Мастер-класс «Жанры устного народного творчества, песенные жанры»

4
0
Материал опубликован 30 September 2022

  Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «ДТДиМ»

 

                      МАСТЕР-КЛАСС                                                     

 «Жанры устного народного                  творчества,

песенные жанры»


Косачева Наталья Юрьевна

педагог дополнительного образования



МАСТЕР-КЛАСС «Жанры устного народного творчества, песенные жанры»

г.Хабаровск

2022



Информационная карта Мастер-класса

Название

МАУДО «ДТДиМ»

Ф.И.О.

Косачева Наталья Юрьевна

Должность

Педагог дополнительного образования

категория

первая

Тема мастер-класса

«Жанры устного народного творчества, песенные жанры»

Место проведения

МАУДО «ДТДиМ»

Дата проведения

декабрь 2021г

Целевая аудитория

педагоги дополнительного образования

Продолжительность

60 мин

Форма организации

Мастер-класс

Количество участников

15

Этапы и содержание деятельности на

этапах

Этап 1. Подготовительно-организационный

Этап 2. Основная часть.

Этап 3. Заключительное слово.

Список информационных источников

1.Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа _ авт. Коринфский А.А.-М, 1901. Электронный вариант http://www.booksite.ru/fulltext/kor/inp/hsky/index.htm

2. Знакомство детей с русским народным творчеством. Мет. Пос. для педагогов. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова - СПб, 2008

3. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. - М., 2000.

4. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учеб.-метод, пособие. авт. Рытов М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде._автор Рыженков Г. Электронная книга http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/rugenk/i.

Пояснительная записка

Актуальность

Перед современным российским обществом стоит задача возрождения культурных традиций русского народа и формирования духовного мира человека третьего тысячелетия.

Устное народное творчество, песенные жанры уникальное явление культуры, отражающее национальное художественное сознание и менталитет русского народа. Познание и приобщение детей к наследию прошлого, народной культуре, к ценностям русского народа, является необходимым условием духовного становления, эстетического и нравственного воспитания и развития личности ребенка.

Практическая значимость

Данный мастер-класс можно использовать в работе с учащимися, педагогами, родителями.

Представленный мастер – класс дает возможность познакомиться с педагогическим опытом педагога. Раскрывает практические методы и приемы, подтверждающие данный опыт.

Цель

Передача педагогического опыта полученного в результате творческой деятельности.

Задачи

Организовать взаимодействие участников для профессионального общения.

Показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.

Повышать профессиональное мастерство участников.

Методы и приемы

Наглядный ( показ способов действий)

Практический: (упражнения, выполнения задания)

Словесный: (объяснение, пояснение, вопросы, советы)

Игровой (имитация, игровые действия, обыгрывание сказки)

Содержание

Практическое представление собственной или заимствованной методики преподавания или технологии изготовления.

Материалы

и оборудование

Баян, музыкальные шумовые инструменты, реквизит к сказки


План проведения мастер-класса.

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный:

Постановка целей и задач

Приветствие всех участников МК. Настроить коллег на работу. Введение в матери­ал.

Встраиваются в диалог. Проявляют активную позицию.

Основная часть.

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Информирует участников о ходе Мастеркласса.

Раскрывает теоретические и практические основы опыта в соответствии с темой.

Показывает приёмы и методы, работы с комментариями.

Привлекает участников к участию в играх, упражнениях.

Отвечает на вопросы.

Воспроизводят, конструируют элементы педагогической практики.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей.

Слушают, задают вопросы на уточнение.

Заключительное слово.

Самоанализ проведённого МК

Организует обмен мнениями.

Предлагается самим дать оценку информации.

Дает советы и рекомендации, предложение использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

Благодарит коллег за участие.

Участвуют в обмене мнениями.

Благодарят педагога и друг друга за эффективную работу







Ход:


Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ничто так не может восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Один выход обратиться к нашим истокам и поможет устное народное творчество: ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые приёмы и методы, которые я использую в своей работе с детьми.

Тема нашего мастер класса: «Жанры устного народного творчества, песенные жанры».

Цель мастер класса поделиться своим профессиональным опытом полученным в результате творческой деятельности путем прямого показа методов и приемов.

Учащиеся объединения «Млада» будут помогать проводить наш мастер – класс.

Педагог представляет учащихся

Педагог: Устное народное творчество отличается исключительным богатством и

разнообразием. Сказки, загадки, поговорки, пословицы, скороговорки, потешки, заклички, былины, песни сочинялись русским народом на протяжении веков.

Давайте обратимся к пословицам. Какие вы знаете либо пословицы?

Ответы педагогов.

Педагог: Сейчас, уважаемые коллеги, мы с вами проговорим пословицы.

Я говорю, а вы вместе со мной повторяете:

Труд кормит, а лень портит.

Участники повторяют.

Лениться да гулять, добра не видать.

Участники повторяют.

А как вы считаете, какой это жанр устного народного творчества?

Ответы педагогов

Педагог: А сейчас я предлагаю вам перейти к скороговоркам.

Какие мышцы входят в наш речевой аппарат?

Ответы педагогов

Педагог: Правильно. В артикуляционном акте принимают участие мышцы языка, губ, щек, неба, мышцы поднимающие нижнюю челюсть, мышцы шеи.

А теперь давайте с вами проговорим скороговорку. Перед тем как приступить к разучиванию, нужно подготовить наш речевой аппарат.

Педагог проводит разминку

1.Упражнение: Губки в трубочку, в улыбочку. Язык пошел на улицу гулять, зашел в домик, почистил зубки, подмел домик, поскакал.

2.Упражнение: Поехали на мотоцикле в горку.

Педагог: Для отработки чёткости и ясности произнесения звуков и слов использую скороговорку «Бык тупогуб тупогубенький бычок».

«Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа».

Наша задача заключается в том, чтобы выполнять скороговорку используя мелкую моторику речевого аппарата. Чтение скороговорки следует начинать в замедленном темпе, отчётливо произнося каждое слово, каждый звук. Постепенно темп ускоряется, но нужно следить за тем, чтобы чёткость и ясность произнесения не снижалась.

Педагог показывает технику исполнения.

Педагог: Главное, научиться проговаривать ее без затруднения, что поможет во время пения не спотыкаться на словах и чувствовать себя уверенно на сцене.

Участники повторяют сначало в медленном темпе, затем в ускоренном.

Педагог: Хорошо. Молодцы!

Педагог: Теперь предлагаю выучить еще одну скороговорку с движениями «Веники, веники, веники помельки» .

Педагог показывает технику исполнения.

Веники, веники да веники-помелики.

Да по печи валялися, да с печки оборвалися.

Да кум Гаврила, кум Гаврила, я Гавриле говорила:

-Веретёно неточёно, в бане веники мочёны.

Педагог: Показываем движения: как мы подметаем; как веники падают с печи, веретено не точено; делаем сброс руками сверху вниз и руки ставим на пояс.

Педагоги в заданном ритме повторяют и показывают движения.

Педагог: Обязательно проговаривариваем скороговорку на распев.

Педагоги проговаривариваем скороговорку на распев.

Педагог: Вы замечательно справились с заданием. Надеюсь, что вы получили удовольствие от нашего исполнения.

А как вы думаете, какие навыки развиваются у детей при выполнении таких скороговорок?

Ответы педагогов.

Педагог: Использование скороговорок направлено на совершенствование речи, развитие слуха и внимания, овладение чувством ритма и двигательными навыками, а так же развитием навыков координации речи с движением.

А теперь обратимся к Загадкам. Загадка – жанр устного народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам.

Интересно, а наши загадки вы угадаете?

Педагоги загадывают загадки.

Педагог: «Каких камней в реке не бывает?»;

Два брата друг за другом бегут, а догнать друг друга не могут»;

«Все ест, ест да никак не наестся?»

Педагоги отгадывают загадки

Педагог: Переходим с вами к закличкам. А вы знаете для чего существуют заклички?

Ответы педагогов.

Педагог: Считалось, что закличка – это своего рода заклинание. Для того, чтобы после долгой морозной зимы, скорее приходила весна. Девушки выходили на улицу и пели заклички. « ЖАВОРОНУШКИ НА СОЛОМУШКЕ.» С возвращением перелетных птиц наступает весна. Люди обращались к природе с просьбой о богатом урожае. Например, когда была большая засуха и погибал урожай -закликали дождь «Гром гремучий тресни с тучи, дай нам людям дождь могучий» или наоборот, когда урожай погибает от дождей, пели « Уйди туча грозовая, у нас Нива трудовая. Ей зеленаю быть, нам с серпочками ходить. Жито рожь пожать и в снопочки повязать». А когда ребята шли за грибами в лес, а их не видно, то пели такую закличку «ГРИБ ГРИБОК, ПОКАЖИ ЛОБОК, ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВОК»

Педагог поет заклички

Педагог: Одним из самых увлекательных жанров устного народного творчества, считаю сказки. В каждой сказке - не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. Сказки бывают веселые и грустные, страшные и смешные. Они знакомы нам с детства и с ними связаны наши первые представления о мире, о добре и зле, о справедливости. По сказкам ставят оперы, спектакли. Сказка это богатый источник для развития ребенка, средство организации поведения. Ценность сказки – создание условий для максимальной реализации потенциала ребёнка.

Предлагаем вашему вниманию сказку «РЕПКА»?

И в чем же ее смысл? Давайте с вами вспомним о чем она?

Ответы педагогов

Педагог: Здесь говорится о взаимовыручке. А давайте и мы с вами поиграем в сказку «РЕПКА» учим сказку.Для этогом нам нужно познакомиться с сценарием и выучить текст:

Посадил дед репку

Ни малу, ни редку

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Выросла репка

Ни мала, ни редка

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Тянет-потянет, вытянуть не может

Барыня ты моя, сударыня ты моя


Позвал дед бабку

Бабка - за дедку, а дедка - за репку

Тянут-потянут, вытянуть не могут

Барыня ты моя, сударыня ты моя


Бабка внучку позвала

Внучка - за бабку, бабка - за дедку, а дедка - за репку

Тянут-потянут, вытянуть не могут

Барыня ты моя, сударыня ты моя


А внучка-то Жучку позвала

Собаку, стало быть.

Жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, а дедка - за репку

Тянут-потянут, вытянуть не могут

Барыня ты моя, сударыня ты моя


Жучка кошку позвала

Кошка - за Жучку, Жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, а дедка - за репку

Тянут-потянут, вытянуть не могут

Барыня ты моя, сударыня ты моя


Ой, без мышки-то нам не обойтись

Да уж.

Мышка - за кошку, кошка - за Жучку, Жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, а дедка - за репку

Тянут-потянут, вытянули репку!

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Педагог выдает реквизиты участникам сказки

Педагоги обыгрывают сказку под музыкальное сопровождение

Педагог: Таким образом, мы выяснили, что в устное народное творчество входят: пословицы, поговорки, заклички, загадки, скороговорки, сказки. Существуют еще песенные жанры. Песни бывают разные. Плясовые, лирические, шуточные, колыбельные, частушки, духовные стихи, военные, патриотические песни.

Как вы думаете за счет, каких букв получается песня?

Педагоги отвечают

Педагог: Конечно гласных. Потому что гласные буквы протяжные, их можно петь, распевать. Вот например лирическая песня поется нежно, медленно. Например «ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА»

Педагог показывает примеры

А плясовая песня поется быстро, отрывисто. Поем «ВО ПОЛЕ ОРЕШИНА»

А бывают песни шуточные «Северная скоморошина»

Вот частушки. «Я залезу на березу, ой какая высота. Гляну, гляну на милого, ой какая красота.»

Частушка создана от слова ЧАСТИТЬ. Т.е. меленько говорим, частим

Педагог: Так же есть духовные стихи, МОЛИТВЫ. Такие песни поются в храмах певчими. Дирижёр такого хора называется регент. Например «ОТЧЕ НАШ»

Педагог поёт

Педагог: А какая же русская народная песня без музыкальных инструментов? Давайте познакомимся с некоторыми русскими народными музыкальными инструментами. Ложки, трещетки, бубенцы – все это одним словом шумовые, ударные инструменты. Пожалуйста, возьмите инструменты.

Педагог раздает инструменты

Педагог: Предлагаю вам исполнить русскую народную мелодию «Во поле орешина», всем знакома эта замечательная музыка. Я буду вашим дирижёром. И чтобы наш оркестр звучал слаженно, прошу вас быть внимательными, следить за моей рукой, и внимательно слушать наших солистов.

Исп. русская нар. мелодия «Во поле орешина», в следующем порядке:

1.Ложки

2. бубенцы

3. Трещотки,

4.Металлофоны+ложки, бубенцы рубель, коробочки, трещотки

Педагог: Вы все замечательно справились с заданием. Надеюсь, что вы получили удовольствие от нашего исполнения. Скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытывали во время игры в оркестре и на мастер классе?

Ответы педагогов

Педагог: Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых, певческих навыков. А так же благодатный источник воспитания.

Педагог: Спасибо всем за участие, до новых встреч! Сохраняйте и передавайте устное народное творчество.



























































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.