Мастер-класс для молодых педагогов «Творческий педагог – творческие дети»
Пояснительная записка к презентации
Мастер-класс для молодых педагогов
Организационно-деятельностная игра с элементами тренинга
Цель:
Мотивация деятельности молодых педагогов по развитию и реализации творческих возможностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
-Систематизировать теоретические знания по теме “Творчество учителя”.
-Определить методы работы педагогических работников, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов и учащихся.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Стало уже традицией в нашей школе проводить нестандартные семинары, поэтому я приветствую вас в творческой гостиной за круглым столом.
Коллеги, прошу вас просмотреть мультфильм и определить тему нашей встречи
( Просмотр мультфильма)
открывается Слайд 1
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Итак, тема гостиной «Творческий педагог – творческие дети» и эпиграфом для нашей встречи будут такие слова:
Слайд 2
Какие они будут, наши дети!
Ведь все это зависит лишь от нас,
И на пороге будущих столетий
Быть может, они будут лучше нас.
Действительно, результат деятельности педагога не измерить общепринятыми мерками, результат нашей деятельности – создание ценностей. Неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и каждое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагог по определению не может быть не творческим! Как метко об этом сказал Борис Пастернак:
Слайд 3 Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Печально, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
И надо жить без самозванства –
Жить так, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Как точно в каждой строчке написана судьба учителя.
Слайд 4 Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет», как выразился Николай Константинович Рерих.
Педагог вкладывает в своих учеников некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности, т.е. вдыхает жизнь. Поэтому невозможно говорить о творчестве отдельно от педагога!
Перед началом я хотела бы провести небольшой тест.
Инструкция: «Не задумываясь, письменно, ответьте на вопросы:
1. Самая выдающаяся часть лица /ответ нос/
2. Самый известный поэт? /Пушкин/
3. Самый распространенный фрукт? /Яблоко/
4. Самый известный цветок? /Роза?»
Поднимите руки те, кто на вопросы ответил следующим образом /перечислить ответы/.
Вот видите, как много совпадений.
Все это говорит о типизации нашего мышления.
Вы считаете себя креативным?
Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган).
«Творчество». Слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Наше время – время контрастов. С одной стороны, жизнь - шаблонные действия, ритуалы и правила. Рутина заставляет плыть по течению, действовать по пути наименьшего сопротивления - это все подавляет стремление к творчеству. С другой стороны, наше время – время перемен. Оно задает высокую планку успешному человеку, это и
Слайд 5
способность быстро анализировать ситуацию,
находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем,
умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе,
оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира.
К решению проблем больших и малых, серьезных и не очень необходимо подходить с разных точек зрения - творчески. И именно этому учатся дети у нас – своих наставников. Учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. Весьма наглядной в этом отношении является
Слайд 6
притча: в сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь! Уверена, что и нам тоже некогда и незачем ржаветь.
Чтобы начать работу, я прошу вас встать в круг и разделиться на группы
Тренинг деления на группы « Расчет на 1-2-3-4».
Все становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, тот называет цифру 1, бросает мяч следующему и делает шаг назад. Поймавший мяч называет цифру 2 и делает те же действия, что и предыдущий.
Таким образом, набираются группы: все кто 1, 2, 3, 4.
(Группы занимают места за круглым столом)
И сегодня в раках организационно-деятельностной игры с элементами тренинга я предлагаю вам поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.
Для того чтобы наша работа сегодня была эффективной, мы объединились в группы. Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендуем соблюдать следующие правила:
Слайд на экране «Памятка»
обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всей игры;
откровенность и доброжелательность в общении;
«работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, званий и педагогического стажа;
четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.
помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.
Итак, что же такое творчество? Пассивный, но судьбоносный дар, счастливый случай, удача, которая появляется и исчезает независимо от желания человека? Или это все-таки выбор, настойчивость, работа над собой и «запланированное везение»?
Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)
Коллеги, предлагаю вам легкую «интеллектуальную разминку». У каждой группы (педагоги разбиты на команды предварительно, в соответствии с этим – рассадка в кабинете) на столе находится карточка со словом «творчество» (карточки со словом «творчество», крупноформатные) Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «творчество»? Напишите слова/словосочетания, которые начинаются с букв ключевого слова, при этом они могут представлять любую часть речи.
Т – талант, терпение
В- восторг, великолепие
О- оригинальность, организованность
Р- развитие, результат, развития интуиция
Ч- чувство меры, чувство прекрасного, чрезмерная увлеченность
Е- единство…
С- стремление, сотрудничество, судьба, счастливый случай, соперничество, совершенствование, скорость, способность
Т- труд, тандем
В- вспышка
О-осведомленность, откровенность
Ну что ж, очень интересный ассоциативный ряд у нас получился.
А теперь предлагаю перейти к заданию «Открытая трибуна».
Группам раздаются карточки с вопросами:
Что бы я сказал, если бы был ребенком?
Что бы я сказал, если бы был директором?
Что бы я сказал, если бы был министром образования и науки?
Каждый ли может быть педагогом-исследователем?
Мозги ржавеют без употребления?
Творчество и мастерство - одно и то же или нет?
Творчество в педагогической работе можно спланировать.
Свобода творчества педагогов усиливает продуктивность труда
Как именно вы могли бы передать свое понимание слова "творчество" другому человеку?
Каким слово "творчество" кажется вам сейчас?
Как ваше определение слова "творчество" помогает вам быть свободным? достигать успеха в жизни?
Что препятствует творчеству?
СЛАЙД 7
Отвечая на вопрос: «Что препятствует творчеству?», группы, систематизируя мнения коллег, определяют «проблемные облака»: недостаток времени, загруженность уроками и подготовкой к ним, сформировавшиеся стереотипы, недостаток информации, недостаток общения с учёными, психологическая напряжённость, лень собственная и лень некоторых учащихся.
Упражнение «Объявление»
Для того, чтобы нас знали и ценили наши профессиональные качества, мы должны уметь себя презентовать и можно даже сказать, рекламировать. Каждый из нас проводит занятия в рамках внеурочной деятельности.
Задание: в течение 5 минут каждая команда составляет рекламное объявление об одном или нескольких в целом для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Объявление должно отражать профессиональную уникальность и включать нечто такое, чего не может предложить другое творческое объединение, учебное заведение.
Затем это объявление зачитывается перед всеми.
Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.
Заслушиваем объявления
Задание «Изобретатели» (по Е.Ф. Шангиной, с изменениями) работа в группах, желательно под музыку.
Внимание « Это обычное пятно, а что в нем можно увидеть необычного»
Задание “Реклама” Командам заранее дается бросовый никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 5 новых необычных способов применения этого предмета.
Время рекламы максимально 1 минута.
Предлагаемые предметы:
- пустая консервная банка;
- перегоревшая лампочка
- лопнувший воздушный шарик;
- катушка от скотча;
- сломанный зонт
Следующее задание развивает способность видеть в привычном необычное, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать, аргументировать, а также умение отказываться от идеи, если она оказалась несостоятельной. Материалы: зажим для бумаг, точилка для карандашей, файл, скотч (предметы в нескольких экземплярах) Задание: За пять минут найдите как можно больше применений для полученных предметов.
Когда все группы готовы, проводится презентация новой продукции. Остальные должны сомневаться в ее нужности, задавать вопросы, уточнять. «Изобретатели» отстаивают, доказывают важность своего изобретения.
Вопросы для обсуждения:Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
О чем заставило задуматься это упражнение?
Как часто дети бывают непредсказуемы. Как часто педагогу бывает нужно терпение, находчивость, педагогический талант, чтобы выйти из затруднительного положения на занятии, чтобы быть «на высоте».
Предлагаю всем принять участие в игре-тренинге «Педагогические ситуации или Поговорим со своими чувствами» (конверты с ситуациями, альбомные листы, маркеры), цель которой – узнать вашу точку зрения по рассматриваемому аспекту, определить уровень умений принимать правильные с точки зрения психологии и педагогики решения. Листочки с записями педагогических ситуаций вложены в конверты. Я предлагаю каждой группе выбрать по одному конверту, прочитать предложенные ситуации, подумать и обсудить в группе, а затем предложить вариант решения и разыграть ситуацию в следующем формате: разбирается ситуация, выясняется, какие чувства она вызвала у педагогов; несколько педагогов «назначаются» этими чувствами. Организуется беседа педагога и «педагогов-чувств».
Представьте себе следующую ситуацию: вы разработали занятие в нетрадиционной форме с применением современных педагогических и информационных технологий, но после его проведения поняли, что многое не получилось, что некоторые ваши задумки оказались неэффективными. Будете ли вы экспериментировать в следующий раз?
Вам предстоит провести открытое занятие, на котором будут присутствовать завуч, коллеги. Будете ли вы стремиться разработать что-то новое или воспользуетесь готовыми методическими разработками?
Представьте такую ситуацию: у вас в группе ученик, который постоянно задает вопросы (и по теме занятия, и нет), часто дополняет ваш рассказ. Выразите, пожалуйста, ваше отношение к этому ученику. Предположите, как вы будете с ним общаться.
Вас попросили прийти в класс, в котором Вы не работаете, на замену. Вы пришли и обнаружили, что обучающиеся не обращают внимания на Вас, выполнять Ваши требования отказываются.
Контрольный тест на креативность.
Не нужно ни бумаги, ни карандаша, ни калькулятора.
Просто следуйте моим инструкциям - так быстро как сможете. Не надо записывать задания и ответы, считайте в уме.
Сколько будет:
15+6?
3+56?
89+2
12+53
75+26
25+52
63+32
Я знаю, вычисления - это тяжелая работа, но финиш близок... Еще немного...
123+5
250+77
А теперь БЫСТРО! ЗАДУМАЙТЕ РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ И ЦВЕТ!
Итак…..Вы только что задумали красный молоток, не так ли?
Если нет, то вы среди 2% людей, кто имеет "другое" или "нестандартное" мышление. 98% людей отвечают в этом тесте "красный молоток". Если вы не верите в это, проверьте на своих родственниках и знакомых.
Будущее за теми, кто приучил себя мыслить нестандартно. Впрочем, прошлое тоже
Рефлексия
Игра "Проблема на ладошке”
Ход игры:
- Сейчас предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему развития, совершенствования творческого потенциала как бы со стороны, как если бы вы держали её на ладошке. Вернемся к нашему мячику…
(ведущий держит на ладошке красивый мяч)
- Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества и каким образом я хотела бы в себе развить, что бы моя жизнь и педагогическая деятельность обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие.
(Я хотела бы развить в себе такое качество как красноречие, потому что мне порой очень трудно высказать свои мысли, я могу развить в себе это качество если буду обогащать свой словарный запас.
(музыкальное сопровождение: музыка вселенной)
(участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.)
Заключительные слова ведущего
- Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников. И закончить своё выступление я бы хотела словами Чарльза Диккенса Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Подводя итог, всему сказанному хочу обратить ваше внимание на экран
«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта.
В заключении, чтобы наша встреча завершилась на позитиве, предлагаю всем встать, взяться за руки, поднять их и повторить
«Кредо творческих педагогов» (слайд) (Читают по очереди) креативно!
- Мы имеем творческий потенциал
- Мы хотим реализовать его
- Мы уверены, что у нас всё получится
- Мы склонны рисковать
- Мы умеем видеть проблему и возможности её преодоления
- Мы имеем критическое и гибкое мышление
- Мы в поиске
- Мы воспитываем творческих людей!
СЛАЙД- ПОЖЕЛАНИЕ
Решение семинара
Педагогам
1 .Проанализировать свой собственный опыт по теме «Творчество и педагог» с целью дальнейшей корректировки своей работы.
2.Использовать творческий подход на уроках и во внеурочной деятельности (постоянно);
3.Повышать квалификацию через изучение и применение на практике современных инновационных психолого-педагогических технологий образования, совершенствовать педагогическое мастерство через курсовую подготовку, посещение семинаров и самообразование (постоянно).