Мастер-класс «Диафильмы для малышей: от теории к практике»
Пояснительная записка к презентации
Уважаемые коллеги, вспомните, как давно вы смотрели диафильмы сами или вместе со своими детьми? Какие у вас остались воспоминания? Например, у меня очень теплые. Гаснет свет, «поет лампа», атмосфера сказки и волшебства.
Третий год я со своими коллегами – воспитателями групп раннего возраста создаю диафильмы для наших воспитанников. Сюжетами становятся события из жизни детей, любимые сказки.
Накопленный опыт позволил мне в ноябре 2018 года провести мастер-класс «Диафильмы для малышей: от теории к практике» для педагогов нашего города.
Сначала хотелось бы коснуться некоторых тонкостей, которые связаны с разными этапами работы над диафильмом. Итак, каковы «подводные камни» создания диафильмов. На сегодняшний день мы насчитали их семь.
1. Использование скоропортящихся материалов.
В нашей копилке есть три диафильма, где использованы овощи. Съемка была проведена за один день. Ну и, конечно же, дети не имели возможность поиграть с такими персонажами, как с куклами. Только смотреть.
2. Дети – герои диафильмов.
Каждый ребенок хочет увидеть себя на экране. Поэтому важно правильно выбрать тему, где были-бы задействованы все воспитанники. При монтаже нужно подобрать фотографии так, чтобы все дети, участвовавшие в съемке, попали в окончательный вариант диафильма.
3. Использование штатива при съемке и оптимальный формат файла.
Штатив – очень хорошая и полезная вещь. Если его нет – используем столы и подручный материал. Статичность фотоаппарата при съемке позволяет не заваливать горизонт.
Если вы используете зеркальный фотоаппарат, то выбирайте самый большой формат файла при съемке. В данном случае вы получаете больше возможностей для маневра при обработке снимка. Например, raw формат. При обработке мы его сохраняем как tif.
4. «Проба пера» - выполнение пробных снимков.
Очень рекомендуем выполнять пробные снимки прежде, чем снимать весь диафильм. Как видите, можно выбрать оптимальный вид кадра.
А)
Б)
В)
5. Съемка всего диафильма за один раз.
Поскольку мы в большинстве случаев не используем профессиональную аппаратуру и зависим от вспышки фотоаппарата и естественного освещения результат может быть не всегда одинаковым. Пример перед вами.
А)
Б)
Под буквой Б) мы решили повторить фото под буквой А). Даже после обработки в графическом редакторе снимки отличаются по своему колориту. А – более теплый вариант. Второй снимок под буквой Б) свидетельствует о том, что нам не удалось приблизить к оригиналу.
6. Правильный выбор фона при комбинированной съемке.
Перед вами кадр из диафильма по сказке про снеговичков. Мы здесь решили накладывать фон. «Вырезали» и вставляли персонажей для каждого снимка. При съемке использовали черную ткань. При обработке фотографий оказалось, что черный фон вырезать очень сложно, т.к. фактура ткани была весьма неоднородна. Проведение пробной съемки позволило бы избежать в данном случае ненужных временных затрат.
7. Наложение звука.
Здесь имеет значение правильное (дозированное) наложение звукового файла на слайд.
Теперь позвольте перейти к практической части. Выполним несколько упражнений.
Упражнение № 1. «Раскадровка».
Вам предлагается разложить текст минимум на 15 кадров. Сценарий «Цени и уважай творчество других. Сказка про Альбом и Карандаш» написан Алиной Насретдиновой, 11 лет, г. Благовещенск. Сценарий стал победителем 1-го литературного Международного конкурса «На своей земле», который проводится в республике Беларусь уже в 4 раз. Конкурс проходит при поддержке общественной организации Белорусский зеленый.
Сценарий диафильма
DOCX / 15.66 Кб
Для упражнения откройте, пожалуйста, документ под названием «Сценарий диафильма».
Упражнение № 2. Подготовка декораций и персонажей.
Теперь давайте пофантазируем, из каких материалов мы можем сделать диафильм по данному сценарию. Обратите внимание на условие конкурса – не использовать компьютерную графику.
В нашем случае мы использовали цветной матовый картон, цветную тонированную и бархатную бумагу. Маркеры белого и черного цвета. Основой для создания первого кадра стала раскраска Карлы Жерар.
В этом учебном году мы осваиваем новое направление в создании диафильмов, которое можно условно назвать «учебными». Изучая материалы, мы встретили в интернете большое количество учебных диафильмов как для школьников, так и для дошкольников. Примеры перед вами.
Проводя аналогию с учебными фильмами, можно сказать, что учебные диафильмы – это фильмы, которые используются в учебных целях, учебно-воспитательном процессе.
Предлагаем рассмотреть создание учебного фильма на конкретном примере. Откройте презентацию под названием «Шаблон диафильма».
Шаблон диафильма
PPTX / 49.11 Мб
Давайте его внимательно рассмотрим. Диафильм учебный, предназначенный для совместного просмотра взрослого и ребенка. Взрослому отводится ведущая роль.
Все наши диафильмы начинаются одинаково – с логотипа нашей фильмостудии. Далее – название диафильма, правда пока без картинки. Далее – пояснительная записка. После них – идут слайды с упражнениями. При этом отсутствуют фотографии в слайдах 6 и 7. Их мы с вами будем выбирать, обрезать и вставлять. Самый последний слайд – авторский коллектив. Вам необходимо указать себя как соавтора в конце – монтаж.
Упражнение № 3. Отбор и обработка отснятого фотоматериала, монтаж.
Открываем папку «Фотографии». В ней папка «Обложка». Работаем в соответствии с планом. Выбираем фото, обрезаем и размещаем на слайде. Размещаем текст названия. Помните, что размер всего слайда: 19,05 на 25,44 см
Фото для обложки диафильма
JPG / 10.4 Мб
Фото для обложки диафильма_2
JPG / 8.93 Мб
Упражнение № 4. Отбор и обработка отснятого материала, монтаж.
Работаем со слайдами 6 и 7.
Фото для слайда 6
JPG / 2.2 Мб
Параметры фото для слайда № 6: 16,24 на 25,4 см.
Параметры фотографий для слайда № 7: 12,7 на 16,24 см.
Фото для слайда 7 (исходное положение)
JPG / 10.03 Мб
Фото для слайд 7 (выполнение упражнения)
JPG / 9.93 Мб
Упражнение № 5 Нумерация слайдов.
Нумеруем диафильм. Нумерация с 3 слайда.
Упражнение № 6 Работа с титрами.
Указываем себя в составе монтажной группы.
Поздравляем, диафильм готов!
Надеемся, что наши советы помогут вам при самостоятельной работе над диафильмом.