Внеклассное мероприятие «Мальчики с бантиками»

2
0
Материал опубликован 10 October 2022

Презентация "Мальчики с бантиками"
PPTX / 25.75 Мб

/data/files/c1665409726.pptx (Презентация "Мальчики с бантиками")Тема: Мальчики с бантиками (тематический час).

Цель: привитие воспитанницам любви к Родине, приобщение их к ценностям – патриотизму, долгу и уважению исторической памяти.

Задачи:

расширить знания воспитанниц о Соловецкой школе юнг и её воспитанниках;

развивать нравственные представления о чести, доблести и патриотизме;

способствовать воспитанию чувства долга, уважения и гордости за своё Отечество;

создать условия для воспитания уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

 

Аудитория: учащиеся 5-9 классов.

 

Форма: Тематический вечер.

Оборудование: презентация, аудио запись песни «Юнгам Северного флота», стихи, видеохроника 1943 г. Эпиграф «Они видели многое. Они совершали подвиги. Жизнь их была полна приключений…» (Джек Лондон).


 

Содержание

- Я всех приветствую на нашем занятии. Кадетам предлагаю внимательно смотреть и слушать, т.к. в конце состоится небольшой опрос.

Слайд 2 (эпиграф):

«Они видели многое. Они совершали подвиги. Жизнь их была полна приключений…» Джек Лондон


 

Звучит песня «Юнгам Северного флота»

Ведущий 1:

В истории Великой Отечественной войны много славных страниц, но сегодня мы вспомним о том, как наравне со взрослыми в той страшной войне принимали участие дети.

Слайд 3 (памятник):

В Архангельске на набережной Северной Двины есть памятник: Мальчишка в бескозырке. Вы видели его много раз.

- Кому установлен этот памятник? (Соловецким юнгам).

- Что обозначает слово «юнга»? Откуда оно к нам пришло? (Ю́нга (от нем. Junge[1] — «мальчик» или нидерл. jonge[2] — «молодой») — подросток на судне, обучающийся морскому делу и готовящийся стать матросом, а также младший матрос. Слово «юнга» пришло к нам из Голландии, когда Пётр I в 1704г. открыл училище морских юнг в Кронштадте).

Ведущий 2:

В память о всех юнгах, погибших во время Второй Мировой войны, в 1993 году на набережной Северной Двины в г. Архангельске был установлен бронзовый памятник Соловецким Юнгам. Автором проекта стал Ваге Согоян. Образ памятника весьма эмоционален. Он представлен в виде Якоря и юноши в матроске и бескозырке, уходящего на дно.

Архангельск был не зря выбран городом возведения подобного монумента, поскольку именно здесь проходил набор мальчишек в Соловецкую Школу юнг. Памятник в скупых, но выразительных формах напоминает историю воинского служения детей на Северном флоте, и не только.

Ведущий 1:

Какой мальчишка не мечтал о море, о романтике плавания! Какой мальчишка не смотрел зачарованным взглядом на матросский клёш и ленточки бескозырки! Какой мальчишка в годы Великой Отечественной войны не мечтал попасть на фронт! Сколько пришлось их снять с поездов, идущих на запад! Все они стремились туда, где сражались их отцы и старшие братья. Мальчишки, потерявшие отцов, а то и обоих родителей, рвались на фронт. Они осаждали военкоматы с просьбой взять их хотя бы юнгами или сынами полков.

Эти мечты стали близкими и реальными, когда вышел приказ о создании Соловецкой школы юнг.

Слайд 4:

- Когда и по чьему приказу была открыта Соловецкая школа юнг? (Приказ о создании школы юнг на Соловецких островах 25 мая 1942г. подписал Адмирал Военно-Морского Флота Николай Герасимович Кузнецов).

Ведущий 2:

- Сколько лет исполнилось в этом году Соловецкой Школе юнг?

- Назовите годы жизни Адмирала Н.Г. Кузнецова? (1904-1974гг.)

Песня о моей молодости (отрывок)

Юнга В. Леонов. Школа юнг. Соловецкие острова. Май 1987 г.

Школа юнг. Соловецкие дали.

Моря Белого шумный прибой.

Там мальчишки мужчинами стали,

Там родился отряд боевой.

 

Ведущий 1:

- Почему юнг Соловецкой школы писатель Валентин Пикуль в своём романе назвал «мальчики с бантиками»? (Бантики – это ленточки на бескозырках, которые юнги завязывали в бант и крепили с правой стороны бескозырки).

Слайд 5 (бескозырка):

Жизнь в школе юнг оказалась несладкой. С романтическими иллюзиями пришлось распрощаться.

Морская форма, выданная юнгам, огорчила их: бывшая в употреблении флотская форма: тельняшки, фланелевки, брюки, шинели – всё это большого размера. Форма топорщилась, свисала с худеньких плеч. По меткому выражению юнги Стаса Шкарина «в брюках можно было утонуть, не выходя в море». А бескозырка! Многие мальчишки от обиды чуть не плакали: вместо длинных лент с якорями – аккуратный «девчоночий» бантик и надпись «Школа Юнгов ВМФ».

Юнгам объяснили: право носить ленты и погоны ещё надо заслужить. Примечательно, что слово «юнгов» в названии школы тогда писалось в старой, дореволюционной орфографии. А с 1965 года его стали употреблять в форме «юнг».

Ведущий 2:

Слайд 6 (быт):

Школа на Большом Соловецком острове базировалась в монастырском кремле и Савватьевском скиту (12 км от кремля). Скит — это уединенное жилище для монахов-отшельников, которое часто располагается неподалеку от больших монастырей.

Учеба в школе юнг продолжалась 9–11 месяцев по 10–12 часов в сутки. Под учебные корпуса отвели полуразрушенное здание церкви. Прежде чем сесть за парты, мальчишкам пришлось пройти неожиданные испытания. Юнги разбили палатки и принялись строить землянки. Им приходилось копать землю, ворочать камни-валуны, валить строевой лес и таскать его на неокрепших плечах. Строили себе жилье, столовую, учебные классы, рыли окопы и укрытия.

Жили юнги в землянках вместимостью 52 человека каждая с койками в 3 яруса и печками – буржуйками. Поначалу даже света не было, зажигали коптилки – железные чернильницы с фитилями, в которых в качестве «горючего» использовали рыбий жир, выдаваемый для смазки ботинок. Стены от такого «освещения» были чёрными. Позднее провели ток. Но юнги стойко, как и подобает военным, переносили трудности и лишения.

Обычное меню в школе юнг было таким: суп из трески, каша овсяная «и-го-го» или суп гороховый и соевая каша. На третье - компот. И три раза в день - отвар из хвои перед едой от цинги. Очень горький, противный, но очень полезный. Кто его не пил – остался без зубов.

Песня о моей молодости (отрывок)

Юнга В. Леонов. Школа юнг. Соловецкие острова. Май 1987 г.

Школа юнг. Острова Соловецкие.

Беломорские ночи и дни.

В них остались мечты наши детские.

В них развеялись сладкие сны.

 

Ведущий 1:

Первого сентября 1942 года начались занятия в Соловецкой Школе юнг. Они проходили в классах, на плацу и на воде. Даже после бессонных ночей занятия начинались строго по расписанию. Предлагаю вам посмотреть видеохронику 1943 года.

Слайд 7 (видеохроника)…

Порядок был суровый. Юнг приучали к чистоте и опрятности, быстроте выполнения приказов. Чистота на корабле - залог здоровья экипажа. Уборки тщательнейшим образом проверялись старшиной и переделывали столько раз, сколько надо было до наведения блеска. В мальчишках воспитывались собранность и ответственность, дисциплинированность и выдержка, но они осваивали флотскую службу с огромным желанием. Юнги учились 1 год. Программа обучения была насыщенна и разнообразна. Кроме теории мальчишки участвовали в практическом плавании на мотоботе и корабле, выходили в море на шлюпках. Эту практику, несмотря на мозоли, мальчишки очень любили. Юнги серьёзно увлекались спортом: занимались боксом и гимнастикой, играли в футбол, волейбол и баскетбол, зимой ходили на лыжах.

Слайд 8:

Ведущий 2:

В сентябре1943 года состоялся первый выпуск Соловецких юнг. Были подготовлены специалисты на уровне техникума по специальностям:

боцман торпедного катера;

боцман;

рулевой-сигнальщик;

радист;

электрик подводной лодки;

моторист торпедного катера;

моторист больших дизелей (под конкретные ленд-лизовские поставки судов, морских охотников и тральщиков фирмы «Хиггинз»);

артиллерийский электрик.

- Что обозначает слово «ленд-лиз»? (Ленд-лиз (от англ. lend — давать взаймы (с процентом) и lease [liːs] — сдавать в аренду, внаём) — государственный акт Соединенных Штатов Америки (США), позволивший в 1941—1945 годы поставлять их союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты без оплаты).

 

Ведущий 1:

На плацу перед штабом в строю стояли за год возмужавшие, выросшие, окрепшие и хорошо овладевшие знаниями моряки. Перед отъездом на корабли юнги давали клятву на верность своему воинскому долгу.

Слайд 9 (клятва):

«Родина! В день отправки нас на боевые корабли приносим тебе свою клятву! Мы клянёмся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, хранить и оберегать честь Школы Юнгов. Мы клянёмся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха, не знать покоя, быть в первых рядах самых мужественных, самых смелых, самых храбрых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины».

 

Ведущий 2:

Слайд 10 (наставники):

Безусловно, огромная заслуга в обучении и воспитании юных моряков принадлежала их наставникам. Школа юнг ВМФ с июля 1943 года возглавлялась капитаном первого ранга Авраамовым Николаем Юрьевичем, который родился в потомственной дворянской семье. Морской офицер, основатель морской династии. Участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, член Центробалта, командующий Чудской военной флотилией, командир Осиновецкой военно-морской базы, заместитель командующего Ладожской военной флотилии, военный педагог, начальник Соловецкой Школы юнг, начальник Ленинградского военно-морского подготовительного училища.

 

Слайд 11:

Бессменным заместителем начальника школы был капитан третьего ранга Сергей Сергеевич Шахов, которому бывший юнга Владимир Лотошников (Пермь-1977г.) посвятил своё стихотворение. И это говорит о многом! Стихотворение прочитает …

КОМИССАРУ ШКОЛЫ ЮНГ

Мы помним вас, товарищ комиссар.

И школу юнг, и флаг не забываем.

И Вашу доброту - чудесный дар

С сыновнею любовью вспоминаем.

 

Ведь это Вы всех юнг на Соловках

Идейно и духовно закаляли.

Среди озёр, в таинственных краях

Для флота пополнение ковали.

 

Вы, комиссар, в суровый, грозный час

На подвиги нас, юных, вдохновляли.

Отваге, стойкости учили нас,

Чтоб смерть и трусость юнги презирали.

 

Чтоб были мы выносливы, сильны.

Чтоб славу флота мы не уронили.

Бывало, сутками не спали ВЫ,

Тревоги с нами поровну делили.

 

А провожая нас на все моря,

Служить Отчизне честно призывали.

На боевых военных кораблях

Надежды Ваши юнги оправдали!

 

Нет, комиссар, мы Вас не подвели.

На всех флотах достойно воевали.

Наказы Ваши с честью пронесли,

Когда победу в схватках добывали.

 

Мы помним Вас, товарищ комиссар,

И лучшего учителя не знаем.

И Вашу доброту - чудесный дар

С сыновнею любовью вспоминаем!

 

Преподавательский и инструкторский состав (90 человек) встретился со многими трудностями, одна из них заключалась в том, что впервые в истории военно-морских сил командиры преподаватели и инструкторы приступили к обучению 15 – 17-ти летних моряков. Многие воспитатели школы участвовали в боевых походах Великой Отечественной. Они были строгими, требовательными, но по-отечески заботливыми. Постоянно внушали юнгам, что быстрота и чёткость каждого при выполнении задания спасет жизни всему экипажу. Учили и воспитывали так, что потом вчерашние мальчишки воевали наравне со взрослыми и проявляли себя на фронтах настоящими героями.

Слайд 12:

Ведущий 1:

В мае 1944 года в газете «Краснофлотец» был опубликован очерк о подвиге юного моряка, выпускнике Соловецкой школы юнг, Саше Ковалёве (Александре Филипповиче Рабиновиче). 8 мая 1944 года торпедный катер ТК-209, на котором служил Саша Ковалёв, атаковал группу кораблей противника, после чего сам подвергся атаке немецкой авиации, в результате которой осколком снаряда был пробит радиатор двигателя, из которого тугой струей стала бить горячая вода, перемешенная с маслом и бензином. Не задумываясь, Саша Ковалев бросил на коллектор телогрейку и грудью навалился на пробоину. И не трогался с места, терпя неимоверную боль от семидесятиградусной жидкости. Саша Ковалёв прикрыл пробоину своим телом, получив сильнейшие ожоги. Экипаж и катер были спасены. Саша Ковалев остался жив. За мужество и героизм он был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, но получить награду не успел. 9 мая 1944 года во время перехода на катере неожиданно произошёл взрыв. При взрыве погибли мичман Дмитрий Капралов и Саша Ковалев.

1 мая 1944 года, за несколько дней до гибели Саши, командир бригады торпедных катеров Северного флота А.В. Кузьмин вручил юнге Саше Ковалеву орден Красной Звезды. Так сохранилась одна из немногих фотографий Саши. Подвиг юнги вошел в историю Северного флота, а память о нем жива и поныне. Именем Саши Ковалева названы улица в г. Североморске, установлен памятник, на котором высечены слова: «Вечная память героям-катерникам, Североморцам, павшим в бою за советскую родину в Отечественной войне 1941-1945 годов». Рядом, на мраморной доске, портрет юного моряка. Под ним надпись: «Юнга Северного флота Саша Ковалёв погиб в море 9 мая 1944 года».

Ведущий 2:

И это только один из множества примеров подвигов выпускников Соловецкой школы юнг. Непосредственные участники и живые свидетели событий военных лет подтверждают: «Юнги сдержали клятву. Проверку боем они выдержали». Юнги не только бесстрашно воевали, но и после Великой Отечественной войны они не забыли свои клятвы и продолжали хранить, оберегать и умножать традиции школы юнг ВМФ.

Когда начальник Соловецкой Школы юнг Николай Юрьевич Авраамов зачитывал приказ адмирала Н.Г. Кузнецова о направлении юнг на флоты и флотилии, тогда ещё никто не знал, что в строю стояли будущие знаменитости:

Ведущий 1:

Слайд 13:

Герой Советского Союза Адмирал Вадим Константинович Коробов советский военный моряк-подводник и военачальник. Стал испытателем первых морских баллистических и крылатых ракет, первым дал подводный ракетный залп и обошёл под водой вокруг света.

Герой Советского Союза Вице-Адмирал Юрий Иванович Падо́рин советский военный моряк-подводник. Принимал участие в длительном походе атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения «К-171» и торпедной атомной подводной лодки «К-469» с Северного на Тихоокеанский флот южным морским путём, через три океана без всплытия.

Герой Советского Союза Вице-Адмирал Усенко Николай Витальевич советский военный моряк-подводник. В 1966 году стал участником кругосветного группового похода атомных подводных лодок.

Слайд 14:

Ведущий 2:

Борис Тимофеевич Штоколов - советский оперный певец стал народным артистом СССР.

Валентин Саввич Пикуль - советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику. Его произведения «Золотой кортик», «Соловецкие паруса», «Юнги Северного флота», «Мальчики с бантиками» известны и читаемы не только в нашей стране.

Известными всей стране людьми стали бывшие юнги.

Слайд 15:

Ведущий 1:

В июле 2022 г. в День Военно-морского флота на легендарном теплоходе «Гоголь» состоялась встреча нескольких поколений. Главные герои - ветераны Соловецкой Школы юнг. В этом году исполнилось 80 лет с момента её основания. Также во встрече приняли участие кадеты АМКК. Участники обсудили вопросы исторического наследия Соловецкой школы юнг, важность изучения истории жизни соловецких юнг, как примера для воспитания молодого поколения.

Всей своей деятельностью ветераны-юнги, обращаясь к молодежи, выражают свое сокровенное желание – чтобы молодое поколение было так же предано Родине, как мальчишки-юнги 1942-1945 гг.

Ведущий 2:

Школа Юнг существовала на Соловках с 1942 по 1945 гг., за эти годы она выпустила 4 111 первоклассных специалистов. История школы юнг Северного морского флота — одна из многочисленных, но очень ярких и значимых страниц в истории Великой Отечественной войны. Выпускники этой школы внесли свой неоценимый вклад в дело победы, а преподаватели многому их научили и воспитали из них настоящих военных моряков.

Слайд 16:

На бронзовой плите памятника Соловецким Юнгам в г. Архангельске написаны строки из стихотворения юнги Льва Вахрамеева:

Соловецкие юнги, наши мальчики русские

Ваши плечи по-детски худые и узкие.

Заслонили просторы родной нам России!

Будьте вечно героями!

Будьте ж вечно живыми!


 

Ведущий 1:

Наше занятие подошло к концу. Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

Когда был издан приказ о создании школы юнг на Соловецких островах?

Кем был подписан приказ?

С какого по какой год существовала Соловецкая Школа юнг?

Почему юнг Соловецкой школы Валентин Пикуль назвал «мальчики с бантиками»?

Сколько Соловецкая Школа выпустила специалистов?

Расскажите о подвиге Саши Ковалёва.

Почему важно знать историю своей страны?

Что значит в наши дни «быть патриотом»?

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.