М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). "Три пальмы", "Утес", "Листок". История создания, тематика.

7
2
Материал опубликован 19 November в группе

Конспект урока по литературе для 6 класса.

Тема: М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). "Три пальмы", "Утес", "Листок". История создания, тематика.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.

2. Изучить три стихотворения: "Три пальмы", "Утес", "Листок".

3. Проанализировать тематику и историю создания стихотворений.

4. Развить навыки анализа поэтического текста и формулирования вопросов для обсуждения.


Ход урока

I. Введение.

- Краткое введение в тему урока.

- Обсуждение значимости М. Ю. Лермонтова в русской литературе.

М. Ю. Лермонтов занимает важное место в русской литературе как один из величайших поэтов и прозаиков XIX века. Его творчество стало мостом между романтизмом и реализмом, отражая глубокие внутренние переживания и социальные проблемы своего времени. Лермонтов поднял темы одиночества, любви, патриотизма и борьбы с судьбой, что сделало его произведения актуальными и в наше время. Его поэзия отличается яркими образами, эмоциональной насыщенностью и философским содержанием, что оказало значительное влияние на последующих писателей и поэтов.

II. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Чтение биографии на стр.205, составление краткого конспекта.

1. Краткая биография:

- Рождение 15 октября 1814 года в Москве.

- Учёба в лицее, ранние литературные успехи.

- Служба в армии и ссылки, которые повлияли на его творчество.

- Трагическая гибель в дуэли в 1841 году.

2. Творческий путь:

- Основные темы: природа, одиночество, любовь, патриотизм.

- Влияние романтизма на его творчество.


III. Стихотворение "Три пальмы", выразительное чтение по цепочке стр.209

1. История создания:

- Написано в 1839 году во время пребывания Лермонтова на Кавказе. (записать в тетрадь)

- Вдохновение от природы и экзотических пейзажей.

2. Тематика (записать в тетрадь)

- Одиночество и тоска.

- Символика пальм как символа жизни и красоты, но также и уязвимости.

3. Анализ:

- Образы пальм, их стойкость и красота.

- Лирический герой, который чувствует себя одиноким среди красоты природы.

- Использование метафор и сравнений.

4.Вопросы для обсуждения:

1. Как вы понимаете символику пальм в этом стихотворении? Что они могут олицетворять?

2. Какие чувства испытывает лирический герой, наблюдая за пальмами? Как это отражает его внутреннее состояние?

3. Какова роль природы в стихотворении? Как она влияет на восприятие лирического героя?

4. Какие образы и метафоры использует Лермонтов для передачи своих мыслей о красоте и одиночестве?

5. Как вы думаете, что хотел сказать Лермонтов о жизни и судьбе человека через образы пальм?

IV. Стихотворение "Утес», чтение стихотворения на стр. 215(самостоятельно)

1. История создания:

- Написано в 1841 году, в последний период жизни поэта. (записать в тетрадь)

- Отражает внутренние переживания Лермонтова.

2. Тематика: (записать в тетрадь)

- Стойкость и непокорность.

- Природа как отражение человеческих чувств.

3. Анализ:

- Утес как символ силы и независимости.

- Лирический герой, который сравнивает себя с утесом, ощущая свою стойкость.

- Эмоциональная насыщенность и использование ярких образов.

4.Вопросы для обсуждения:

1. Как вы понимаете образ утеса в стихотворении? Что он символизирует для лирического героя?

2. Какие эмоции и мысли вызывает у вас описание утеса? Как он соотносится с внутренним миром героя?

3. Как Лермонтов передает тему стойкости и независимости через образ утеса?

4. Какие литературные приемы использует поэт для создания яркого образа утеса?

5. Как вы думаете, что означает для лирического героя его сравнение с утесом?

V. Стихотворение "Листок». Выразительное чтение (читает учитель), стр. 213

1. История создания:

- Написано в 1837 году, в период творческих исканий.

- Вдохновение от осенней природы.

2. Тематика: (зап. в тетрадь)

- Природа и её циклы.

- Одиночество и неизбежность перемен.

3. Анализ:

- Листок как символ жизни и её быстротечности.

- Лирический герой, который размышляет о своей судьбе и месте в мире.

- Использование простых, но глубоких образов.

4.Вопросы для обсуждения:

1. Какова основная идея стихотворения "Листок"? Какие чувства оно вызывает у вас?

2. Как вы понимаете символику листка в контексте жизни и времени? Что он может олицетворять?

3. Какие образы и метафоры использует Лермонтов для передачи темы быстротечности жизни?

4. Какова роль осенней природы в стихотворении? Как она влияет на настроение лирического героя?

5. Как вы думаете, что хотел сказать Лермонтов о судьбе человека через образ листка?

VI. Работа в группах:

Найти и выписать метафоры: 1 группа в стихотворении «Три пальмы»;

2 группа в стихотворении «Утес»;

3 группа в стихотворении «Листок».

VII. Обсуждение и вопросы по теме урока:

1.Как вы понимаете тему одиночества в стихотворениях Лермонтова?

Тема одиночества в стихотворениях Лермонтова проявляется через внутренние переживания лирического героя, который чувствует себя изолированным от окружающего мира. Это одиночество связано с поиском смысла жизни и стремлением к свободе, что делает его особенно острым и актуальным.

2. Какие образы природы наиболее запомнились вам в этих стихотворениях?

Наиболее запоминающимися образами природы в стихотворениях Лермонтова являются утесы, пальмы и осенние листья. Эти образы символизируют как красоту и величие природы, так и её безмолвие, которое контрастирует с внутренними переживаниями человека.

3. Как Лермонтов использует символику в своих стихах?

Лермонтов использует символику для передачи глубоких чувств и идей. Например, утес символизирует стойкость и независимость, а пальмы — красоту и уязвимость. Листок олицетворяет быстротечность жизни и неизбежность перемен, что помогает читателю лучше понять внутренний мир лирического героя.

4. Как вы думаете, что чувствует лирический герой в каждом из стихотворений?

Лирический герой в "Трех пальмах" испытывает одиночество и тоску, в "Утесе" — гордость и стойкость, а в "Листке" — грусть и размышления о быстротечности жизни. Эти чувства отражают его внутренние конфликты и стремление к пониманию своего места в мире.

5. Какова роль природы в творчестве Лермонтова?

Природа в творчестве Лермонтова играет важную роль как отражение внутреннего состояния человека. Она служит фоном для его переживаний и эмоций, подчеркивая темы одиночества, красоты и философских размышлений. Природа становится не только декорацией, но и активным участником в жизни лирического героя, помогая ему осознать свои чувства и мысли.

VIII. Заключение.

- Подведение итогов урока.

- Обсуждение значимости творчества Лермонтова для русской литературы.

IX. Домашнее задание: на выбор

- Прочитать одно из стихотворений Лермонтова и подготовить его анализ.

-Написать краткое сочинение на тему: "Как природа отражает чувства человека в стихотворениях Лермонтова".

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, коллега! Хороший конспект урока! Все логично, доступно для детей.

19 November

Полезный материал!

20 November