Урок-викторина «Своя игра» по творчеству М. Ю. Лермонтова
Пояснительная записка к презентации
Урок-викторина «Своя игра» по творчеству М. Ю. Лермонтова
Автор: Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми.
Цель: систематизация и расширение знаний учащихся по теме «Творчество М. Ю. Лермонтова».
Задачи:
- обобщить и расширить знания учащихся о творчестве М. Ю. Лермонтова;
- развивать у учащихся познавательный интерес к изучению литературы;
- воспитывать уважение к труду писателя.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, песочные часы.
Здесь будет файл: /data/edu/files/c1461090569.ppt (Презентация "Своя игра")
Содержание игры:
1. Вступительное слово учителя (сообщение темы и цели игры).
2. Знакомство с правилами игры.
3. Основная часть (игра).
4. Подведение итогов викторины. Награждение.
Методические рекомендации по использованию ресурса.
Перед началом игры учащихся необходимо познакомить с правилами игры и заявленными категориями.
Правила игры:
Перед началом игры проводится жеребьёвка и определяется порядок выбора категории и вопросов участниками игры.
На игровом поле игрок выбирает категорию и номер вопроса. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с номером.
На обдумывание ответа даётся 30 секунд.
За каждый правильный ответ игроку начисляются баллы.
Сыгравший номер при возврате на игровое поле исчезает.
6) Победитель игры определяется по наибольшему количеству набранных баллов.
Категории:
Категория «Бородино»:
10 – Какой русский писатель назвал стихотворение «Бородино» «зерном» романа «Война и мир»? (Л. Н. Толстой)
20 – Назовите персонажа стихотворения «Бородино», которому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?» (Полковник)
30 – Назовите военную специальность героя стихотворения. (Артиллерист)
40 – Какой годовщине Бородинского сражения посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»? («Бородино» - отклик поэта на 25-ю годовщину Бородинского сражения)
50 – От чьего лица ведётся повествование в стихотворении «Бородино»? (От лица старого солдата, участника Бородинской битвы)
Категория «Песня про купца Калашникова»:
10 – О ком эти строки?
Ходит плавно - будто лебедушка;
Смотрит сладко - как голубушка;
Молвит слово - соловей поет.
(Об Алёне Дмитриевне)
20 – В каком веке происходят события поэмы? (В XVI веке)
30 – Из какой семьи родом Кирибеевич? (Малюты Скуратова)
40 – Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна? (Немилости мужа)
50 – Какой особый знак принадлежал опричникам? (Метла и собачья голова)
Категория «Мцыри»:
10 – О каком герое Лермонтова Белинский писал: «Что за огненная душа, что за мощный дух, что за исполинская натура…»? (О Мцыри)
20 – Где происходят события поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? (На Кавказе)
30 – Как с грузинского языка переводится название поэмы «Мцыри»? (Мцыри - это послушник, ещё не принявший монашество)
40 – Перед кем исповедуется Мцыри? (Перед монахом, который вырастил и воспитал его)
50 – Каким природным явлением сопровождался побег Мцыри из монастыря? (Грозой)
Категория «Герой нашего времени»:
10 – Кто «ходил на кабана один, а иной раз ветер ставнем стукнет, он вздрогнет, побледнеет»? (Печорин)
20 – Какое реальное историческое лицо выведено в повести «Бэла»? (Казбич - вождь горцев, воевавших против русских на Кавказе)
30 – «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу». Чей это портрет? (Бэла)
40 – Назовите фамилию персонажа М. Ю. Лермонтова, испытывающего судьбу в главе «Фаталист» (Вулич)
50 – Какое стихотворение считают прологом к «Герою нашего времени», так как в нём даётся характеристика современного общества и его представителей как порождения времени? («Дума»)
Игра проводится в интерактивном режиме. Смена слайдов производится с помощью управляющих кнопок.
Слайд 24 – источники информации.
Слайды 25-26 – ссылки на использованные изображения.
Здесь будет файл: /data/edu/files/c1461090569.ppt (Презентация "Своя игра")