Мастер – класс для педагогов.

2
0
Материал опубликован 6 July

Тимбилдинг как средство формирования детского коллектива в образовательном процессе . Мастер – класс для педагогов.

Одной из важнейших задач школы является формирование коммуникативной культуры обучающихся, их способности к групповому (командному) взаимодействию, способности к успешной социализации.

Отношения в коллективе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Обучение проходит эффективно только тогда, когда ребенок адаптирован к группе, к педагогу, к самому процессу обучения. Но каждый отдельный ребенок может испытывать массу трудностей. Эти трудности бывают явные, лежащие на поверхности, и скрытые.

Среди них и сложные отношения с другими обучающимися, и стрессирующее воздействие отдельных людей (детей или педагогов), или высокие нагрузки (и, как следствие, синдром хронической усталости). Все это – проблемы адаптации и эмоциональной нестабильности. Высокий процент детей с явно выраженными соматическими проблемами (простуды, аллергия, сколиоз, близорукость и т. д.) является результатом проблем не столько соматических, сколько психосоматических. Снижение успеваемости, потеря интереса к получению знаний, отсутствие жизненных интересов и инфантилизм ― это проблемы развития сегодняшнего подростка.

И одной из причин всех этих индивидуальных детских проблем является отсутствие благоприятного климата в детских коллективах, отсутствие самого коллектива в полном понимании этого слова. Группа детей, объединенная в один кружок, еще коллективом не является – необходимы отношения, деятельность, ценности. Значит, необходима определенная деятельность по созданию этого коллектива. Такой деятельностью и является тимбилдинг.

. Тимбилдинг (командообразование) (Team Building) в переводе с английского языка - «построение команды». Мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между детьми, повышение сплочённости коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.

Тимбилдинг – комплекс игр, с помощью которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная, надежная и сплочённая суперкоманда.

ЗАДАЧИ: Создать и поддержать дружеские отношения в группе; Повысить уровень доверия и взаимопомощи в группе; Повысить уровень личной ответственности за результат; Перевести мышление детей из состояния конкуренции к сотрудничеству; Формирование благоприятного психологического климата детского коллектива.

Принципы работы в тимбилдинге: Ни в коем случае нельзя сравнивать детей. Не стоит увлекаться играми соревновательного характера. Выделять значимость каждого ребенка. Нельзя ни про кого забывать.

Правила работы в команде: Каждый выполняет свое дело. Общее обсуждение и общее согласование. Ребенок - не « пуп» земли. Людям свойственно ошибаться.

Большую роль в формировании детского коллектива, освоении его ценностей, играют традиции, способствующие развитию чувства сопричастности сообществу детей. (например) Ежедневно перед проведением какой либо совместной деятельности можно проговаривать: « Сделал сам – помоги другу!» * Перед проведением любой командной работы произносить девиз: « Один за всех и все за одного!»

Классификация видов Тимбилдинга. Спортивные тимбилдинги ( направлены на физическую активность участников). Логико – психологические тимбилдинги ( направлены на интеллектуальную активность участников). Творческие тимбилдинги (направлены на эмоциональную активность участников).

Зачем тимбилдинг детям? Тимбилдинг для детей – это сплочение группы с помощью различных игр и общих занятий. С его помощью в игровой, шуточной и веселой форме ребята учатся взаимодействовать, поддерживать друг друга, работать вместе, чтобы достичь общей цели. Кроме того, тимбилдинг помогает побороть неуверенность в собственных силах. Благодаря ему даже робкие мальчики и девочки начинают проявлять лидерские качества, брать инициативу на себя. В итоге из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная, надежная и сплоченная команда.

«Вот я какой!» Играющие: все присутствующие. Суть игры: Игроки встают в круг. Руководитель даёт задание: каждый участник, по очереди, должен пожать руку . Громко и чётко назвать своё имя и одно из качеств человека, присущее данному игроку, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например, «Дмитрий – добрый», «Ольга – обаятельная», «Сергей – самоуверенный» и т.д. Игра учит: не боятся собственного мнения; осмыслению своего внутреннего «Я»; развивает навыки коммуникативного общения.

«Попади в цель» Участники встают в круг. Каждый в руку берёт один конец верёвки (другие концы связаны между собой и к ним привязан карандаш). По команде нужно опустить карандаш в стакан

«Машины» Играющие: все присутствующие, разбившись на пары: «водитель» и «машина». Суть игры: Пары игроков выстраиваются в круг на игровом поле. По команде руководителя «машины» закрывают глаза и начинают хаотичное движение по игровому полю, а «водители» в это время должны управлять «машинами» так, чтобы те не столкнулись. Через некоторое время «водители» и «машины» в паре меняются местами. Игра учит: умению доверять партнёру, снимает напряжение, сближает игроков.

"Гусеница" Играющие: все присутствующие. Суть игры: Участники игры должны выполнить следующее задание: надуйте шары: чем больше будет шарик, тем в дальнейшем вам будет легче с ним работать. Постройтесь цепочкой, соблюдая следующие условия: • руки каждого участника лежат на плечах впередистоящего; • воздушный шар зажат между животом одного играющего и спиной другого; • дотрагиваться до воздушного шара (поправить, придержать и пр.) строго воспрещается; • первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы все должны пройти по определенному маршруту. Будьте готовы к тому, что вас ожидают разнообразные препятствия: натянутые веревки, перевернутые стулья, развороты в самых неожиданных местах... Ваша задача: пройти через все это и вернуться на исходные позиции. Игра учит: доверию, умению добиться успеха общими усилиями, помогает понять, что успех всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных.

Суть игры: Нужно произнести фразу, которая выводится на экран, не используя слов. Для этого гласные буквы обозначаются хлопками, согласные – топотом, а на знаки препинания нужно сесть либо встать. Оркестр.

«Азбука» Играющие: все присутствующие. Суть игры: Каждый участник получает карточку с одной из букв алфавита. Руководитель произносит то или иное слово, словосочетание или предложение. Игроки-буквы должны быстро собраться и встать так, чтобы получилось то, что говорит руководитель. Игра учит: навыкам быстрого реагирования, правилам взаимоотношений в коллективе.

«Пойми меня» Играющие: все присутствующие, разбившись на пары. Суть игры: Каждая пара игроков на листе бумаги должна нарисовать рисунок. Сделать это игроки должны, не произнося ни одного слова, не сговариваясь и не обсуждая рисунок заранее.  Рисуют по одному предмету или детали друг за другом: начинает один, второй продолжает, затем снова рисует первый, затем второй и т. д. Игра начинается по команде руководителя. Игра учит: умению понять ход мыслей партнёра, выражать свои мысли без слов, формирует лидерские позиции.

«Маска, я вас знаю» Играющие: все присутствующие. Суть игры: На одного из участников игры надевается маска, которую он не видит. Ему предоставляется возможность задать наводящие вопросы, на которые все остальные игроки отвечают только «да» и «нет». Определить, какая это маска, участнику нужно за определённое время или количество наводящих вопросов.

Тимбилдинг является увлекательным и мощным инструментом, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем. Сплочение классного коллектива – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа и она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.