Мастер - класс «От видимого к невидимому…»
Мастер - класс
«От видимого к невидимому…»
Применение метода ассоциативного мышления на уроках литературы
Пояснительная записка
Уроки литературы являются источником формирования мировоззрения человека, фундаментом духовно-нравственного воспитания. Названные процессы имеют глобальное значение для развития самого человека и человечества в целом. Чтобы запустить механизмы формирования мировоззрения и духовно-нравственного воспитания человека воздействия только на сознание недостаточно, необходимо подключение подсознательного пространства. Одним из методов подключения подсознательного пространства на уроке литературы является метод ассоциативного мышления.
Очень важно создать в процессе освоения литературы как вида искусства условия для развития самостоятельно мыслящей личности с развитым ассоциативным, образным мышлением, а также для формирования у обучающихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку.
Нынешним ученикам нужна помощь в восприятии духовной информации. Поэтому вопрос развития у учащихся ассоциативного мышления в равной степени актуален, как и вопрос, скажем, проблемного обучения или дифференцированного подхода в обучении. Чем лучше развивается ассоциативное мышление, тем более чутким и вдумчивым читателем становится молодой человек.
Цель: определение специфики метода ассоциативного мышления,
выявление его функций при изучении литературного произведения.
Задачи:
познакомить с возможностями применения метода ассоциативного мышления в инновационном обучении;
показать возможности метода ассоциативного мышления при изучении творчества А.П.Чехова;
раскрыть роль ассоциативного мышления в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Форма проведения: интегрированное занятие (лекционно-практическое).
Структура мастер – класса
Актуализация. Постановка проблемы.
Блок учебной информации.
Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса.
Представление и обсуждение результатов работы.
Рефлексия.
Актуализация, постановка проблемы
«Вот она, эта гайка!» (Гайка – в руке).
Сегодня мы с вами будем говорить о гайке.
Вы удивлены? Вам стало интересно?
Ура!
Да, именно «ура», потому что вызвать у учащихся интерес, создать внутреннюю мотивацию – задача любого учителя - предметника. Каждый из нас решает её по-своему, но в любом случае это чаще всего обращение к интеллектуальной сфере, к деятельности левого полушария.
Я думаю, что не менее, а применительно к литературе даже более эффективно подключение к познавательному процессу всего того, что в большей степени относится к правому полушарию, к сфере не интеллекта, а эмоций и воображения. Одним из методов подключения подсознательного пространства является метод ассоциативного мышления.
Блок научной информации
Ассоциация (от лат. association – соединение) – связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями). Термин введён в 1698 году Дж. Локком. Различаются ассоциации по смежности, сходству и контрасту.
Метод ассоциативного мышления, о котором мы будем сегодня говорить, помогает согласовывать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический.
Литература как учебный предмет открывает большие возможности для развития ассоциативного мышления.
По мере накопления опыта в работе каждый учитель старается найти такую «изюминку», благодаря которой можно достичь наилучших результатов на уроках. Ведь не простое дело - научить детей мыслить и оформлять свои мысли в форме связного высказывания, а тем более, выражать собственное мнение по произведению, которое мало понятно. Ведь не секрет, что труднее всего школьниками воспринимаются и понимаются те явления и понятия, которые нельзя «потрогать», поэтому целесообразно работать с образами, ориентированными на мироощущение учеников, на их собственный опыт. Таким образом, ассоциативный метод основан на связи между объектами, например, когда мы видим одно, а вспоминаем о другом.
Мышление человека устроено таким образом, что любой предмет окружающей действительности ассоциативно связывается с определёнными понятиями, объектами. Для человека иногда достаточно взглянуть на какую-то вещь, чтобы запустить механизм воспоминаний, связанных с данным предметом. И порой путь изучения художественного произведения – это путь, который должен пройти ученик от видимого (предметов, событий) к невидимому (внутреннему миру героев, мотивации их поступков, идее произведения).
Сегодня я предлагаю всем присутствующим совершить это путешествие и оценить эффективность метода ассоциативного мышления на практике.
Практикум
Привлечение слушателей к ходу мастер-класса
Организация учебного пространства.
Пожалуйста, участники нашего небольшого эксперимента, займите места, распределившись на две группы.
Приветствие.
Поприветствуйте друг друга, словно увидели друг друга впервые.
Поприветствуйте себя любимого (потрите ладони друг о друга).
«Разминка».
Звучит музыкальная заставка к игре «Что? Где? Когда?»
- Внимание! Черный ящик. В нём находятся предметы, назвать которые вы сможете, проанализировав ассоциации, которые возникли у меня в связи с этими предметами.
пенсне (стекло, круглый, переносица, шнурок или цепочка, интеллигент, старомодно, протереть)
чернильница (клякса, перо, лист бумаги, прибор, писать, сосуд, наполнять)
фонендоскоп (доктор, халат, шея, слушать, сердце)
Эти предметы имеют отношение к великому русскому писателю XIX века, новеллисту и драматургу, человеку, однажды сказавшему: «Краткость – сестра таланта». Назовите имя этого писателя. (А.П.Чехов)
Можно предложить учащимся вспомнить страницы биографии А.П.Чехова, так или иначе связанные с этими предметами.
Задания по группам.
«Под внешним человеком скрывается внутренний, и лишь первый проявляет второго. Вы рассматриваете его дом, его мебель, его платье — все это для того, чтобы найти следы его привычек, вкусов, его глупости или ума.» Это высказывание французского писателя, историка, философа Ипполита Адольфа Тэна в полной мере можно отнести к произведениям А.П.Чехова.
В программе под редакцией В.Я.Коровиной творчество А.Чехова представлено в каждом классе:
5 класс – «Хирургия»
6 класс – «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Пересолил»
7 класс – «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня»
8 класс – «О любви»
9 класс – «Смерть чиновника», «Тоска»
10 класс – «Человек в футляре», «Дом с мезонином», Дама с собачкой», «Студент», «Случай из практики», «Черный монах», «Ионыч», «Вишнёвый сад»
Учителя, работающие в группах, получают задания по рассказу «Хамелеон».
I ГРУППА
Задание 1.
«Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке».
- Объясните значение выделенного слова.
«Толковый словарь русского языка» под ред. С.И.Ожегова
НАДЗИРА́ТЕЛЬ, -я, м. Должностное лицо, которое занимается надзором за кем или чем-нибудь. Тюремный надзиратель.
Н.Абрамов «Словарь русских синонимов»
Надзиратель, блюститель, наблюдатель, надсмотрщик, смотритель, страж.
Т.Ф.Ефремова «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный»
НАДЗИРАТЕЛЬ - тот, кто занимается надзором, наблюдением за кем-либо или чем-либо.
- Что входило в обязанности полицейского надзирателя?
Полицейский надзиратель (околоточный) — в Российской империи чиновник городской полиции, ведавший околотком (в конце XIX в. 3-4 тыс. жителей). В своем подчинении имел городовых и дворников (в части исполнения ими полицейских функций). Должность соответствовала 14 классу Табели о рангах: коллежский регистратор, прапорщик, жалованье – 450 рублей.
Он был обязан знать всех жителей околотка, род их деятельности, характер поведения; оказывать всяческое содействие чиновникам сыскной полиции.
Должность ликвидирована 11 марта 1917 г.
I ГРУППА
Задание 2.
- Представьте, как выглядел полицейский надзиратель середины
XIX века. Опишите его.
I ГРУППА
Задание 3.
- Запишите в свои рабочие карты ассоциации, связанные у вас со словом «шинель». (Ответы внесите в левую графу таблицы)
- Проанализируйте отрывок из рассказа и иллюстрацию к нему. Какие несоответствия вы заметили? (шинель – узелок; решето с крыжовником, лето – шинель)
- А какие ассоциации возникали у простых людей при виде человека в шинели? (Ответы внесите в правую графу таблицы)
ШИНЕЛЬ
Очумелов | |
Форма, с погонами, длинная | Страх, власть, человек на государственной службе, положение в обществе КОЖА, ЗАЩИТНАЯ ОБОЛОЧКА |
II ГРУППА
Задание 1.
- Подберите синонимы к слову «шинель». Каким синонимом заменяет А.П.Чехов слово «шинель»?
Н.Абрамов «Словарь русских синонимов»
Шинель, пальто, одежда, скатка.
- Отметьте в тексте рассказа предложения, в которых упоминаются слова «шинель», «пальто». Почему, как вы думаете, слова – синонимы используются в следующей последовательности: шинель – пальто – пальто – шинель?
Как А.П.Чехов через этот предмет одежды характеризует состояние Очумелова?
«Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке.»
« - Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем...»
« - Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит...»
« - Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.»
II ГРУППА
Задание 2.
- Кого из представителей животного мира напомнил вам Очумелов? Почему?
Все змеи сбрасывают кожу. Это происходит несколько раз в год.
- Что такое кожа? Можем ли мы сказать, что шинель для Очумелова – это защитная оболочка?
У древних греков хамелеон – это мифическое существо, обладающее способностью изменять свой облик.
Хамелеоны – семейство подотряда ящериц отряда чешуйчатых, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела. Изменения окраски тела хамелеонов происходят под действием как внешних раздражителей — температуры, света и влажности, так и в результате голода, жажды, испуга, раздражения и т. д.
Хамелеон – человек, который быстро меняет свои взгляды в зависимости от обстоятельств.
Работа с аудиторией
А пока работают группы, мы потренируемся. Спортсмены тренируют разные мышцы, в музыкальной школе разучивают гаммы, а мы будем тренировать фантазию. И начнем с первой составляющей - ассоциативного мышления.
Слово «ассоциация» означает «союз, связь» между явлениями, представлениями, связывающимися между собой на основании трех принципов.
Ассоциации по смежности (восприятия или представления могут вызывать другие представления, которые когда-то переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними). Вспомним рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Два старинных гимназических друга встретились на вокзале. Встреча вызывает поток воспоминаний, подчиненных принципу смежности. «В гимназии вместе учились! - продолжал Тонкий. – Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папиросой прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил».
Ассоциации по сходству (представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с прежними). Вспомним другой рассказ Чехова – «Мальчики». Один из героев рассказа - Чечевицын, он же «Монтигомо Ястребиный коготь», вызывает у Маши, маленькой сестры товарища, преимущественно гастрономические ассоциации. Маша, при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу» или «А у нас чечевицу вчера готовили».
Ассоциации по контрасту (представления могут вызывать представления, в чем-либо противоположные, более или менее контрастирующие с имеющимися). Вернемся к этому же рассказу. Сообщник и друг Чечевицына, Володя, пока сидел за чаем, обратился к сестрам только раз, да и то с какими-то странными словами. Он указал пальцем на самовар и сказал: «А в Калифорнии вместо чаю пьют джин».
Талантливое мышление отличают количество, мощность, глубина и оригинальность ассоциаций. Попробуем развить такое мышление.
Задание 1
Давайте поиграем в игру предложенную еще Джани Родари. Возьмём слово «литература» и попытаемся найти все возможные ассоциации, связанные с ним:
1) роды, жанры литературы (эпос, лирика драма);
2) по созвучию (культура, структура, фигура, цензура);
3) использование, создание, профессии (писатель, произведение, чтение)
А еще можно написать слово «литература» по горизонтали и составить предложения или даже коротенький рассказ.
Задание 2
Предлагается несколько слов. Необходимо найти общий для всех признак, эпитет или общую метафору. Например, дано несколько слов: сердце, руки, слова, пряди. Общим для них будет цвет – золотой.
Возьмём слова: Дунай, кровь, Луна, мечта. Какое слово будет общим? (Голубой)
Посредством таких незатейливых игр мы можем развивать ассоциативное мышление учеников, начиная с любого возраста.
Представление и обсуждение результатов работы
Выводы по работе групп
Таким образом, обычная шинель стала яркой предметной деталью.
В начале рассказа Очумелов идет в распахнутой шинели, в финале он инстинктивно запахивается. «Праздник» новой шинели для него был частично испорчен, шинель его предстала несколько в невыгодном свете (напомнив ему, что вообще-то не такой уж он важный чин). Запахнутая шинель уменьшается в объеме — уменьшается и величие местного самодура. И тем не менее чинопочитание, власть торжествуют. Мир остался непоколебленным, шинель осталась шинелью! Запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще официальнее, он еще более закрыт для всяких душевных движений, кроме, конечно, самой сердечной (и ведь действительно!) любви к начальству, к тем, кто выше его по чину.
Так можно подойти к ответу на вопрос: «Почему рассказ назван «Хамелеон»? Что хотел подчеркнуть А.П.Чехов?»
По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Оно должно быть простым, ясным, предельно кратким и … скромным.
Название «Хамелеон» метафорично: да, Очумелов меняет свое отношение к щенку в зависимости от того, чей это щенок. Но, сняв шинель, полицейский надзиратель остается в кителе, который хотя бы немного, но должен отличаться по цвету от шинели. Поэтому можно сказать, что Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле, постоянно меняя свой цвет.
Мы продемонстрировали вам начальный уровень работы с текстом художественного произведения при помощи метода ассоциативного мышления. При систематическом использовании этого метода можно расширить его возможности от предметной ассоциации до ассоциаций на уровне ощущений.
Предположим, при изучении рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник», оттолкнувшись от того, что слово «гайка» употребляется в тексте 14 раз, сделать выводы: Денис Григорьев – «винтик», «незначительная деталь» патриархального мира России; следователь (без имени и фамилии) – тот же «винтик» государственной машины судопроизводства, представляющий мир русского «европейца». И между ними пропасть.
Анализ рассказа «Степь» можно построить на трёх ассоциациях: 1) степь – простор, необходимый каждому человеку, чтобы идти вперёд (патриотическая направленность); 2) степь – полёт (человеку необходимо подняться над мещанскими буднями и обывательскими интересами); 3) степь – дорога, которую каждый выбирает сам.
Имя извозчика Ионы в рассказе «Тоска» - ассоциации с пророком, чьи писания вошли в Библию. А, следовательно, перед нами не просто история маленького человека с его горестями и страданиями, а история Человека, одинокого в мире других людей.
Богаты на ассоциации на уровне ощущений рассказы А.П.Чехова «Крыжовник»: «Брат мой Николай, сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идёт такой вкусный запах по всему двору…» - воплощение мечты;
«Ионыч»: «..во дворе пахло жареным луком» - знак пошлости и мещанства;
«Моя жизнь»: «…много бутылок, букет из роз, пахнет весной и дорогою сигарой, пахнет счастьем,- и всё, кажется, так и хочет сказать, что вот-де пожил человек, потрудился и достиг, наконец, счастья, возможного на земле».
Заключение
Приведенные мной примеры использования метода ассоциативного мышления, конечно, не являются эталоном. Технология использования этого метода строго индивидуальна. Она зависит от изучаемой темы, от возраста учащихся, от уровня класса. Но в одном я уверена, что регулярное использование метода ассоциативного мышления на уроках литературы развивает воображение школьников, позволяет углубиться в текст художественного произведения, понять его смысл. Кроме того этот метод является эффективным способом формирования компетенций, поддерживающих творческую деятельность учащихся.
«…слово, случайно запавшее в голову, распространяется вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакций, извлекая при своем «западании» звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно связан с опытом и памятью, с воображением и сферой бессознательного и осложняется тем, что разум не остается пассивным, он во все вмешивается, контролирует, понимает или отвергает, созидает или разрушает».
Джани Родари