Мастер-класс на тему «Учение как увлечение»
Мастер – класс «Учение как увлечение»
учителя начальных классов
МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И.Спирина»
Ковыляевой Дарьи Борисовны
на тему «Эффективные методы обучения в начальной школе»
Цель мастер-класса: познакомить с наиболее эффективными методами работы на разных этапах урока в начальной школе.
Аудитория: Учителя начальных классов
Приветствие.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Дарья Борисовна и я хочу представить вам мастер- класс под названием «Учение как увлечение» и рассмотреть основные методы обучения, которые можно использовать на уроках в начальной школе. Рассмотрим первую группу методов.
1. Методы, которые можно использовать как настрой на работу, установление контакта между учениками и учителем.
- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с упражнения «Поздоровайся глазами», которое поможет нам настроиться на дальнейшую работу. Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
- Метод который я предложу вам сейчас, можно использовать при знакомстве с классом. Предлагаю вам познакомиться используя метод «Автограф».
На столах у вас лежат карточки
Метод «Автограф»
Фамилия Имя Отчество
1.
2.
3.
4
Сейчас как только я включу музыку, вам необходимо собрать как можно больше автографов, заполнив данную таблицу. (Звучит музыка)
Кто собрал больше всего автографов?
Этот метод можно проводить для знакомства с новым классом, во время проведения внеклассных мероприятий. Графы могут быть разными: к примеру, записать имя и прилагательное, которым ребёнок себя характеризует (Петр сильный, Катя любимая и др.)
Также можно использовать и другие методы, которые эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе: «Добро в ладошках», «Поздоровайся локтями», «Мой цветок», «Доброе утро», «Летающие имена».
2. Методы, которые можно использовать Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений
Такие методы, как «Ладошки», «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад» Упражнение "Лицензия на приобретение знаний", «Большая стирка», позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Метод «Ладошки»
- Уважаемые коллеги, на столах у вас лежат ладошки
Давайте определим, что вы ожидаете от нашего семинара, а чего опасаетесь. Для этого на одной стороне ладони напишите ожидания, а на другой опасения.
В конце мастер-класса мы вернёмся к этим ладошкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на мероприятии.
3. Методы презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Методы: «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» «Пометки на полях» или «Инсерт», «Синквейн» «Верные – неверные утверждения», «Лекция со стопами», «Ковёр идей» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, определить основные направления для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Я предлагаю вам метод «Инсерт» Данный метод позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Что мы с вами сейчас и сделаем. На столах у вас лежат листочки (показываю наглядно)
Предлагаю вам сейчас сделать следующие пометки «+» - если вам знаком метод, «-« если вы не знакомы с данным методом, «!» - если вы хотите более подробно познакомиться с данным методом.
«Солнышко и туча» «Светофор» «Ковёр идей» «Добро в ладошках» «Воздушный шарик» «Парный выход» «Поздоровайся локтями» «Фруктовый сад» «Синквейн» «Инфо-угадай-ка» «Автограф» «Четыре стихии» «Автобусная остановка» «Кластер» «Ульи» «Ресторан» |
4. Методы подведения итогов (Рефлексия)
Завершить урок, или любое внеклассное мероприятие, классный час можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Ресторан», упражнение «Комплименты», «Письмо самому себе», «Солнышко и туча» Метод «Солнышко и туча», удобен тем что сразу можно убить двух зайцевВ начале урока дети пишут свои ожидания – на солнышках, опасения – на тучках. В конце урока: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
Я предлагаю воспользоваться другим методом для этого этапа нашего мастер-класса.
Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от участников.
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на один из вопросов, который записан на цветных листочках (они лежат у вас на столах):
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
(Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист, комментируя).
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к «Ладошкам». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они и наклейте ладошки в соответствующий столбик
Оправдались
Опасение ожидание опасение и ожидание
- Надеюсь, мастер-класс был полезен. Спасибо всем за работу.