Паспорт проекта по физике «Магнитное поле Земли. Постоянные магниты» (8 класс)
Паспорт проекта по физике
Тема проекта: Магнитное поле Земли. Постоянные магниты.
Автор: Дударева Евгения Михайловна, учитель физики
МБОУ гимназии №11 г.о. Железнодорожный Московской области
Участники проекта: учащиеся 8-го класса
Проблема: Что такое магнит и для чего нам знать, что Земля - магнит?
Л.Ф. Теляшин, учитель навигационной школы в Москве за свою образованность и тягу к знаниям получил от Петра I прозвище "Магнит" и позднее, сменив фамилию, стал Магницким. Первый русский профессор Л.Ф.Магницкий написал учебник по математике "Арифметика", который М.В. Ломоносов назвал "вратами своей учености". Так что же такое магнит?
Продолжительность проекта: 1 урок.
Основные этапы проведения урока:
Постановка проблемы
Выработка путей решения проблемы
Работа групп
Подведение итогов.
Рефлексия
Предполагаемые результаты: усвоение понятия постоянные магниты, магнитное поле Земли.
Цели урока:
понятия постоянного магнита, магнитного поля Земли; исследовать
взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться со свойствами магнитного поля; расширить кругозор в области магнитных явлений;
2) научиться работать в паре; выработать умение выслушать мнение собеседника, приходить к общему мнению;
3) развивать умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения, познавательного интереса (на основе физического эксперимента);
3) прививать интерес к физике.
Цели проекта: формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания; развитие познавательно-поисковой деятельности; формирование презентационных умений; формирование навыков сотрудничества; воспитание умения работать в коллективе.
Задачи проекта:
Реализация творческих способностей детей через осознание новых понятий и представлений, составляющих основу экспериментальной деятельности;
Формирование и развитие универсальных учебных действий метапредметного уровня через практическую деятельность учащихся;
Формирование у обучающихся инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе;
Подготовить и сделать презентацию с демонстрацией полученных результатов.
Вид проекта: учебный
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение: мультимедиапроектор, компьютер, модель внутреннего строения магнита, железный гвоздь , магниты полосовой и дуговой, картон, металлические опилки, различные мелкие предметы сделанные из разных материалов, магнитные стрелки, компасы, глобус, презентация, отражающая основные моменты урока.
ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:
Умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели;
Умения использовать различные источники информации и современные информационные технологии;
Умения делать самостоятельные выводы.
Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте:
Умения и навыки работы с техническими материалами;
Умения структурировать материал;
Умения конструировать задачи.
Мотивация к работе:
Высокий уровень знаний, умений и навыков;
Повышение уровня учебной мотивации ( активизация интереса к предмету)
Продукты проекта:
Выступления учащихся.
Газета «Магнетизм»
Сочинения
Аннотация проекта
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося, оптимизация обучения.
Современный урок строится в рамках системно-деятельностного подхода, направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Учитель, проектируя урок, составляет технологическую карту урока, определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах, составляя конструктор урока, формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на достижение результата. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
В структуру современного комбинированного урока внесены этапы, связанные с достижениями личностного результата, результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
Современный урок – это организованное педагогом духовное общение учащихся и учителя, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом – интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение
Проект разработан для учащихся 8 класса общеобразовательной школы и направлен на получение знаний о магнитах. В рамках данного проекта рассматривается строение магнита, его свойства, формируются представления о магнитном поле Земли. В ходе реализации проекта учащиеся проводят эксперименты, находят примеры использования магнитов в быту, решая качественные задачи. Создание проекта развивает у учащихся мыслительные операции: анализ, синтез, классификация. Показывает им тесную связь между учебными предметами и формирует единую картину мира.
Технологическая карта урока «Магнитное поле Земли. Постоянные магниты»
Название предмета физика Класс 8 Урок № 57
Дата 20.04.2015
Тема «Магнитное поле Земли. Постоянные магниты»
Автор УМК А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.: Дрофа, 2014.- § 65.
ЦЕЛЬ Формирование представлений о постоянных магнитах и магнитном поле Земли.
Место урока в системе уроков данного раздела:-3 урок раздела «Магнитные явления»
Тип урока: информационно-развивающий.
Основные термины и понятия: магниты, магнитное поле Земли.
Межпредметные связи: география, биология.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, частично-поисковый, исследовательский
Оборудование мультимедиапроектор, компьютер, модель внутреннего строения магнита, железный гвоздь , магниты полосовой и дуговой, картон, металлические опилки, различные мелкие предметы сделанные из разных материалов, магнитные стрелки, компасы, глобус, презентация, отражающая основные моменты урока.
Формы работы: Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации фактов и явлений, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый интонационное выделение логически важных моментов изложения; ответы на поставленные вопросы; демонстрация видеофрагментов с помощью мультимедийного оборудования (интерактивной доски); задание учащимся на осмысление изученных знаний
Девиз урока: «Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь»
Технологическая карта урока
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные |
УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: психологически настроить учащихся на учебную деятельность -вызвать познавательный интерес к проблеме; - обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний; - выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований УД. | Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга. Учащиеся дают предположения о предмете в черном ящике, вспоминают ранее изученный материал, разрешают поставленную перед ними проблемную ситуацию. | Приветствие учителем учеников. Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации фактов и явлений, которые подтолкнут учащихся к формулированию цели урока. Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; Предлагает объяснить решение загадок, разъяснить ответ, выслушивает различные варианты | Учащимся предлагается выслушать несколько загадок и отгадать что за предмет в черном ящике.
| Вспомнить свойства магнитов | Познавательные Выделение необходимой информации. Регулятивные Постановка учебной задачи для решения проблемной ситуации, Коммуникативные, личностные Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели. -актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; -формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. | Выступают, слушают учителя и одноклассников. Самостоятельное выделение-формулирование цели, формулирование проблемы. Планируют свою деятельность для решения поставленных задач урока для достижения познавательной цели.
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. | Ставит учеников в проблемную ситуацию, предлагает провести опыт с имеющимся оборудованием. Вместе с учениками определяет задачи урока.
Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы. Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся.
| Перед учениками проблемная ситуация: как вытащить скрепки, не замочив рук из стакана с водой? Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу и что хотелось бы узнать нового. Делают предположения о свойствах магнитов. | Дать определение магнита, выяснить, поставить перед собой задачу изучить свойства магнитов и магнитного поля. | Познавательные организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия, планируют общие Регулятивные определять цели учебной деятельности; видеть проблему, осознавать возникшие трудности. Коммуникативные участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное; Личностные осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
III. Изучение нового (15 мин) Цели: «Открытие» новых знаний -развивать умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения, познавательного интереса (на основе физического эксперимента). Решение учебной проблемы и формулировка выводов | Совместно активизируют и воспроизводят полученную информацию в соответствии с учебной задачей. Проводят учебные эксперименты, анализируя их, отвечают на вопросы, поставленных в задачах к уроку. Овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов. Формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом. Воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи. | Организует проведение экспериментов и обсуждение результатов. Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению. Формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах. Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь. Формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи. | Работают по карточкам в группах, выполняя указанные опыты. Слушают собеседника, высказывают и аргументировать собственное мнение. Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция. | Формулировать определения нового физического понятия, объяснять смысл и результаты опыта. Усвоить понятия постоянного магнита, исследовать свойства магнита в ходе экспериментов. | Познавательные устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании и анализе; преобразовывают практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями. Регулятивные предвосхищать результат и уровень усвоения, принимать предложенный способ решения проблемы; Коммуникативные устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать, работать в группе. |
IV. Закрепление нового (10 мин) Цель: воспроизведение изученного материала на уровне логических рассуждений «Что было бы, если бы не…» Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов. | Выполняют задание, направленное на построение логического умозаключения согласно предлагаемой ситуации.
Первичное взаимодействие с собеседником на уровне логических вопросов по теме. | Организует фронтальную проверку понимания нового материала. Организует постановку проблемных вопросов, при ответе на которые достигается усвоение нового материала. | Вспоминают, что известно о строении Земли? После просмотра видеоролика пытаются сформулировать особенность расположения магнитных полюсов Земли. Задание на установление соответствия между показанными в презентации точками ( закрепление понимания расположения магнитных полюсов Земли)
| Формулируют представления о магнитном поле Земли, направлении магнитных линий магнитного поля Земли.
| Познавательные закрепить общеучебные и логические умения и навыки; постановка и решение проблем Регулятивные уметь планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания; осознанно воспринимать и воспроизводить информацию на основе изученной темы. Коммуникативные уметь сформулировать вопрос. |
V. Контролирующее задание (11 мин) Цель: самостоятельное применение полученных знаний | Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой. Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления коммуникативной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. | Побуждает учащихся к объяснению своих мыслей. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке. Создать условия для развития логического мышления и творческих способностей.
| Работая в группах, решают качественные задачи. Написать стихотворение, используя слова: магнит, поле, линии, Земля, компас, электричество. | Закрепление полученных знаний о свойствах магнитов и магнитного поля Земли, применение их при решении качественных задач. | Познавательные способствовать формированию интереса к самообразованию путём чтения интересных отрывков из книг и журналов, формулируют новые знания совместными групповыми усилиями Регулятивные обеспечить развитие мышления, умения наблюдать и объяснять физические явления, формирование умений управлять своей учебной деятельностью Коммуникативные содействовать развитию лексического запаса учащихся Личностные проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. Самооценка учащимися результатов своей деятельности. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. | Проводит рефлексию “В ресторане”. Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого... - Больше всего мне понравилось... - Я почти переварил... - Я переел... - Пожалуйста, добавьте... Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности. Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой. | Транслируют оценку результатов собственной деятельности. Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях | Познавательные организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку Регулятивные саморегуляция, оценка степени достижения цели Личностные осознавать личностную значимость владения методами научного познания; умение анализировать результаты собственной деятельности; определять существующие пробелы в полученных знаниях |
Домашнее задание: можно выбрать один или несколько вариантов, возможна групповая работа.
- Найдите дома бытовые приборы, где используются магниты; подумайте какова роль магнита в них, сделайте фотографии.
- Составьте кроссворд из 10-20 слов по теме " Постоянные магниты". В приложении к кроссворду укажите правильные ответы.
- Создать рекламу на тему «Я выбираю Компас!»
- Написать мини сочинение «Если исчезнет магнитное поле Земли…»