Мастер – класс для педагогов «Звуки и буквы»

7
1
Материал опубликован 8 June 2018 в группе

Мастер – класс для педагогов «Звуки и буквы».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Проверяя вас на знание звукового анализа слов я увидела, что у многих из вас это вызвало затруднения. Мы сегодня с вами научимся, как правильно выполнять такие задания, и как рассказать об этом нашим воспитанникам.

Но обо всем по порядку.

Закройте глаза и послушайте (включается музыка со звуками природы). Что вы услышали? (Голоса птиц, шум моря и т.д.) Нас окружают различные звуки, это неречевые звуки мы их слышим физическим (физиологический, неречевой) слухом.

 

Звуки, которые произносит человек – это речевые звуки, которые мы слышим с помощью фонематического слуха.

РЕЧЕВОЙ (ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ) СЛУХ — это способность улавливать и распозновать звуки родного языка, а также понимать смысл разных сочетаний звуков — слов, фраз, текстов, различать близкие по звучанию звуки (па-ба, уТочка – уДочка).

Уважаемые коллеги, скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

Важно не путать звуки и буквы.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

Сначала появились звуки, затем буквы. Буквы относятся к письменной речи. Главная задача в дошкольном учреждении — сформировать устную речь ребёнка, поэтому понятие «буква» не даём. Понятие «Буква» дают в школе. Мы говорим о звуках. И звуки называем так, как они звучат в речи.

Привычное взрослым ЭМ, ЭЛЬ, КА – это названия букв в алфавите, а не звуков. Произнося таким образом названия синтезируемых звуков, например: если мы будем давать понятие не звук а буква. Наши воспитанники будут читать в школе «ЭСТЕОЭЛЬ»; «ЭМАКА». Согласитесь мы получаем непонятное звукосочетание, а не совсем предполагаемые слова СТОЛ, МАК.

Уважаемые коллеги, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. По мнению известного психолога Даниила Борисовича Эльконина, «чтение — есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». То есть если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а так же избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте.

Для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из ЗВУКОВ (а не из букв!) с различным количеством и последовательностью.

Звуковой анализ слова – это определение последовательности, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова.

Звуковая схема слова – это последовательность символов (согласных и гласных звуков), выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные). Назовите гласные звуки?

При произношении гласных звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преград. Слышится только голос. Их обозначаем красным цветом (фишками). Обратите внимание что в русском языке шесть гласных звуков и десять гласных букв, что связано с особенностями употребления букв Я, Ю Е, Ё, эти буквы обозначают слияние двух звуков [йа], [йо], [йу], [йэ]. Поэтому они называются йотированными! Анализируя слова с этими буквами, взрослые ориентируются на зрительный образ слова и требуют того же и от детей, еще не знакомых с письменной речью. Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.

Гласные звуки: А, О, У, Ы, Э, И

Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ю, Ё, Я.

Согласные звуки образуются при смыкании каких-либо органов артикуляции зубы + язык, губы, верхняя губа + нижняя губа, язык + верхнее нёбо и т. д. При прохождении воздуха через такую преграду мы слышим шум или шум + голос.

Согласных букв 21: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.

Согласных звуков– 36.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы вашим детям было понятнее, мы можем связать твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.

Запомните, что:

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Называть согласные звуки при анализе слов следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слова самоваР, лаК, пилоТ, фонтаН и др.

Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают: ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак). Перед разделительным ь знаком согласный всегда мягкий, перед ъ – твёрдый согласный (вьюга, съел)

Алгоритм выполнения звукового (фонетического) анализа слова.

Медленно произносим это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки есть в этом слове.

Считаем сколько звуков в этом слове (по схеме).

Используем схему.

Назовите первый звук в слове, дайте ему характеристику: гласный звук/согласный звук: твердый/мягкий.

Обозначь звук на схеме символом соответствующего цвета (гласный звук – красный цвет, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат).

Назови второй звук в слове, дай ему характеристику (см. выше), и т. д. назовите каждый звук и дайте ему характеристику.

Назовите сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.

Назовите звуки в слове «в разбивку» по заданию взрослого (Какой звук стоит на третьем месте, назови последний звук и т. д) Можно поиграть в игру «живые звуки»

Сколько частей (слогов) в слове (проверить количество частей: удары подбородка о ладошку, хлопки и т. д.)

Придумать предложения с данным словом.

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ПИЛА. Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове ПИЛА всего 4 звука. Первый звук [Пь] — согласный звук, мягкий. Обозначается зеленым квадратом. Второй звук [И] — гласный звук, обозначаем красным прямоугольником. Следующий звук – [Л]. Он согласный, твердый звук. Обозначается синим квадратом. Последний звук [А] – гласный звук, обозначается большим красным кругом. Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Поделите слово на слоги ПИ-ЛА, в слове пила 2 слога.

Попутно вы решаете проблему связной, развернутой речи. Добиваясь у детей полного развернутого предложения.

Большое спасибо, мне понравилось, как вы работали. Скажите, что Вам понравилось, запомнилось? Чем мы сегодня занимались?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный мастер- класс.

9 February 2019