>

Урок музыки в 1 классе «Марш»

3
3
Материал опубликован 31 July 2023

Сальникова Анна Владимировна

учитель музыки

МАОУ "Гамовская средняя

школа"

«Марш»

урок музыки в 1 классе


Цели: - глубже познакомить с жанром «марш»;

- разучить песню-марш.


Задачи: - Обучающие: - познакомить с видами маршей;

- научить различать разные виды маршей.

- Развивающие: - развить навыки анализирования музыкального

произведения;

- развивать у детей с помощью музыкальных

упражнений координацию движений;

- Воспитательные: - рассмотреть жизненные обстоятельства, при

которых звучит марш;


Оборудование: - компьютер, проектор, экран;

- карточки с надписями: высота звука, регистр, характер, сила

звучания, темп;

- карточки с названиями маршей: «военный», «игрушечный»;

- табличка с названием темы урока «марш»;

- флажки двух цветов (на каждого ребёнка по два флажка);

- карточки для работы с доской – сравнение маршей;

- презентация «Виды маршей»

- магниты.


Музыкальный материал: - «Марш» из балета «Щелкунчик» - П. И.

Чайковский;

- «Взвейтесь кострами» - пионерский марш -

С. Дешкин

- «Славянка» - военный марш – В. И. Агалкин;

- «День Победы» - Д. Тухманов;

- «Вместе весело шагать»- В. Шаинский;

- «Солдатушки, браво ребятушки!» - рнп.

- «Марш дошкольников» - Д. Б. Кабалевский.


План урока: 1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.

3. Слушание разных маршей. Беседа по каждому из

прослушанных произведений. Работа с флажками.

4. Работа по определению признаков отличия в маршах. Работа с

доской. Сравнение маршей.

5. Игра «Парад».

6. Разучивание песни-марша.

7. Итог урока.


Ход урока:

Организационный момент.

Дети строятся перед классом, входят в класс под музыку марша.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, под какую музыку вы вошли в класс? (Ответы детей)

- Правильно, марш. Марш с французского означает – «ходьба», «движение». От этого слова и пошло наше «маршировать», то есть ходить особенным, чётким шагом. Каждый из вас знает, что маршировать лучше всего под музыку. Музыка марша бодрая и в то же время не быстрая.

- Как вы думайте, бегать или прыгать будет удобно под музыку марша? (Ответы детей)

- А плавные и медленные движения хорошо выполнять? (Ответы детей)

- Зато ходить – одно удовольствие, правда?! Марши очень любят немцы, даже многие песни у них похожи на марши.

- Маршей на свете очень много. И музыка у них самая разная.

- Для кого пишут марши? (Ответы детей) Правильно – для солдат, спортсменов, детей и т. д.

- Когда и где вам приходилось слышать марши? (Ответы детей)


3. Слушание разных маршей. Беседа по каждому из прослушанных

произведений. Работа с флажками.

-Итак, давайте рассмотрим с вами в и д ы м а р ш е й. ( Презентация – слайд №1)

1. ПИОНЕРСКИЕ МАРШИ. (слайд №2)

- Пионеры – это школьники, состоявшие в пионерской организации. Сейчас их нет, но недавно, примерно 25 лет назад, они были. Эти дети заботились о пожилых людях, сиротах, помогали отстающим в учёбе, собирали макулатуру. «Пионер – всем ребятам пример!» - говорили о них. Часто они собирались у костра и пели песни. Вот и мы сейчас с вами послушаем пионерскую песню-марш, которая называется «Взвейтесь кострами» (Слушание пионерского марша)

- Что вы представили себе, слушая этот марш? (Ответы детей)

2. ВОЕННЫЕ МАРШИ. (слайд №3)

- А сейчас послушаем музыку ещё одного марша. Слушать мы будем её стоя – это поможет вам понять, какой это был марш? (Слушание военного марша «Прощание Славянки»)

- А теперь скажите ваше мнение. Какой это был марш? (Ответы детей)

- Конечно, это военный марш – мужественный и очень чёткий. В музыке военного марша слышится грозная сила, мощная, торжественная поступь.

- Садитесь, пожалуйста.

3. ПРАЗДНИЧНЫЕ МАРШИ. (слайд №4)

- Ещё, ребята, бывают праздничные марши. Как вы думайте, где можно их услышать? (Ответы детей) Скажите, а какой праздник вся страна отмечает

9 Мая? (Ответы детей)

- Правильно, День Победы! Вот и мы сейчас послушаем песню-марш, которая так и называется «День Победы» (Слушание песни-марша)

- Как вы думайте, ребята, какой характер у этого марша? (Ответы детей)

- А каким чувством пронизана эта песня? (Ответы детей)

- Правильно, молодцы! Конечно, же, любовью к Родине.

-А кто был в этот день, День Победы, в городе и видел салют? (Ответы детей)

- Сегодня мы помаршируем с вами с разноцветными флажками. На партах у вас лежит красный и белый флажки. Встали около своих парт, взяли флажки в руки, подравнялись. Маршируем, делая упражнения под музыку марша «День Победы»

8 шагов – руки на поясе.

8 шагов – руки в стороны.

8 шагов – руки на поясе.

8 шагов – левая рука вверх, правая в сторону.

8 шагов – руки на поясе.

8 шагов – правая рука вверх, левая в сторону.

8 шагов – руки на поясе.

8 шагов – руки вверх, в стороны.

8 шагов – руки на поясе.

8 шагов – помахать флажками.

- Хорошо. Сели на места. Положили флажки на край парты. У кого поднялось настроение? (Ответы детей)

4. ИГРУШЕЧНЫЕ или КУКОЛЬНЫЕ МАРШИ. (слайд №5)

- А есть ещё, ребята, «Марш деревянных солдатиков» и «Марш лилипутов». Сейчас вы послушайте внимательно, а затем скажите мне кто под этот марш, может шагать. (Слушание «Марш деревянных солдатиков» или «Марш лилипутов»)

- Итак, скажите, кто может маршировать под эту музыку? (Ответы детей)

- Да, действительно – куклы, игрушки, потому что шажки у них маленькие, поэтому они шагают часто.

5. ДЕТСКИЕ МАРШИ. (слайд №6)

- А какие же ещё есть марши? Знаете песню «Вместе весело шагать»? Как вы думайте, можно сказать, что это детский марш? (Ответы детей)

- Давайте встанем на ноги и исполним припев. Своему голосу будем помогать ладошками. (Исполнение припева песни «Вместе весело шагать» с хлопками)

- Молодцы! Садитесь. А кто помнит песню «Пусть всегда будет солнце!»? Это тоже маршевая песня, под которую можно и удобно идти, напевая. В следующий раз вы послушайте её и убедитесь в этом сами.

- Ещё, ребята, бывают марши СПОРТИВНЫЕ или ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ, СВАДЕБНЫЕ, ПОХОРОННЫЕ и т. д. Но о них мы поговорим с вами тоже в следующий раз. (слайд №7)


4. Работа по определению признаков отличия в маршах. Работа с

доской. Сравнение маршей.

- Сейчас вы знаете, какие бывают марши. Теперь давайте разберёмся, какие признаки отличают один марш от другого. Возьмём для сравнения игрушечный и военный марши. Как мы определим, кому удобнее шагать под эту музыку: солдатам или куклам?

*Работа с доской. Сравнение. (Все значки и слова прикреплены к доске. Дети сами выбирают.)


ВОЕННЫЙ ИГРУШЕЧНЫЙ

Сила звучания.

Громко Тихо

t1690827387aa.jpgt1690827387ab.jpg



Темп.

Медленный Быстрый


t1690827387ac.jpgt1690827387ad.jpg




Высота звука. Регистр.

Низкие, тяжёлые Высокие, лёгкие


t1690827387ae.jpgt1690827387af.jpg



Характер.

Серьёзный Шутливый

t1690827387ag.jpgt1690827387ah.jpg



5. Игра «Парад

- Итак, мы с вами разобрали, чем марши отличаются друг от друга. А как вы думайте, что у всех маршей общее? Какой инструмент любят все марши? (Ответы детей)

- Правильно, барабан. Давайте поиграем в игру «Парад»

П р а в и л а и г р ы:

1-ый ряд – барабанщики (дети имитируют игру на барабане).

2-ой ряд – хлопки (дети хлопают в ладоши).

3-ий ряд – дети маршируют.

Всё выполняется под музыку марша, например, «Вместе весело шагать» (дети могут подпевать).


Разучивание песни.

- А ещё сегодня на уроке мы разучим песню-марш, которая называется «Солдатушки, браво ребятушки». Послушайте. (Слушание песни в грамзаписи или в исполнении учителя)

- Скажите, ребята, весёлая она или грустная? (Ответы детей)

- О чём эта песня? (Ответы детей)

1. Разучивание 1 куплета в медленном темпе по строчкам методом «Эха»

2. Показать рукой, куда идёт звук – вверх или вниз, или стоит на месте.

3. Поют одни девочки, а мальчикам задание: кто из девочек лучше спел.

4. Поют одни мальчики, девочкам задание: кто из мальчиков лучше спел.

5. Поют все вместе первый куплет.

6. Поют по ролям: девочки: - Солдатушки, браво ребятушки,

Где же ваши деды?

мальчики: - Наши деды – славные победы,

Вот, где наши деды!


Итог урока.

- Скажите, ребята, вы хорошо поняли, что такое «марш»? (Ответы детей)

- На уроке вы учились с вами определять разные виды маршей. Вы теперь умеете это делать? (Ответы детей)

- Что общее во всех маршах и чем они отличаются? (Ответы детей)

- Что нового мы выучили на уроке? (Ответы детей) А какие песни, что вы знали раньше, пригодились нам на этом уроке? (Ответы детей)

- Молодцы, ребята! Вы сегодня работали очень хорошо! Я вами довольна и горжусь! Сейчас я буду играть вам детский марш, а вы выйдете из класса по рядам. (Играю «Марш дошкольников» или любой другой)

Выход детей.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где презентация? Вы же даёте ссылку на слайды?

0
31 July 2023

Добрый вечер. Презентация очень простая. В ней всего несколько слайдов с картинками и названиями маршей. Её можно сделать самому, если понадобится. Я, конечно, могу прикрепить, но только в виде изображения. Не смогла найти, как прикрепить презентацию. Если Вы знаете, подскажите, пожалуйста.

0
31 July 2023

Анна Владимировна, когда вы загружаете работу, вы выполняете ряд действий по порядку. Работу загрузили, смотрите на перечень справа... Там несколько вариантов, выбираете загрузить презентацию. Успехов!

0
1 August 2023

Похожие публикации