Методическая разработка урока литературы по теме «Литература и фольклор. Загадка как жанр устного народного творчества» (5 класс)
Урок литературы 5 класс
Тема: Литература и фольклор.
Загадка как жанр устного народного вторчества.
Тип урока |
Урок сообщения новых знаний |
Цель урока |
Создание условий для усвоения понятия «загадка»; развитие умения отличать загадки от других видов устного народного творчества; формировать умение вычленять из устной речи главную и второстепенную информацию. |
Универсальные учебные действия |
|
Регулятивные |
Знакомство с загадкой как жанром устного народного творчества, умение сочинять собственные загадки |
Познавательные |
Выделять главную и второстепенную информацию, преобразовывать ее (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему). |
Коммуникативные |
Следовать правилам речевого общения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: оценивание смысла загадок и их роли в литературе. Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания литературного материала как средство получения знаний по другим предметам. Предметные: использовать полученные знания на других уроках литературы. |
Материально-технические средства |
проектор, презентация к уроку. |
№ |
Название этапа, цель |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Результат |
|
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность Цель для обучающихся: самоопределение к учебной деятельности
2 .Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. Цель для учителя: создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения
3. Проектирование и фиксация нового знания . Построение проекта выхода из затруднения. Цель для учителя: способствовать усвоению нового знания с помощью подводящего диалог
Цель для обучающихся: обдумать проект будущих учебных действий
4. Реализация построенного проекта Цель: уточнить общий характер нового знания и фиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. Цель для обучающихся: научиться в форме коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель для учителя: создать условия для уточнения обучающимися общего характера нового знания. Цель для обучающихся: научиться в форме коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
6. Самостоятельная работа Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Цель для обучающихся: научиться применять полученные знания при выполнении заданий нового типа.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель для учителя: Способствовать организации самооценки работы обучающихся. Цель для обучающихся: Самооценка обучающимися собственной учебной деятельностью
|
Приветствие. Психологический настрой на учебную деятельность
Слайд 1
Определение темы и цели
Слайд 2
Обсуждение
Подготовка к восприятию нового произведения
Слайд 3
Слайд 4 Беседа
Информация
Слайд 5
Прогнозирование темы и идеи произведений (загадок)
Слайд 6
Творческая работа
Проверка, защита проекта
Взаимооценка Оценивание учителем с комментированием
Самооценка
Рефлексия
Домашнее задание
Завершение урока
|
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать всех на уроке.
-Прочитайте пословицу: «Весна красна, да голодна – осень дождлива, да сыта» Как вы ее понимаете?
-Ребята,вы сейчас прочли пословицу, а какие вы знаете жанры устного народного творчества?
Схема на слайде: загадка, пословица, поговорка, скороговорка, потешка, сказка, считалка, закличка. - Все ли жанры вам знакомы? -А знаете ли вы, что такое загадка? - Как вы думаете, что такое загадка? От какого слова произошло? - Так что же такое загадка? Для чего она использовалась?
Давайте проверим, прочтите на слайде, правильно ли мы с вами предположили.
- Что же вы можете узнать сегодня на уроке?
Какие цели поставим перед собой? - Итак, сегодня мы узнаем, что такое загадка; узнаем о традициях русского народа; а так же научимся сочинять свои собственные загадки. -Как вы думаете, для чего нужны были раньше загадки? Загадки бывают: о явлениях природы, о растительном и животном мире, о предметах быта, об овощах и фруктах и т.д. Среди загадок можно выделить следующие: Загадки-советы Загадки-задачи Загадки-шутки
-Посмотрите на слайд.Чтение статьи «Загадки» (из учебника с. 26) -Кто желает прочитать?
- Что такое загадка? - Что стремились выражать в загадках древние люди?
- Давайте прочитаем загадки об осени (на слайде)
Лето кончилось, Пора снова в школу, детвора, К атласам и букварям. Что за месяц в гости к нам? (Ответ: Сентябрь) Поле осенью промокло, (Ответ:: Урожай) Для уборки урожая (Ответ: Комбайн) - А теперь давайте подумаем, на основе каких сходств придуманы загадки? - В связи с этим выделяют загадки-сравнения, загадки-противопоставления, загадки-отрицания У вас на столе жат листы, где на каждом из них две иллюстрации. Эти иллюстрации связаны между собой на основе какого-то сходства. - Внимательно рассмотрите иллюстрации, обратите внимание на детали. - Попробуйте по иллюстрации спрогнозировать, о ком или о чём идет речь? -Как проверить предположение? -Правильно -Давайте попробуем на основе этих иллюстраций придумать загадки. - Прочитаем, у кого что получилось. - А теперь слушаем и готовимся обсуждать.
- А теперь по рядам возьмем еще листочки с заданиями. Перед Вами 15 загадок, которые нужно разделить на разные тематические группы. Об этих группах мы говорили ранее на уроках
- Ребята, заканчиваем работу. Сейчас один человек выходит и зачитывает ответы. - Те, кто сидит за партами, будут оценивать работу одноклассников.
- Садитесь на место. Давайте подведем итог урока Какая тема урока? Как мы достигли цели урока? Что нового вы узнали? -Какие задачи перед собой ставили? -Как мы решили задачи урока? -А теперь оцените ваши успехи Я поставлю «5» (имя) за… «4» (имя) за… - Запишите домашнее задание: - придумать свою загадку, отгадку нарисовать. -Возьмите кружочки в руки в руки, и, если от сегодняшнего урока у вас только положительные впечатления, высоко поднимите красный кружок.
- Хорошо, молодцы ребята, вы все замечательно поработали сегодня на уроке. Спасибо большое. Урок окончен. |
Весной все красиво, но урожая еще нет; осенью все сыро, зато влага приносит плоды. -молодцы
-Загадки, скороговорки, сказка, считалка
-нет
-нет/да
- от слова «гадать», «загадывать»
Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава.
Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы - все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Например, коня называли “Долгохвостый”. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.
Посмотреть и придумать
- Загадка - Для чего в древности придумали загадки, на какие группы делятся загадки, как правильно сочинять загадки
|
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Индивид-ая
Фронтальная
Фронтальная
Индивид-ая Фронтальная
Фронтальная
|
Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция
Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения
Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с
|
Ирина Владимировна Казарцева