Урок физики в 9 классе «Свет. Источники света»

2
0
Материал опубликован 25 November 2017 в группе

Цель:  Ввести понятие света,  источников света,  охарактеризовать значение света в жизни человека, развивать познавательный интерес к физике Ход урока Девиз урока: «О свет! Ты чудо из чудес…» I. Вступление учителя. Сегодня на уроке мы организуем работу, используя системный подход. В чем он заключается? В применении той схемы, по которой строится любая деятельность человека: вход – процесс – выход. На «входе» зададим цель занятия, в «процессе» урока ее реализуем, на «выходе» - подведем итог и проверим полученные знания. А пока предлагаю вам в своей тетради записать одно слово из тех, что я произнесу, которое, как вам кажется, определяет ваше настроение сейчас: Раздражен, встревожен, безразличен, спокоен, радостно возбужден. В конце урока выясним, изменилось ли ваше настроение? II. Мотивация. Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а трудное – познать самого себя. На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня, прежде, чем изучать физические явления, давайте заглянем «в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители? III. Психологический тест. 1. Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у вас сверху? Запишите результат буквами «Л», «П». 2. Возьмите лист с небольшим отверстием. Расположив его на расстоянии примерно 20 см от глаз, посмотрите через отверстие на авторучку, которая находится на вытянутой руке. Поочередно закрывайте левый и правый глаз. При закрытии какого глаза авторучка становится не видна? Результат также запишите буквами. 3. Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Кисть какой руки оказалась сверху? Запишите. 4. Изобразите «бурные аплодисменты». Ладонь какой руки у вас сверху? Запишите. Итог: «ЛЛЛЛ» - художественный тип личности «ПППП» - тип мыслителя. Какой же тип преобладает в 9 классе? Итак, в вашем классе несколько «художников», несколько «мыслителей», а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно как логическое, так и образное мышление. Вот и познакомились: вы – с собой, а я – с вами. Можно переходить к познанию внешнего мира. IV. Формулировка темы и целей урока. Тема: «Свет. Источники света» Цели: ввести понятие света, источников света, провести лекцию о значении света, закрепить эти понятия при выполнении упражнений. V. Актуализация знаний. Физика – это наука о природе. Вспомним Ф.И.Тютчева: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…. Каким языком пользуется физика при описании явлений природы? Правильно, математическим. Вспомним главные формулы по теме «Электричество». Задание 1. Из приведенных формул выберите ту, по которой можно вычислить силу тока. Какой закон выражает эта формула? Назовите физические величины, вычисляющиеся по другим формулам. Задание 2. Записаны единицы измерения нескольких физических величин. В, Ом, Дж, А, кВт.ч, Кл, Вт Выберите из них единицы измерения электрического заряда. Назовите физические величины, которые измеряются остальными единицами. Задание 3. Это задание позволит лучше проявить себя «художникам». Запишите слова, в состав которых входит корень свет. VI. Изучение нового. Значение света в жизни человека очень велико. Ведь именно благодаря свету зарождается и развивается все живое. В древности люди добывали себе пищу, охотились только за счет дневного света. Потом человек научилсядобывать огонь. Появились факелы. Глаз воспринимает свет. Именно за счет зрения человек познает природу. Зрение позволяет узнать намного больше, чем остальные органы чувств вместе. Значение света (записывают в тетрадь) 1. Великие открытия: законы движения планет, строения клетки живых организмов, структура металлов, химический состав Солнца и других небесных тел. 2. Под действием света происходят химические реакции (фотография). 3. Фотосинтез в зеленых листьях растений. 4. Явление фотоэффекта, то есть энергия света преобразуется в электрическую (космических станциях установлены солнечные батареи). 5. Свет применяют в современном производстве для целей контроля качества продукции и для автоматического управления станками 6. Безопасность движения транспорта (фары, освещение дорог, прожектора) 7. Свет способствует росту производительности труда, успеваемости в учебе. 8. Солнечный свет повышает сопротивляемость организма болезням. Что же такое свет? Свет нагревает тела, на которые падает. Значит свет передает энергию способом излучения (лучистого теплообмена). Отсюда следует, что свет – это излучение, которое мы воспринимаем глазом. Свет – видимое излучение. Свет – это электромагнитные волны, способные вызвать у человека зрительные ощущения. (учащиеся читают определение в учебнике на стр.75) Источники света. Световое излучение создается источниками света. Существуют естественные и искусственные источники света. Естественные – Солнце, звезды, полярное сияние, молния, различные светящиеся насекомые и растения. Естественные источники света делятся на тепловые , химические, биологические, электрические. В морях живут рыбы, испускающие свет (это биологический источник). В лесу можно увидеть свечение гниющих остатков растений (химический источник). Искусственные – лампы, свечи, экран включенного телевизора и т.п. Замечание. Мы видим источники света, т.к. это излучение попадает в глаз. А другие тела мы видим потому, что они освещены источниками света. Они отражают и направляют в глаз излучение, падающее на них от источников света. Примечание. Изобретение искусственных источников света позволило увеличить продолжительность активной жизни людей. Однако на освещение расходуется огромная энергия. Поэтому надо экономно расходовать электроэнергию VII. Закрепление темы. Кроссворд «Электрическое освещение»1. Английский ученый, установивший от чего зависит количество теплоты, выдел. при нагревании проводника электрическим током. (Джоуль) 2. Русский ученый, установивший от чего зависит количество теплоты, выдел. при нагревании проводника электрическим током.(Ленц) 3. Часть электрической лампы накаливания, которая ввинчивается в патрон. (Цоколь) 4. Русский ученый, открывший явление электрической дуги. (Петров) 5. Металл, из которого изготавливают спираль лампы накаливания. (Вольфрам) 6. Изобретатель первой лампы накаливания (Лодыгин) 7. Изобретатель дуговой лампы-свечи (Яблочков) 8. Американский изобретатель, усовер. лампу накаливания и созд. для нее патрон. (Эдисон) 9. Материал, из которого изготавливают баллон лампы накаливания (Стекло) 10.Газ, применяемый для заполнения лампы накаливания (Азот) Упражнение – задание С закрытыми и открытыми глазами нарисовать естественный и искусственный источник света (солнце, звезда, лампочка). Сравнить изображения, сделать вывод. VIII. Заключение. Эйнштейн говорил, что истина – это то, что выдерживает проверку опытом. На уроке вы убедились в справедливости этих словВ школе вы получаете знания, которым также предстоит проверка – проверка жизненным опытом. Итак, мы закончили урок. Какие оценки поставите вы себе? Оцените свое настроение. У кого оно стало лучше? В заключении хочу вам сказать, что, применяя полученные знания, человек изобрел много машин и устройств, приборов для познания природы. И тем не менее: «Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на земле: Телевизору, голосу раций, Вентилятору на столе. Самолеты летят сквозь тучи, Ходят по морю корабли Как до этих вещей могучих Домечтаться люди могли? Я вверяю себя трамваю, Я гляжу на экран кино Эту технику понимая, Изумляюсь я все равно. Ток по проволоке струится, Спутник ходит по небесам Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам!» Так писал поэт Шефнер о созданиях человеческого разума. А в основе из – законы физики. Домашнее задание. § 29 Литература 1. Лебединская В.С. «Физика. Диагностика предметной обученности», М., 2010 г. 2. Усова А.В. «Методика преподавания физики», 2000г. 3. Журналы «Физика в школе», 1998 – 2000 гг

Комментарии
Комментариев пока нет.