М. Горький «Песня о Соколе» – гордый призыв к свободе к свету»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕТЛИЦКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «РОСТОК»
Открытый урок
чтения и развития речи в 9 классе
«М. Горький «Песня о Соколе»
Гуськова Л.В.,
учитель русского языка и чтения,
высшая квалификационная категория
2022 год
Тема: М. Горький "Песня о Соколе" СЛАЙД
Цели: познакомить с содержанием произведения; создание условий для осознанного восприятия художественного теста.
Задачи:
образовательная: учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;
оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе;
помочь выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения;
коррекционная: развивать мысленную и творческую деятельность обучающихся; речь, воображение, фантазию, уметь сравнивать, сопоставлять, находить аналогии;
воспитательная: формировать определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические, мировоззренческие установки; воспитывать культуру общения, создавать ситуации успеха.
Формы и методы работы:
1.Психологический настрой.
2.Мозговой штурм.
3.Ключевые цитаты.
4. «Займи позицию».
Ход урока
Психологический настрой.
– Добрый день, ребята! Добрый день, дорогие гости!
Сегодня мы собрались с вами на уроке, тема которого «Песня о Соколе» – гордый призыв к свободе к свету». СЛАЙД
Задачи нашего урока - понять идейно – тематическое содержание и художественные достоинства «Песни о Соколе»; вспомнить биографические факты писателя; познакомиться с содержанием «Песни о Соколе» и проанализировать ее.
– Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание и скажите, как вы его понимаете:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами.» Дж. Лессинга СЛАЙД
(Дети высказывают свое понимание цитаты)
– Скажите, легко ли размышлять?
– Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о судьбе героев произведения М. Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл жизни.
Проверка домашнего задания
– Давайте вспомним биографию М.Горького. Для этого я предлагаю вам выбрать на слайде «Правильные и неправильные утверждения» (Приём «Правильные и неправильные утверждения»), которые относятся к биографии М.Горького. СЛАЙД
+ | Максим Горький – это псевдоним писателя. |
- | М.Горький начал работать с 28 лет (+ с 9 лет) |
+ | Он вышел из низов народных и поднялся на высокие вершины человеческой культуры |
- | М.Горький жил в 18 веке (+ в 20 веке) |
- | Написал произведение «Морская царевна» (Лермонтов) |
+ | В 15 лет поехал в Казань, чтобы получить образование |
+ | В 5 лет остался без родителей |
ПУСТОЙ СЛАЙД
Мозговой штурм
Когда родился М. Горький? (1868г).
Назовите автобиографическую трилогию М. Горького? («Детство», «В людях», « Мои университеты»).
Где родился М. Горький? (В Нижнем Новгороде).
Назовите настоящую фамилию М. Горького? (Пешков).
Кто привил Алеше Пешкову любовь к родине? (Повар Смурый).
Что сказал М. Горький о значении книги в своей жизни? («Всем лучшим во мне я обязан книгам).
К чему призывал М. Горький молодежь? (Овладевать знаниями, ценить жизнь, работать так, чтобы принести как можно больше пользы самому народу).
Изучение нового материала
СТАДИЯ ВЫЗОВА
А) Актуализация знаний
М.Горький «Песня о Соколе»
Все ранние произведения М. Горького носили романтический характер. Они были овеяны духом сказок, преданий, легенд. Его герои возвышены и чисты. Они сильные и гордые, они свободны от рабства, они умеют совершать подвиги, Горький воспевает сильных, смелых и красивых людей, противопоставляет их скучному, однообразному и серому существованию.
Основные черты горьковских произведений – это оптимизм, вера в человека.
В ранних романтических произведениях при помощи образов- символов М. Горький отвечал на основной вопрос жизни: «Для чего человек родился, как надо жить и в чем смысл его жизни?»
Произведение, которое мы сегодня будем читать, называется «Песня о Соколе». Как вы думаете?
Приём «тонкие и толстые вопросы» СЛАЙД с соколом
- Кто является героем произведения?
- Что вы знаете о соколе?
Вот что об этой птице писал известный зоолог Альфред Брем. «...Они отличаются большой силой, способностью необыкновенно скоро пролетать огромные пространства, а при нападении низвергаются с высоты так быстро, что глаз не в состоянии различать их фигуры. По характеру своему они принадлежат к самым страшным хищникам, но человек прощает вред, причиняемый ими, ради того удивления, которое внушает ему вся жизнь этих птиц. Сила, ловкость, отвага, жажда охоты, благородный вид, почти можно сказать, благородство мыслей вот постоянные свойства их...»
Первичное знакомство с текстом
Словарная работа
В тексте вам встретится незнакомое слово СЛАЙД
БРЕДНИ – это странные, лживые мысли.
- Предварительное чтение, прослушивание аудиозаписи 1 части произведения (стр.166-168)
СЛАЙД * музыкальное сопровождение
- Чтение до остановки
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
А) Вопросы «Толстые»
- Назовите героя произведения? (Сокол и Уж)
(А в начале урока мы предположили, что герой только один)
- Почему в названии произведения только один герой? (Он выражает смелость, храбрость, независимость)
- Что произошло с героем? (Он умер)
– Как мы с вами заметили, главные герои произведения – Уж и Сокол.
- Что вы знаете об ужах? Что это за животные?
Уж — это довольно крупная неядовитая змея. Средняя длина этого пресмыкающегося составляет от 80 до 90 сантиметров, однако можно встретить и более крупные экземпляры в полтора метра длиной. Окрашено тело змеи неравномерно: верхняя часть тела темная (черная, бурая или темно-серая), а брюшная сторона почти белая. От других змей его очень легко отличить по пятнам жёлтого или ярко-оранжевого цвета, которые у него расположены по бокам головы. Плавает он очень хорошо, быстро изгибая тело и держа голову над поверхностью воды, и даже умеет нырять.
- Почему люди иногда говорят: «Скользкий как уж»? О людях так говорят?
Физминутка СЛАЙД
Аналогия
В жизни часто так бывает, что одни люди смелые, гордые, а другие – трусливые и невежественные, мы с вами уже изучали произведения, в которых герои тоже разные.
Подберите аналогию: кто имеет статус «Сокола», а кто «Ужа» в предложенных произведениях, которые мы уже с вами изучили:
СЛАЙД
« Руслан и Людмила» | Черномор - |
Руслан + | |
« Баллада» | Дева _ |
Юноша + | |
« Злоумышленник» | Следователь + |
Денис Григорьев - | |
| |
Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы.
Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели как ужи, возможно мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.
Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.
Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться.
ПУСТОЙ СЛАЙД
Ролевое чтение (По карточкам у доски)
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
- Что, умираешь?
- Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко. - Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!
- Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..
А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."
И предложил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ (устная рефлексия) СЛАЙД
На доске слова М. Горького: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные выберут первую, мужественные и щедрые – вторую».
Кто из образов «песни» живут по принципу горения и гниения? (Сокол и Уж.)
Докажите это. (Можно цитатами из «Песни…»).
Сокол
Уж
«Я славно пожил!..»
«Я знаю счастье!..»
«Я храбро бился!..»
«О, если б в небо хоть раз подняться!..»
«Врага прижал бы я.. .к ранам груди и… захлебнулся б моей он кровью!..»
«О,счастье битвы!..»
«Ну что же – небо? – пустое место».
«Летай иль ползай, коней известен: все в землю лягут…все прахом будет…»
«Земли творенье – землей живу и я».
Значит не зря птица – Сокол назвала Ужа «беднягой»?
Б) Приём «Ключевые слова»
Давайте определим характер каждого героя.
Из предложенного списка выберите черты, подходящие для Сокола и Ужа.
(На доске фото сокола и ужа, карточки с характеристиками) СЛАЙД
Разместить карточки под каждым героем:
Трусость
Свободолюбие
Смелость
Невежественность
Самоуверенность
Гордость
Равнодушие
Стремление к подвигу
Рабская привязанность
Забота о себе
Мужество
Выборочное чтение
- Сравните место обитания Сокола и Ужа. (Зачитайте)
- Что Уж думает о небе после разговора с Соколом и после попытки взлететь в небо?
- Почему он уверен в том, что полет в небо – это обязательно падение? Прав ли он?
- Прочитайте ещё раз слова, в которых Уж выражает уверенность в том, что он всё знает о небе.
- Найдите в тексте слова, похожие на поговорку, которая метко характеризует Ужа.
- Одинаково ли понимают смысл жизни герои?
В) Давайте сделаем вывод, в чём же может быть смысл жизни. Для этого прочитайте высказывания в виде суждений, начиная фразу словами – живём, чтобы…: СЛАЙД
… быть успешными в делах, семье
… нести ответственность за себя, за других
… найти себя
… жить
… действовать
… работать
… быть счастливыми
-Так в чём же смысл жизни?
Итог. Оценки.
Д/З: стр. 166 - 168, читать выразительно
– Ребята, я очень благодарна вам за сегодняшний урок. Но мне бы хотелось, чтобы вы продолжили размышления о теме, затронутой на уроке.
А что было с Ужом после гибели Сокола мы узнаем на следующем уроке.
Рефлексия.
– Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?»
Восхищения
Благодарности
Удивления
Презрения
Согласия
Разочарования
Испуга
Подходя к портрету писателя я говорю о том, что жизнь и литературная деятельность М. Горького – великий подвиг во имя счастья людей. Поэтому слова, сказанные им о Соколе, можно с полным основанием отнести к самому писателю:
«Пускай ты умер! Нов песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!»
Всем спасибо. Урок окончен СЛАЙД
Автор
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
- Что, умираешь?
- Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко.
- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!
- Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
Уж
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
- Что, умираешь?
- Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко.
- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!
- Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
Сокол
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
- Что, умираешь?
- Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко.
- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!
- Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
Автор
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..
А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."
И предложил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.
Уж
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..
А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."
И предложил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.
Сокол
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..
А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."
И предложил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.
Потамошнева Наталья Алексеевна