12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарипова Ольга Геннадьевна121
Работаю воспитателем в КОГКУ СО "Кирово-Чепецком реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями". Провожу детские развлекательные мероприятия,пишу сценарии, провожу мастер- классы по рукоделию.
Россия, Кировская обл., Кирово-Чепецк

Кирово-Чепецкий реабилитационный центр












                                                            Мастер-класс

Технологическая карта к занятию «Кукла- оберег Кувадка»

Возраст детей:

(от 7-14 лет)










,



Подготовил: Шарипова Ольга Геннадьевна,

воспитатель высшей категории.







2023



Цель: создание условий для формирования умений изготавливать народно- обрядовую куклу-кувадку.

Задачи:

- формировать представления об истории народно-обрядовой куклы;

- познакомить с особенностями народно-обрядовой куклой, с техниками изготовления куклы Кувадки, умением скручивать ткань и делать узелки;

- развивать воображение, мелкую моторику, умение работать с тканью, нитками;

- воспитывать аккуратность, настойчивость в достижении цели.

Возраст детей: (от 7-14лет).

Оборудование, материалы: выставка творческих работ «Уголок народно-обрядовой куклы», х/бяркая цветная ткань10см на 10 см и 5см на 8 см,вата, белые,красные х/б нитки N40.

Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (использование данных методов зависит от индивидуальных способностей ребенка, степени освоения способов деятельности, развития творческих способностей, уровня взаимодействия ребенка и родителя).

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Ход занятия.

Этапы

Задачи

Деятельность педагога

Деятельностей детей

1. Вводный. Мотивационно-побудительный.

1.1. Сообщение темы занятия.

1.2. Знакомство с уголком народно-обрядовой куклы

Создать условия для возникновения у детей и сопровождающих лиц положительной мотивации к совместной деятельности.

Знакомит с темой занятия, уголком народно-обрядовой куклы.

Сt1678033910aa.jpg прашивает об эмоциональном состоянии ребенка (настроении), настраивает на предстоящую деятельность.

Эмоциональный настрой детей на выполнение творческой работы.

Дети знакомятся с уголком народно-обрядовой куклы выбирают место для выполнения куклы-кувадки.

2. Теоретическая часть.

2.1. Рассказ об истории народно-обрядовой куклы.


Формировать умение слушать и понимать других людей.

Обогащение представлений об истории народно-обрядовой куклы

Спрашивает когда и где появились народно-обрядовые куклы.

Рассказывает об истории народно- обрядовой куклы.

Отвечают на вопросы,

внимательно слушают информацию.

3. Основной. Выполнение практической работы.

3.1.Правила техники безопасности при работе в мастерской.

3.2. Демонстрация готового образца.

3.3. Выполнение практической работы.

Обеспечение восприятия и осмысления новых знаний.

Поддержание мотивации к выполнению творческой работы.

Применение полученных знаний на практике.

Актуализирует правила техники безопасности в мастерской.



Демонстрирует образец творческой работы, объясняет алгоритм его выполнения.


Принимают участие в беседе о правилах техники безопасности при работе в мастерской.

Знакомятся с технологической картой занятия.

Выполняют народно-обрядовую куклу Кувадку.


4.Заключительный. Рефлексивно-корригирующий

4.1. Итог работы.

4.2. Уборка рабочего места.


Организовать оценку ребенком результата своей деятельности.


Организует беседу с ребенком о полученных впечатлениях по итогам выполнения творческой работы, выражает свое отношение к работе.

Вопросы для обсуждения:

- Какую куклу мы с вами сегодня делали?

- Какой материал мы с вами использовали?

- Ребята понравилось, вам наше занятие, или нет?

Педагог предлагает из полученных работ устроить мини-выставку: «Давайте вы возьмете все своих кукол и пройдете ко мне и положите кукол на общий стол, и мы с вами устроим мини – выставку наших работ».

Организует уборку рабочего места.

Дети проводят самооценку своей деятельности.

прибирают рабочее место.



Предполагаемый результат:

Имеют: представления об истории народно–обрядовой куклы, знакомство с новыми словами и их значением: «кукла – закрутка», «оберег», «безликая», «скатка».

Знают: о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла – игрушка, кукла обрядовая, кукла – оберег); что ткань можно использовать для изготовления тряпичной куклы-кувадки.

Умеют: скручивать ткань, делать узелки, изготовлять куклу Кувадку.

Применяют: приемы скрутки ткани для создания куклы Кувадки.



Приложение 1.

История возникновения народно-обрядовой куклы.

История кукол оберегов на Руси Куклы-обереги — главная часть народной культуры. Раньше без нее не обходился ни один ребенок, да и взрослому члену семьи иногда тоже делалась кукла. В наши дни наследие предков обрело новые силы, и всё больше и больше людей интересуются и возрождают это искусство. Существуют различные виды кукол. По назначению куклы делились на игровые, обрядовые и обережные.

Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.

Не много из истории: куватка — деревня Иркутской области России. Деревня основана крестьянами-переселенцами из Белоруссии в конце 19 века в ходе столыпинской реформы. Исстари во многих губерниях России, и в Белоруссии тоже, в крестьянских семьях шили тряпичные куклы-обереги. Они сопровождали наших предков с самого рождения, и даже принимали участие в судьбе еще не родившегося ребенка. За две недели до родов женщина скручивала из однотонной ткани разных цветов куклу «Куватку». Ее название имитирует плач ребенка - «куваканье». Кукла была предназначена для согревания люльки ожидаемого малыша, а с его приходом в дом должна была отгонять от младенца всякие злые силы. «Куватки» развешивали над колыбелью малютки по несколько штук. Они были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение. Уже за две недели до родов будущая мать помещала такую куклу-оберег в любовно приготовленную колыбель. Появившийся малыш должен был помещён в согретую куклой люльку.

Этих оригинальных куколок делали для самых маленьких, считалось, что куватки отгоняют от малыша злую силу. Были для него оберегом.


                                                                                                             Приложение 2.

Правила техники безопасности при работе с различными материалами

в мастерской.



1. Работай за своим рабочим местом.

2. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

3. Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

4. Нельзя брать в рот мелкие детали.

5. Береги инструменты, экономь материалы.

6. Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.


Приложение 3.

Последовательность действий

по изготовлению народно-обережной куклы Кувадки.

1t1678033910ab.jpg . Для изготовления куклы «Кувадки» нам с вами потребуется лоскуты яркой разноцветной ткани и красные нитки.





2. Берем лоскут большой примерно 15см на 10см, скручиваем по длинной стороне.

t1678033910ac.jpg


3. Скрученный лоскут перегибают пополам. Отступив примерно два пальчика от сгиба, перегнутый лоскут стягивают нитками и завязывают на два узла.

t1678033910ad.jpg


4t1678033910ae.jpg . Берем лоскут меньшего размера 5см на 8см и так же скручиваем его. Нить перевязываем с обеих сторон, отступив от края немного.


5t1678033910af.jpg . Возвращаемся к первой скрутки. Отгибаем одну сторону и на самый вверх кладем вторую скрутку, накрываем ее верхней частью. И перетягиваем ее крест – накрест. На поясе завязываем двумя узлами.


6. Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье. Вот у нас с вами получилась кукла Кувадка.

t1678033910ag.jpgt1678033910ah.jpg







Приложение 4.

Ребята и взрослые предлагаю вам устроить выставку кукол кувадок!

Посмотрите, как у нас здорово получилось!



Кувадка- кувадка

Села на кроватку

Чтобы детки не скучали

Чтобы ручки развивали.



Рефелексия:

Какую делали куклу?

Какой материал использовали?

Понравилось вам занятие?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.