12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Деркач Елена Ивановна110
преподаватель физики и электротехники в ГБПОУ "Сахалинский горный техникум". Профессиональная направленность уроков-главное направление моей педагогической деятельности.
Россия, Сахалинская обл., Шахтёрск

Мастер-класс по физике

Деркач Е.И.- преподаватель
ГБПОУ «Сахалинский горный техникум»


Тема: Дисперсия света


Цель: показать различные методы изучения темы «Дисперсия света»

Оборудование: компьютер, проектор, инструкционные карты, дифракционная решетка, чистые листы бумаги, краски, кисточки.


К тебе я, солнце, обращусь спиною;

На водопад сверкающий, могучий

Теперь смотрю я с радостью живою, -

Стремится он, дробящий, гремучий,

На тысячи потоков разливаясь,

Бросая к небу брызги светлой тучей.

И между брызг, так дивно изгибаясь,

Блистает пышной радуга дугою…..


(Во время прочтения стихотворения демонстрируются слайды радуги)


Наверное, нет человека, который бы не любовался радугой. Это великолепное красочное явление издавна поражало воображение людей. Вопрос о причине различной окраски тел естественно занимал ум человека. Вплоть до 1666 г. в этом вопросе была полная неопределенность. Считалось, что цвет есть свойство самого тела. С незапамятных времен наблюдалось разделение цвета радуги, и даже было известно, что образование радуги связано с освещенностью дождевых капель.

Так, Декарт наблюдал искусственную радугу на водяной пыли фонтанов и производил опыты по получению радуги со стеклянными шарами, наполненными водой. Декарт мог объяснить форму и условные размеры радуги на небосклоне. Но причины цветов радуги ему остались неясными.

Ньютон обратился к исследованию цветов, наблюдаемых при преломлении света, в связи с усовершенствованием телескопов. Ньютон хотел получить линзы хорошего качества, он обратил внимание на наличие окрашенных краев. Исследуя окрашенные при преломлении края, Ньютон сделал свои открытия в области оптики.

Эксперимент

Демонстрация дисперсии света через проектор.

Продолжение изучения материала.

Ньютон направил на призму световой пучок малого поперечного сечения. Падая на стеклянную призму, он преломлялся и давал на противоположной стене изображение с радужным чередованием цветов. Саму полоску Ньютон назвал спектром.

При закрытии отверстия цветными фильтрами на стене наблюдаются только те цвета, которыми закрыт пучок света. Отсюда вывод - призма не окрашивает белый цвет, а лишь разлагает его на составные части.

Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны) называется дисперсией.

Скорость света в вакууме не зависит от d или λ волны и равна приблизительно

3 · 108 м/с.


Если поочередно пропускать через стеклянную призму пучки монохроматического света разной цветности под одним и тем же углом падения, то увидим, что фиолетовый луч преломляется больше, чем красный. Очевидно, nф > nк.

Исследовательская работа


Сейчас мы исследуем это явление с разных точек зрения.

Разделимся на 3 группы:

1 – группа: Физики: по инструкционной карте будет определять длину световой

волны с помощью дифракционной решетки.

2 – группа: Художники: используя бумагу, кисти, краски трех цветов

(желтую, красную, синюю), путем парного наложения цветов раскрасят радугу.

3 – группа: Психологи:

Психолог Макс Люшер создал цветовой психологический тест, основывающийся

на воздействии цвета. Цвета оказывают на человека физическое воздействие и

оно объективно. Задача группы состоит в том, чтобы на основе личного опыта

соотнести психологическое воздействие и цвет.


Посмотрим, что у вас получилось.

Подведение итогов.

Физики: КОЖЗГСФ

Вывод: расположение цветов в спектре зависит от длины волны.

Художники: КОЖЗГСФ

Психологи: КОЖЗГСФ

Знаю, что белый свет имеет сложную структуру, можно объяснить удивительное многообразие красок в природе. Если предмет отражает все падающие на него лучи различных цветов, то он будет казаться белым. Покрытая слоем красной краски бумага, отражает только красные лучи, остальные же поглотятся слоем краски. Трава и листья деревьев кажутся нам зелеными лишь потому, что из всех падающих на них солнечных лучей они отражают зеленые, поглощая остальные.

В этой совместной работе, не смотря на разные подходы, мы получили один и тот же результат. Применяя разные педагогические приемы можно добиться радужного эффекта.

6. Рефлексия

У многих народов есть поверье, что тот, кто пройдет под радугой будет счастлив. Я

желаю всем счастья и предлагаю пройти под этой радугой.

(Из 7 цветных лент 2 человека поднимают руки вверх, делая радугу)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.