Мастер-класс по исследовательской деятельности для педагогов

8
0
Материал опубликован 2 April 2019 в группе

Мастер – класс по теме

Исследовательская лаборатория «Мир вокруг нас»

Подготовила и провела Гараева О.Ф. 28.03.2019г.

Цель:

 повышение уровня профессионального мастерства педагогов в сфере исследовательской деятельности.

Задачи:
повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы;

развивать умение дискуссировать в группе,

внедрить новые технологии и формы работы в исследовательской деятельности.

Ход мастер – класса:

Добрый день. Я рада приветствовать Вас в нашей лаборатории «Мир вокруг нас». Здесь Вы научитесь видеть необычное в обычном. Я предлагаю на ощупь определить какие предметы находятся в «чудесном» мешочке». (машинка, кубик, шарик, банан, тарелка, деталь от конструктора «Лего», губка). Отгадавшим 7 человекам предлагаю сесть за столы

(это будет первая фокус – группа).

Остальным предлагаю отгадать загадки, придуманные детьми.

- Длинный, тонкий, бывает любого цвета, рисует (карандаш)

- Белая, из неё можно вырезать снежинку и скатать снежок(бумага)

- Она летает, у неё большие крылья, похожа на цветок (бабочка)

- Он живёт в воздушном шарике (воздух)

- Она бывает разная и из неё варят кашу (крупа)

- В руках её не унесёшь, а если застынет, то можно (вода)

- Не испечёшь пирожок, пока его не намочишь (песок)

Молодцы! Всех угадавших прошу присаживаться за столы.

(это будет вторая фокус – группа)

1 У первой группы на столе лежат 7 камней разной фактуры (гладкий, шероховатый, пористый, маленький, разноцветный, белый, треугольный…). Задание такое: нужно каждому выбрать камень и оживить его, т.е, придать ему характер, настроение, наделить его качествами. А затем связать эти камни каким – то общим сюжетом, придумать сказку. Задание понятно? Приступайте.

2 У второй группы на столе лежат предметы: газета, пластиковая бутылка, свечка, кирпич (можно настоящий, можно из крупного конструктора подписанный кирпичик), мел, карандаш, салфетка. Ваша игра называется «Аукцион идей». Нужно найти как можно больше идей нетрадиционного использования этих предметов. А также найти общее у этих предметов, что их объединяет. Задание понятно? Хорошо.

На столах лежат ручки и чистые листы бумаги. Сейчас я занимаюсь с остальными участниками. Как только мы заканчиваем, первая группа может отвечать, а затем вторая. Работайте.

Работа с остальными участниками мастер – класса:

(На столах по количеству человек лежат полоски белой бумаги, шириной 5 см., отрезанные от листа бумаги размера А 3 вдоль, фломастеры, ножницы, клей.

Что лежит перед Вами на столах? (полоска бумаги). Да, полоска, можно назвать её лентой. В мире есть одна очень известная лента. Кто – то знает как она называется? (…) Те, кто знает - молчок, это будет нашим секретом. Сейчас я могла бы просто рассказать Вам о свойствах этого удивительного предмета, но через неделю Вы будете помнить только 20% от услышанного. Поэтому, я предлагаю Вам самим стать активными участниками научного поиска и самим открыть удивительные свойства ленты Мёбиуса. Соединяем края ленты, одну из сторон перекрутив на 180 градусов. Сейчас возьмите фломастер и закрасьте одну сторону ленты. Кто какую сторону закрашивает? (оказалось, кто внутреннюю, кто внешнюю). Пока участники красят, рассказываю, что открывателем этой ленты является немецкий математик Август Фердинанд Мёбиус. Он её открыл в 1858 г. Удивительно, что эту ленту в этом же году открыл ещё один учёный - математик Иоганн Листинг. Однако, своё название лента получила по фамилии Мёбиуса.

(Лента оказалась закрашена с двух сторон.) Посередине ленты делаем надрез и разрезаем ленту вдоль. Как думаете, что получится? (?) Получилась одна длинная лента. А сейчас эту ленту разрезаем вдоль. Что получится? (?) Получилась одна лента в одной.

Так можно стричь до бесконечности. Где мы можем встретить принцип работы такой ленты в повседневной жизни? (обычный миксер, бетономешалка, магнитофонные кассеты, записанные с двух сторон, лента в принтерах, ленточный конвейер на фабрике, в аэропорту лента передвигает чемоданы и багаж. Такая лента дольше служит, так как попеременно работают «две» стороны. Американские горки действуют по такому же принципу. Эта лента очень нравится фокусникам.) Что же связывает игру и ленту Мёбиуса? (бесконечность). И определили мы это с Вами с помощью исследования и моделирования. Игра и исследование обладают бесконечными возможностями для ребёнка. Стоит проявить только немного творчества, смекалки и фантазии. Спасибо за внимание.

Сейчас слово предоставляется первой фокус – группе. (рассказывают творческую сказку). Спасибо.

Слово предоставляется второй группе. Рассказывают:

- газета (пилотка от солнца, мухобойка, завернуть что – либо, поставить грязную обувь, написать записку, кулёк для семечек, веер, разжечь костёр, в кошачий туалет, оригами…)

- бутылка (гантели, музыкальный инструмент, вырезать вазу, совок, формочку, тренажёр для меткости, кегля…)

- свеча (потереть замок, как мера длины…)

- кирпич (присесть на него, припереть дверь, для шашлыков…)

- мел (накрасить щёки, мера длины, швея делает разметку на ткани, строительный материал…)

- карандаш (указка, мера длины, накрасить брови, построить фигуру, массажёр, султанчик…)

- салфетка (оригами, де-купаж, записку написать, куклу завернуть, от солнца укрыть лицо…)

Общее – ими всеми можно рисовать. Молодцы.

Вопросы для обеих групп – В чём были затруднения? Что было легко? Спасибо. На столах лежат солнышки.

На одном написано: Интересно. Буду применять.

На втором написано: Бесполезная информация.

 Подойдите и добавьте лучик тому солнышку, какая информация Вам ближе. Но не просто расположите лучики, а как – нибудь необычно. Спасибо всем.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.