Технологическая карта к мастер-классу «Кукла- оберег Кувадка» (Для детей 7-14 лет)
Кирово-Чепецкий реабилитационный центр
Мастер-класс
Технологическая карта к занятию «Кукла- оберег Кувадка»
Возраст детей:
(от 7-14 лет)
,
Подготовил: Шарипова Ольга Геннадьевна,
воспитатель высшей категории.
2023
Цель: создание условий для формирования умений изготавливать народно- обрядовую куклу-кувадку.
Задачи:
- формировать представления об истории народно-обрядовой куклы;
- познакомить с особенностями народно-обрядовой куклой, с техниками изготовления куклы Кувадки, умением скручивать ткань и делать узелки;
- развивать воображение, мелкую моторику, умение работать с тканью, нитками;
- воспитывать аккуратность, настойчивость в достижении цели.
Возраст детей: (от 7-14лет).
Оборудование, материалы: выставка творческих работ «Уголок народно-обрядовой куклы», х/бяркая цветная ткань10см на 10 см и 5см на 8 см,вата, белые,красные х/б нитки N40.
Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (использование данных методов зависит от индивидуальных способностей ребенка, степени освоения способов деятельности, развития творческих способностей, уровня взаимодействия ребенка и родителя).
Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход занятия.
Этапы | Задачи | Деятельность педагога | Деятельностей детей |
1. Вводный. Мотивационно-побудительный. 1.1. Сообщение темы занятия. 1.2. Знакомство с уголком народно-обрядовой куклы | Создать условия для возникновения у детей и сопровождающих лиц положительной мотивации к совместной деятельности. | Знакомит с темой занятия, уголком народно-обрядовой куклы. С прашивает об эмоциональном состоянии ребенка (настроении), настраивает на предстоящую деятельность. | Эмоциональный настрой детей на выполнение творческой работы. Дети знакомятся с уголком народно-обрядовой куклы выбирают место для выполнения куклы-кувадки. |
2. Теоретическая часть. 2.1. Рассказ об истории народно-обрядовой куклы. | Формировать умение слушать и понимать других людей. Обогащение представлений об истории народно-обрядовой куклы | Спрашивает когда и где появились народно-обрядовые куклы. Рассказывает об истории народно- обрядовой куклы. | Отвечают на вопросы, внимательно слушают информацию. |
3. Основной. Выполнение практической работы. 3.1.Правила техники безопасности при работе в мастерской. 3.2. Демонстрация готового образца. 3.3. Выполнение практической работы. | Обеспечение восприятия и осмысления новых знаний. Поддержание мотивации к выполнению творческой работы. Применение полученных знаний на практике. | Актуализирует правила техники безопасности в мастерской. Демонстрирует образец творческой работы, объясняет алгоритм его выполнения. | Принимают участие в беседе о правилах техники безопасности при работе в мастерской. Знакомятся с технологической картой занятия. Выполняют народно-обрядовую куклу Кувадку. |
4.Заключительный. Рефлексивно-корригирующий 4.1. Итог работы. 4.2. Уборка рабочего места. | Организовать оценку ребенком результата своей деятельности. | Организует беседу с ребенком о полученных впечатлениях по итогам выполнения творческой работы, выражает свое отношение к работе. Вопросы для обсуждения: - Какую куклу мы с вами сегодня делали? - Какой материал мы с вами использовали? - Ребята понравилось, вам наше занятие, или нет? Педагог предлагает из полученных работ устроить мини-выставку: «Давайте вы возьмете все своих кукол и пройдете ко мне и положите кукол на общий стол, и мы с вами устроим мини – выставку наших работ». Организует уборку рабочего места. | Дети проводят самооценку своей деятельности. прибирают рабочее место. |
Предполагаемый результат:
Имеют: представления об истории народно–обрядовой куклы, знакомство с новыми словами и их значением: «кукла – закрутка», «оберег», «безликая», «скатка».
Знают: о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла – игрушка, кукла обрядовая, кукла – оберег); что ткань можно использовать для изготовления тряпичной куклы-кувадки.
Умеют: скручивать ткань, делать узелки, изготовлять куклу Кувадку.
Применяют: приемы скрутки ткани для создания куклы Кувадки.
Приложение 1.
История возникновения народно-обрядовой куклы.
История кукол оберегов на Руси Куклы-обереги — главная часть народной культуры. Раньше без нее не обходился ни один ребенок, да и взрослому члену семьи иногда тоже делалась кукла. В наши дни наследие предков обрело новые силы, и всё больше и больше людей интересуются и возрождают это искусство. Существуют различные виды кукол. По назначению куклы делились на игровые, обрядовые и обережные.
Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.
Не много из истории: куватка — деревня Иркутской области России. Деревня основана крестьянами-переселенцами из Белоруссии в конце 19 века в ходе столыпинской реформы. Исстари во многих губерниях России, и в Белоруссии тоже, в крестьянских семьях шили тряпичные куклы-обереги. Они сопровождали наших предков с самого рождения, и даже принимали участие в судьбе еще не родившегося ребенка. За две недели до родов женщина скручивала из однотонной ткани разных цветов куклу «Куватку». Ее название имитирует плач ребенка - «куваканье». Кукла была предназначена для согревания люльки ожидаемого малыша, а с его приходом в дом должна была отгонять от младенца всякие злые силы. «Куватки» развешивали над колыбелью малютки по несколько штук. Они были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение. Уже за две недели до родов будущая мать помещала такую куклу-оберег в любовно приготовленную колыбель. Появившийся малыш должен был помещён в согретую куклой люльку.
Этих оригинальных куколок делали для самых маленьких, считалось, что куватки отгоняют от малыша злую силу. Были для него оберегом.
Приложение 2.
Правила техники безопасности при работе с различными материалами
в мастерской.
1. Работай за своим рабочим местом.
2. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
3. Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
4. Нельзя брать в рот мелкие детали.
5. Береги инструменты, экономь материалы.
6. Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
Приложение 3.
Последовательность действий
по изготовлению народно-обережной куклы Кувадки.
1 . Для изготовления куклы «Кувадки» нам с вами потребуется лоскуты яркой разноцветной ткани и красные нитки.
2. Берем лоскут большой примерно 15см на 10см, скручиваем по длинной стороне.
3. Скрученный лоскут перегибают пополам. Отступив примерно два пальчика от сгиба, перегнутый лоскут стягивают нитками и завязывают на два узла.
4 . Берем лоскут меньшего размера 5см на 8см и так же скручиваем его. Нить перевязываем с обеих сторон, отступив от края немного.
5 . Возвращаемся к первой скрутки. Отгибаем одну сторону и на самый вверх кладем вторую скрутку, накрываем ее верхней частью. И перетягиваем ее крест – накрест. На поясе завязываем двумя узлами.
6. Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье. Вот у нас с вами получилась кукла Кувадка.
Приложение 4.
Ребята и взрослые предлагаю вам устроить выставку кукол кувадок!
Посмотрите, как у нас здорово получилось!
Кувадка- кувадка
Села на кроватку
Чтобы детки не скучали
Чтобы ручки развивали.
Рефелексия:
Какую делали куклу?
Какой материал использовали?
Понравилось вам занятие?