Мастер-класс на тему «Творчество учителя как важнейший фактор качества знаний ученика»

2
0
Материал опубликован 26 December 2018

Козлова Ольга Леонидовна,

 учитель русского языка и литературы

МАОУ «Беркутская СОШ»

Ялуторовского района

Мастер - класс «Творчество учителя как важнейший фактор качества знаний ученика»

Организационный момент.

-Уважаемые коллеги! Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы. Не менее замечательны и слова Бернарда Шоу: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Я прошу Вас сесть поудобнее и ответить на моё приветствие после той фразы, которую посчитаете обращением именно к Вам.

- Здравствуйте те, кто уже проснулся!

- Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!

- Здравствуйте те, кто способен любить!

- Здравствуйте те, кто желает творить!

-Помашите мне те, кто уверен, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки? Я тоже в это верю, итак, начнём!

- И это обнадёживает. Итак, внимание на экран. Немного статистики на наше занятие.

Слайд №1.

Соцопрос показал:


52% россиян никогда не покупают книг, 37% их никогда не читают;


еще два года назад вариант «активно читаю» относило к себе 30% населения,


сейчас – только 23%;


доля систематически читающей молодежи снизилась с 48 % до 28%;


50% россиян признались, что за последний год не прочли ни одного художественного произведения;


21 % читающих граждан брали книги у знакомых и родственников, 20% покупали, еще 20% читали те книги, которые есть у них дома, 12 % обращались к Интернету и всего 9% брали книги в библиотеке;


каждый второй в России читает газеты (52%), каждый третий – книги(35%), каждый четвертый – журналы(24%). Четвертая часть респондентов заявила, что ничего не читает;


художественную литературу читают 59%, легкое чтение на повседневные темы(мода, кулинария, быт) предпочитает 43% опрошенных, 35% читают литературу по специальности, а 28% - справочную и учебную литературу;


россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и тайландцам и египтянам. Для примера: в Индии читают в среднем 10,7 часа в неделю, в Китае – 8 часов, в России – 7,1;

Педагог.

- Верите ли вы, что можно сегодняшних детей можно научить учиться?

- Многолетний опыт учителей показал, что и даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти приём, который позволит не просто ввести учащихся в тему урока, но и организовать их самостоятельную деятельность, разделившись на 3 группы с помощью фигурок, которые вы сами выберете. Спасибо, я надеюсь, что вы с интересом будете работать на сегодняшнем мастер-классе, немного почувствуете себя в роли ученика, возможно, какие-то элементы возьмете на заметку.

"Символьный тест" Разделение на группы

(слайд)

Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.

1 группа.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

2 группа.

Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

3 группа.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

Итак, начнем работу. Обратите внимание на доску, где нарисовано «Дерево предсказаний». Ствол дерева – тема, ветви предположения, которые рисуются по двум направлениям – «возможно», «вероятно», листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«С ЧИСТОГО ЛИСТА»

- У меня в руках чистый лист. Какой ещё он? (Стандартный, белый, легкий, прямоугольный, безупречный, незапятнанный, совершенный)

- А сейчас какой? (смять лист – мятый, но в нашем понимании чистый – гладкий, ровный) (разорвать пополам – порванный, испорченный)

Чистый лист… На нём можно написать «Я помню чудное мгновенье…»; можно начертить нотный стан, а через какое – то время сыграть с листа «Лунную сонату»; можно вывести теорию относительности или систему химических элементов – и можно состряпать жалобу, гнусную анонимку, от которой вздрогнет и разорвётся хрупкое человеческое сердце. Чистый лист… Пока чистый. Но на нём обязательно появятся буквы, ноты, цифры. И главное не в том, что написано, а в том, кто писал и как писал: или человек с открытой душой, или существо, уже успевшее загубить душу.

ЗАДАНИЕ группе № 1.

Можно ли нарисовать стихотворение? Я думаю, что можно. Вы можете прямо сейчас взять в руки любой фломастер и нарисовать всё, что вам захочется. Работая в группе, вы будете свободны в своих действиях, высказываниях.

Слабое, вечное, легкое, стройное,

Очень красивое, жизни достойное,

Ангельски нежное, светлое, лучшее,

Кроткое, милое, слабо-гнетущее.

Всеми любимое, мягко-душистое,

Доброе, дивное и шелковистое.

Солнечно-яркое, облачно-белое,

Светло-небесное, очень несмелое.

ЗАДАНИЕ группе № 2.

Наблюдая за деятельностью сельского педагога, не перестаешь удивляться тому, как много вмещает в себя ее рабочий день. Может ли себе позволить успокаиваться даже на вершине успеха человек, накрепко связанный со школой, и для которого сама жизнь – ЖИЗНЬ с ЧИСТОГО ЛИСТА?

Группы получают текст, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо заполнить пробелы, сохраняя смысловое единство текста.

Что же нам, друзья мои, делать с___________________? Почему же

мы так заколдованы ими, да еще заколдовываем наших __________,

их,__________, всю______________? Делаем это ради_____________?

А может быть, для того, чтобы свалить на них_______________? Мы сами сознательно

создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей! Не кажется ли это вам,_______________, странным и неестественным? Каждый_______________убедительно говорит нам, что ____________ рождают в на-

шей_________________жизни недоразумения, а не помогают успешно___________________ . В наших ______________ развивается нездоровая тенденция к

______________, они выдумывают сотни хитроумных способов для ________________,

они

Начинают______________, вырывают_______________. Даже такое проявление активности и интереса, как__________________, и то

служит корыстным целям____________________________.

 

ЗАДАНИЕ группе № 3.

Метод «3 шляп»

Вашей группе предлагается представить свой читательский опыт, свои впечатления и мысли по известному тексту, исходя из цвета шляпы. 

Вы получаете шляпу и отправляетесь на страницы «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, которую, я думаю, каждый из вас читал. Ваша задача - проанализировать сказку с заданной позиции.

  /Раздаются шляпы и памятки/

Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события).

Синяя шляпа - негативная (отрицательная оценка события).

Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие).

Кто – то из группы «наденет» шляпу соответствующего цвета и поразмышляет над сказкой 3 разными способами.

Заключительное слово.

- Мои юные друзья, сегодня я хотела показать вам, как интересные приёмы на уроке могут раскрывать возможности учащихся. Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали и искренне желаю нам всем, чтобы:

- мы на каждом шагу пытались бы раскрасить нашу жизнь более яркими красками;

- нас всегда окружали люди, перед которыми можно было бы «снять шляпу»;

- и всегда помнить: «Жизнь заключается не в том, чтобы ждать, когда пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем»

- Берегите свои души от уныния, тоски, бегите от одиночества. Не забывайте, что мы сами себе можем причинять страдания, терзая свою душу неудачами и разочарованиями.

Выбор за тобой

«Это невозможно!» - сказала Причина.

«Это безрассудство!» - заметил Опыт.

«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.

«Попробуй…» - шепнула Мечта.

 

 

ЗАДАНИЕ группе № 3.

Метод «3 шляп»

Вашей группе предлагается представить свой читательский опыт, свои впечатления и мысли по известному тексту, исходя из цвета шляпы.

Вы получаете шляпы и отправляетесь на страницы «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, которую, я думаю, каждый из Вас читал. Ваша задача - проанализировать сказку с заданной позиции.

ПАМЯТКА,

1. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события в сказке).

2. Синяя шляпа - негативная (отрицательная оценка события в сказке).

3. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие в сказке).

Кто – то из группы «наденет» шляпу соответствующего цвета и поразмышляет над сказкой 3 разными способами.

Жёлтая шляпа- позитивная

Синяя шляпа - негативная

Красная шляпа - эмоциональная

     

Заполняем таблицу примерами из сказки

"Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Жёлтая шляпа- позитивная

Синяя шляпа - негативная

Красная шляпа - эмоциональная

     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.