Мастер–класс на тему «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» (5–7 классы)

6
0
Материал опубликован 27 January

Не так важно научить детей читать,

намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!

Джордж Карлин

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Уважаемые коллеги! Существует множество форм, методов и приёмов работы по формированию читательской грамотности. Сегодня мы поработаем лишь с некоторыми приёмами, которые направлены на понимание, запоминание, интерпретацию текста.

Перед тем, как приступить к работе с текстом, я предлагаю вам сгруппироваться. У каждого из вас есть часть изображения. Возьмите их, поднимитесь и найдите участников вашей команды, собрав изображение.

1 команда - изображение «Мальчик с отцом слушает музыку».

2 команда - изображение «Мальчик с отцом играет в футбол».

3 команда - изображение «Мальчик с отцом за компьютером».

4 команда – изображение « Дедушка с внуком»

Начнём мы с Приёма «Ассоциативный куст».

- Посмотрите еще раз на собранную картинку. Возьмите лист с заданием №1. Обсудите и запишите ассоциации, которые у вас возникают, гладя на изображение.

- Давайте послушаем, какие ассоциации возникли у каждой группы. (выступление групп).

- Что объединяет все эти изображения? Как вы считаете, какая будет тема текста? Попытайтесь предположить, какие события будут описаны в тексте.

Конечно, мы сегодня будем читать текст об участии отца в жизни ребенка и влиянии их друг на друга.   Приём «Антиципация» (предугадывание) один из важных приёмов до чтения текста.

Антиципация- это предвосхищение , предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения. Ребенок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам-фразу, по начальной фразе- содержание текста. Это один из важнейших приемом работы с текстом до чтения.

Давайте проверим, насколько близки вы были к истине?

Но сначала…

Приём «Верите ли вы …»

Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока. связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что личный пример – лучшее средство обучения?

3. Верите ли вы, что всё происходит ради детей?

4. Верите ли вы, что всегда нужно находиться в постоянном поиске новых идей?

5. Верите ли вы, что учиться нужно постоянно?

6. Верите ли вы, что и в преклонном возрасте можно узнавать что-то новое?

7. Верите ли вы, что учиться никогда не поздно?

8. Верите ли вы, что всего можно достичь при желании?

Теперь перейдем к тексту.

Прием «Мозаика» или  «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.


 

После рождения двух сыновей я решил больше не курить. И потом всю жизнь благодарил их за это. Я научился делать много разных хороших и нужных дел.

Например, хорошо готовить, мыть посуду, петь детские песни и экономить деньги. Много играл с сыновьями, поэтому стал сильным, спортивным человеком.

Мальчики росли и научились играть в хоккей и футбол. Я тоже стал играть футбол и интересоваться футбольными командами и матчами. И теперь я знаю, какие самые лучшие команды в мире. Научился ремонтировать окна, мебель, одежду и обувь. Дети пошли в школу.

И я вспомнил математику, рисование, английский язык, литературу, и русскую, и зарубежную.

Мы купли детям компьютер. Я научился работать на нём, чтобы помогать моим сыновьям. Стал хорошим программистом. Когда мальчикам купили скрипку и пианино, я стал понимать классическую музыку и узнавать музыку разных композиторов.

А недавно купил много учебников и словарей, чтобы отвечать на разные «почему?» уже моим внукам. Мне кажется, что я становлюсь умнее, потому что дети и внуки очень любят спрашивать «Почему?», «Когда?», «Где?»


 

Проверяем внимательность чтения. Прошу ответить на тестовые вопросы

1.Автор начал играть

 А) в футбол

Б) в пионербол

В) в шашки

Г) в нарды

2. Он хорошо знает компьютер, потому что…

 А) этого просили дети

Б) Купил сыновьям компьютер

В) этого требовала его работа

Г) чтобы уметь ответить на любой вопрос

3.Он стал сильным человеком, потому что

 А) Научился ремонтировать окна, мебель, одежду и обувь

 Б) научился защищаться

В) Много проводил времени с детьми.

 Г) изучил приемы боевых искусств

4.Автор бросил курить, потому что

А) Заботился о здоровье

Б) жена попросила

В) После серьезной болезни

Г) У него родились сыновья

5. Автор благодарит

А) случай

Б) неприятное событие

 В) дочерей

 Г) сыновей

Д) свою жену


 

- Коллеги , я сейчас предлагаю вам активизировать свою память. Возьмите, пожалуйста, лист с текстом. Пробегитесь глазами по тексту ещё раз. Переверните текст.

Прием «Интерпретация текста».

- Возьмите лист с заданием №3 и маркер. Выделите те сочетания слов, которые точно встречались в тексте.

хорошо готовить

завязывать шнурки

мыть полы

играть в шахматы

мудрым человеком

ремонтировать мебель

вспомнил химию

научился играть на пианино

купил много книг

становлюсь полезнее

 

Коллеги теперь порошу поменяться с вашим соседом маркером и свериться с правильным ответом

- Возьмите лист с заданием №4.

Работаем в парах, используя прием «Найди соответствие» или « Найди пару»

Нужно соединить понятия и события.

бросил курить

дети и внуки задают вопросы

стал сильнее

хорошее дело

стал программистом

купили пианино и скрипку

познакомился с классической музыкой

дети пошли в школу

вспомнил литературу

купили компьютер

становлюсь умнее

много играл с детьми

петь детские песни

родились сыновья


 

- Предлагаю поменяться парам листочками и проверить. Эталон выведен на экран

- Переходим к следующему заданию.

Возьмите лист с заданием №5. 

Приём «Реставрация текста» или «Письмо с дырками». Впишите пропущенные слова в тексте. Сверьтесь с эталоном.

После рождения двух сыновей я решил больше не…….. И потом всю жизнь ………их за это. Я научился делать много разных …….. и……….. дел. Например, хорошо готовить, мыть посуду, петь детские песни и ………. Много играл с сыновьями, поэтому стал …………, …………. человеком.

Мальчики росли и научились играть в ……… и ……... Я тоже стал играть ……. и интересоваться ……… командами и матчами. И теперь я знаю, какие самые ……… команды в мире. Научился ремонтировать окна, мебель, одежду и обувь. Дети пошли в школу, и я вспомнил математику, рисование, английский язык, литературу, и русскую, и зарубежную. Мы купли детям ………. Я научился работать на нём, чтобы …….. моим сыновьям. Стал хорошим……….. Когда мальчикам купили …….и………., я стал понимать классическую музыку и узнавать музыку разных композиторов. А недавно купил много ……..и………., чтобы отвечать на разные «почему?» уже моим ………. Мне кажется, что я становлюсь……., потому что дети и внуки очень любят ……….. «Почему?», «Когда?», «Где?»

3. Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

·         умение формулировать вопросы;

·         умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

 

«Тонкие» вопросы

 

«Толстые» вопросы

 

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

 

 

- Коллеги, наш мастер-класс подходит к концу, я вам представила, некоторые типы заданий, которые я использую на своих уроках при формировании читательской грамотности.

Вы отлично работали.

После такой работы с текстом можно предложить письменный или устный пересказ текста, сочинение по прочитанному тексту. Я думаю, учащиеся прекрасно справятся с этой работой.

III. Рефлексия


 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации