Магнит. Магнетизм. Магнитное поле.

0
0
Материал опубликован 14 October

Тема

Магнит. Магнетизм. Магнитное поле.


Цели


развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.


Задачи


-учить обследовать предмет и экспериментировать с ним; формировать представление о свойствах магнита; познакомить с понятиями «магнит», «магнетизм», «магнитное поле».

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы; активизировать словарь детей;

- способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.


Объект исследования

Магнит

Возраст детей

2, 4 классы

Оборудование

Магниты, скрепки, гвозди, проволока из меди и алюминия, предметы из дерева, бумаги, пластмассы, стаканы с водой, тарелочки с манкой, мультфильм про магнит из мультсериала «Лунтик», презентация.

Учителя

Реутова Елена Андреевна

Сидорова Светлана Сергеевна

Конспект внеурочного занятия Школа исследователя​​​​​​​


п/п


Этапы



Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формируемые УУД


1.

Актуализация знаний





Постановка учебной задачи


- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим занятие Школы исследователя. На нашем занятии присутствуют гости, давайте поприветствуем наших гостей улыбкой.

- Со мной часто случается история как и с героями мультфильма «Лунтик и его друзья». Давайте посмотрим фрагмент. Чтобы вы сделали на месте героев? Давайте узнаем, как поступили герои.

- Какая тема занятия?

- Цель? Узнать о … и его …

- Какие задачи поставим?

- Зачем людям…

- Где …

- Встречали в своей жизни магнит? Что же такое магнит? (Магнит - это тело, обладающее магнитным полем.)


- Как человек узнал о магните?


В природе магниты встречаются в виде кусков камня - магнитного железняка (магнетита). Он очень похож на железную руду и отличается тем, что может притягивать к себе другие такие же камни. Название происходит от названия гор и местности Магнисия в Малой Азии, где в древности были обнаружены залежи магнитита. Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. В поисках овцы пастух зашел в незнакомые места, в горы. Он с изумлением заметил, что железный наконечник его палки притягивается к черному камню. Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел.

Будто из камня, принесенного с гор, в них перетекала какая-то сила, разумеется, таинственная. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом».


-О каком свойстве магнита рассказала легенда? Чтобы лучше узнать свойства магнитов, мы проведём эксперименты.


Смотрят мультфильм.


Просмотр фрагмента м/ф.

Лунтик 158 серия Магнит


Магнит. Магнетизм. Магнитное поле.


Регулятивные УУД

1 . Самостоятельно

организовывать свое

рабочее место.

2. Следовать режиму

организации внеучебной

деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности

с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий под руководством учителя.

5. Корректировать выполнение задания.

6. Оценка своего задания.


Познавательные УУД

Сравнивать предметы и объекты, находить общее и различие.


Коммуникативные

УУД

Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, работать в группе.

2.

Эксперимент 1.


Взаимодействие магнитов.













Эксперимент 2.


- Что у вас в руках? (Полосовые магниты.)

Что необычного в магните? (Одна сторона магни­та красная, другая — синяя.)

- Почему их окрасили в такие цвета? Кто из вас догадался? У магнита есть два полюса: «северный» и «южный». Какой северный, а какой южный, как узнать?


- Давайте проведём такой эксперимент: «Все ли магниты притягиваются друг к другу?»


- Для этого опыта, поднесите друг к другу магниты, поставив их одинаковыми полюсами. Что заметили? (Магниты отталкивались друг от друга.)

- Поверните один из магнитов другим полюсом. Что наблюдаете? (Магниты притянулись.)

-Какой вывод можно сделать? (Магниты с одинаковыми полюсами отталкиваются, а с разными - притягиваются.)


- Ребята, посмотрите, на столе находятся разные предметы. Что вы видите на нём? Да, здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны? 

- Скажите, как вы думаете, все ли эти предметы притянет к себе магнит? Давайте проверим. Берите по одному предмету, называйте материал, экспериментируйте, поднося к нему магнит.

- Назовите, какие предметы притянул магнит? А какие не притянул? Как вы считаете, почему притянулись железные предметы? 

-Вывод: Все они металлические. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются. Это свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.

Дети выдвигают гипотезу.




Проводят опыты.











Ответы детей – бумага, зажимы, гайки…




Дети – пластмассовые ложки, картон, цветы, игрушки…

3.

Эксперимент 3.


Взаимодействие магнита с разными металлическими предметами.


- Как вы думаете, все ли металлические предметы притягиваются к магниту? Давайте исследуем некоторые металлические предметы: гвоздь, проволока. Из каких материалов изготовлены? Поднесите каждый предмет по очереди к магниту. Что у вас получилось?

Вывод: Значит, магнит притягивает только железные предметы.

Подносят магнит к разным металлическим предметам и делают выводы: не все металлические предметы притягиваются

4.

Эксперимент 4.

Действие магнита через разные предметы и вещества.

- Ребята, как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, действует ли его сила через другие материалы? Влияет ли преграда на притягивание предмета? И кто мне скажет, что такое преграда? Давайте накроем листом картона железные предметы. Что же произойдет? Будет это преградой?

- Отчего так происходит?


Дети проводят опыт.

Личностные УУД

1.Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

2. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм.

5.

Эксперимент 5.

Действие магнита через разные предметы и вещества.

Опыт с манкой. В тарелочке с манкой лежат скрепки. Как вы думаете, действует ли магнит через манку? Проверьте.

Выдвигают гипотезу.

Дети проводят опыт.

6.

Эксперимент 6.

Действие магнита через разные предметы и вещества.

Действует ли магнит через воду? В стакане с водой скрепки. Нужно достать скрепки, не замочив магнита и рук.

- Какой вывод можно сделать?

- Верно, во всех экспериментах магнит сохранил свои свойства.

Магнит может действовать через бумагу, манку, воду и даже через стекло.


Дети проводят опыт.

7.

Эксперимент 7.


Скрепки – магниты. Можно ли передать магнитные свойства железным предметам?

- Магниты действуют на расстоянии?

- Ход эксперимента: для этого эксперимента я взяла сначала три магнита разных размеров и три одинаковых скрепки. Разложила на столе магниты в ряд, положила на стол линейку и вплотную к ней разложила скрепки, но на расстоянии от магнитов. Потихоньку подталкиваю линейку со скрепками в сторону магнитов

Результат: одни скрепки притягиваются к магниту сразу же, другие – только тогда, когда приблизятся к магнитам на близкое расстояние.

Магниты притягивают даже на расстоянии. Чем больше магнит, тем больше сила притяжения и тем больше расстояние, на котором магнит оказывает свое воздействие.


- Итак, мы выяснили, что не все магниты одинаковы, разные магниты имеют разную силу, эта сила зависит от размера магнита. Как бы вы назвали эту силу действия на расстоянии?


- Это действие назвали "магнитным полем".


- Силу магнита можно узнать Цифровой лабораторией.



- Ребята, магнитное поле можно создать искусственно?

- Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю!  Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Что произойдет если вы уберёте магнит? Попробуйте теперь поднести любую скрепку к другой, что произошло? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно.


- То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магните, и они приобретут свое собственное магнитное поле. 

Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до температуры выше 60 градусов. Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию, и железо снова станет обычным.


- Можно увидеть магнитное поле? Как?

Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок. Помните о техники безопасности т.к. металлические опилки острые. И для проведения этого эксперимента желательно использовать защитные очки. Опишите, что происходит с металлическими опилками, когда вы подносите магнит снизу бумаги и сделайте вывод.

Вывод: опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.




Выдвигают гипотезы. Проводят опыты.

8

Итог

- Проведя наше исследование, мы выяснили, что магниты имеют много свойств:

1. Магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали. На дерево, пластмасса, бумага не реагируют на магнит.

2. Магниты с одинаковыми полюсами отталкиваются, а с разными - притягиваются.

3. Магнитная сила может проходить через предметы и вещества.

4. Магниты притягивают даже на расстоянии. Чем больше магнит, тем больше сила притяжения и тем больше расстояние, на котором магнит оказывает свое воздействие.

5. Не все магниты одинаковы, разные магниты имеют разную силу, эта сила зависит от размера магнита.

6. Магнит может передавать свои свойства другим предметам, временно превращая их в магниты.


- Вам приходилось применять магниты, до сегодняшнего занятия? Где?

- Способен ли магнит облегчить жизнь человека?


- О магнитах люди узнали давно и стали использовать его свойства в своих целях. Во всех отраслях жизни магнит – постоянный спутник.

1. Первым прибором, основанным на явлении магнетизма, стал компас. Он был изобретен в Китае, приблизительно между IV и VI веками.

2. Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы, их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные вещества в небольших количествах. Магниты используют под водой. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

3. Магниты используют в лечебных целях в виде пластырей, браслетов, амулетов, т.к. они оказывают мягкое обезболивающее действие, улучшают настроение, лечат заболевания костей, уменьшают возбудимость нервной системы и снимают стресс.

4.Широко распространён магнитный метод удаления металлических частиц из глаза.

5. Магниты окружают нас повсюду, так как все устройства, используемые нами в повседневной жизни, так или иначе, включают в себя магниты — мобильные телефоны, компьютеры, дверцы в шкафах, музыкальные центры, электрические двигатели, автомобили, дисплеи, компасы, игрушки, разнообразные датчики и приборы, научно-исследовательское оборудование и многие другие области.


Интересные факты: В 2006 году Пьер Проске и его коллеги, сотрудники научной лаборатории Future Applications Lab в Швеции, изобрели уникальные магниты, которые оборудованы 16-символьными ЖК-дисплеями и имеют возможность взаимодействовать друг с другом, вися на холодильнике. Если повесить друг за другом два или более магнита, устройства сами проверят порядок слов и исправят грамматические ошибки, такой своеобразный редактор Word для холодильной дверцы.

Скоро в обиход войдут устройства нового поколения – магнитные гаджеты, которые, по сути, являются мини-компьютером на холодильной дверце. Гаджеты передают текстовые и голосовые сообщения, составляют список необходимых продуктов и даже подсчитывают энергетическую ценность еды.

Существует музей Гиннеса в Голливуде, в котором представлены более 7000 магнитов (часть коллекции Луизы Гринфарб).




9.

Рефлексия

- Я узнал…

- Мне было интересно…

- Мне понравилось…

- Мне захотелось…




10.

Д/з

- Дома сочинить сказку «Приключения Магнитика»







Магнит. Магнетизм. Магнитное поле.PPTX / 6.33 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.