Мастер- класс: «Обереговая кукла Берестушка»

1
0
Материал опубликован 20 January

Мастер- класс: «Обереговая кукла Берестушка»

Лыткин Евгений Павлович

МОУ «Шерагульская ООШ» д. Новотроицк

Возрастная категория участников: 10-11 лет.

Цель: приобщать  к традициям русского народа, познакомить с изготовлением и обрядовым значением  куклы Берестушки.

Задачи:

- формирование интереса у учащихся к народному творчеству, обычаям и традициям русского народа;

-формирование экологической культуры и экологического сознания;

- возрождение у молодого поколения традиционно - моральных ценностей;

- воспитание патриотических чувств учащихся;

Планируемый результат мастер-класса: выполнение куклы Берестушки.

Оборудование:

Береста 10 на 12см.

Лоскут белой ткани 15 на15см.

Лоскут цветной ткани на платок 15 на 15 см.

Лоскут цветной ткани на платье 9 на 25см.

Лоскуты ткани на фартук.

Тесьма.

Методы обучения: беседа, демонстрация, практическая работа, рефлексия.

Форма организации деятельности участников: индивидуальная.

Актуальность:

Сегодня интерес к народному творчествународной культуре, к своим корням необычайно велик. Детям обязательно нужно знать историю своего народа - как жили люди на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли.

Кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка – в нее дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей в отличие от народной куклы.

Этапы проведения мастер- класса:

1. Вводная часть

Содержание этапа


Деятельность педагога

Деятельность участников мастер-класса

Приветствие.


Беседа























-Здравствуйте, ребята!


-Вы любите играть в игрушки?

-А как вы думаете, какая игрушка особенно популярна у девочек?

-Конечно же, это кукла! Куклы бывают разные, но те куклы, которые были у наших предков совсем не похожи на наши, современные. Раньше многие куклы были предназначены для защиты своего хозяина, такие куклы называли- обереговые.

- А кто мне скажет что такое оберег?

- Да, это предмет который защищает, помогает своему хозяину.

- А вы хотите научиться делать куклу- оберег?

Я предлагаю вам сегодня сделать куклу Берестушку. А как вы думаете почему она так называется?

- Да, верно, потому, что для ее изготовления используется кора березы- береста.

-Береза всегда была символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.

-Ни одно дерево не пользуется такой любовью и почитанием на Руси, как берёза.

Береста уже сама по себе- оберег.

Кукла Берестушка или Бабушкина кукла, призвана оберегать покой и благополучие в доме и их хозяев. Внутрь берестяной скрутки можно вложить записку с молитвой или пожеланием.


Приветствуют педагога.

Участвуют в

беседе, отвечают

на вопросы.

Основная часть

Выполнение изделия.















































-Для изготовления Берестушки нам понадобится вот такие материалы.

( педагог демонстрирует материалы).

-Первое что нам необходимо сделать- сформировать основу куклы.


t1737389064aa.gif


- Далее закрепляем сарафан на основе.

(педагог демонстрирует действие)


t1737389064ab.gif


- Далее делаем многослойный передник. Оставляя красную нить для завязывания.


t1737389064ac.gif


- Передник готов.


t1737389064ad.gif

- Привязываем передник поверх юбки. Оформляем пояс крестом.


t1737389064ae.gif

-Делаем повойник и верхний платок.

t1737389064af.gif

t1737389064ag.gif

- Наша кукла Берестушка – готова!


t1737389064ah.gif

Дети рассматривают материалы.



Дети выполняют действия по инструкции педагога.















Дети выполняют действия по инструкции педагога.















Дети выполняют действия по инструкции педагога.
























Дети выполняют действия по инструкции педагога.












Дети выполняют действия по инструкции педагога.































Заключительная часть

Рефлексия



















Ребята! Наше занятие подошло к концу. Давайте поговорим о том, что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали.

Хотели бы вы в дальнейшем работать с берестой? Есть много разных техник работы с этим материалом, которые при желании мы с вами  сможем освоить.

Вы отлично справились с заданием! Берестяные куклы-обереги получились очень разные, хотя выкройки и материалы одинаковые.

Спасибо вам за творчество!


Дети делятся впечатлениями о выполненной работе.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.