Презентация «Машиностроительный комплекс России»
Тема урока: Машиностроительный комплекс России: состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции. Роль машиностроения в реализации целей политики импортозамещения. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Практическая работа №3. Анализ различных источников информации, включая ресурсы интернета, с целью объяснения влияния географического положения машиностроительного предприятия (по выбору) на конкурентоспособность его продукции
ПЛАН характеристики межотраслевого комплекса Хозяйственное значение комплекса Состав и структура комплекса Основные проблемы развития Факторы размещения Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей комплекса Перспективы развития Ссылка на видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=T8u2rC9Sk94
Машиностроение -совокупность Машиностроение -совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины, механизмы и оборудование
4. Стратегическая, авангардная отрасль
Главная задача машиностроения – обеспечить общество новыми, все более современными машинами.
Машиностроение состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение и др. Стр.74
Отрасли оборонно-промышленного комплекса: 1. Производство ядерного оружия; 2. Ракетно-космическая промышленность; 3. Авиационная промышленность; 4. Судостроительная промышленность; 5. Бронетанковая промышленность; 6. Производство стрелкового оружия и боеприпасов; 7. Производство артиллерийского вооружения; Стр.79, 81
Факторы размещения Факторы размещения машиностроения 1.Наукоёмкость (конструкторские бюро, опытные заводы-Москва, С.-Петербург, Новосибирск) 2.Военно-стратегический (Саров, Новоуральск, Снежинск) 3.Трудоёмкость (станкостроение-Москва, приборостроение-Воронеж, Пенза, Рязань) 4.Металлоёмкость (Екатеринбург, Иркутск, Красноярск) 5.Специализация и кооперирование (троллейбусы-Энгельс, магистральные тепловозы-Коломна, картофелеуборочные комбайны-Рязань) 6.Транспортный (заводы размещены на крупных магистралях) 7.Ориентация на потребителя (тракторы для вывозки леса- Петрозаводск)
Общие Выбор направлений развития Проблемы машиностроительного комплекса Частные Качество машин Темпы развития Надёжность машин, снижение Конкурентно- способности Ориентация потребителей на импорт Медленное обновление оборудования, выпуск устаревшей техники Отсутствие спроса Замедление экономического развития Проблемы развития
Наукоёмкость Современное машиностроение в своем развитии опирается, прежде всего, на передовую науку. Поэтому предприятия его наиболее прогрессивных и сложных отраслей (электроники, радиотехнической, авиакосмической и атомной промышленности) концентрируются в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и т. д.).
Военно-стратегический фактор. Значительная часть машиностроительных предприятий выпускает оборонную продукцию. Военно-стратегический (Саров, Новоуральск, Снежинск)
Производство машин требует больших затрат труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени. Производство машин требует больших затрат труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. С учетом данного фактора размещена почти 1/4 часть машиностроительных предприятий страны. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), приборостроению (Воронеж, Пенза, Рязань). Трудоёмкость
Металлоёмкость Производство некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует много металла. поэтому предприятия, выпускающие их, ориентированы на металлургические базы. К ним тяготеет примерно 1/8 машиностроительных предприятий. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Иркутск, Красноярск).
Машины состоят из множества деталей. В электровозе, например, их 250 тысяч. Изготовить все на одном предприятии невозможно. Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях, которые для выпуска готового изделия устанавливают кооперационные связи. Специализация и кооперирование (троллейбусы-Энгельс, магистральные тепловозы-Коломна, картофелеуборочные комбайны-Рязань) Специализация Подетальная Узловая Предметная Технологическая
Транспортный (заводы размещены на крупных магистралях) Транспортный фактор размещения характерен для предприятий автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения, поэтому главные автомобильные заводы нашей страны расположены в бассейне Волги (Тольятти, Нижний Новгород, Ульяновск, Энгельс, Москва, Серпухов, Ликино-Дулёво, Набережные Челны и т.д.), а важнейшие центры железнодорожного машиностроения — на пересечении железных дорог с водными путями (Санкт-Петербург, Коломна, Муром, Калуга, Людиново, Тверь).
Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий. Но доля наукоемких отраслей в машиностроении России пока очень низка — всего 20%. Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий. Но доля наукоемких отраслей в машиностроении России пока очень низка — всего 20%. Ориентация на потребителя
Конкурентоспособность предприятия — это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Параметры конкурентоспособности продукции Технические – область использования товара, его свойства и назначение. Экономические–стоимость товара, сервис, гарантии и т. Нормативные – соответствие стандартам и нормам. Эстетические – внешняя привлекательность. Факторы, определяющие конкурентоспособность: качество товаров и услуг; цена товаров и услуг; уровень квалификации персонала; технологический уровень производства; доступность источников финансирования; насыщенность рынка, спрос и предложение.