Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Малая родина — большая любовь»
Тема: «Малая родина - большая любовь».
Цель: сформировать представления о родном крае, о родном городе как части большой страны; познакомить с достопримечательностями родного города
Задачи
1. Расширить представления детей о родном крае, о городе в котором они живут.
2. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.
3. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного города, воспитания чувства гордости за свой город, патриотизма, уважения к родному краю, Родине.
4. Создать условия для развития у школьников позитивного интереса.
5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление;
6. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному городу.
Планируемый результат:
Личностные: формирование чувства гордости за свой родной город и родной край; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.
Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный метод; формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: презентация к уроку, карта Ростовской области, карта города
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. | Эмоциональная, психологическая -Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача. | Подготовка класса к работе. |
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Введение в тему. Выявляет уровень знаний. Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта. Звучит песня "С чего начинается Родина?" - Родина – что это значит?(место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека). - Как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живём? (полное название Российская Федерация.) Все мы жители нашей общей Родины – великой многонациональной страны России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина. -Что каждый из вас считает своей малой родиной? - Что значит моя? - Что значит малая? - Что значит родина? - Родина, тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город, улица или сад у дома. Словом, малая Родина у каждого своя! | Отвечают на вопросы учителя. МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди. |
III. Постановка учебной задачи. | Подводит к формулировке задач урока. Проблемная ситуация: Учитель держит в руках узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает: « Как вы думаете, что это такое?» - Как вы думаете, откуда эта земля? - Да, это земля наша, родная. Особое отношение всегда было к родной земле, то есть к той, где родился человек. - Как вы думаете, для чего? (Уезжая на долгий срок из дома или переселяясь в новые края, люди обязательно брали с собой родную землю. Приезжая на чужбину, чтобы чувствовать себя, как дома, на землю высыпали горсть привезенной с собой родной земли. Частичку материнского сердца, горсть земли берёт с собой человек). - Через века передавалась из поколения в поколение любовь русского народа к своей земле, к Родине. Выражалась любовь в произведениях, в пословицах и поговорках. - Какие пословицы вы подобрали о Родине? - В представленных вами пословицах, говорится: «Мать - родна земля», «Одна у человека мать, одна у него и Родина». - А как вы думаете, почему Родину называют матерью? - Какие чувства вы испытываете к маме? (любовь, ласку, заботу, тревогу) - А как вы думаете, как мы должны относиться к своей Родине? (любить, беречь, охранять) | Отвечают: земля Высказывания обучающихся. Дети представляют подготовленные пословицы и поговорки, объясняют их значение. Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов. |
IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. | Постановка задач и целей урока. - Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по родному краю. - Ребята, как вы понимаете слово край? Лексическое значение этого слова. - Как можно связать два понятия: родина и край. - Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? - А мы с вами в какой области проживаем? - А знаете ли вы, ребята, что наша Ростовская область 13 сентября 2017 года отметила 80 лет со дня ее образования? - В Ростовской области трудом человеческих рук построено множество городов, каждый со своей историей, со своими особенностями. И сегодня мы с вами побываем в нашем славном городе - Каменске-Шахтинском. Тема нашей экскурсии: «Малая Родина - большая любовь». Наша экскурсия необычна, пройдя по нашему городу и его окрестностям, мы познакомимся с особенностями Каменска-Шахтинского. Цель нашей экскурсии: узнать почему каменчане так любят свой город, свою малую родину, и чем гордятся! | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Чем в нашем городе можно гордиться? Чем богат наш край? Почему город так назван? Как выглядят символы нашего города? Какие достопримечательности есть в городе? Высказывания обучающихся. |
V. Реализация построенного проекта учебной деятельности.. | Итак, начинаем наше путешествие по страницам прошлого и настоящего… И наша первая страница – история города Каменск-Шахтинский История города насчитывает более трех столетий, а датой основания города (тогда еще станицы Каменской) считается 1671 г., когда Войсковой круг разрешил группе казаков, облюбовавших побережье Северского Донца близ речки Каменки «собрав станицу, городок устроить жить, как иные прочие казачьи городки». Настоящее месторасположение города уже пятое. Первое было на левом берегу реки Северский Донец в 10 км выше по течению реки. Ныне это место называется «Старый городок». Согласно преданиям, причины, побудившие перенести станицу на новое место, связаны с неоднократными набегами татар, и расположилась она в семи километрах ниже прежнего своего места. С прекращением набегов станица переместилась на новое - третье место, но за участие казаков в восстании Кондрата Булавина в 1708 г была сожжена. Ныне - это хутор Погорелов. В четвертый раз станица переселилась вновь на левый берег Северского Донца, но изменение русла реки, частые ее разливы привели к тому, что в 1817 г. большинство жителей переселилось на возвышенный правый берег, а оставшееся поселение до сих пор называется “Старая Станица”. С 1802 г. станица стала административным центром Донецкого округа Области войска Донского, в которой в 1915 году насчитывалось 2385 дворов, 10208 десятин земельного довольствия, 9813 мужчин и 9904 женщин. Здесь располагались управление окружного атамана, окружной земской совет, окружной предводитель дворянства, почтово-телеграфная контора, комитеты: Красного Креста, народного здравоохранения, спасения на водах, отделение Азово-Донского коммерческого банка, общество взаимного кредита, ссудосберегательное товарищество, сельскохозяйственное общество с кузнечно-слесарными мастерскими, окружной медицинский врач, судебный пристав, полицейский пристав, 4 церкви, реальное училище, женская гимназия, 2 приходских училища, церковно-приходская школа, окружное военно-ремесленное училище, Донецкое окружное училище, оружейная мастерская; заводы: 2 чугунно-литейных, колбасный, 2 свечно-восковых, 2 пивных, 3 мыловаренных, 2 кожевенных, 4 кирпичных, маслобойный; 5 ветряных и 2 паровых мукомольных мельницы. 2 февраля, с 26 по 29 июня и с 25 сентября по 9 октября проводились ярмарки. Долгое время эта самая многолюдная станица Донской области была известна как одна из богатейших и славилась своими церквями и ярмарками. В результате нового административного деления станица в 1923 г. вошла в состав Украины. В октябре 1924 г. из Шахтинского округа Донецкой губернии Украинской ССР вновь вошла в состав Северо-Кавказского края. В 1927 г. станица получила статус города, который в 1929 г. в целях отличия от одноименных городов получил название Каменск-Шахтинский. Сейчас на правом берегу Северского Донца раскинулся крупнейший на севере Ростовской области город Каменск-Шахтинский. Тех, кто впервые посещает наш город, привлекают его прямые, как стрелы, улицы, проспекты и переулки, одетые в буйную зелень лип, тополей и каштанов, зеркальная гладь широкой реки, что не спеша несет свои светлые воды к Тихому Дону. В окрестностях Каменска раскинулись обширные сельскохозяйственные и охотничьи угодья, живописные места для туризма и отдыха. – Что относится к символам страны? (флаг, герб, гимн) Как вы думаете, а символы города есть? – Наши эксперты расскажут вам о них. (Отвечают заранее подготовленные учащиеся.) Герб города Для герба города за основу взята французская геральдическая форма щита и щитка. Щит герба рассечен на две равные части. Правая сторона щита белого цвета. Это серебро, символизирующее чистоту, надежду, справедливость и благородство. Левая сторона щита красного цвета, который символизирует любовь, мужество, смелость и великодушие. Грудь и сердце щита занимает щиток с изображением древнего герба казаков Дона – олень, пронзенный стрелой. В рамке щита на голубом поле, изображен идущий золотой олень, пронзенный черной стрелой. Олень символ мужества и чести мужчин. Голубой цвет символизирует - целомудрие, честность, верность и безупречность женщин. Оконечность щитка занимает веточка с тремя листками. Олень, питаясь одолень-травой, залечит раны, наберется сил и вновь возродится. Три листка травы символизируют трехсотлетие города Каменск-Шахтинского. Когда городу будет 400 лет, в венок будет добавлен еще один, четвертый листок. Пояс занимает символика - орудия ратного труда. Защита Отечества была, есть и будет самым и священным трудом. Сабля пересекает сверху вниз трофейный дротик острием вниз и готова карать или миловать, так как войсковая сабля является тем же, что и "меч правосудия". Оконечность щита занимает символика реки Северский Донец – волна голубого цвета. Здесь на реке Северский Донец и речке Каменка по решению круга и войскового атамана в 22-й день сентября 1671г. дозволено казакам поставить городок, укрепить и держать неотложный караул. Название города от речки Каменка. Герб обрамлен колосьями и виноградной лозой, которые перевиты голубой девизной лентой с надписью «Славу Отечества увеличивать деяниями». Вся символика на поле щита символизирует – веру, справедливость, милосердие, смирение, могущество, знатность, постоянство и богатство. Флаг города Точное геральдическое описание флага гласит: флаг представляет собой полотнище с пропорциями 2:3, разделенное по вертикали на равные белую и красную части. В центре в 1/3 от верхнего края над распложенным в 1/3 от нижнего края узким сине-голубым, выщербленно-изогнутым поясом – изображена золотая, согнутая в кольцо ветвь, внутри которой на лазоревом поле изображен идущий золотой олень, пронзенный черной стрелой.Мы открываем новую страницу нашей с вами истории «Наш город во время ВОВ. Наши герои» В годы Великой Отечественной войны Каменск был занят немецкими войсками с 19 июля 1942 года по 13 февраля 1943 года. Несколько юных каменчан участвовали в деятельности организации "Молодая гвардия": Шура Бондарева, Василий Гуков. В их числе Степан Сафонов, который в период оккупации стал активным членом подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия". Когда начались аресты, ушел из Краснодона, сумел перейти линию фронта в районе города Каменска Ростовской области, попасть в расположение одной из воинских частей. Советские войска вели ожесточенные бои с фашистами за каждую улицу города. 20 января 1943 года в одном из боев Степан Сафонов погиб. Благодарные жители похоронили его на Рыгинском кладбище. Его именем названа одна из улиц города. В боях за освобождение города от немецко-фашистских захватчиков участвовали пионеры города. Вот что вспоминают очевидцы: "Утром 20 января во двор дома въехал советский танк. Немцы его сверху обстреляли, ранили танкиста. Во время короткого затишья женщины вытащили его, попытались оказать помощь, но он умер от ран. Как только окончился бой, во дворе появились немцы и полицаи, приказали всем выйти из подвала и под конвоем увели мужчин, подростков и даже мальчиков 8-9 лет. Всех повели в здание школы №1 (сейчас гимназия №12). Утром 21 января в доме появился 9-летний Сергей Удовиченко. Мальчик был ранен в плечо. Он рассказал, что всю ночь фашисты продержали их в школе, а на рассвете повели на расстрел. Выводили по трое под конвоем, сбежать было невозможно. По дороге избивали прикладами. Ставили на краю подвала, что был расположен через дорогу и расстреляли. В конце расправы для пущей верности, фашисты бросили в подвал три гранаты. Это просто чудо, что кому-то удалось спастись. Кроме Сергея Удовиченко выжили Володя Брусс и Андрей Кучеров. Ребята дождались, когда палачи разойдутся, и, помогая друг другу, выбрались из подвала. Они пролежали на снегу до рассвета, а потом разными дорогами вернулись домой" . Спустя три недели Каменск был освобождён от фашистских захватчиков. 2 ноября 1967 года на центральной улице города — проспекте Карла Маркса, в Пионерском сквере был открыт памятник-стела Героям-пионерам, на котором высечены имена всех погибших детей. 13 февраля 2018 года в преддверии 75-й годовщины освобождения города от немецко-фашистских захватчиков гимназии №12 было присвоено имя Героев Пионеров. О грозных событиях, о павших в боях за освобождение Родины, напоминает памятник-мемориал, воздвигнутый на площади Труда города. Открытие мемориала состоялось 9 мая 1971 года. Это скульптурная группа из фигур трёх советских воинов, бетонная стела, танки Т-34 и Т-70 на постаментах, плиты с именами погибших красноармейцев, подпольщиков, советских солдат, плита в форме звезды с Вечным огнём. Воин в центре композиции держит в руках склонённое знамя. Каменская земля дала 14 Героев Советского Союза. Каменчане — гордость нашего края. У нас много достойных земляков, которыми мы гордимся. Сафонов Степан Степанович — подпольщик Великой Отечественной войны, участник антифашистской организации «Молодая Гвардия» города Краснодона, член группы Сергея Тюленина… Андреенко Евгений Георгиевич — участник Великой Отечественной войны, лётчик, Герой Советского Союза. Евгений Георгиевич родился 2 сентября 1917 года в станице Каменская (в настоящее время город Каменск — Шахтинский) в семье рабочего. После получения неполного среднего образования, работал электриком трамвайного управления города Шахты, учился летному делу в городском аэроклубе у инструктора Горовца. Затем попал в школу гражданского воздушного флота, после окончания которой, стал управлять пассажирскими самолетами на линии «Москва – Ашхабат». В Красной Армии с 1937 года. В 1938 окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал штурманом на самолете «Ил — 4» в 752-ом полку дальней бомбардировочной авиации (ДБА). Неподражаемой, особенной нашу область делают и люди, живущие и жившие на ее территории. Каждый человек уникален. Но есть люди, жизнь которых оставляет значительный след в судьбе родного края, в судьбе всей страны. Наша следующая страница так и называется «Люди, прославившие наш край». О некоторых из них мы расскажем немного подробно. Донскова Ульяна Вячеславовна (род. 1992) Ульяна Вячеславовна Донскова родилась в г. Каменске-Шахтинском. Художественной гимнастикой начала заниматься в пятилетнем возрасте, с 1997 года в СДЮСШОР №2. В 2001 году Ульяна становится абсолютной чемпионкой Ростовской области по художественной гимнастике. В 2004 году присвоен разряд кандидата в мастера спорта. В этом же году Ульяну приглашают в г. Москву для обучения в Центре Олимпийской Подготовки «Москва - 98 № 1953». С этого года Ульяна защищает честь не только г. Каменска-Шахтинского, но и честь Ростовской области и России. В 2007 году в составе юношеской сборной России на Чемпионате Европы в г. Баку, становится Чемпионкой Европы по художественной гимнастике в групповых упражнениях. В том же году ей присваивается звание Мастер спорта международного класса. С 2008 года она тренировалась в сборной России под руководством Ирины Винер, в составе сборной принимала участие в сборах подготовки к Олимпийским играм в Пекине. В 2009 году Ульяна становится Чемпионкой Мира в Японии. Там она получила одну золотую медаль и две бронзовые за групповые выступления. В апреле 2010 года она становится абсолютной Чемпионкой Европы, а в сентябре этого же года двукратной Чемпионкой Мира. В 2010 году ей присвоено звание Заслуженного мастера спорта. Донскова была капитаном сборной команды России по художественной гимнастике в групповом многоборье. В составе сборной она участвовала в Олимпийских играх 2012 года в Лондоне, после завершила спортивную карьеру. Малахов Геннадий Петрович– российский телеведущий, писатель, создатель собственной методики оздоровления организма. С 2006 года был главным действующим лицом программ «Малахов+», «В гостях у Геннадия Малахова», «Доброго здоровьица». Автор собственного интернет-проекта «Целебная кулинария». Василий Иванович Байбарин - призер и победитель не только российских, но и международных конкурсов. Много лет преподавал физкультуру в педколледже г.Каменск - Шахтинский, вёл клуб любителей бега, занимался йогой. Параллельно увлёкся резьбой по дереву и это увлечение переросло в любимое дело его жизни. Не смотря на свой пенсионный возраст, он продолжает удивлять всех новыми авторскими работами . Мечта у мастера - открыть школу резьбы по дереву, чтобы передать ученикам свое мастерство. Губернатор области наградил Василия Ивановича медалью «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД НА БЛАГО ДОНСКОГО КРАЯ», а Администрация города наградила премией «ФЕНИКС», за силу воли и стойкость духа. И вот подошло время следующей страницы «Современный город, его архитектурные строения» Сегодняшний Каменск - развитый промышленный город с широкими экономическими связями, расположенный на пересечении железной и автомобильной дорог с водной магистралью. Промышленность города представлена предприятиями химической, машиностроительной, легкой и пищевой отраслей, многие из которых имеют общероссийское значение. Продукция каменских предприятий хорошо известна и пользуется спросом в странах ближнего и дальнего зарубежья. Постоянно расширяются связи с экономически развитыми государствами. Архитектурные строения нашего города. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Православный храм, заложенный 14 октября 1991 года в день Покрова Пресвятой Богородицы, у места, где находилась недостроенная и разобранная в 1921 году Церковь Петра и Павла. Храм был открыт 14 октября 2003 года. При нём действуют воскресная школа, приходская библиотека, благотворительная столовая, сестричество, церковный хор. Церковь Троицы Живоначальной (Свято-Троицкая церковь) Православный храм, возведённый в 1997-2003 году. Богослужения шли с 1998 года, а в 2003 году на звонницу Свято-Троицкого храма установили колокола. В церкви хранится частица святых мощей Св. Тихона Задонского. Дворец культуры имени Гагарина Наряду с ДК имени Маяковского, одно из интересных исторических зданий города – открытый в 1953 году трёхэтажный Дворец культуры имени Гагарина (первоначально – ДК текстильщиков). Это памятник архитектуры сталинской эпохи. Его портик состоит из одиннадцати колонн. По краям сделаны ризалиты, на лицевых частях которых устроены затейливые барельефы. По обеим сторонам дворца выстроены два отдельно стоящих флигеля. До сих пор Дворец культуры имени Гагарина остаётся одним из главных центров культуры города, способствует творческому развитию детей и интересному досугу взрослых. Здесь работает около пятидесяти кружков для любого возраста: песенные, танцевальные, спортивные и т.д. Байк-отель. «Деревья» из мотоциклов и светофоров Первым заработал Байк-отель: в 2009 году. Его оригинальный дизайн интерьеров полностью выдержан в духе байкерской субкультуры, проработан до мелочей. Аналогов в России нет. В холлах выставлены экспонаты богатой коллекции мотоциклов разных лет – двух- и трёхколёсных, заводских моделей и самоделок. Спинки кроватей в номерах выполнены в виде мотоциклов, столы с прозрачными столешницами сделаны из мотоциклетных колёс; вместо ножек у кресел – также колёса мотоциклов. «Изюминкой» отеля является оригинальная заправочная колонка с надписями: «чай, кофе, пиво, водка». Проехать мимо Байк-отеля и не заметить его невозможно: перед зданием установлена огромная фигура Призрачного гонщика: мотоцикла с рамой в виде скелета. Глаза черепа светятся в темноте, и вся скульптура также дополняется красивой подсветкой. Рядом с отелем – десятиметровая стела в виде столба, к которому прикреплены мотоциклы, на восьмигранном постаменте; а также «дерево из светофоров», которые с наступлением темноты светятся всеми своими цветами. Музей «Легенды СССР» Первый зал музея площадью 800 м² был открыт на майские праздники 2016 года; второй, площадью 730 м² – ровно через год. В экспозиции музея – богатая коллекция автомобилей, мотоциклов, велосипедов времён Советского Союза, в том числе 30-х годов; военных и послевоенных лет; подлинные образцы электротехники, предметы быта и домашнего обихода советских семей. Магнитофоны и проигрыватели грампластинок; радиоприёмники и транзисторы; часы и фотоаппараты; телевизоры и телефоны; самовары и пишущие машинки и многое, многое другое; наградные медали, значки, монеты, денежные купюры времён СССР; оружие и амуниция времён Великой Отечественной войны. Тематический парк – музейный комплекс военной техники «Патриот» Был открыт в мае 2018 года напротив музея «Легенды СССР». Этот объект стал очередным уникальным шедевром Владимира Бесчётного и его единомышленников, а также – филиалом военно-патриотического Парка культуры и отдыха Вооружённых сил РФ «Патриот», что в Кубинке Московской области. На этот раз была выбрана и всячески развита военная тематика. Здесь на территории в один гектар собрана экспозиция образцов вооружений и военной техники, где все можно посмотреть и потрогать: танки, бронетранспортёры, артиллерийские орудия, самолёты, армейские спортивные и учебно-тренировочные сооружения. Ландшафтный парк «Лога» Ещё один талантливый местный бизнесмен-энтузиаст – Сергей Кушнаренко создал в районе Старой Станицы потрясающий парк, уникальный шедевр ландшафтного дизайна. В этом месте культурного отдыха – красивые беседки и мостики на живописных берегах речки и пруда, скульптурные композиции в фольклорном и сказочном стилях, ухоженные изысканные цветники, альпийские горки,парк камней, «Парк зазеркалья», музыкальный фонтан, рукотворный водопад, детский паровозик, кафе и ресторан, обустроенная барбекю-зона для отдыха. В центре парка – огромная детская площадка. В «живом уголке» обитают белки и лани, павлины и фазаны, попугаи и декоративные куры. В водоёмах плавают утки, лебеди, черепахи, крупные «золотые рыбки». Парк «Лога» восхищает не только своей красотой, но и размахом. Это настоящая сказка одновременно и для детей, и для взрослых. Музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества (бывший историко-краеведческий) Каменский историко-краеведческий музей был основан в 1969 году, сначала как общественно-народное, а затем – как государственное учреждение культуры по инициативе Совета ветеранов войны и труда города. В 2003 году был переименован в Музей декоративно-прикладного искусства. Вниманию посетителей предлагается пятнадцать тематических коллекций (весьма богатых и разнообразных по своему содержанию): «Этнография» – предметы традиционного казачьего быта. «Оружие» – подлинные образцы огнестрельного и холодного оружия начала XIX – XX веков. «Письменные источники» – личные архивы участников Гражданской и Великой Отечественной войн, метрические книги церквей Каменской станицы. «Декоративно-прикладное искусство» – произведения народных промыслов различных стилей. «Живопись» – иконы (с XVIII в.), картины местных художников. «Скульптура» – фигурки из фаянса и в технике чугунного литья. «Графика» – старинные афиши, открытки, этикетки. «Нумизматика» – коллекция монет (самая древняя – античная монета Боспорского царства). «Археология» – посуда, оружие древних людей, найденные при раскопках местных курганов. «Естественно-научная» – чучела современных и останки реликтовых животных и птиц, образцы растительности, минералов. Фото», «Радиоаппаратура и фототехника», «Сувениры», «Часы», «Игрушки» – подлинные экспонаты выпуска с конца ХIХ века до 80х/90х годов ХХ века. | Рассказ учителя Сообщения обучающихся. |
VIII. Включение в систему знаний и повторения нового действия. | Игра « Мое любимое место в городе» Дети называют место на фотографии и помещают её на доску. -Составьте синквейн о нашем городе Составление синквейна Каменск-Шахтинский Уютный, гостеприимный, Строится, развивается, встречает. Каменск-Шахтинский - моя малая родина. Родина. Каменск-Шахтинский Любимый, родной Цветёт, растёт, строится. Любимый сердцем город. Родина. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. |
IX. Итоги урока. Рефлексия | Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. – Наше путешествие по родному городу подошло к концу. Спасибо ребятам за интересные сведения о нашем городе. Все ребята – молодцы! - Что узнали вы сегодня? (Познакомились с историей происхождения названия города, узнали интересные сведения о символах Каменска-Шахтинского, познакомились с достопримечательностями города.) – Пригодится ли вам полученный материал? (Да, на уроках окружающего мира, литературного и внеклассного чтения, при проведении классных часов.) – Чему вы научились при подготовке и проведении классного часа? (мы узнали много нового и интересного о нашем городе, научились собирать интересные сведения по данной теме, научились анализировать собранный материал, выделять главное, делать выводы.) - Мы с вами познакомились только с некоторыми фактами истории нашего города. Невозможно за один урок все узнать о родном городе. Работу эту продолжим на других уроках. - У вас на столах лежат предметы, которые нужны для путешествия. - Если вы считаете, что получили достаточно информации о Каменске-Шахтинском, Ростовской области, то возьмите флажок. - Кто хочет продолжить дальше путешествовать и получить еще информацию о нашей малой родине, возьмите с собой в дорогу рюкзак и покажите на карте то место, куда бы вам хотелось на следующем занятии отправиться. - Чтобы вам хотелось еще узнать о нашей малой родине? Ребята, мне очень хочется, чтобы вы всегда любили свою родину, стали её гордостью, берегли свой край и приносили ему пользу. | Высказывания обучающихся, участие в обсуждении. Чем богат наш город? Какие растения, животные ? Кто из писателей и поэтов родился в Каменске-Шахтинском? |
Источники:
https://citysee.ru/russia/yufo/rostovskaya-oblast/kamensk-shahtinskiy-rostovskaya-oblast-dostoprimechatelnosti.html#7 достопримечательности города
http://special.kamensk.donland.ru/Default.aspx?pageid=317&skin=printerfriendly -история города. символика
http://kamensk-obzor.ru/istoriya-v-licah/57-geroi-pionery-istoriya-kamenska.html https://www.rostov.kp.ru/daily/26793/3828806/ Герои-Пионеры
http://kamensk-library.ru/%D0%B3%D0%B/ Герои Советского Союза
http://kamensk.donland.ru/Default.aspx?pageid=150086 Почетные жители
https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BE%D0 фон для презентации
https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BE%D0%BD%20%D0%B
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media - фото Андреенко Е.Г.