Мастер – класс по пластилинографии «Цветок для Дюймовочки» (ДОУ)
Мастер – класс по пластилинографии
«Цветок для Дюймовочки»
Суркаева Анастасия Васильевна,
воспитатель
МБДОУ детский сад №31 «Заря» г. Пятигорск
Конспект с описанием и фото всех этапов мастер – класса
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
У детей младшего и среднего возраста особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Выполненная фигура стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия.
Сюжетом для лепки послужило чтение сказки Г.Х. Андерсона «Дюймовочка».
На пятом году жизни воспитатель учит детей восприятию предмета в целом (прежде всего его формы), а затем тех свойств, передача которых дает возможность изобразить особенности предмета. Большое место отводится ознакомлению детей с сенсорными эталонами - формой и величиной.
Благоприятное развитие процесса лепки зависит от правильного руководства со стороны педагога. Специальные исследования показывают, что благоприятное влияние продуктивную деятельность оказывают наблюдение окружающего, чтение художественной литературы с целевой установкой («Вылепи по сказке…»). Подобные установки активизируют мысль детей чтения или наблюдения, а также заставляют их после чтения еще и еще раз рассматривать иллюстрации.
Воспитатель - На улице тепло, светит солнце! Я предлагаю сегодня порадовать себя. А что больше всего нравится маленьким леди?! Конечно же - это цветы. Давайте сделаем цветок для Дюймовочки!
Мастер класс проводился в утренние часы. Воспитатель показывает и называет каждый этап мастер – класса и технический прием, который необходимо использовать на этом этапе.
На начальном этапе использовалась техника фактурной пластилинографии- изображение больших участков картин на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением.
Ведущий метод обучения формообразующим движениям, был показан, сопровождаемый простым, точным объяснением действий.
Для начала мы берем разные цвета пластилина. 2. Делаем из них пластинки и раскатываем на подготовленные детали.
На следующем этапе использовалась техника - контурной пластилинографии - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Особенности выполнения данной работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3.Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда вплетены физкультурные минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение.
Итак, работа продолжается…
При выполнении задания дети закрепили основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание и присоединение.
Дети эмоционально переживают то, что видят и слышат. У них складывается определенное доброжелательное или отрицательное отношение к тому, что они восприняли. Этот эмоциональный подъем влияет и на результат изобразительной деятельности детей. Под влиянием своих чувств они наделяют образ теми выразительными чертами, которые помогают окружающим понять отношение ребенка к образу, а в некоторых случаях и содержание изображаемого.
Образ, создаваемый ребенком, обладает вполне определенными чертами выразительности. Под воздействием эмоций, дети сопровождали работу пересказом эпизода из сказки.
В завершении мастер – класса воспитатель вместе с детьми рассматривает, что у них получилось, дает положительную оценку работам, еще раз уточняет его основные части.
Список использованной литературы
Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. Москва, «Просвещение», 1986.