2 мин.
2 мин.
2
1 мин.
1 мин.
2 мин.
2 мин.
| 2) Чтение с остановками. Работа по содержанию текста, при ответах на вопросы учащиеся подтверждают цитатами Отрывок 1
– Кто является главными героями рассказа? (Семейная пара: Вера и Николай Алмазовы) - Что мы узнаём в самом начале текста? С чего автор начинает повествование? (Алмазов возвращается домой, проходит в свой кабинет, он очень расстроен) Как выглядят герои, что мы о них узнаём? Обратите внимание на слова «Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». Подумайте, что Вера значит в жизни Николая.
Отрывок 2 Предлагаю диалог Веры и Николая прочитать по ролям, но прежде посмотрите друг на друга внимательно, подготовьтесь морально к чтению по ролям ЛЕНА,МАКСИМ
Какие характеристики героев вы готовы дать? По ходу чтения можно подбирать материал для таблицы в рабочих листах (делаем карандашные пометки на полях) К этой таблице мы еще обратимся, но чуть позже.
Отрывок 3
–В чём Вера видит решение проблемы? (Она решает посадить настоящие кусты, чтобы оплошность мужа оправдалась)
– Охарактеризуйте поведение Веры в то время, когда ей в голову пришел план спасения? (Вера быстро начинает собираться, находит все ценные вещи в доме, чтобы продать их, а на вырученные деньги купить кусты. Она активна, настроена оптимистически) –Как реагирует Николай на её предложение? (Коля пассивен, но не возражает и постепенно начинает помогать жене, хотя до последнего не верит в успех. Вера контролирует процесс до мелочей, она дотошна) - Обратите внимание на имена и фамилию героев (Вера – «вера», Николай – «победитель народов») - Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Алмаз – прозрачный, драгоценный, блестящий, многогранный, неотшлифованный драгоценный камень. -Даже фамилия семьи очень светлая, прозрачная. Не случайно автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией – Алмазовы. - Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить.
Как дальше развиваются события? Расскажите о посещении ломбарда с использованием цитат (отрывок 4)
Что значит «заложить вещь»? (отдаёшь вещь, а тебе за неё дают деньги с возможностью выкупить заложенную драгоценность). Можно ли заложить то, что нельзя увидеть, потрогать? Например, любовь?
Отрывок 5 Общение с садовником – почему выбор пал именно на сирень? Ваши предположения?
Она цветет в нашей местности в июне, в самом начале лета. Психологи говорят, что сирень олицетворяет соединение двух начал – мужского и женского. Сиреневый цвет – символ привязанности. Это цвет, который примиряет и связывает противоположности. Обычно цветок сирени имеет 4 лепестка, и только ленивый не искал на ней пятилистники, чтобы обрести счастье.
Отрывок 6 Чем же заканчивается эта история? Послушаем творческий пересказ от лица Николая КИРИЛЛ
Отрывок 7 -Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, он счастлив, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.) Эта история заканчивается успехом Николая, который благодаря своей жене сдал практическую работу. А помогли им в этом такие качества, как понимание, умение прийти на помощь в трудную минуту, взаимовыручка, упорство, решительность, любовь.
|
Отвечают на вопросы, дискутируют, аргументируют, делают выводы
Обращают внимание на столик, оформленный в стиле рубежа 19-20 веков
для заполнения таблицы
стараются подобрать материал для заполнения таблицы
Предполагают, почему выбор пал именно на сирень.
|
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: зафиксировать новые знания
4 мин.
3 мин. |
Слайд №12 композиция
Слайд № 13 (термины)
Слайд№ 14 Тема и эпиграф
| Сравнительная характеристика Веры и Николая. Сейчас вы заканчиваете индивидуальный этап в рабочем листе, затем объединяетесь в группы и представите вариант характеристики на доске. Правила работы в группе нужно напоминать?
| Николай Алмазов | Вера Алмазова | Общее настроение Мимика |
Раздражен, недоволен от изумления разводит руками, морщит лоб насупившееся лицо хочет заплакать | Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова. С страданием на красивом, нервном лице | Нужна ли посторонняя помощь каков настрой на исход дела |
Беспомощен, пассивен, Не видит выхода, не верит в успех
| Находчива, активна, деятельна, точна, быстра. Верит в успех дела, надеется на положительный исход | Может ли взять ответственность на себя |
Подчиняется жене, действует по её плану.
| В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее. Горячо суетилась |
Что получилось? Герои похожи? Совершенно не похожи! - Какие противоположные черты характера вы заметили? Вспомните название приема, основанного на противопоставлении. Верно, антитеза. 3) Работа над композицией рассказа. - Подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? 1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой. 2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника. 3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось. -Как соотносится начало и конец рассказа? - Какой приём лежит в основе? (Антитеза) Какой предмет в доме помогает нам видеть все наоборот? Построение произведения, при котором начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией
Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горю, неудачам приходят счастье и удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга. ПОДВЕДЕМ НЕБОЛЬШОЙ ИТОГ Мы выполнили первую задачу урока – прочитали и проанализировали рассказ.
Для выяснения позиция автора предлагаю обозначить, какие нравственные проблемы ставит писатель в рассказе? (счастья, упорства, любви) В рассказе А.И. Куприна звучат важные нравственные проблемы счастья, упорства и любви. Что утверждает автор? Автор утверждает, что счастье в семье возможно только при наличии любви, при полном согласии и взаимопонимании.
- Таким образом, что значит любовь по Куприну? (Любовь способна облагородить душу любящего человека. Героиня жертвует всем ради спокойствия и счастья любимого человека и находит в этом своё счастье. Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга Таково представление о любви и счастье в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» - В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого. Таким образом, мы решили вторую задачу.
Достигли ли мы в ходе урока поставленной учебной цели?
Предлагаю немного поразмышлять. ЗАДАНИЕ ПО РЯДАМ | Заполняют таблицу полностью, сравнивают образы Веры и Николая. Делают выводы.
Работа учащихся в группах, анализ текста, работают с рабочими листами (заполняют таблицу)
Вера умна, мудра, сдержанна, энергична, подталкивает мужа на решительные поступки, любит своего супруга. Коля спокоен, обладает упорством, слушает жену, соглашается с ней, прислушивается к её советам.
Куприн рисует перед нами идеальные
|
VII. Самостоятельная работа по тексту Цель: создание ситуации успеха, тренировать способность к самоконтролю 4 мин.
Домашнее задание
1 мин. | Слайд №15 вопросы для размышления
СЛАЙД 16
Слайд № 17 Домашнее задание (на выбор)
СЛАЙД 18 | 1 группа. – Почему рассказ называется «Куст сирени»? (Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию.) 2 группа. - Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.) (Это ароматный красивый цветок, который помогает главным героям в трудной ситуации сохранить любовь и взаимопонимание.) 3 группа. – Почему автор выбирает именно сирень? (Сирень – это символ любви и счастья. Это растение цветет весной – в пору всех влюбленных. Существует поверье: тот, кто найдет цветок сирени с пятью лепестками, будет счастлив)
ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА? Изучение позиции автора в определении любви как залога семейного счастья через анализ рассказа «Куст сирени». Да, мы это сделали.
Надо себя оценить – на листах самооценки СЛАЙД 16
домашнее задание подготовить творческий пересказ от лица Веры (садовника, профессора) о событиях, описанных в рассказе; написать сочинение о том, что произошло дальше в жизни Веры и Николая; создать синквейн* (задание повышенного уровня)
Далее предлагаю выполнить самое важное задание. Возьмите открытки, которые лежат у вас на столах. Запишите, пожалуйста, 5 самых нужных слов, без которых невозможно семейное счастье. МЫ ВЫШЛИ НА РЕШЕНИЕ 3 ЗАДАЧИ, КАЖДЫЙ ВЗЯЛ СЕБЕ ТО, ЧТО ЗАХОТЕЛ.
Это то, что вы возьмете с собой. Это ваши счастливые пятилистники. |
Учащиеся работают по группам, советуются между собой. Отвечают на поставленный вопрос – ответ от каждой группы
|
3-я стадия «Рефлексия» VIII. Итог урока. Рефлексия. Цель: тренировать способность к самоконтролю
2 мин. 3 мин. |
Слайд №19 (сирень) |
Обобщение. Ребята, вы такие молодцы! Замечательно отвечали, аргументировали, старались. мне очень хочется, чтобы ценности, о которых мы говорили, были у вас на первом месте в вашей жизни. А в душе цвела сирень как можно дольше и ярче! |
|
|
|
|
|