12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Владимировна Сальникова62
Россия, Пермский край, Гамово

Сальникова Анна Владимировна

учитель музыки

МАОУ "Гамовская средняя

школа"

«Марш»

урок музыки в 1 классе


Цели: - глубже познакомить с жанром «марш»;

- разучить песню-марш.


Задачи: - Обучающие: - познакомить с видами маршей;

- научить различать разные виды маршей.

- Развивающие: - развить навыки анализирования музыкального

произведения;

- развивать у детей с помощью музыкальных

упражнений координацию движений;

- Воспитательные: - рассмотреть жизненные обстоятельства, при

которых звучит марш;


Оборудование: - компьютер, проектор, экран;

- карточки с надписями: высота звука, регистр, характер, сила

звучания, темп;

- карточки с названиями маршей: «военный», «игрушечный»;

- табличка с названием темы урока «марш»;

- флажки двух цветов (на каждого ребёнка по два флажка);

- карточки для работы с доской – сравнение маршей;

- презентация «Виды маршей»

- магниты.


Музыкальный материал: - «Марш» из балета «Щелкунчик» - П. И.

Чайковский;

- «Взвейтесь кострами» - пионерский марш -

С. Дешкин

- «Славянка» - военный марш – В. И. Агалкин;

- «День Победы» - Д. Тухманов;

- «Вместе весело шагать»- В. Шаинский;

- «Солдатушки, браво ребятушки!» - рнп.

- «Марш дошкольников» - Д. Б. Кабалевский.


План урока: 1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.

3. Слушание разных маршей. Беседа по каждому из

прослушанных произведений. Работа с флажками.

4. Работа по определению признаков отличия в маршах. Работа с

доской. Сравнение маршей.

5. Игра «Парад».

6. Разучивание песни-марша.

7. Итог урока.


Ход урока:

Организационный момент.

Дети строятся перед классом, входят в класс под музыку марша.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, под какую музыку вы вошли в класс? (Ответы детей)

- Правильно, марш. Марш с французского означает – «ходьба», «движение». От этого слова и пошло наше «маршировать», то есть ходить особенным, чётким шагом. Каждый из вас знает, что маршировать лучше всего под музыку. Музыка марша бодрая и в то же время не быстрая.

- Как вы думайте, бегать или прыгать будет удобно под музыку марша? (Ответы детей)

- А плавные и медленные движения хорошо выполнять? (Ответы детей)

- Зато ходить – одно удовольствие, правда?! Марши очень любят немцы, даже многие песни у них похожи на марши.

- Маршей на свете очень много. И музыка у них самая разная.

- Для кого пишут марши? (Ответы детей) Правильно – для солдат, спортсменов, детей и т. д.

- Когда и где вам приходилось слышать марши? (Ответы детей)


3. Слушание разных маршей. Беседа по каждому из прослушанных

произведений. Работа с флажками.

-Итак, давайте рассмотрим с вами в и д ы м а р ш е й. ( Презентация – слайд №1)

1. ПИОНЕРСКИЕ МАРШИ. (слайд №2)

- Пионеры – это школьники, состоявшие в пионерской организации. Сейчас их нет, но недавно, примерно 25 лет назад, они были. Эти дети заботились о пожилых людях, сиротах, помогали отстающим в учёбе, собирали макулатуру. «Пионер – всем ребятам пример!» - говорили о них. Часто они собирались у костра и пели песни. Вот и мы сейчас с вами послушаем пионерскую песню-марш, которая называется «Взвейтесь кострами» (Слушание пионерского марша)

- Что вы представили себе, слушая этот марш? (Ответы детей)

2. ВОЕННЫЕ МАРШИ. (слайд №3)

- А сейчас послушаем музыку ещё одного марша. Слушать мы будем её стоя – это поможет вам понять, какой это был марш? (Слушание военного марша «Прощание Славянки»)

- А теперь скажите ваше мнение. Какой это был марш? (Ответы детей)

- Конечно, это военный марш – мужественный и очень чёткий. В музыке военного марша слышится грозная сила, мощная, торжественная поступь.

- Садитесь, пожалуйста.

3. ПРАЗДНИЧНЫЕ МАРШИ. (слайд №4)

- Ещё, ребята, бывают праздничные марши. Как вы думайте, где можно их услышать? (Ответы детей) Скажите, а какой праздник вся страна отмечает

9 Мая? (Ответы детей)

- Правильно, День Победы! Вот и мы сейчас послушаем песню-марш, которая так и называется «День Победы» (Слушание песни-марша)

- Как вы думайте, ребята, какой характер у этого марша? (Ответы детей)

- А каким чувством пронизана эта песня? (Ответы детей)

- Правильно, молодцы! Конечно, же, любовью к Родине.

-А кто был в этот день, День Победы, в городе и видел салют? (Ответы детей)

- Сегодня мы помаршируем с вами с разноцветными флажками. На партах у вас лежит красный и белый флажки. Встали около своих парт, взяли флажки в руки, подравнялись. Маршируем, делая упражнения под музыку марша «День Победы»

8 шагов – руки на поясе.

8 шагов – руки в стороны.

8 шагов – руки на поясе.

8 шагов – левая рука вверх, правая в сторону.

8 шагов – руки на поясе.

8 шагов – правая рука вверх, левая в сторону.

8 шагов – руки на поясе.

8 шагов – руки вверх, в стороны.

8 шагов – руки на поясе.

8 шагов – помахать флажками.

- Хорошо. Сели на места. Положили флажки на край парты. У кого поднялось настроение? (Ответы детей)

4. ИГРУШЕЧНЫЕ или КУКОЛЬНЫЕ МАРШИ. (слайд №5)

- А есть ещё, ребята, «Марш деревянных солдатиков» и «Марш лилипутов». Сейчас вы послушайте внимательно, а затем скажите мне кто под этот марш, может шагать. (Слушание «Марш деревянных солдатиков» или «Марш лилипутов»)

- Итак, скажите, кто может маршировать под эту музыку? (Ответы детей)

- Да, действительно – куклы, игрушки, потому что шажки у них маленькие, поэтому они шагают часто.

5. ДЕТСКИЕ МАРШИ. (слайд №6)

- А какие же ещё есть марши? Знаете песню «Вместе весело шагать»? Как вы думайте, можно сказать, что это детский марш? (Ответы детей)

- Давайте встанем на ноги и исполним припев. Своему голосу будем помогать ладошками. (Исполнение припева песни «Вместе весело шагать» с хлопками)

- Молодцы! Садитесь. А кто помнит песню «Пусть всегда будет солнце!»? Это тоже маршевая песня, под которую можно и удобно идти, напевая. В следующий раз вы послушайте её и убедитесь в этом сами.

- Ещё, ребята, бывают марши СПОРТИВНЫЕ или ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ, СВАДЕБНЫЕ, ПОХОРОННЫЕ и т. д. Но о них мы поговорим с вами тоже в следующий раз. (слайд №7)


4. Работа по определению признаков отличия в маршах. Работа с

доской. Сравнение маршей.

- Сейчас вы знаете, какие бывают марши. Теперь давайте разберёмся, какие признаки отличают один марш от другого. Возьмём для сравнения игрушечный и военный марши. Как мы определим, кому удобнее шагать под эту музыку: солдатам или куклам?

*Работа с доской. Сравнение. (Все значки и слова прикреплены к доске. Дети сами выбирают.)


ВОЕННЫЙ ИГРУШЕЧНЫЙ

Сила звучания.

Громко Тихо

t1690827387aa.jpgt1690827387ab.jpg



Темп.

Медленный Быстрый


t1690827387ac.jpgt1690827387ad.jpg




Высота звука. Регистр.

Низкие, тяжёлые Высокие, лёгкие


t1690827387ae.jpgt1690827387af.jpg



Характер.

Серьёзный Шутливый

t1690827387ag.jpgt1690827387ah.jpg



5. Игра «Парад

- Итак, мы с вами разобрали, чем марши отличаются друг от друга. А как вы думайте, что у всех маршей общее? Какой инструмент любят все марши? (Ответы детей)

- Правильно, барабан. Давайте поиграем в игру «Парад»

П р а в и л а и г р ы:

1-ый ряд – барабанщики (дети имитируют игру на барабане).

2-ой ряд – хлопки (дети хлопают в ладоши).

3-ий ряд – дети маршируют.

Всё выполняется под музыку марша, например, «Вместе весело шагать» (дети могут подпевать).


Разучивание песни.

- А ещё сегодня на уроке мы разучим песню-марш, которая называется «Солдатушки, браво ребятушки». Послушайте. (Слушание песни в грамзаписи или в исполнении учителя)

- Скажите, ребята, весёлая она или грустная? (Ответы детей)

- О чём эта песня? (Ответы детей)

1. Разучивание 1 куплета в медленном темпе по строчкам методом «Эха»

2. Показать рукой, куда идёт звук – вверх или вниз, или стоит на месте.

3. Поют одни девочки, а мальчикам задание: кто из девочек лучше спел.

4. Поют одни мальчики, девочкам задание: кто из мальчиков лучше спел.

5. Поют все вместе первый куплет.

6. Поют по ролям: девочки: - Солдатушки, браво ребятушки,

Где же ваши деды?

мальчики: - Наши деды – славные победы,

Вот, где наши деды!


Итог урока.

- Скажите, ребята, вы хорошо поняли, что такое «марш»? (Ответы детей)

- На уроке вы учились с вами определять разные виды маршей. Вы теперь умеете это делать? (Ответы детей)

- Что общее во всех маршах и чем они отличаются? (Ответы детей)

- Что нового мы выучили на уроке? (Ответы детей) А какие песни, что вы знали раньше, пригодились нам на этом уроке? (Ответы детей)

- Молодцы, ребята! Вы сегодня работали очень хорошо! Я вами довольна и горжусь! Сейчас я буду играть вам детский марш, а вы выйдете из класса по рядам. (Играю «Марш дошкольников» или любой другой)

Выход детей.







Опубликовано


Комментарии (3)

Ирина Владимировна Казарцева, 31.07.23 в 21:21 0Ответить Пожаловаться
А где презентация? Вы же даёте ссылку на слайды?
Анна Владимировна Сальникова, 31.07.23 в 21:37 0Ответить Пожаловаться
Добрый вечер. Презентация очень простая. В ней всего несколько слайдов с картинками и названиями маршей. Её можно сделать самому, если понадобится. Я, конечно, могу прикрепить, но только в виде изображения. Не смогла найти, как прикрепить презентацию. Если Вы знаете, подскажите, пожалуйста.
Ирина Владимировна Казарцева, 01.08.23 в 11:07 0Ответить Пожаловаться
Анна Владимировна, когда вы загружаете работу, вы выполняете ряд действий по порядку. Работу загрузили, смотрите на перечень справа... Там несколько вариантов, выбираете загрузить презентацию. Успехов!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.