Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Машинное обучение и анализ данных»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Детский технопарк «Кванториум»
Утверждаю: Директор ГОАУ ДО ЯО ЦДЮТТ _______________/ Талова Т.М. «___» _____________20___ г. | Согласовано: Методический совет от «____» ____________ 20____г. Протокол № __________ |
Техническая направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Машинное обучение и анализ данных»
1-й год обучения
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации: 216 часов
Автор-составитель:
Баранова Екатерина Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
г. Рыбинск
2020 год
Оглавление
1.3. Особенности организации образовательного процесса 8
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10
4.1. Методическое обеспечение программы 14
4.2. Материально-техническое обеспечение 17
5. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 18
6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
6.1. Нормативно-правовые документы 20
6.2. Информационные источники для педагогов 20
6.3. Информационные источники для обучающихся 21
2. Марк Лутц – Изучаем Python и программируем на Python (2 тома) 21
3. Марк Саммерфилд - "Программирование на Python 3. Подробное руководство" 21
1.3. Особенности организации образовательного процесса 7
4.1. Методическое обеспечение программы 13
4.2. Материально-техническое обеспечение 16
5. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 17
6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
6.1. Нормативно-правовые документы 19
6.2. Информационные источники для педагогов 19
6.3. Информационные источники для обучающихся 20
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.12 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.4.3172-14 «Требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.07.2014 г. № 41); Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295; Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 года № 2227-р; Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 года № 497; Уставом ГОАУ ДО ЯО Центра детско-юношеского технического творчества.
Настоящая общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей имеет техническую направленность.
В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Использование современных информационных технологий является необходимым условием успешного развития как отдельных отраслей, так государства в целом.
В России обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере является одной из национальных целей развития (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»). Сегодня происходит трансформация во всех сферах общественной жизни, вызванная появлением цифровых технологий нового поколения, которые в силу масштабов и глубины влияния получили наименование «сквозных», среди них - большие данные и искусственный интеллект.
Вид программы: модифицированная, комплексная.
Категория обучающихся: программа предназначена для работы с обучающимися 14-17 лет (8-11 классы общеобразовательной школы).
Актуальность программы
Построение систем машинного обучения (Machine Learning) является на сегодняшний день одной из самых популярных, актуальных и современных областей человеческой деятельности на стыке информационных технологий, математического анализа и статистики. Машинное обучение все глубже проникает в нашу жизнь посредством пользовательских продуктов, созданных с помощью методов искусственного интеллекта. Очевидно, что данные технологии будут развиваться и дальше, постепенно становясь частью повседневной рутины во многих областях человеческой профессиональной деятельности.
Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для развития интеллектуальной деятельности, познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
Отличительные особенности
Отличительная особенность настоящей программы состоит в том, что учащиеся 8-11 классов получают возможность сформировать представление о принципах построения систем машинного обучения, получить навыки работы с большими объемами данных, их анализом, что поможет им сформировать индивидуальный образовательный запрос на развитие в одной из самых перспективных сфер деятельности.
Педагогическая целесообразность программы
Построение систем машинного обучения требует огромного количества времени высокопрофессиональных специалистов как в сфере искусственного интеллекта, так и в той предметной области, к которой эта технология применяется. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что данная программа поможет современным школьникам в получении основных навыков обработки больших данных (big data), программирования систем на основе нейронных сетей, сформирует их информационную культуру и понимание важнейших алгоритмических концепций в сфере машинного обучения.
Цель – сформировать необходимые знания и навыки в области машинного обучения и анализа данных, необходимых для самостоятельного построения Machine Learning - модели для решения профессиональных задач.
Задачи
Образовательные:
сформировать знание и свободное владение 2-3 средствами разработки ( ide, сервисы, командные оболочки);
сформировать понимание,на чем основан выбор ЯП, обеспечить принятие его в качестве “своего” инструмента;
сформировать умение “читать” код на Python, понимание структуры, правил синтаксиса;
сформировать знание основных структур данных, понимание их назначения;
сформировать умение создавать алгоритмы с ветвлениями, циклами, вложенными структурами;
сформировать понимание функциональной парадигмы программирования;
сформировать знание некоторых библиотек и модулей, умение находить и подключать нужные для решения задач;
сформировать умение формулировать задачу разведочного анализа;
обучить владению терминологией data science и Machine Learning;
сформировать умение производить предобработку данных, знание инструментов для компенсации недостатков данных;
сформировать навык работы с данными - умение вычислять статистику и осуществлять поиск в данных тенденций, аномалий, шаблонов или взаимосвязей;
сформировать умение использовать средства визуализации для работы с данными;
пополнить активный словарь специалиста ML,заложить понятийный аппарат;
сформировать “фундамент” для глубокого понимания методов машинного обучения, алгоритмов и их ограничений, влияния параметров настройки на результаты;
сформировать навык решения задач классического обучения с помощью программирования на ЯП Python в сферах data science и Machine Learning.
Развивающие:
развивать навыки планирования, самостоятельной работы и поиска необходимой информации;
развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, логическое, пространственное и аналитическое мышление, в том числе посредством игры в шахматы и занятий прикладной математикой;
научить применять освоенную информацию в новых учебных ситуациях;
развивать навыки проектно-исследовательской деятельности;
стимулировать познавательную и творческую активность обучающихся посредством включения их в различные виды соревновательной и конкурсной деятельности;
формировать общую культуру и организацию содержательного досуга обучающихся через активное использование ресурсов организаций сферы культуры и искусства, истории и просвещения.
Воспитательные
воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели;
развивать навыки нетворкинга: эффективное построение и поддержание рабочих отношений.
Ожидается, что в результате обучения обучающиеся:
Будут знать:
2-3 средства разработки ( ide, сервисы, командные оболочки);
на чем основан выбор ЯП, принимать его в качестве “своего” инструмента;
основные структуры данных, понимая их назначение;
функциональную парадигму программирования;
терминологию data science и Machine Learning;
активный словарь специалиста ML, понятийный аппарат;
методы машинного обучения, алгоритмы и их ограничения, влияние параметров настройки на результаты;
Будут уметь:
пользоваться 2-3 средствами разработки ( ide, сервисы, командные оболочки);
“читать” код на Python, понимая структуру, правила синтаксиса;
создавать алгоритмы с ветвлениями, циклами, вложенными структурами;
находить и подключать нужные библиотеки и модули ЯП Python для решения задач;
формулировать задачу разведочного анализа;
производить предобработку данных, с помощью инструментов для компенсации недостатков данных;
работать с данными - вычислять статистику и осуществлять поиск в данных тенденций, аномалий, шаблонов или взаимосвязей;
использовать средства визуализации для работы с данными;
решать задачи классического обучения с помощью программирования на ЯП Python в сферах data science и Machine Learning;
проявлять навыки планирования, самостоятельной работы и поиска необходимой информации;
проявлять психофизиологические качества: память, внимание, логическое, пространственное и аналитическое мышление, в том числе посредством игры в шахматы и занятий прикладной математикой;
применять освоенную информацию в новых учебных ситуациях;
применять навыки нетворкинга: эффективное построение и поддержание рабочих отношений.
Результатом освоения обучающимися программы по развивающему и воспитательному аспектам являются:
создание обучающимися творческих продуктов различного уровня;
активное участие в проектно-исследовательской деятельности;
достижения в массовых мероприятиях различного уровня;
умение планировать предстоящие действия, самостоятельно решать задачи в процессе работы, рационально выполнять задания;
умение самостоятельно осуществлять поиск информации, используя различные источники;
устойчивый интерес к участию в мероприятиях, направленных на формирование и развитие общекультурных компетенций у обучающихся;
устойчивый интерес к участию в мероприятиях, направленных на формирование и развитие общекультурных компетенций у обучающихся.
развитие волевых качеств личности (дисциплинированности, целеустремлённость, настойчивость в достижении поставленной цели и т.д.);
способность продуктивно общаться в коллективе, работать в команде.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 216 академических часа в год, из которых 144 часа посвящены занятиям в предметной области. В рамках развивающего блока проводятся занятия по прикладной математике, шахматам, проектной деятельности и развитию общекультурных компетенций.
Режим реализации: занятия групп по предмету проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 5-10 минут.
Возраст учащихся: 14-17 лет.
Количественный состав группы: 11 человек.
Условия приема: принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Группа формируется в зависимости от начальных знаний и возраста детей.
Занятия проводятся в кабинете, оборудованном согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает именно практическая часть.
В программу включен развивающий блок, в который входят занятия по освоению обучающимися таких дисциплин как прикладная математика, шахматы, проектная деятельность, а также предусмотрено участие детей в мероприятиях по программе развития общекультурных компетенций для обучающихся детских технопарков «Кванториум».
В рамках занятий по данной программе учащиеся в интересной форме получат знания по прикладной математике, изучат правила игры в шахматы, основные этапы проектной деятельности, что позволит развить память, логику, пространственное и критическое мышление, научит их анализировать и нестандартно мыслить, поможет выработать способность к концентрации внимания, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.
Программа развития общекультурных компетенций представляет собой комплекс мероприятий, сформированных в общефедеральные и региональные тематические недели, содержательно направленные на формирование основных знаний об историческом и культурном развитии страны и региона, а также знакомство с видами искусства через встречи и общение с ведущими деятелями культуры и искусства; интерактивные формы и методы познания истории, культуры и искусства, использование on-line контента (экскурсии в виртуальных музеях, просмотры лучших спектаклей и концертов федерального уровня в on-line формате), посещение региональных учреждений культуры.
Все блоки идут в тесной связи, дополняя друг друга.
Разделы и темы | Количество часов | Форма контроля | ||||
Теория | Практика | Всего | ||||
Введение. Инструктаж по ТБ - Правила поведения в компьютерном классе; - Инструктаж по технике безопасности при работе на ПК; - Противопожарная безопасность; - Функциональная организация ПК. | 1 | 1 | 2 | - | ||
Основы Python - Cинтаксис Python (запуск Python IDE),функции print() и input(); - Решение мини-кейсов (синтаксис Python, типы данных,ввод и вывод данных, преобразование типов данных); - Понятие переменные, присваивание значений переменным; - Операторы сравнения, базовые логические операции; - Ветвления в алгоритмах, решение мини-кейсов; - Знакомство с интерактивной средой разработки Google colab (или другим средством, ресурсом); - Решение мини-кейсов на отработку множественного ветвления; - Знакомство с циклами с условием и со счетчиком, решение мини-кейсов на отработку понимания циклических алгоритмов; - Знакомство с понятием функции и модули, подключаемые библиотеки. | 8 | 12 | 20 | Конференция | ||
Разведочный анализ данных. Визуализация - Погружение в данные на готовых датасетах, выявление структуры данных,анализ признаков, отклонений, аномалий; - Библиотеки Python pandas, numpy, matplotlib, seaborn - Составление собственных датасетов; - Гипотезы и поиск зависимостей с целью обнаружить корреляцию данных. | 4 | 8 | 12 | Конференция | ||
Высшая математика и методы ML - Классификация: спам-фильтры, определение языка, распознавание рукописных букв и цифр, определение подозрительных транзакций; - Регрессия: анализ спроса, объема продаж, медицинские диагнозы, любые зависимости числа от времени; - Обобщение: рекомендательные системы, красивые визуализации, определение тематики и поиска похожих документов, анализ фейковых изображений, риск-менеджмент; - Ансамбли: поисковые системы, компьютерное зрение, распознавание объектов. | 8 | 10 | 18 | Математический Квиз (интеллекту- альная игра) | ||
Классическое обучение в ML - Программирование на ЯП Python: построение линейной регрессии для датасета; - Программирование на ЯП Python: построение логистической регрессии для датасета; - Метрики качества классификации; - Программирование на ЯП Python: построение деревьев решений для датасета; - Программирование на ЯП Python: построение композиции алгоритмов для датасета. | 5 | 23 | 28 | Конференция | ||
Задача прогнозирования на основе данных - Работа с признаками на подвыборке из данных; - Кросс-валидация; - Обучение простой модели. | 4 | 16 | 20 | Конференция | ||
Подготовка проектных работ в формате «Хакатон» - Знакомство с форматом события хакатон (марафон программистов); - Демонстрация знания базовых понятий программирования (последовательность, циклы, события, параллелизм, условия, операции, данные) и подходов (экспериментирование и итерация, тестирование и отладка, повторно использование и ремиксы, абстрагирование и модульность) посредством определения, разработки и представления персонально значимого проекта; - Работа в командах, обмен навыками, представление и получение нескольких раундов обратной связи. | 4 | 40 | 44 | Защита проектов | ||
| | 34 | 110 | 144 | |
Прикладная математика
№ п/п | Наименование разделов | Теория | Практика | Всего часов |
1. | Введение в математику | 1 | 1 | 2 |
2. | Геометрия | 1 | 3 | 4 |
3. | Теория множеств | 1 | 3 | 4 |
4. | Теория вероятностей | 1 | 3 | 4 |
5. | Теория графов | 1 | 3 | 4 |
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
| ИТОГО: | 6 | 14 | 20 |
Шахматы
№ п/п | Наименование разделов | Теория | Практика | Всего часов |
1. | Шахматная доска. Правила игры. Первоначальные понятия. | 1 | 3 | 4 |
2. | Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур. | 1 | 3 | 4 |
3. | Шахматная партия. Стадии шахматной партии. Тактика игры. Стратегия игры | 2 | 6 | 8 |
4. | Спортивно-массовые мероприятия. Соревнования. | | 4 | 4 |
| ИТОГО: | 4 | 16 | 20 |
Проектная деятельность
№ п/п | Наименование разделов | Теория | Практика | Всего часов |
1. | Что такое проект? Алгоритм работы над проектом. Структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности | 2 | 4 | 6 |
2. | Информационные источники проекта. Работа с информацией. Верификация | 1 | 3 | 4 |
3. | Этапы реализации проекта. Способы представления проектов. Создание компьютерных презентаций проектов. Последействие (подведение итогов, рефлексия) | 2 | 8 | 10 |
| ИТОГО: | 5 | 15 | 20 |
Формирование общекультурных компетенций
№ п/п | Наименование разделов | Теория | Практика | Всего часов |
1. | Комплекс мероприятий, сформированных в общефедеральные и региональные тематические недели, содержательно направленные на формирование основных знаний об историческом и культурном развитии страны и региона, а также знакомство с видами искусства | 4 | 8 | 12 |
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 4.1. Методическое обеспечение программы
Формы организации занятий: групповая, индивидуальная и фронтальная.
Формы занятий по программе:
на этапе изучения нового материала – лекция, объяснение, рассказ, демонстрация;
на этапе закрепления изученного материала – беседа, дискуссия, практическая работа, дидактическая или педагогическая игра;
на этапе повторения изученного материала – наблюдение, устный контроль (опрос, игра), творческое задание;
на этапе проверки полученных знаний – выполнение творческих заданий, конкурсы, публичная защита проектов.
Методы образовательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный;
эвристический метод;
метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до обучающихся сложный материал;
метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести необходимые корректировки по усвоению знаний на практических занятиях;
исследовательский метод обучения, дающий обучающимся возможность проявить себя, показать свои возможности, добиться определенных результатов.
проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и перейти на новую ступень обучения;
закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;
диалоговый и дискуссионный.
В процессе обучения по программе, используются разнообразные педагогические технологии:
технологии развивающего обучения, направленные на общее целостное развитие личности, на основе активно-деятельного способа обучения, учитывающие закономерности развития и особенности индивидуума;
технологии личностно-ориентированного обучения, направленные на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление, раскрытие и использование его опыта;
технологии дифференцированного обучения, обеспечивающие обучение каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей;
технологии сотрудничества, реализующие демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и обучающегося, совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
проектные технологии – достижение цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом;
компьютерные технологии, формирующие умение работать с информацией, исследовательские умения, коммуникативные способности.
В практике выступают различные комбинации этих технологий.
К основным отличительным особенностям настоящей программы можно отнести следующие пункты:
кейсовая система обучения;
методика проблемного обучения;
проектная деятельность;
направленность на развитие системного, алгоритмического мышления;
направленность на soft-skills (надпрофессиональные навыки, не связанные с конкретной предметной областью).
Основным методом организации учебной деятельности по программе является метод кейсов.
Кейс – описание проблемной ситуации понятной и близкой обучающимся, решение которой требует всестороннего изучения, поиска дополнительной информации и моделирования ситуации или объекта, с выбором наиболее подходящего.
Преимущества метода кейсов:
Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.
Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «гибкие навыки» (soft-skills), которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.
Учебно-методические средства обучения:
специализированная литература по компьютерным технологиям, программированию;
плакаты, фото и видеоматериалы;
тематические презентации;
интерактивные обучающие программы;
учебно-методические пособия для педагога и обучающихся, включающие дидактический, информационный, справочный материалы на различных носителях.
Класс, оснащенный персональными компьютерами с доступом в интернет.
Мультимедийный проектор или широкоформатный телевизор для проведения демонстраций.
Программное обеспечение.
Принтер.
Доска пластиковая настенная и набор маркеров для письма различных цветов.
4.3. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования IT-Квантума.
Педагог, преподаватель по направлению «Прикладная математика».
Педагог, преподаватель по направлению «Шахматы».
Специалист по проектной деятельности (педагог, методист, педагог-организатор).
Педагог-организатор, работающий по Программе развития общекультурных компетенций.
Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по данной программе имеет три основных составляющих:
входной контроль;
промежуточный контроль;
итоговый контроль.
Входной контроль осуществляется на первых занятиях посредством наблюдения педагогом за работой обучающихся и позволяет выявить первоначальную подготовку обучающихся, определить направления и формы работы.
Промежуточный контроль проводится в конце каждой темы (кроме вводной) в формате конференции. Целью такого контроля является выявление уровня усвоения учащимися материала по каждой теме.
Также промежуточный контроль имеет образовательный аспект – обучающиеся тренируются выступать перед аудиторией с докладом, выразительно излагать материал, формулировать вопросы и ответы, слушать доклады, уважительно относиться к другим докладчикам, анализировать результаты своей деятельности и деятельности друг друга.
Таблица самоконтроля для учащихся применяется во время конференций. Каждый обучающийся оценивает свою деятельность и деятельность других учащихся по предложенным критериям и уровням оценки в ходе проведения конференций, результаты фиксируются в таблице.
Педагог также отмечает результаты в данной таблице.
Таблица самоконтроля для учащихся
Результативность деятельности обучающихся оценивается по следующим критериям: оригинальность, технические навыки, выразительность, сотрудничество.
Оценка проводится в бальной системе по 4 уровням: очень высоко, хорошо, нормально, нуждается в доработке.
Фамилия, Имя | Критерии | |||
Оригинальность | Технические навыки | Выразительность | Сотрудничество | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Итоговый контроль осуществляется в конце года в рамках конференции, на которой обучающиеся выступают с проектными работами.
По итогам года и результатам проектных работ проводится оценка результативности деятельности обучающихся. Результат фиксируется в таблице.
Результативность образовательного процесса
Оценка проводится в бальной системе по пяти уровням:
5 (высокий уровень) – обучающийся полностью освоил предложенный материал, может самостоятельно применять полученные знания
4 (достаточный уровень) – материал освоен с небольшими пробелами, в работе иногда требуется помощь педагога или других учеников
3 (удовлетворительный уровень) – материал усвоен недостаточно хорошо, обучающийся может выполнять работу только под контролем педагога
2 (низкий уровень) – материал освоен плохо, требуется постоянная помощь педагога и повторное объяснение азов
1 (нулевой уровень) – отсутствие знаний по изученному материалу, не способность выполнять простейшие операции даже под контролем педагога
Фамилия, Имя | Уровень владения навыками алгоритмизации и программирования на ЯП Python | Уровень владения инструментами решения задач из сфер data science и Machine Learning | Уровень презентационных навыков (представление и защита работы перед аудиторией) | ||||
начало обучения | конец обучения | начало обучения | конец обучения | начало обучения | конец обучения | ||
| | | | | | | |
| | | | | | |
Формы отслеживания и контроля развивающих и воспитательных результатов:
наблюдение и фиксирование изменений в личности и поведении обучающихся с момента поступления в объединение и по мере их участия в деятельности;
индивидуальные и коллективные беседы с обучающимися;
сравнительный анализ успешности выполнения заданий обучающимися на начальном и последующих этапах освоения программы;
анализ творческих и проектных работ обучающихся;
создание банка индивидуальных творческих достижений воспитанников;
оценка степени участия и активности обучающегося в командных проектах, соревновательной и конкурсной деятельности.
статистический учет сохранности контингента обучающихся;
оценка степени участия и активности обучающегося в командных проектах, соревновательной и конкурсной деятельности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ://base.garant.ru/70291362/ (информационно-правовой портал «Гарант»).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/ (информационно-правовой портал «Гарант»).
Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 года № 1726-р. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/ajax/4429 (официальный сайт Министерства образования и науки РФ).
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.07.2014 N 41. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168723/ (официальный сайт справочной правовой системы «КонсультантПлюс»).
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ № 295 от 15.04.2014 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/ (информационно-правовой портал «Гарант»).
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/ (информационно-правовой портал «Гарант»).
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 497 от 23.05.2015 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/ (информационно-правовой портал «Гарант»).
6.2. Информационные источники для педагогов
ОБЗОР НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ТЕХНОЛОГИИ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-nekotoryh-sovremennyh-tendentsiy-v-tehnologii-mashinnogo-obucheniya
Статья “Ограничения машинного обучения” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/post/462365/
Курс по машинному обучению для школьников от Академии искусственного интеллекта для школьников. Благотворительный фонд Сбербанка "Вклад в будущее" Материалы курса доступны по ссылке: https://yadi.sk/d/NqK5ZjpKGcmYJw
Марк Лутц – Изучаем Python и программируем на Python (2 тома)
Марк Саммерфилд - "Программирование на Python 3. Подробное руководство"
Самоучитель Python [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pythonworld.ru/samouchitel-python
Учим Python качественно [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/post/150302/.