Людмила Павличенко - великая женщина великой страны
Поднимая тему великих людей России сразу на ум приходят представители династии Романовых, Рюриковичи, поэты золотого века, космонавты, и т.д.
Но мне хотелось бы рассказать о несправедливо забытой удивительной женщине, вклад которой в историю нашей страны неоценим. Это Людмила Михайловна Павличенко. «Мисс Кольт» или «Леди Смерть». Самая результативная женщина-снайпер в мировой истории.
«Не только давать жизнь, но и защищать ее...» Л.М.Павличенко
Людмила Михайловна Павличенко родилась 12 июля 1916 года в г. Белая Церковь (Васильковский уезд Киевской губернии Российской империи). Простая советская девушка училась в школе, дружила, влюблялась. Так сложилось, что в 16 лет она вышла замуж и стала мамой сына Ростислава. Правда, замужество пролилось недолго и на плечи юной девушки легла обязанность по воспитанию сына одной. Носившая в девичестве фамилию Белова, Людмила после развода сохранила фамилию Павличенко – именно под ней ее узнал, без преувеличения, весь мир.
После окончания школы Людмила Михайловна поступила в институт, на исторический факультет. Она интересовалась стрельбой и прошла краткосрочные снайперские курсы.
А потом грянула война, и она сразу попросилась на фронт и вскоре ей пришлось сражаться с гитлеровцами и их союзниками румынами на подступах к Одессе, где совсем недавно она занималась научной работой. Сильные мотивы - спасти своих детей побуждали в сердце женщины сильное желания спасать Родину. А чтобы спасти Родину, нужно убивать гитлеровцев, и переложить эту ношу на чьи-то другие плечи невозможно. Людмила Павличенко не могла не встать на защиту отчизны.
В одном из первых своих боев она заменила погибшего командира взвода, разорвавшимся вблизи снарядом была контужена, однако поле боя не покинула и вообще отказалась идти в госпиталь. Довоенные стрелковые навыки пригодились на войне – Людмила стала снайпером. У нее был прекрасный слух, изумительное зрение и отлично развитая интуиция – все эти качества для снайпера бесценны. Сначала она поставила себе задачу убить 100 фашистов. Выполнив этот план, пошла дальше. С августа по октябрь 1941 года на подступах к Одессе уничтожила 187 солдат и офицеров противника.
Очень скоро немцы познакомились с её «фирменным стилем». Часами Людмила находилась на позиции, не открывая огня, в совершенно неподвижном положении, но как только офицерская фуражка со свастикой показывалась над бруствером окопа, следовал выстрел, неизменно попадавший в цель. Немцы начали охоту за русским снайпером, применяя все доступные им средства. Выделяли метких стрелков для противоснайперской борьбы (свыше 30 из них были уничтожены пулей Людмилы Павличенко). Накрывали её предполагаемую позицию массированным пулеметным, минометным и даже артиллерийским огнем, использовали чучела и даже пытались выпускать животных, чтобы отвлечь снайпера. Всё было бесполезно – её счёт продолжал расти, а враг буквально кусал локти от бессилия.
Противник продолжал двигаться вперед и к ноябрю уже вышел к границам Крыма. Тяжелые бои на полуострове окончились неудачей, и с конца весны 1942 года немцы любой ценой решили брать Севастополь. Началась героическая оборона города, принесшая вечную славу его защитникам, в числе которых была и Людмила Павличенко.
На фронте она познакомилась с младшим лейтенантом Леонидом Киценко, в которого влюбилась. Он тоже был снайпером, и они вместе начали ходить на боевые задания. Но фронтовой роман закончился печально: в одном из боев нацисты, потеряв нескольких солдат и офицеров, буквально засыпали весь район перед своими позициями минами, и Леонид был смертельно ранен. Людмила не пострадала, он закрыл её собой. Она сама вынесла тело любимого с поля боя. Но после этого начала бороться с врагом вдвое яростнее.
Мстить фашистам за Леню, за погибших товарищей, за свою исковерканную молодость – вот была ее цель в те страшные месяцы весны 1942-го. За ней самой гитлеровцы вели настоящую охоту. Против Павличенко бросили отборных снайперов вермахта. В одной из таких дуэлей, растянувшейся на целые сутки, Люда через прицел разглядела глаза своего противника, поняв, что он ее тоже увидел. Но выстрел советского снайпера прозвучал раньше.
Когда Люда подобралась к его позиции, то нашла у поверженного врага записную книжку, где он фиксировал свои победы. К тому моменту, как он проиграл русской женщине, у гитлеровца, начавшего войну еще во Франции, на счету значилось больше 400 убитых солдат и офицеров. По некоторым сведениям, в дуэль с Павличенко в разное время вступали 36 гитлеровских снайперов. Все они проиграли. Накал боёв был таким, что к июню 1942 года на её счету было 309 убитых врагов. И в эти же дни она сама попала под минометный обстрел, получив тяжелое ранение. В июне 1942-го Людмилу эвакуировали в госпиталь на Кавказ.
Слава о юной девушке-снайпере, которая бьет без промаха, быстро распространилась по всей стране. Сотни молодых людей и девушек мечтали бить врага из винтовок с оптическим прицелом. О ее подвигах писала советская пресса, а по ту сторону фронта ее по-настоящему боялись. Ходили даже слухи о том, что она слышит шорохи на расстоянии полукилометра, способна подкрасться к самым к немецким окопам, застрелить за раз десяток человек, и скрыться незамеченной.
Осенью 1942 года Людмилу Павличенко отправляют в США в составе делегации советской молодежи. За океаном Л. Павличенко смогла помочь своей стране как дипломат.
Сначала её не принимали всерьез, задавали издевательские вопросы о помаде на фронте, носят ли девушки чулки в окопах. Людмила и тут проявила себя твердо и последовательно: она взяла слово и на отличном английском сказала свою знаменитую фразу: «Мне 25 лет. На фронте я успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?». Зал затих, а через минуту взорвался овациями в адрес смелой девушки. В Америке ей подарили пистолет «Кольт», а в Канаде - винтовку «Винчестер» (пистолет выставлен в Центральном музее Вооружённых сил РФ в Москве). Американский певец в стиле кантри Вуди Гатри написал про неё песню «Miss Pavlichenko». В Канаде делегацию советских военных приветствовали несколько тысяч канадцев, собравшихся на Объединённом вокзале Торонто (Union Station Toronto).
В США Людмила встречалась с президентом Франклином Рузвельтом, но особенно хорошие отношения у нее сложились с первой леди – Элеонорой Рузвельт (они дружили до самой смерти первой леди и встречались более 15 раз).
Сегодня много рассуждают о том: действительно ли Людмила Павличенко записала на свой счет 309 убитых солдат и офицеров противника. Косвенные свидетельства ставят под сомнение эту цифру, так как в 1941 году солдат и офицеров РККА представляли к правительственным медалям и за меньшие подвиги, в то же время Павличенко получила первую награду только 24 апреля 1942 года – это была медаль «За боевые заслуги». А уже после эвакуации из Севастополя её представили к ордену Ленина. Звания Герой Советского Союза прославленная женщина-снайпер удостоилась уже в октябре 1943 года, спустя почти 1,5 года как отгремели бои под Севастополем.
После войны Людмила Павличенко смогла окончить университет и работала научным сотрудником при штабе ВМФ СССР в звании майора береговой службы.
Она написала автобиографическую книгу, в которой рассуждала над тем, как развивался ее снайперский дар. Известно, что глазное яблоко девушки имело необычное строение, позволявшее ей видеть немного дальше, чем все остальные. Меткость и интуиция пришли после длительных тренировок, к тому же ею двигала смертельная ненависть к врагу, пытавшемуся завоевать ее родину. Она видела много горя, смертей среди мирного населения, и это лишало ее всяческой жалости к фашистам.
Подробностей из личной жизни Людмилы Павличенко после войны известно мало. Людмила Михайловна вышла замуж за Константина Шевелева, но детей кроме сына Ростислава, у нее больше не было.
Ростислав Павличенко был совершенно непубличным человеком, и сведений о нём в сети нет. Известно только, что он очень любил мать, был с ней особенно близок, и даже оставил работу, чтобы ухаживать за Людмилой Михайловной, когда она тяжело заболела. «Она умирала очень тяжело и буквально на руках сына, – рассказывала жена Ростислава, Любовь Давыдовна. – Ростислав очень переживал за здоровье мамы. Ради того, чтобы заботиться о ней, уволился с работы и выполнял обязанности сиделки. Он очень любил мать был с ней до последнего. А она очень любила единственного сына.
Людмила Павличенко с честью вынесла на своих хрупких плечах тяжелые бои при обороне Одессы и Севастополя и никогда не отсиживалась в тылу. За время нахождения на фронте она была четыре раза серьезно контужена и получила три ранения. Ранения, контузии и тяжелые испытания, которые выпали на её долю, привели к ранней смерти Людмилы — в возрасте всего 58 лет.
Но книги и фильмы до сих пор хранят память о хрупкой девушке, которая показала врагу, как его могут встретить на нашей земле. Она прославила Советский Союз, советских женщин, показав всему миру их невероятную силу, бесстрашие и отвагу, стойкость и смелось.
И имена таких женщин, как Людмила Михайловна Павличенко должны быть известны каждому российскому гражданину, а память о них никогда не должна исчезнуть. Наш низкий таким женщинам, которые внесли свою бесценную лепту на Алтарь Победы!
Список использованных источников:
- Павличенко Л. М. Я — снайпер. В боях за Севастополь и Одессу : [воспоминания] / Л. М. Павличенко. — Москва : Вече, 2015
- Пчелинцев В. Н. Особая миссия. — М. : Молодая гвардия, 1991
- Бегунова А. И. Ангелы смерти. Женщины-снайперы. 1941—1945. — М. : Вече, 2014
Интернет-руесурсы: