Урок физики в 8 классе по теме «Свет. Источники света»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Урок физики в 8 классе по теме:
«Свет. Источники света»
Подготовила:
учитель физики
Белых О.В., I категории
с. Вышние Деревеньки, 2015 г
Урок на тему: «Свет. Источники света»
Цели урока:
Образовательная: создать условия для формирования понятий: свет, источники света, тень, полутень,
- разъяснить учащимся закон прямолинейного распространения света;
- рассмотреть природу солнечных и лунных затмений;
- продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений.
- Показать связь физики с поэзией, музыкой, живописью;
Развивающая: создать условия для развития формирования умений ставить перед собой задачу, находить ответ на поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений и при проведении экспериментов.
Воспитательная: способствовать демонстрации навыков самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, осуществления сотрудничества в ходе работы по изучению причин образования тени и полутени, солнечных и лунных затмений проявления интереса к учебному материалу, бережного отношения к людям, лишенным зрения.
Предметные результаты: умение давать определения света, тени, полутени, светового луча;
-умение анализировать причины образования тени и полутени,
умение объяснять причину образования лунных и солнечных затмений.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.
Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, искать, отбирать и классифицировать необходимую информацию, решать задачи
.
Коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Личностные УУД: развитие познавательного мотива на основе работы с текстом и рисунками учебника
Основные понятия: «свет», «источник света», «световой пучок», «световой луч», «точечный источник света», «тень», «полутень»,» «оптические явления».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация. (приложение 1 презентация.ppt), источники света – лампочка накаливания, 2 свечи, экран, фонарик, теллурий, шарообразный предмет.
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала.
Место урока в курсе физики 8 класса: Данный урок - первый по теме "Световые явления", урок объяснения и закрепления первичных понятий в данной теме.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Свет выключен
Мотивация.
(слайд2) Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня, прежде чем изучать физические явления, давайте заглянем «в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?
Психологический тест.
Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у вас сверху? Запишите результат буквами «Л» или «П».
Скрестите руки на груди. Кисть какой руки оказалась сверху? Запишите.
Изобразите бурные аплодисменты. Ладонь какой руки у вас сверху?
Подведем итоги. У кого получились все «Л»? Вы соответствуете художественному типу личности. У кого все «П» - типу мыслителя. Большинство учеников вашего класса – гармонично развитые личности, которым свойственно как логическое (мыслители), так и образное (художники) мышление. Вот вы и познакомились с собой и друг с другом. Можно переходить к познанию внешнего мира.
2. Постановка проблемы, формулирование темы урока
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
В кабинете на столе стоит зажженная свеча. Звучит «Лунный свет» К.Дебюсси.
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нём источник бесконечный
Наслажденья красотой:
Небо, солнце, звёзд сиянье,
Море в блеске голубом -
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаём.
Б.Л.Пастернак“Зимняя ночь”
Мело, мело по всей земле
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
из оперы П.И.Чайковского«Иолапта»
Что объединяет эти произведения?
Включить свет!!!
Ребята, авторы этих стихотворения обращает внимание на то, какую важную роль играет свет в нашей жизни. Со световыми явлениями мы встречаемся с вами каждый день на протяжении всей жизни, ведь они являются частью естественных условий, в которых мы живем. Некоторые из них нам кажутся очень интересными и неописуемыми – это миражи, полярные сияния, радуга и т.д.
Благодаря свету, мы можем познавать окружающий мир, имеем условия, необходимые для существования жизни на нашей планете. Какую же энергию несет солнечный свет? В течении одного часа на площадь, равную площади письменного стола, солнце посылает энергию, которой хватило бы, чтобы поднять нескольких слонов на высоту многоэтажного дома.
Открыли тетради, записали сегодняшнее число и тему урока «Свет. Источники света». Что же такое свет? Ответ на этот вопрос люди искали не одно тысячелетие, и только во второй половине 19 века удалось опытным путем обосновать справедливость ныне существующих теорий. К вопросам о том, что такое свет, какие действия он оказывает, откуда он исходит, как распространяется, предлагаю обратиться на сегодняшнем уроке
А какие конкретные цели вы поставите для себя на нашем уроке?
Задание № 1: Ребята , я предлагаю изучить список ключевых слов новой темы (свет, оптика, источник света, тень, полутень, люминесценция, точечный источник света, луч, затмения) и индивидуально заполнить колонки следующей таблицы: ( у детей на парте имеется таблица )
Знаю | Незнаю |
IV. Изучение нового материала.
“Блеснуть умом, эрудицией, сверкнуть глазами”, - говорят об очень удачном выступлении ученика. Вот и мы с вами, блеснем сегодня своими знаниями, умом, эрудицией. Мы начинаем изучать с вами раздел “Оптика”.
ОПТИКА – УЧЕНИЕ О СВЕТЕ И СВЕТОВЫХ ЯВЛЕНИЯХ. Это слово греческое, означает “видимое”. Изучаемых оптических явлений так много, что мы не сможем охватить даже тысячной доли.
Восприятие окружающего мира по количеству информации на 90% осуществляется с помощью зрения. Зрение – это способность видеть окружающий мир, процесс зрительного восприятия предмета. Зрительный аппарат состоит из глаз и мозга. Свет от окружающих предметов попадает в глаз, вызывая реакцию его чувствительных элементов (сетчатки). Эта реакция расшифровывается мозгом, и мы видим изображение.
Обладая прекрасным даром – зрением, мы ежедневно восхищаемся красотой и уникальностью окружающего мира
Эксперимент. Закройте глаза и представьте «жизнь во тьме». Каким вы увидели мир, закрыв глаз? (Фронтальная беседа о бережном отношении к слепым людям)
Наверняка рядом с вами живут люди, которые лишены зрения. Как им живется в этом мире?…
Свет – удивительное, самое замечательное природное явление. Что самое первое, с чем сталкивается только что родившийся человек? Конечно, на него навалилась масса новых впечатлений – и холодно ему стало, и шумно вокруг, и запахло чем-то. Но, может быть, самое главное – это хлынувший в глаза поток света, который сразу заставляет его жмуриться.
Не только поэты, но и писатели, художники в своих произведениях описывали это явление.
И разве можно не восхищаться им, глядя на великолепные виды природы, которые мы видим на данных слайдах?
- На этой картине известного азиатского художника Чин – Мо Цая «Апрель в тундре» (слайд 5) мы видим прекрасную игру света в северных широтах нашей страны.
- Следующая картина (слайд 7) Васильевой К. «Веры тонкая свеча» каким то волшебным образом погружает нас тепло света рождественской свечи, как веры человека.
- А это (слайд 9) – то, что восхищает каждого ребенка, то, о чем мечтал каждый из нас в раннем детстве – увидеть своими собственными глазами полярное сияние, которое потрясает своей красотой игры всех оттенков света.
- (Слайд 10) Следующая картина знаменитого русского художника А.Куинджи не оставляет никого равнодушным к неповторимости лунного света на водной глади Днепра.
Я вам сейчас продемонстрирую источники света (демонстрирую горящую свечу, электрическую лампу накаливания, фонарик).
Солнце, огонь, молния, раскаленный кусок металла — примеры тепловых источников света, которые светятся потому, что имеют высокую температуру.
Есть вещества, которые сами начинают светиться после освещения. Их называют люминесцирующими веществами. В переводе с латинского «люминесценция» означает «Свечение».
Теперь сформулируйте свои определения понятий свет и источники света
Несколько учеников в классе озвучивают сформулированные в группах определения.
Учитель дает точные определения понятий: свет — это излучение, но та лишь его часть, которая воспринимается глазом; источники света — это тела, которыми создается световое (оптическое) излучение. Источники света мы видим потому, что создаваемое ими излучение попадает нам в глаза.
Если теперь включить карманный фонарик, то его корпус будет ограничивать световой поток и выделит световой пучок.
Цилиндрические или конические каналы, внутри которых распространяется свет, называется световыми пучками.
Вы наверняка наблюдали пучки солнечного света, пробивающиеся сквозь облака, сквозь деревья, световые пучки от прожектора, диапроектора, киноаппарата.
Посмотрите, в каком красивом месте мы с вами оказались. Кто вспомнит название этой картины и ее автора? Правильно, это “Утро в сосновом лесу” Ивана Ивановича Шишкина. Глухой сосновый бор пробуждается. Солнце только-только взошло и залило все вокруг своими щедрыми лучами. Взгляните на солнечные лучи.
Источники света – тела, способные излучать свет.
Проблемная ситуация:
Ребятам предлагаются записать источники света:молния, звезды, газовая горелка, спичка ,светлячок, Солнце, экран телевизора, фонарь, маяк, люминесцентные лампы, свеча.
Нужно объединить в группы данные источники света. По каким признакам можно объединить?По происхождению и по виду излучения
Составьте схему на доске
Мы видим не только источники света, но и тела, которые не являются источниками света, - книгу, парту, дома, и т.д.
Эти предметы мы видим только тогда, когда они освещены.
Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаз.
На практике все источники имеют свои размеры. Удивительными тепловыми источниками являются звезды — небесные тела огромного размера. Многие из них гораздо больше Солнца. Так как звезды находятся от нас очень далеко, то на небе они видны как светящиеся точки. О таких объектах говорят как о точечных источниках света.
Точечный источник - светящееся тело, размеры которого намного меньше расстояния до освещаемого объекта.
Физкультминутка
Панда
Эксперимент
Включим лампочку.
Вопрос классу.
1. Поднимите руку те, кто видит свет от лампочки.
В каком направлении распространяется свет?
Учащиеся. По всем направлениям.
Линия, вдоль которой распространяется световая энергия, называется световым лучом. Давайте запишем это определение в тетрадь.
Мы выяснили, что свет распространяется по всем направлениям. Но когда свет от источника попадает нам в глаза, что мы делаем?
Эксперимент.
Направляю свет от фонарика на учащихся.
Учащиеся. Мы закрываем глаза рукой.
То есть мы помещаем между источником света и глазом непрозрачный предмет, и источник света становится невидимым. Значит, луч света не смог обогнуть препятствие? Так какой же вид имеет линия, вдоль которой распространяется свет?
Учащиеся. Прямая.
Свет в однородной среде от источника распространяется прямолинейно и во все стороны.
Прямолинейное распространение света - факт, установленный в глубокой древности. Об этом писал еще основатель геометрии Евклид (300 лет до нашей эры).
Древние египтяне использовали закон прямолинейного распространения света для установления колонн по прямой линии. Колонны располагались так, чтобы из-за ближайшей к глазу колонны не были видны все остальные.
Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени.
Опыт: взять источник света, экран и между ними поместить непрозрачный предмет.
При работе со свечой будем соблюдать следующие правила:
- нельзя зажигать свечу от свечи;
- зажигать нужно свечу спичкой;
- нельзя задувать пламя свечи, а нужно прикрыть пламя колпачком.
Что вы видите?
(на экране появится темное изображение его очертаний – тень.)
Что такое тень?
Тень – область пространства, в которую не попадает световая энергия от источника света.
Почему образование тени служит доказательством прямолинейности распространения света?
Зависит ли размер тени от расстояния до источника света?
Размеры тени зависят от расстояния до источника света. При приближении источника света размеры тени возрастают. При увеличении расстояния между источником и предметом размеры тени уменьшаются до размеров предмета.
А что такое полутень?
Полутень – область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично.
Образование тени и полутени объясняются солнечные и лунные затмения. При солнечном затмении полная тень от Луны падает на Землю. Из этого места Земли Солнца не видно. Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в её тень, то наблюдается лунное затмение.
4. Закрепление изученного
Задание 1 группе
1. Чем объясняются Солнечные затмения.
2. Что происходит во время Солнечного затмения?
3. На всей ли территории земли видно Солнечное затмение
Помощь учебник ст.150, рис. 123
Задание 2 группе
1. Чем объясняются Лунные затмения.
2. Что происходит во время Лунного затмения?
3. На всей ли территории земли видно ЛУННОЕ затмение
Помощь учебник ст.150, рис.122
Полное затмение может длиться разное время, от 7 мин.40с. до 2 мин. В разных точках Земли затмение не только по-разному видно, но и наступает оно в разное время.
Работа с интерактивной доской.
Давайте посмотрим на экран интерактивной доски и попробуем правильно выбрать какие источники света относятся к естественным, а какие к искусственным.
3 Работа с пословицами
Установить соответствие
Солнце встанет, черную землю греет.
Красно солнышко на белом свете так и утро настанет.
Худо лето проглянет и красно солнышко.
Не всегда же ненастье, добрых людей
Свет победит тьму, и темнота
Слепому и свет а мир войну
Свет не без когда солнца нету.
Солнце встанет, так и утро настанет.
Красно солнышко на белом свете черную землю греет.
Не всегда же ненастье, проглянет и красно солнышко.
Худо лето, когда солнца нету.
Свет победит тьму, а мир войну
Слепому и свет и темнота
Слухом земля полнится, а причудами свет
Свет не без добрых людей
4. Качественные задачи
1 Во время хирургических операций тень от рук хирурга закрывает операционное поле. Как устранить такое неудобство? (Установить несколько ламп)
№2 Солнце сияет, а месяц светит. (объясните смысл этой пословицы сияет – издает свет) Луна сама не излучает свет. Она отражает солнечный свет
3. Человеку, читающему книгу, безразлично, справа или слева от него находится источник света. Почему при письме так важно, чтобы свет падал слева?
Тестирование (садятся индивидуально за компьютеры и выполняют тест)
Есть ли в представленном ниже списке источников света искусственные источники?
Солнце
Фонарь
Прожектор
Радуга
Фара
Какие из перечисленных ниже источников света относятся к естественным?
Солнце
Молния
Пламя свечи
Светлячки
Экран включенного телевизора
Бенгальские огни
Костер
Глаза кошки, светящиеся в темноте
В тех местах Земли, куда упала тень, будет наблюдаться
затмения не будет
частичное затмение Солнца
полное затмение Солнца
Когда за окном на улице стемнело, девочка включила настольную лампу. Выберите правильное утверждение.
Лампа является естественным источником света
Свет лампы распространяется в воздухе прямолинейно.
Свет лампы огибает встречаемые препятствия.
Линия, вдоль которой распространяется энергия от источника называется
Тень
Световой луч
Точечный источник
Практическая работа (если останется время)
Поставьте две одинаковые свечи на расстоянии 50-60 см от экрана. Посредине между экраном и свечами вертикально поместите линейку. Зажгите свечи. Что получилось на экране? Зарисуйте в тетради, что у вас получилось в результате эксперимента. Укажите на рисунке область тени и полутени.
Произвольно перемещайте экран и линейку. Зафиксируйте изменения очертаний теней и полутеней. Запишите результат наблюдений.
Погасите одну свечу. Изменилось ли при этом изображение на экране? Если изменилось, то как?
Сделайте вывод.
5. Итог урока. Оценивание Рефлексия
Значение света в познании окружающего мира велико. Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. Сегодня мы познакомились со световыми явлениями и различными источниками света, на следующих уроках мы рассмотрим особенности и закономерности распространения света.
Составьте синквейн по теме нашего урока
фамилия Имя: | |
1.Поставьте себе отметку за работу на уроке. |
|
2.Кому из своих одноклассников хотел бы поставить «5» за сегодняшний урок. |
|
3. Все ли было понятно тебе на сегодняшнем уроке: если все, то поставь знак «+»; если не совсем, то «+ -»; если ничего не понял, то «-». |
|
4.Какую оценку вы хотели бы поставить за сегодняшний урок: «5», «4», «3», «2». |
|
Слайд итог
6. Д\З
найти загадки, пословицы и поговорки, в которых говорится об источниках света ,пар 6
Литература:
1. А.В.Перышкин Физика – 8. М: Дрофа, 2004 г.
2. “Физика” Приложение к “Первое сентября”, № 13, 2000 г. №13, 2001 г.
3. Биофизика на уроках физики, М: Просвещение, 1988 г.
4. Неизвестное об известном. Москва, “Росмен”, 1997
5. Мир вокруг нас, Энциклопедия для любознательных. Москва: АСТ “Астрель”, 2002 г.
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, в 10 частях, версия 2004 г.
Анохина Галина Ивановна