М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). "Три пальмы", "Утес", "Листок". История создания, тематика.
Конспект урока по литературе для 6 класса.
Тема: М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). "Три пальмы", "Утес", "Листок". История создания, тематика.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.
2. Изучить три стихотворения: "Три пальмы", "Утес", "Листок".
3. Проанализировать тематику и историю создания стихотворений.
4. Развить навыки анализа поэтического текста и формулирования вопросов для обсуждения.
Ход урока
I. Введение.
- Краткое введение в тему урока.
- Обсуждение значимости М. Ю. Лермонтова в русской литературе.
М. Ю. Лермонтов занимает важное место в русской литературе как один из величайших поэтов и прозаиков XIX века. Его творчество стало мостом между романтизмом и реализмом, отражая глубокие внутренние переживания и социальные проблемы своего времени. Лермонтов поднял темы одиночества, любви, патриотизма и борьбы с судьбой, что сделало его произведения актуальными и в наше время. Его поэзия отличается яркими образами, эмоциональной насыщенностью и философским содержанием, что оказало значительное влияние на последующих писателей и поэтов.
II. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Чтение биографии на стр.205, составление краткого конспекта.
1. Краткая биография:
- Рождение 15 октября 1814 года в Москве.
- Учёба в лицее, ранние литературные успехи.
- Служба в армии и ссылки, которые повлияли на его творчество.
- Трагическая гибель в дуэли в 1841 году.
2. Творческий путь:
- Основные темы: природа, одиночество, любовь, патриотизм.
- Влияние романтизма на его творчество.
III. Стихотворение "Три пальмы", выразительное чтение по цепочке стр.209
1. История создания:
- Написано в 1839 году во время пребывания Лермонтова на Кавказе. (записать в тетрадь)
- Вдохновение от природы и экзотических пейзажей.
2. Тематика (записать в тетрадь)
- Одиночество и тоска.
- Символика пальм как символа жизни и красоты, но также и уязвимости.
3. Анализ:
- Образы пальм, их стойкость и красота.
- Лирический герой, который чувствует себя одиноким среди красоты природы.
- Использование метафор и сравнений.
4.Вопросы для обсуждения:
1. Как вы понимаете символику пальм в этом стихотворении? Что они могут олицетворять?
2. Какие чувства испытывает лирический герой, наблюдая за пальмами? Как это отражает его внутреннее состояние?
3. Какова роль природы в стихотворении? Как она влияет на восприятие лирического героя?
4. Какие образы и метафоры использует Лермонтов для передачи своих мыслей о красоте и одиночестве?
5. Как вы думаете, что хотел сказать Лермонтов о жизни и судьбе человека через образы пальм?
IV. Стихотворение "Утес», чтение стихотворения на стр. 215(самостоятельно)
1. История создания:
- Написано в 1841 году, в последний период жизни поэта. (записать в тетрадь)
- Отражает внутренние переживания Лермонтова.
2. Тематика: (записать в тетрадь)
- Стойкость и непокорность.
- Природа как отражение человеческих чувств.
3. Анализ:
- Утес как символ силы и независимости.
- Лирический герой, который сравнивает себя с утесом, ощущая свою стойкость.
- Эмоциональная насыщенность и использование ярких образов.
1. Как вы понимаете образ утеса в стихотворении? Что он символизирует для лирического героя?
2. Какие эмоции и мысли вызывает у вас описание утеса? Как он соотносится с внутренним миром героя?
3. Как Лермонтов передает тему стойкости и независимости через образ утеса?
4. Какие литературные приемы использует поэт для создания яркого образа утеса?
5. Как вы думаете, что означает для лирического героя его сравнение с утесом?
V. Стихотворение "Листок». Выразительное чтение (читает учитель), стр. 213
1. История создания:
- Написано в 1837 году, в период творческих исканий.
- Вдохновение от осенней природы.
2. Тематика: (зап. в тетрадь)
- Природа и её циклы.
- Одиночество и неизбежность перемен.
3. Анализ:
- Листок как символ жизни и её быстротечности.
- Лирический герой, который размышляет о своей судьбе и месте в мире.
- Использование простых, но глубоких образов.
4.Вопросы для обсуждения:
1. Какова основная идея стихотворения "Листок"? Какие чувства оно вызывает у вас?
2. Как вы понимаете символику листка в контексте жизни и времени? Что он может олицетворять?
3. Какие образы и метафоры использует Лермонтов для передачи темы быстротечности жизни?
4. Какова роль осенней природы в стихотворении? Как она влияет на настроение лирического героя?
5. Как вы думаете, что хотел сказать Лермонтов о судьбе человека через образ листка?
VI. Работа в группах:
Найти и выписать метафоры: 1 группа в стихотворении «Три пальмы»;
2 группа в стихотворении «Утес»;
3 группа в стихотворении «Листок».
VII. Обсуждение и вопросы по теме урока:
1.Как вы понимаете тему одиночества в стихотворениях Лермонтова?
Тема одиночества в стихотворениях Лермонтова проявляется через внутренние переживания лирического героя, который чувствует себя изолированным от окружающего мира. Это одиночество связано с поиском смысла жизни и стремлением к свободе, что делает его особенно острым и актуальным.
2. Какие образы природы наиболее запомнились вам в этих стихотворениях?
Наиболее запоминающимися образами природы в стихотворениях Лермонтова являются утесы, пальмы и осенние листья. Эти образы символизируют как красоту и величие природы, так и её безмолвие, которое контрастирует с внутренними переживаниями человека.
3. Как Лермонтов использует символику в своих стихах?
Лермонтов использует символику для передачи глубоких чувств и идей. Например, утес символизирует стойкость и независимость, а пальмы — красоту и уязвимость. Листок олицетворяет быстротечность жизни и неизбежность перемен, что помогает читателю лучше понять внутренний мир лирического героя.
4. Как вы думаете, что чувствует лирический герой в каждом из стихотворений?
Лирический герой в "Трех пальмах" испытывает одиночество и тоску, в "Утесе" — гордость и стойкость, а в "Листке" — грусть и размышления о быстротечности жизни. Эти чувства отражают его внутренние конфликты и стремление к пониманию своего места в мире.
5. Какова роль природы в творчестве Лермонтова?
Природа в творчестве Лермонтова играет важную роль как отражение внутреннего состояния человека. Она служит фоном для его переживаний и эмоций, подчеркивая темы одиночества, красоты и философских размышлений. Природа становится не только декорацией, но и активным участником в жизни лирического героя, помогая ему осознать свои чувства и мысли.
VIII. Заключение.
- Подведение итогов урока.
- Обсуждение значимости творчества Лермонтова для русской литературы.
IX. Домашнее задание: на выбор
- Прочитать одно из стихотворений Лермонтова и подготовить его анализ.
-Написать краткое сочинение на тему: "Как природа отражает чувства человека в стихотворениях Лермонтова".
Селиванова Галина Геннадьевна
Елена Алексеевна