Машинное обучение
Тема урока: Машинное обучение.
Цель урока:
обучающий аспект: познакомить с техническими возможностями машинного обучения.
развивающий аспект: содействовать развитию логического мышления детей, памяти, внимания, воображения, познавательной активности, творческих способностей.
воспитательный аспект: воспитывать самостоятельность, активность, интерес к предмету, формировать умение планировать свои действия, выполнять задание четко по намеченному плану, рационально использовать время.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок с применением сайта Teachable Machine.
Оборудование:
компьютер;
SMART-доска или проектор;
презентация;
доступ к компьютерам, подключенным к сети Интернет;
веб-камеры.
Планируемые результаты:
предметные: первичные навыки работы с алгоритмами машинного обучения;
метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
личностные: алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности; понимание роли технического творчества в условиях развития информационного творчества.
Основная терминология.
Искусственный интеллект — 1) наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ; 2) свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека.
Компьютерное зрение – это автоматическая фиксация и обработка изображений, как неподвижных, так и движущихся объектов при помощи компьютерных средств.
Машинное обучение – класс методов искусственного характерной чертой которых является не прямое решение задачи, а обучение в процессе применения решений множества сходных задач.
Анализ данных – процесс изучения, фильтрации, преобразования и моделирования данных с целью получения полезной информации и принятия решений.
Ход урока:
Организационный этап (2 мин)
УУД:
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Приветствие и фиксация отсутствующих (рис. 1).
Рисунок 1 – Слайд 1
Этап усвоения новых знаний (18 мин)
УУД:
Познавательные: анализ и сравнение приводимых примеров, выделение необходимой информации для сформирования нового понятия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, постановка вопросов как инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.
Машинное обучение — это способ, с помощью которого компьютеры могут изучать и анализировать данные, а после делать выводы на этой основе. Т.е. компьютеры с помощью данных учится выполнять определенные задачи, такие как распознавание образов или предсказание результатов (рис. 2).
Рисунок 2 – Слайд 2
Представьте, что у нас есть компьютер, который учится как распознавать груши и яблоки. Компьютер может использовать данные о цвете, форме и вкусу, чтобы найти закономерность. Затем, когда вы покажете компьютеру новый фрукт, он сможет сказать нам, что это яблоко или груша, основываясь на том, что он узнал из данных (рис. 3).
Рисунок 3 – Слайд 3
На слайде изображен фрукт апельсин, я буду играть роль компьютера, а вы источника данных. Вы даете мне информацию, а я на ее основе буду говорить, что это может быть. В самом конце я должна сказать, что же это за фрукт (рис. 4).
Рисунок 4- Слайд 4
Зачем же используется машинное обучение? (рис. 5).
Рисунок 5 – Слайд 5
Автоматизация. Машинное обучение позволяет автоматизировать сложные задачи, такие как распознавание изображений и обработка естественного языка.
Прогнозирование. С его помощью можно делать прогнозы о будущих событиях.
Оптимизация. Машинное обучение позволяет оптимизировать процессы, улучшать качество продукции и экономить время и ресурсы.
Примеры применения машинного обучения (рис. 6).
Рисунок 6 – Слайд 6
Беспилотный автомобиль. Машинное обучение позволяет автомобилям самостоятельно управлять машиной на дороге.
Распознавание речи. Технологии распознавания речи основаны на алгоритмах машинного обучения, позволяющих компьютеру понимать и интерпретировать слова.
Рекомендательные системы. Машинное обучение используется для предложения персонализированных рекомендаций товаров, фильмов или музыки.
Как работает машинное обучение (рис. 7).
Рисунок 7 – Слайд 7
Обучение. Алгоритмы машинного обучения обучаются на основе большого количества данных, чтобы понять закономерности и сделать предположения.
Тестирование. После обучения алгоритмы тестируются на новых данных, чтобы убедиться, что их предположения верны.
Улучшение. Алгоритмы постоянно улучшаются и адаптируются на основе новых данных, чтобы быть более эффективными и точными.
Основные понятия машинного обучения(слайд 8).
Рисунок 8 – Слайд 8
Данные. В машинном обучении данные играют важную роль, они предоставляют информацию, на основе которой алгоритмы обучаются и делают предположения.
Модель. Модель машинного обучения — это математическое представление, которое используется для предположений на основе имеющихся данных.
Обучение. Обучение — это процесс, в котором алгоритмы машинного обучения анализируют данные и находят закономерности для предположений.
Классификация. Классификация — это процесс, в котором алгоритмы машинного обучения разделяют данные на группы или категории.
Знакомство с сервисом Teachable Machine (рис. 9).
Рисунок 9 – Слайд 9
Узнаем о бесплатном инструменте Google, который позволяет нам создавать модели машинного обучения с помощью камеры и микрофона. Перейдём на сайт Teachable Machine (рис. 10).
Рисунок 10 – Главная страница сайта Teachable Machine
Teachable Machine — для обучения моделей машинного обучения. С его помощью можно обучить компьютер распознавать изображения, звуки и позы без необходимости написания кода. Этот инструмент прост в использовании и не требует создания аккаунта для старта. Одним из основных плюсов Teachable Machine является возможность сохранения результатов работы. Пользователи могут сохранить весь свой проект на Google Диске, загрузить образцы и сохранить модель, что обеспечивает сохранность результатов для будущего использования.
Для работы с Teachable Machine нам потребуется загрузить изображения на сайт для каждого класса. Мы можем добавить любое количество изображений в каждую категорию (рис. 11).
Рисунок 11 – Загрузка данный из файла
Настройки по умолчанию в разделе Обучение не требуют изменений, поэтому можно сразу переходить к следующему этапу. Обучение модели занимает менее минуты, что делает процесс быстрым и удобным (рис. 12).
Рисунок 12 – Обучение модели
После обучения можно проверить, как модель работает (рис 13). Если результаты удовлетворительны, можно экспортировать модель. Программа предлагает множество вариантов, как сохранить модель.
Рисунок 13 – Работа модели
Выполнение задания – контроль и оказание помощи (15 мин)
УУД:
Личностные: нравственно-этическое оценивание усвояемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
Регулятивные: целеполагание – соотнесение, что известно и неизвестно, прогнозирование, контроль – сравнение результата учащегося с заданным эталоном, оценка – осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: использовать ранее полученную информацию для решения учебных заданий; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, постановка вопросов как инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Для задания нам нужно разделиться на группы по 2-3 человека и пересесть за компьютеры. Вам нужно создать и обучить модель, которая классифицирует два или более различных объекта или действия.
Этап подведения итогов (5 мин)
УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Проверка выполнения работ, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.