Урок физики в 8 классе «Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли»
Использовался учебник «Физика - 8», авторы учебника Пёрышкин А.В. Этот урок является четвёртым уроком в разделе «Электромагнитные явления». Содержание материала даёт возможность опираться на жизненные знания и опыт учащихся и одновременно закладывает знания, которые необходимы будут для изучения последующих разделов физики: «Электромагнитная индукция», «Электромагнитные волны». Содержание отобранного материала соответствует базовому уровню. Данный урок является уроком изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности. Форма проведения урока: комбинированный с компьютерной поддержкой.
Цели урока:
1. Создать условия, побуждающие учащихся к самообразовательной активности, для этого был использован проблемный метод обучения (проблемные вопросы, создание проблемных ситуаций)
2. Направить изучения материала не только на поиск знаний в «чистом» виде, но и на овладении навыками исследовательской деятельности.
3. Создать условия на формирование компетентности учащихся, т.е. умение применить свои знания в новой ситуации. Для решения этих условий использовался демонстрационный эксперимент, практическая работа учащихся.
4. Обеспечить эмоциональную поддержку и обстановку психологического комфорта, для этого я использовала работу в парах и группах
Задачи урока:
Личностные. Создать условия для воспитания чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального труда, значимости изучаемого материала, в необходимости разумного использования достижений науки и техники.
Метапредметные. Развитие у учащихся произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения.), познавательного интереса и творческих способностей на основе физического эксперимента; формирование мировоззренческих понятий о познаваемости мира.
Предметные. Дать понятие постоянного магнита, магнитного поля Земли; исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться со свойствами магнитного поля; выяснить применение магнитов в жизни и технике; формировать умение применять полученные знания для решения задач и выполнения практических заданий, расширить кругозор учащихся в области магнитных явлений.
Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная работа, работа в парах и группах.
Оборудование:Для демонстраций: 2 кольцевых магнита, полосовой и подковообразный магнит, магнитная стрелка, скрепки, магнит, презентация , компьютер, проектор, экран
Для работы в парах: на каждый стол набор оборудования (2 полосовых магнита, компас, металлические опилки, тела разной степени намагниченности, природный магнит.
Конспект урока.
Организационный момент.
Создание благоприятного микроклимата в классе для эффективной работы.
-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Надеюсь на плодотворное сотрудничество на уроке. Пожелаем друг другу удачи и проверим всё ли у нас готово к уроку.
Актуализация знаний учащихся. Слайд 1
Как многообразен и интересен мир. Сколько загадок таится в нём. И вот моя первая загадка: попробуйте вытащить из бутылки скрепку, не отрывая бутылку от стола. Что вам понадобится для этого?
Учащиеся: Магниты. А вы знаете, почему эти странные камни так называются? Какими свойствами они обладают? В чём причина этих свойств? Какой самый большой магнит вам известен? Надеюсь, что в течении урока вы ответите на эти вопросы
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.
Учащиеся: О магнитах их свойствах и применении в жизни.
Слайд 2 Верно. А урок мы простроим в виде исследования. В ходе урока вы сами определите основные характеристики магнитов.
Запишем тему урока в тетрадь, и определим для себя основную цель нашего занятия: познать природу магнита и всё, что с ним связано.
3. Изучение новой темы. Слайд 3 Действительно, почему мы его так называем? А ведь как только раньше не пробовали именовать магнит! Древние греки – «особым камнем», а также «геркулесовым камнем», то ли из-за его силы, то ли из-за того, что добывали этот камень близ города Гераклеи в Лидии. а древнее китайское название магнита «чу-ши» или «нитши-чи», что означает «любящий камень». А на французском «аймант» – (произносится «эман») и есть «любящий». Согласно легенде, некий пастух с острова Крит по имени Магнесс заметил, что его палка с железным наконечником, липнет к черным камням, в изобилии валявшимся под ногами. Пастух перевернул палку «неподкованным» концом и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. От имени пастуха и пошло название «магнит».
Существует и другое объяснение слова «магнит» – по названию провинции Магнесия в Ионии у реки Меандра, где его нашли. А почему магнит называют постоянным и в чём причина его магнитного действия найдём ответ в учебнике.
А постоянный, потому что природный, долго сохраняет свои удивительные свойства.
Слайд 4 Как вы думаете, почему магнит окрашен именно так?
Учащиеся: У магнита есть полюса северный и южный.
Северный полюс обозначается N north (норд) окрашен в синий цвет (белый), южный S south окрашен в красный;(сауф)
Магнитны бывают полосовые и подковообразные.
Слайд 5А теперь давайте проверим, с какими телами взаимодействует магнит. Работать будем в парах, как сидите за партой. Результаты эксперимента запишите в таблицу.
Задание1. Взаимодействие магнита с телами из различных материалов.
Цель: опытным путём убедиться, какие тела притягивает к себе постоянный магнит, а какие нет.
Слайд 6 Прочитайте вывод:
Учащиеся: Вывод: магнит взаимодействует только с некоторыми металлами.
Продолжаем исследование. И поработаем в группах у каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте его, выполните эксперимент и поделитесь своим результатом с классом 7 минут. обсуждение
Слайд 7 1 группа Выяснить, как взаимодействуют между собой сами магниты.
Для этого воспользуемся двумя магнитами. Приведите их в соприкосновение одинаковыми полюсами и разними. Запишите вывод.
Северный полюс и южный полюс - притягиваются.
Южный полюс и южный полюс – отталкиваются
Слайд 8Учащиеся: Вывод: одноимённые полюса магнита отталкиваются, разноимённые – притягиваются. Опыт с керамическими магнитами
2 группа Наблюдение картины магнитного поля двух полосовых магнитов.
Оборудование: два магнита, прозрачная упаковка с железным порошком.
Накройте магнит прозрачной упаковкой с железным порошком, легко постучите. Рассмотрите магнитные линии магнитного поля двух магнитов, обращенных друг к другу: 1)одноименными полюсами; 2) разноименными полюсами.
Слайд 9, 10 Сделайте рисунок магнитных линий в первом и во втором случае
3 группа Все ли точки магнитов обладают одинаковой силой?
Оборудование: металлические скрепки, магниты (полосовой и дуговой).
Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки?
Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дуговым магнитом. Сделайте вывод.
Вывод. Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюса магнита.
4 группа определите магнитные полюса немаркированного магнита
Выберите необходимое оборудование, объясните как вы определили полюса
Если магнитную стрелку приблизить к другой такой же стрелке, то они повернутся и установятся друг против друга противоположными полюсами (показать на опыте).
Слайд 11Записать в тетрадь. Немного отдохнули, а теперь обратите внимание на слайд. Что вы увидели? А что является причиной северного сияния? Для того чтобы ответить на этот вопрос опять обратимся к эксперименту достаньте компас покажите направление которое указывает синя часть стрелки
Слайд 12 Учащиеся: Компас – устройство, в котором стрелка устанавливается определённым образом.
Как вы думаете. Почему?
Учащиеся: у Земли есть полюса.
Если есть полюса, значит Земля – большой космический магнит.
Слайд 13 Наблюдения показали, что магнитные полюса Земли не совпадают с её географическими полюсами. В связи с этим направление магнитной стрелки компаса не совпадает с направлением географического меридиана. Южный магнитный полюс Земли находится на острове Принца Уэльского – в 2100 км от Северного географического полюса, а северный магнитный - около Южного географического полюса.
Как вы думаете а какое значение имеет магнитное поле Земли для нас с вами?Слайд14
Слайд 15 Магнитное поле Земли расположено определённым образом. От солнца идёт поток заряженных частиц, который называют солнечным ветром. Этот ветер смещает магнитное поле своеобразным веером.
Слайд 16 Магнитное поле Земли является одной из причин такого красивого явления – как северное сияние.
5.Закрепление изученного материала. ответим на вопросы Слайд 17
Давайте вместе выясним, что сегодня изучили, чему научились.
7.Домашнее задание. Слайд 18. Много еще нового, интересного вам предстоит узнать. Я предлагаю вам по вашему желанию принять участие в дальнейшем исследовании магнитных явлений
6. Рефлексия.Слайд 19 Завершая наше занятие, хочу пожелать вам, ребята, быть всегда вместе, как один большой магнит, быть дружными, сильными, как магнит. И тогда любое дело будет вам по плечу. Спасибо за работу./data/files/n1514372891.pptx (Презентация к уроку)