Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме «Свет. Источники света»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме «Свет. Источники света».
Впервые ученики 8 класса начинают рассматривать тему «Световые явления». К этому времени они знают много различных фактов связанных с вопросами о свете. Личный опыт и наблюдения позволяют им свободно ориентироваться в некоторых вопросах темы. Однако многое для них еще остается неизвестным и непонятным. Поэтому на вводном уроке я предлагаю ученикам поделиться со всеми своими «маленькими открытиями» и вопросами.
Тема |
«Свет. Источники света». |
|||||
Тип урока: Номер урока: |
урок открытия новых знаний. первый в теме "Световые явления". |
|||||
Цель |
расширение представлений о световых явлениях путем введения следующих понятий: свет, тень, полутень, луч.
|
|||||
Задачи |
Образовательные: 1.работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе, определить, что такое свет, тень, полутень, луч; 2.используя демонстрационный эксперимент, фронтальные экспериментальные задания и личный опыт обучающихся выяснить, какие источники света существуют и как свет распространяется в однородной среде; 3.в ходе обсуждения, обучающиеся должны понять значение данной темы в жизни человека. Развивающие: 1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, используя ФЭЗ, занимательный материал, демонстрационный эксперимент; 2.используя правила написание синквейна и выражая свое отношение к теме развивать рефлексивную культуру школьника; 3.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы; Воспитательные: 1.в ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.выполняя фронтальные экспериментальные задания, работая над составлением кластера способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение; 3.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
|||||
Планируемый результат.
|
УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
|||||
Основные понятия темы |
Оптика, свет, тень, полутень, луч. . |
|||||
Организация пространства |
||||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Основные технологии |
Основные методы |
Формы работы |
Ресурсы Оборудование |
||
1.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 2.Самостоятельная работа с рисунком. 3.Наблюдение за демонстрациями учителя. ДЭ 6.Постановка фронтальных опытов. ФЭЗ |
Технология: педагогические Мастерские. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава, групповая. |
мультимедийный проектор, презентация, физическое оборудование, правила написания синквейна, учебник, магниты, листы бумаги. |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации. |
Обеспечить деятельность по определению целей урока. |
Предлагает прослушать притчу и назвать тему урока, определить цель. |
Слушают. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. |
Выполняют. Работают индивидуально, в парах и группах. Общеклассная работа. |
Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. |
18 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Контроль и самопроверка знаний. |
Выявить качество усвоения материала. |
Предлагает посмотреть и обсудить результаты ДЭ и решить ФЭЗ. |
Выполняют. Смотрят. Обсуждают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
15 мин. |
5. |
Подведение итогов, рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает составить синквейн. |
Сочиняют. Читают. |
Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. |
5 мин. |
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на слайде в презентации. |
Записывают в дневник. Параграф №62, составить кластер по теме. |
Личностные |
1 мин. |
Содержание урока.
Учитель. Я хочу начать наш урок с притчи. Притча называется «Легенда о маленьком фонарщике». (Слайд№ 1 - 3)
«В те далекие времена, когда фонари зажигали огнем, по улицам города ходил маленький фонарщик. Каждый вечер он приносил свет в самые темные уголки и переулки. Это был тихий, незаметный старичок, низенького роста. Семьи у него не было, а люди, живущие с ним рядом, не знали о нем ничего. Дети насмехались, обзывая карликом, а взрослые называли лодырем. Поэтому маленький фонарщик предпочитал выходить на улицу только по вечерам. Каждый раз, чиркая спичкой по подошве и зажигая фонарь, он уменьшался в росте.
Однажды к фонарщику подошел незнакомец и спросил: «Что же ты делаешь? Ведь ты можешь совсем исчезнуть! Это не справедливо, не правильно. Ты для людей не жалеешь жизни, а взамен получаешь лишь оскорбления». Фонарщик ответил: "Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. А как же они без света жить будут?» Так и продолжал маленький старичок чиркать спичкой по подошве и уменьшаться, пока совсем не исчез. Никто и не понял, что не стало маленького пожилого человечка, только все сразу заметили, что вечерами на улице стало очень темно».
Выскажите свое мнение.
Учащиеся. Обсуждают.
Учитель. Каждый человек в этой жизни очень много значит, каждый, даже если того сам не замечает, вносит в жизнь других свет, и если не станет одного - то другим, возможно, в жизни станет темнее. А что означает «свет» и «тень» с точки зрения физики? (Слайд № 4) Я думаю, что так просто вы не сможете ответить на этот вопрос. Как вы думаете, что сегодня нам предстоит узнать? Сформулируйте тему урока.
Учащиеся. Отвечают, высказывают свое мнение.
Учитель. Совершенно верно. Тема урока связана со световыми явлениями. Попытаемся выяснить, что вы знаете, а что для вас ещё остается неизвестным, непонятным.
Дальнейшие действия согласно технологическим этапам. (Таблица№1)
Таблица№1.
Технологические этапы |
Действия учителя |
Действия учащихся |
1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. |
Нарисуйте слово «свет»; Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком |
Рисуют в тетрадях познавательный объект. |
2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. |
Запишите все, что вы знаете про свет. |
Записывают все, что знают о познавательном объекте. |
3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов. |
Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". |
Работают в парах по заданию учителя. |
4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция). |
Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами". |
Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. |
5. "Афиширование" - вывешивание "произведений» (работ учеников) в классе, ознакомление с ними. |
Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. |
Представляют результаты работы групп. |
6. "Разрыв" внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. |
Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. |
Осознают возникшие познавательные противоречия. |
Учитель в процессе выступления обучающихся, выделяет все слова, связанные со световыми явлениями и записывает их на доске. Например: Солнце, лампочка, луч, огонь, Луна, тень, глаз, очки и другие. Что напишут и скажут ваши ученики, вы не знаете, можете только предположить. Вам придется приложить все свои умения и знания, чтобы урок достиг цели. Это сложно, но сами дети работают активно и с большим интересом. Очень часто перечень вопросов и утверждений выходит за рамки школьной программы, вызывая у детей любопытство и желание разобраться. Для меня – это главный показатель успешной работы на уроке.
Примеры рисунков, сделанных учениками.
Учитель. Немного отдохнем. Физкультминутка "Поймай солнечный зайчик". По команде "Солнечные зайчики" ученики начинают их ловить, стараясь не задеть тех, кто сидит рядом. По команде "Стоп" надо сесть как полагается. Руки опустить вниз и встряхнуть ими несколько раз. (Дает возможность подвигаться свободно, расслабляет руки, снимает мышечное напряжение)
Учитель. Действительно трудно представить себе жизнь без света. Ведь все живое существует и развивается под влиянием света и тепла. Я выделила несколько ваших утверждений и хотела бы экспериментально проверить их и обсудить. Может быть, вы в чем - то ошибаетесь?
1. Вы утверждаете, что: «Свет нагревает тела, на которые он падает». Проверим.
ФЭЗ№1 (Фронтальное экспериментальное задание выполняют в парах постоянного состава). Оборудование: свеча, спички, металлический экран. Поставить экран над пламенем свечи, подержать несколько секунд, проверить нагрелся ли экран.
Учащиеся. Выполняют эксперимент.
Вывод: свет – это излучение. Энергия излучения частично поглощается телами, вследствие чего они нагреваются. Излучение может распространяться в полном вакууме.
2. Проверим следующее ваше утверждение: «Глаз человека способен воспринимать свет. Благодаря органам зрения мы познаем окружающий мир. В процессе познания мы можем использовать оптические приборы: очки, телескоп, микроскоп».
ФЭЗ№2. Оборудование: картинка. Закройте глаза. Что изображено на картинке. Вы не видите, почему? Откройте глаза. Вы видите картинку. Почему?
Вывод: свет – это видимое излучение, то есть излучение воспринимаемое органами зрения. Раздел науки посвященный изучению света называется оптикой. Оптика – греческое слово, означает «видимый», «зримый».
3. Следующее ваше утверждение: «Световое излучение создается источниками света». Проверим. Демонстрационный эксперимент №1: показать различные источники света (Например: свеча, лампа, свечение газоразрядной трубки, искра от электрофорной машины, на Солнце посмотреть из окна кабинета). Существуют естественные и искусственные источники света. (Слайд№5) Источники света мы видим, потому что создаваемое ими излучение попадает к нам в глаз. Но почему мы видим тела, которые не являются источниками – деревья, дома, планеты и другие?
Отвечают. Правильно. Свет отражается от поверхности предметов и попадает в глаз.
4. Вы считаете, что «Свет состоит из 7 цветов». Проверим.
ФЭЗ№3. Оборудование: призма прямого зрения, источник света.
Учащиеся. Выполняют эксперимент. Смотрят и вспоминают порядок цветов в спектре.
Ученики старой русской гимназии придумали фразу, благодаря которой можно запомнить порядок цветов в спектре: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». (Слайд№6)
Пример установки для проведения эксперимента, если нет призмы прямого зрения.
5. Следующее ваше утверждение, что «Свет распространяется в однородной среде прямолинейно». Проверим.
Демонстрационный эксперимент №2: образование тени при попадании светового луча на предметы различной формы. (Слайд№7)
Вывод: на основе наблюдений и опытов были установлены законы распространения света. Луч – это линия, вдоль которой распространяется свет. Свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно. Если бы луч был бы не прямой линией, то не образовалась бы тень. Тень – это пространство, в которое не попадает свет от источника.
Учитель. Сегодня мы попытались ответить только на некоторые вопросы. Многое вам предстоит еще узнать. Терпение! Все впереди!
Вы очень хорошо работали на уроке. Я хотела бы отметить следующих учеников… (объявить оценки за урок).
Как говорил Антон Павлович Чехов «Не записанная мысль - потерянная мысль». Предлагаю составить дома кластер по теме «Свет. Источники света». Вы можете использовать материал учебника, свои личные наблюдения, информацию Интернет - источников. (Слайд№8)
Учитель. Урок завершен. Выскажите свое мнение к тому, что вы сегодня узнали. Предлагаю составить синквейн. (Слайд№9)
Учащиеся. Работают в группах. Читают.
Примеры синквейнов, составленные учениками.
Солнце.
Яркое, горячее.
Светит, греет, излучает!
Людям в жизни помогает.
Свет.
Тень.
Большая, маленькая.
Чернеет, уменьшается, разрастается.
От предмета появляется.
Луч.
Свет.
Белый, цветной.
Бежит, отражается, распадается.
В жизни часто встречается.
Радуга.
Пример домашнего задания. Кластер "Свет".
Литература.
1. Перышкин, А. В. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2016.
Матросова Галина Николаевна
Сидорова Зоя Григорьевна
Забелина Маргарита Владимировна
Карасева Ирина Дмитриевна
Забелина Маргарита Владимировна
Трунтаева Светлана Юрьевна
Забелина Маргарита Владимировна
Фоминова Елена Владимировна
Забелина Маргарита Владимировна