Урок музыки в 1 классе «Марш»
Сальникова Анна Владимировна
учитель музыки
МАОУ "Гамовская средняя
школа"
«Марш»
урок музыки в 1 классе
Цели: - глубже познакомить с жанром «марш»;
- разучить песню-марш.
Задачи: - Обучающие: - познакомить с видами маршей;
- научить различать разные виды маршей.
- Развивающие: - развить навыки анализирования музыкального
произведения;
- развивать у детей с помощью музыкальных
упражнений координацию движений;
- Воспитательные: - рассмотреть жизненные обстоятельства, при
которых звучит марш;
Оборудование: - компьютер, проектор, экран;
- карточки с надписями: высота звука, регистр, характер, сила
звучания, темп;
- карточки с названиями маршей: «военный», «игрушечный»;
- табличка с названием темы урока «марш»;
- флажки двух цветов (на каждого ребёнка по два флажка);
- карточки для работы с доской – сравнение маршей;
- презентация «Виды маршей»
- магниты.
Музыкальный материал: - «Марш» из балета «Щелкунчик» - П. И.
Чайковский;
- «Взвейтесь кострами» - пионерский марш -
С. Дешкин
- «Славянка» - военный марш – В. И. Агалкин;
- «День Победы» - Д. Тухманов;
- «Вместе весело шагать»- В. Шаинский;
- «Солдатушки, браво ребятушки!» - рнп.
- «Марш дошкольников» - Д. Б. Кабалевский.
План урока: 1. Организационный момент.
2. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.
3. Слушание разных маршей. Беседа по каждому из
прослушанных произведений. Работа с флажками.
4. Работа по определению признаков отличия в маршах. Работа с
доской. Сравнение маршей.
5. Игра «Парад».
6. Разучивание песни-марша.
7. Итог урока.
Ход урока:
Организационный момент.
Дети строятся перед классом, входят в класс под музыку марша.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, под какую музыку вы вошли в класс? (Ответы детей)
- Правильно, марш. Марш с французского означает – «ходьба», «движение». От этого слова и пошло наше «маршировать», то есть ходить особенным, чётким шагом. Каждый из вас знает, что маршировать лучше всего под музыку. Музыка марша бодрая и в то же время не быстрая.
- Как вы думайте, бегать или прыгать будет удобно под музыку марша? (Ответы детей)
- А плавные и медленные движения хорошо выполнять? (Ответы детей)
- Зато ходить – одно удовольствие, правда?! Марши очень любят немцы, даже многие песни у них похожи на марши.
- Маршей на свете очень много. И музыка у них самая разная.
- Для кого пишут марши? (Ответы детей) Правильно – для солдат, спортсменов, детей и т. д.
- Когда и где вам приходилось слышать марши? (Ответы детей)
3. Слушание разных маршей. Беседа по каждому из прослушанных
произведений. Работа с флажками.
-Итак, давайте рассмотрим с вами в и д ы м а р ш е й. ( Презентация – слайд №1)
1. ПИОНЕРСКИЕ МАРШИ. (слайд №2)
- Пионеры – это школьники, состоявшие в пионерской организации. Сейчас их нет, но недавно, примерно 25 лет назад, они были. Эти дети заботились о пожилых людях, сиротах, помогали отстающим в учёбе, собирали макулатуру. «Пионер – всем ребятам пример!» - говорили о них. Часто они собирались у костра и пели песни. Вот и мы сейчас с вами послушаем пионерскую песню-марш, которая называется «Взвейтесь кострами» (Слушание пионерского марша)
- Что вы представили себе, слушая этот марш? (Ответы детей)
2. ВОЕННЫЕ МАРШИ. (слайд №3)
- А сейчас послушаем музыку ещё одного марша. Слушать мы будем её стоя – это поможет вам понять, какой это был марш? (Слушание военного марша «Прощание Славянки»)
- А теперь скажите ваше мнение. Какой это был марш? (Ответы детей)
- Конечно, это военный марш – мужественный и очень чёткий. В музыке военного марша слышится грозная сила, мощная, торжественная поступь.
- Садитесь, пожалуйста.
3. ПРАЗДНИЧНЫЕ МАРШИ. (слайд №4)
- Ещё, ребята, бывают праздничные марши. Как вы думайте, где можно их услышать? (Ответы детей) Скажите, а какой праздник вся страна отмечает
9 Мая? (Ответы детей)
- Правильно, День Победы! Вот и мы сейчас послушаем песню-марш, которая так и называется «День Победы» (Слушание песни-марша)
- Как вы думайте, ребята, какой характер у этого марша? (Ответы детей)
- А каким чувством пронизана эта песня? (Ответы детей)
- Правильно, молодцы! Конечно, же, любовью к Родине.
-А кто был в этот день, День Победы, в городе и видел салют? (Ответы детей)
- Сегодня мы помаршируем с вами с разноцветными флажками. На партах у вас лежит красный и белый флажки. Встали около своих парт, взяли флажки в руки, подравнялись. Маршируем, делая упражнения под музыку марша «День Победы»
8 шагов – руки на поясе.
8 шагов – руки в стороны.
8 шагов – руки на поясе.
8 шагов – левая рука вверх, правая в сторону.
8 шагов – руки на поясе.
8 шагов – правая рука вверх, левая в сторону.
8 шагов – руки на поясе.
8 шагов – руки вверх, в стороны.
8 шагов – руки на поясе.
8 шагов – помахать флажками.
- Хорошо. Сели на места. Положили флажки на край парты. У кого поднялось настроение? (Ответы детей)
4. ИГРУШЕЧНЫЕ или КУКОЛЬНЫЕ МАРШИ. (слайд №5)
- А есть ещё, ребята, «Марш деревянных солдатиков» и «Марш лилипутов». Сейчас вы послушайте внимательно, а затем скажите мне кто под этот марш, может шагать. (Слушание «Марш деревянных солдатиков» или «Марш лилипутов»)
- Итак, скажите, кто может маршировать под эту музыку? (Ответы детей)
- Да, действительно – куклы, игрушки, потому что шажки у них маленькие, поэтому они шагают часто.
5. ДЕТСКИЕ МАРШИ. (слайд №6)
- А какие же ещё есть марши? Знаете песню «Вместе весело шагать»? Как вы думайте, можно сказать, что это детский марш? (Ответы детей)
- Давайте встанем на ноги и исполним припев. Своему голосу будем помогать ладошками. (Исполнение припева песни «Вместе весело шагать» с хлопками)
- Молодцы! Садитесь. А кто помнит песню «Пусть всегда будет солнце!»? Это тоже маршевая песня, под которую можно и удобно идти, напевая. В следующий раз вы послушайте её и убедитесь в этом сами.
- Ещё, ребята, бывают марши СПОРТИВНЫЕ или ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ, СВАДЕБНЫЕ, ПОХОРОННЫЕ и т. д. Но о них мы поговорим с вами тоже в следующий раз. (слайд №7)
4. Работа по определению признаков отличия в маршах. Работа с
доской. Сравнение маршей.
- Сейчас вы знаете, какие бывают марши. Теперь давайте разберёмся, какие признаки отличают один марш от другого. Возьмём для сравнения игрушечный и военный марши. Как мы определим, кому удобнее шагать под эту музыку: солдатам или куклам?
*Работа с доской. Сравнение. (Все значки и слова прикреплены к доске. Дети сами выбирают.)
ВОЕННЫЙ ИГРУШЕЧНЫЙ
Сила звучания.
Громко Тихо
Темп.
Медленный Быстрый
Высота звука. Регистр.
Низкие, тяжёлые Высокие, лёгкие
Характер.
Серьёзный Шутливый
5. Игра «Парад
- Итак, мы с вами разобрали, чем марши отличаются друг от друга. А как вы думайте, что у всех маршей общее? Какой инструмент любят все марши? (Ответы детей)
- Правильно, барабан. Давайте поиграем в игру «Парад»
П р а в и л а и г р ы:
1-ый ряд – барабанщики (дети имитируют игру на барабане).
2-ой ряд – хлопки (дети хлопают в ладоши).
3-ий ряд – дети маршируют.
Всё выполняется под музыку марша, например, «Вместе весело шагать» (дети могут подпевать).
Разучивание песни.
- А ещё сегодня на уроке мы разучим песню-марш, которая называется «Солдатушки, браво ребятушки». Послушайте. (Слушание песни в грамзаписи или в исполнении учителя)
- Скажите, ребята, весёлая она или грустная? (Ответы детей)
- О чём эта песня? (Ответы детей)
1. Разучивание 1 куплета в медленном темпе по строчкам методом «Эха»
2. Показать рукой, куда идёт звук – вверх или вниз, или стоит на месте.
3. Поют одни девочки, а мальчикам задание: кто из девочек лучше спел.
4. Поют одни мальчики, девочкам задание: кто из мальчиков лучше спел.
5. Поют все вместе первый куплет.
6. Поют по ролям: девочки: - Солдатушки, браво ребятушки,
Где же ваши деды?
мальчики: - Наши деды – славные победы,
Вот, где наши деды!
Итог урока.
- Скажите, ребята, вы хорошо поняли, что такое «марш»? (Ответы детей)
- На уроке вы учились с вами определять разные виды маршей. Вы теперь умеете это делать? (Ответы детей)
- Что общее во всех маршах и чем они отличаются? (Ответы детей)
- Что нового мы выучили на уроке? (Ответы детей) А какие песни, что вы знали раньше, пригодились нам на этом уроке? (Ответы детей)
- Молодцы, ребята! Вы сегодня работали очень хорошо! Я вами довольна и горжусь! Сейчас я буду играть вам детский марш, а вы выйдете из класса по рядам. (Играю «Марш дошкольников» или любой другой)
Выход детей.
Ирина Владимировна Казарцева
Анна Владимировна Сальникова
Ирина Владимировна Казарцева