Дистанционное обучение - новый метод обучения ОБЖ
Уроки, выполненные в системе ДОМ 365
PPTX / 5.99 Мб
Дистанционное обучение – современный метод обучения ОБЖ
В Концепции модернизации российского образования, одобренной правительством Российской Федерации, п. 1.3. «Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации» гласит, что необходимо обратить внимание на необходимость изменения методов обучения, повысить уровень тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся и формируют опыт самоорганизации. В соответствии с этими требованиями, педагогика сегодня вынуждена применять современные подходы для организации процесса обучения, в то числе и дистанционное обучение.
В настоящее время в образовательных организациях дистанционное обучение становится все более актуальным, в том числе и на уроках ОБЖ. Формирование у учащихся смысла жизни, своего места и роли в ней, а также овладение основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получения практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях является главной целью преподавания основ безопасности жизнедеятельности в школе не только на традиционных уроках, но и на уроках с использование ИКТ. Именно поэтому, на наш взгляд, одним из современных методов обучения на уроках ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО является дистанционное обучение.
Что же такое дистанционное обучение? Существует несколько определений, вот одно из них: дистанционное обучение (ДО) - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Основу дистанционного обучения в нашей школе составляют дистанционные уроки. В своей практике мы используем систему дистанционного обучения ДОМ 365, основой которой является система Moodle – модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Эта система довольно хорошо оснащена различными средствами для организации учебного процесса. Она позволяет обмениваться файлами различных форматов преподавателям и обучающимся.
Также в этой системе есть как большое количество специфичных именно для СДО модулей: лекция, задание, тест; так и просто разнообразные модули, встречающиеся в CMS других типов: глоссарий, wiki и т.д.
Важным элементом в отслеживании работы учащихся с дистанционным курсом является система опросов, которая позволяет определить два момента в обучении. Во-первых, это заинтересованность в обучении: если занятия не интересны или не нужны вовсе, то учащиеся выполняют только необходимый минимум заданий, и не обращают на остальные материалы внимания. Хотя есть, конечно, и процент людей, которые немного теряются при работе с опросами и закрывают окно, не ответив.
Вторым моментом в работе опросов является отслеживание способности слушателей работать с интерактивными элементами курса, которая будет необходима им при выполнении итогового теста. Помимо основных заданий, очень эффективным способом оценивания знаний являются обсуждения (форумы), требующие не формальных ответов, а аргументированных дискуссий как преподавателя со слушателями, так и слушателей между собой. Также форумы позволяют выяснить заинтересованность группы в целом и отдельных слушателей в обучении.
Самым сложным элементом курса, как с точки зрения разработки, так и с точки зрения усвоения материала, являются лекции, совмещенные с карточками заданиями, поэтому стоит достаточно осторожно подходить к вопросу включения этих элементов в курс. Курсы ди станционной поддержки по ОБЖ лучше всего составлять из лекций оформленных в виде веб-страниц, заданий по этим лекциям и обсуждения по итогам раздела. Также можно устанавливать заключительный тест, по итогам всего курса. Причем, желательно настраивать тест на несколько попыток прохождения и возможность прохождения теста с самого начала обучения, что позволяет слушателям привыкнуть к такой системе работы.
Как итог можно сказать, что почти все обучающиеся, прошедшие отборочный тест, могут пройти весь курс без особых проблем, при условии, конечно, правильного распределения времени, отведенного на те, или иные задания.
Преимущества создания курса ОБЖ с использованием технологии MOODLE неоспоримы: для ученика это удобный режим обучения, отсутствие необходимости куда-либо перемещаться ( в нашей школе уже третий год введена дистанционная суббота, разрабатываются уроки на время карантина и дни с низкой температурой на улице, индивидуальные задания для учащихся), восполнение возможных пробелов в базовом образовании, а для педагога – активизация познавательной деятельности учащихся, выполнение программы в полном объеме, растущая роль ученика в процессе образования, раскрытие творческого потенциала личности.
И еще одно немаловажное преимущество – создав такой курс, можно серьезно упростить свою работу в будущем. Ведь разместив материалы один раз, в следующем учебном году их можно редактировать и дополнять. Предлагаю Вам разработанный урок в СДО ДОМ 365 по теме «Безопасность на железнодорожном транспорте» в 5 классе (Приложение №1). А также урок выполненный в системе Tes Teach с Blendspace:создание цифровых уроков за 5 минут (Приложение №2)
Таким образом, дистанционные обучение - очень увлекательный процесс, таящий в себе много нового и неизведанного! Классно-урочная система существует уже несколько столетий, но и в ней обнаруживаются новые стороны. Поле для исследований в сфере дистанционного обучения огромно, и начинать их нужно как раз с практики.
Организация дистанционного обучения для школьников не нацелена на массовое обучение, на замену традиционного обучения. Его область применения: дополнительное образование; экстернат; базовое образование только для той категории учащихся, которые не имеют возможность (по тем или иным причинам) посещать дневную школу. Дает возможность ученикам самостоятельно освоить учебный материал, не отставать от программы и не быть оторванными от коллектива. Делает уроки интересными, насыщенными качественными, результативными. Повышает мотивацию к обучению и открывает перспективное направление в обучении.
Используемые интернет – ресурсы
Дистанционный урок как инновационная образовательная среда
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/643950/
Концепция модернизации российского образования http://docs.cntd.ru/document/901816019
Портал дистанционного образования https://moodle.ciur.ru/
Урок для 8 класса «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах (ХОО)» https://www.tes.com/lessons/Hiv3dZgtaQ6Ttw/edit (Приложение №2)