Внеклассное мероприятие по русскому языку «Учение с увлечением» (5–9 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ковернинская средняя школа №1»
Ковернинского района Нижегородской области
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Учение с увлечением»
5-9 классы
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Унжина Наталья Петровна
п. Ковернино
2016
Велико значение языка в жизни человека. В народе издавна бытуют пословицы о языке. А какие пословицы о языке известны вам? «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук», «Без языка и колокол нем» и пр.
Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным и трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что русский язык - удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
Сегодня я вам открою некоторые секреты русского языка, которые сделают нашу встречу еще более интересной. Обычно секреты хотят, чтобы их хранили втайне. Но у меня для вас особые секреты – «секреты-наоборот». Они только и мечтают, чтобы их открыли. Кто-то может подумать: «Очень нужны мне такие секреты! Ведь правила все равно все не одолеешь».
Однако представьте себе такую картину: Вы стоите на пороге ярко освещенного зала, в котором все ваши друзья собрались на…бал. Да! На самый настоящий бал. К этому балу все готовились очень долго, а вам лень было, вы били баклуши, лодыря гоняли. Но посмотреть на него хоть одним глазком захотелось. И вот вы оказались на пороге праздничного зала в грязной одежде, с запачканными руками, а там все такие красивые, нарядные, веселые! И вдруг – о ужас! – кто-то схватил вас за руку и вытащил на середину зала. Как вам стало неуютно среди этих веселых и счастливых «принцев» и «принцесс»! Тем более что в глубине души вы знали, что все произошло по вашей вине – из-за лени.
Именно так неуютно чувствует себя среди грамотных людей тот, кто не в ладу с русским языком, с правописанием и кто не понимает всю его красоту и богатство. И сегодня мы лишь попробуем приоткрыть завесу в интересный и увлекательный мир нашего языка! Освоим некоторые правила написания, произношения, употребления слов, а также выразительных возможностей языка.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык.
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи, выучи русский язык.
Но прежде чем штурмовать «познания кручи» давайте разомнемся.
Образуйте формы множественного числа от слов:
болотище - … (болотища),
домище - … (домища),
ручища - … (ручищи),
ребенок - … (дети, ребята),
бремя - … (форма им. пад. не образуется),
уголь - … (уголья),
Пальтецо - … (форма им. пад. не образуется).
Как научиться писать без ошибок? Знать орфографические правила и уметь их применять, как всем известно, недостаточно. Очень уж много исключений, словарных слов.
Но грамматика не бездна правил, требующих зубрёжки, а увлекательная наука о законах родного языка.
Надежда поможет! Надевать и одевать Наверное, мало есть на свете людей, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ. Вот простой приём, который поможет контролировать себя. Запомним: одевать Надежду – надевать одежду. Искусство побеждать Как не ошибиться в написании слова ИСКУССТВО? Тем, кто хоть раз проиграл в схватке с этим коварным словом, советуем при новой встрече с ним сразу же настроиться на победу – показать себе два пальца: V – victory – победа! И заодно, пересчитав пальцы, вспомнить: 2 буквы с – во 2-м случае. О голодном интеллигенте Известно, как трудно научиться правильно писать слово ИНТЕЛЛИГЕНТ. Одни, как говорила когда-то героиня старого телефильма, проверяют его словом «телега», другие, более развитые, - словом «интеллект», - и опять плохо. Запомните спасительное мнемоническое предложение: «ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент». Эффект поразительный! Девочка Ира и ослик ИА (чередующиеся гласные в корне слова)Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.
Кража!
МошеННик у тружеНика одну Н украл!
Да ты же сам знаешь, джазист! Как запомнить согласные, после которых пишется суффикс профессии –чик? Да ты же сам знаешь! Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: д, т, ж, с, з. Это же правило можно усвоить с помощью слова джазист. Правило это очень трудное, поэтому давайте потренируемся. ( хлопаем -чик, топаем -щик) каменщик, извозчик, разведчик, спорщик, переводчик, грузчик, Разносчик, Перебежчик Правильно поставить ударение в словах помогут такие рифмы. Чтобы лучше запомнить, давайте их произнесем вместе. 1-й ряд.Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
2-й ряд.
Фёкла красная, как свЁкла!
3-й ряд.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
Все вместе.
Хватит баловАться,
Будем улыбаться.
Произнести вместе по рядам.
Еще один секрет: оказывается у слова есть не только его истинное толкование, которое мы можем найти в Толковом словаре (например, Ожегова, Даля), но и шутливое, ложноэтимологическое, как называют его ученые-языковеды. Таким образом в языке рождаются «ассоциативные каламбуры». Сближаются слова, имеющие лишь внешнее звуковое сходство. Например, курятник – место для курения.
Попробуем и мы с вами составить такой бестолковый словарь:
Брюква-штанина
Варвар-повар на двух ставках
Ветрянка –ураган
Заморыш-иностранец
Лодырь-тот, кто делает лодки
Речка-короткая речь
Странник-чудак
Тысячелистник – толстый роман
Ошалеть-купить шаль,пуховый платок
Оболтус-гайка
Браконьеры-молодожены
Если ВЫ повесили нос, то зарубите себе на носу (и хоть кровь из носу) выполняйте правило первое: выше нос! Если кто-то суёт нос в ваши дела и пытается водить вас за нос и даже оставить с носом, то, встретившись с ним нос к носу, скажите ему: «Мне это не по ноздре». И он поймёт, что вам это не нравится, сразу перестанет задирать нос.
Если ваш знакомый будет вам надувать в уши, лучше держать ушки на макушке, а не хлопать ушами, а заодно сказать ему: «не надо висеть у меня на ухе, а то от твоих сплетен уши вянут.
Шуточная игра на прощание «Еще одно эхо»
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …
Скажу я слово потолок.
А ты ответишь…
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты…
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты храбрец
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечай:
…
Все мы — для кого русский язык дорог — несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. «Мал язык — да горами качает!» — говорит пословица. Так будем же с уважением относиться к этому гиганту. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.
Список использованной литературы:
Фразеологический словарь русского языка под ред. А. Н. Тихонова – М.:2008.
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе. – М., 2011.
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе. – М., 2011.
Интернет-ресурсы:
https://doc4web.ru /Внеклассное мероприятие по русскому языку «Веселый урок»/
http://slovo.yaxy.ru/137.html
Автор и источник заимствования картинок неизвестен