Мастер-класс на тему «Творчество учителя как важнейший фактор качества знаний ученика»
Козлова Ольга Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Беркутская СОШ»
Ялуторовского района
Мастер - класс «Творчество учителя как важнейший фактор качества знаний ученика»
Организационный момент.
-Уважаемые коллеги! Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы. Не менее замечательны и слова Бернарда Шоу: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Я прошу Вас сесть поудобнее и ответить на моё приветствие после той фразы, которую посчитаете обращением именно к Вам.
- Здравствуйте те, кто уже проснулся!
- Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!
- Здравствуйте те, кто способен любить!
- Здравствуйте те, кто желает творить!
-Помашите мне те, кто уверен, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки? Я тоже в это верю, итак, начнём!
- И это обнадёживает. Итак, внимание на экран. Немного статистики на наше занятие.
Слайд №1.
Соцопрос показал:
52% россиян никогда не покупают книг, 37% их никогда не читают;
еще два года назад вариант «активно читаю» относило к себе 30% населения,
сейчас – только 23%;
доля систематически читающей молодежи снизилась с 48 % до 28%;
50% россиян признались, что за последний год не прочли ни одного художественного произведения;
21 % читающих граждан брали книги у знакомых и родственников, 20% покупали, еще 20% читали те книги, которые есть у них дома, 12 % обращались к Интернету и всего 9% брали книги в библиотеке;
каждый второй в России читает газеты (52%), каждый третий – книги(35%), каждый четвертый – журналы(24%). Четвертая часть респондентов заявила, что ничего не читает;
художественную литературу читают 59%, легкое чтение на повседневные темы(мода, кулинария, быт) предпочитает 43% опрошенных, 35% читают литературу по специальности, а 28% - справочную и учебную литературу;
россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и тайландцам и египтянам. Для примера: в Индии читают в среднем 10,7 часа в неделю, в Китае – 8 часов, в России – 7,1;
Педагог.
- Верите ли вы, что можно сегодняшних детей можно научить учиться?
- Многолетний опыт учителей показал, что и даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти приём, который позволит не просто ввести учащихся в тему урока, но и организовать их самостоятельную деятельность, разделившись на 3 группы с помощью фигурок, которые вы сами выберете. Спасибо, я надеюсь, что вы с интересом будете работать на сегодняшнем мастер-классе, немного почувствуете себя в роли ученика, возможно, какие-то элементы возьмете на заметку.
"Символьный тест" Разделение на группы
(слайд)
Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.
1 группа.
Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.
2 группа.
Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.
3 группа.
Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.
Итак, начнем работу. Обратите внимание на доску, где нарисовано «Дерево предсказаний». Ствол дерева – тема, ветви предположения, которые рисуются по двум направлениям – «возможно», «вероятно», листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
«С ЧИСТОГО ЛИСТА»
- У меня в руках чистый лист. Какой ещё он? (Стандартный, белый, легкий, прямоугольный, безупречный, незапятнанный, совершенный)
- А сейчас какой? (смять лист – мятый, но в нашем понимании чистый – гладкий, ровный) (разорвать пополам – порванный, испорченный)
Чистый лист… На нём можно написать «Я помню чудное мгновенье…»; можно начертить нотный стан, а через какое – то время сыграть с листа «Лунную сонату»; можно вывести теорию относительности или систему химических элементов – и можно состряпать жалобу, гнусную анонимку, от которой вздрогнет и разорвётся хрупкое человеческое сердце. Чистый лист… Пока чистый. Но на нём обязательно появятся буквы, ноты, цифры. И главное не в том, что написано, а в том, кто писал и как писал: или человек с открытой душой, или существо, уже успевшее загубить душу.
ЗАДАНИЕ группе № 1.
Можно ли нарисовать стихотворение? Я думаю, что можно. Вы можете прямо сейчас взять в руки любой фломастер и нарисовать всё, что вам захочется. Работая в группе, вы будете свободны в своих действиях, высказываниях.
Слабое, вечное, легкое, стройное,
Очень красивое, жизни достойное,
Ангельски нежное, светлое, лучшее,
Кроткое, милое, слабо-гнетущее.
Всеми любимое, мягко-душистое,
Доброе, дивное и шелковистое.
Солнечно-яркое, облачно-белое,
Светло-небесное, очень несмелое.
ЗАДАНИЕ группе № 2.
Наблюдая за деятельностью сельского педагога, не перестаешь удивляться тому, как много вмещает в себя ее рабочий день. Может ли себе позволить успокаиваться даже на вершине успеха человек, накрепко связанный со школой, и для которого сама жизнь – ЖИЗНЬ с ЧИСТОГО ЛИСТА?
Группы получают текст, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо заполнить пробелы, сохраняя смысловое единство текста.
Что же нам, друзья мои, делать с___________________? Почему же
мы так заколдованы ими, да еще заколдовываем наших __________,
их,__________, всю______________? Делаем это ради_____________?
А может быть, для того, чтобы свалить на них_______________? Мы сами сознательно
создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей! Не кажется ли это вам,_______________, странным и неестественным? Каждый_______________убедительно говорит нам, что ____________ рождают в на-
шей_________________жизни недоразумения, а не помогают успешно___________________ . В наших ______________ развивается нездоровая тенденция к
______________, они выдумывают сотни хитроумных способов для ________________,
они
Начинают______________, вырывают_______________. Даже такое проявление активности и интереса, как__________________, и то
служит корыстным целям____________________________.
ЗАДАНИЕ группе № 3.
Метод «3 шляп»
Вашей группе предлагается представить свой читательский опыт, свои впечатления и мысли по известному тексту, исходя из цвета шляпы.
Вы получаете шляпу и отправляетесь на страницы «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, которую, я думаю, каждый из вас читал. Ваша задача - проанализировать сказку с заданной позиции.
/Раздаются шляпы и памятки/
Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события).
Синяя шляпа - негативная (отрицательная оценка события).
Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие).
Кто – то из группы «наденет» шляпу соответствующего цвета и поразмышляет над сказкой 3 разными способами.
Заключительное слово.
- Мои юные друзья, сегодня я хотела показать вам, как интересные приёмы на уроке могут раскрывать возможности учащихся. Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали и искренне желаю нам всем, чтобы:
- мы на каждом шагу пытались бы раскрасить нашу жизнь более яркими красками;
- нас всегда окружали люди, перед которыми можно было бы «снять шляпу»;
- и всегда помнить: «Жизнь заключается не в том, чтобы ждать, когда пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем»
- Берегите свои души от уныния, тоски, бегите от одиночества. Не забывайте, что мы сами себе можем причинять страдания, терзая свою душу неудачами и разочарованиями.
Выбор за тобой
«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта.
ЗАДАНИЕ группе № 3.
Метод «3 шляп»
Вашей группе предлагается представить свой читательский опыт, свои впечатления и мысли по известному тексту, исходя из цвета шляпы.
Вы получаете шляпы и отправляетесь на страницы «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, которую, я думаю, каждый из Вас читал. Ваша задача - проанализировать сказку с заданной позиции.
ПАМЯТКА,
1. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события в сказке).
2. Синяя шляпа - негативная (отрицательная оценка события в сказке).
3. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие в сказке).
Кто – то из группы «наденет» шляпу соответствующего цвета и поразмышляет над сказкой 3 разными способами.
Жёлтая шляпа- позитивная |
Синяя шляпа - негативная |
Красная шляпа - эмоциональная |
Заполняем таблицу примерами из сказки
"Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
Жёлтая шляпа- позитивная |
Синяя шляпа - негативная |
Красная шляпа - эмоциональная |