12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жагорина Анна Сергеевна48
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
4

Методическая разработка урока литературы по теме «Литература и фольклор. Загадка как жанр устного народного творчества» (5 класс)

Урок литературы 5 класс

Тема: Литература и фольклор.

Загадка как жанр устного народного вторчества.

 

Тип урока

Урок сообщения новых знаний

Цель урока

Создание условий для усвоения понятия «загадка»; развитие умения отличать загадки от других видов устного народного творчества; формировать умение вычленять из устной речи главную и второстепенную информацию.

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Знакомство с загадкой как жанром устного народного творчества, умение сочинять собственные загадки

Познавательные

Выделять главную и второстепенную информацию, преобразовывать ее (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему).

Коммуникативные

Следовать правилам речевого общения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: оценивание смысла загадок и их роли в литературе.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания литературного материала как средство получения знаний по другим предметам.

Предметные: использовать полученные знания на других уроках литературы.

Материально-технические средства

проектор, презентация к уроку.


 


 

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

 

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(1 мин)

Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Цель для обучающихся: самоопределение к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 .Постановка проблемы.

Выявление места и причины затруднения.
(5 мин)

Цель для учителя: создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проектирование и фиксация нового знания

.

Построение проекта выхода из затруднения.
 

Цель для учителя: способствовать усвоению нового знания с помощью подводящего диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель для обучающихся: обдумать проект будущих учебных действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Реализация построенного проекта Цель: уточнить общий характер нового знания и фиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Цель для обучающихся: научиться в форме коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(6 мин)

Цель для учителя: создать условия для уточнения обучающимися общего характера нового знания.

Цель для обучающихся: научиться в форме коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

 

 

6. Самостоятельная работа

Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную

деятельность. Цель для обучающихся: научиться применять полученные знания при выполнении заданий нового типа.

 

 

 

 

 

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Цель для учителя:

Способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Цель для обучающихся:

Самооценка обучающимися собственной учебной деятельностью

 

 

 

Приветствие. Психологический настрой на учебную деятельность

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы и цели

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

 

 

 

Подготовка к восприятию нового произведения

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

Прогнозирование темы и идеи произведений (загадок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка, защита проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооценка

Оценивание учителем с комментированием

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

Завершение урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать всех на уроке.

 

-Прочитайте пословицу:

«Весна красна, да голодна – осень дождлива, да сыта»

Как вы ее понимаете?

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята,вы сейчас прочли пословицу, а какие вы знаете жанры устного народного творчества?

 

 

 

Схема на слайде: загадка, пословица, поговорка, скороговорка, потешка, сказка, считалка, закличка.

- Все ли жанры вам знакомы?

-А знаете ли вы, что такое загадка?

- Как вы думаете, что такое загадка? От какого слова произошло?

- Так что же такое загадка? Для чего она использовалась?

 

Давайте проверим, прочтите на слайде, правильно ли мы с вами предположили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что же вы можете узнать сегодня на уроке?

 

Какие цели поставим перед собой?

- Итак, сегодня мы узнаем, что такое загадка; узнаем о традициях русского народа; а так же научимся сочинять свои собственные загадки.

-Как вы думаете, для чего нужны были раньше загадки?

Загадки бывают: о явлениях природы, о растительном и животном мире, о предметах быта, об овощах и фруктах и т.д.

Среди загадок можно выделить следующие:

Загадки-советы

Загадки-задачи

Загадки-шутки

 

 

 

 

 

 

 

 

-Посмотрите на слайд.Чтение статьи «Загадки» (из учебника с. 26)

-Кто желает прочитать?

 

 

 

 

 

- Что такое загадка?

- Что стремились выражать в загадках древние люди?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте прочитаем загадки об осени (на слайде)

 

Лето кончилось,

Пора снова в школу, детвора,

К атласам и букварям.

Что за месяц в гости к нам? (Ответ: Сентябрь)
Стоял на крепкой ножке, Теперь лежит в лукошке. (Ответ: Гриб)

Поле осенью промокло,
Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садах
Много яблок на ветвях.
Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем?

(Ответ:: Урожай)

Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один.

(Ответ: Комбайн)

- А теперь давайте подумаем, на основе каких сходств придуманы загадки?

- В связи с этим выделяют загадки-сравнения, загадки-противопоставления, загадки-отрицания
 

У вас на столе жат листы, где на каждом из них две иллюстрации. Эти иллюстрации связаны между собой на основе какого-то сходства.

- Внимательно рассмотрите иллюстрации, обратите внимание на детали.

- Попробуйте по иллюстрации спрогнозировать, о ком или о чём идет речь?

-Как проверить предположение?

-Правильно

-Давайте попробуем на основе этих иллюстраций придумать загадки.

- Прочитаем, у кого что получилось.

- А теперь слушаем и готовимся обсуждать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь по рядам возьмем еще листочки с заданиями. Перед Вами 15 загадок, которые нужно разделить на разные тематические группы. Об этих группах мы говорили ранее на уроках

 

 

 

 

- Ребята, заканчиваем работу. Сейчас один человек выходит и зачитывает ответы.

- Те, кто сидит за партами, будут оценивать работу одноклассников.


 

 

 

- Садитесь на место.

Давайте подведем итог урока

Какая тема урока?

Как мы достигли цели урока?

Что нового вы узнали?

-Какие задачи перед собой ставили?

-Как мы решили задачи

урока?

-А теперь оцените ваши успехи

Я поставлю «5» (имя) за…

«4» (имя) за…

- Запишите домашнее задание:

- придумать свою загадку, отгадку нарисовать.

-Возьмите кружочки в руки в руки, и, если от сегодняшнего урока у вас только положительные впечатления, высоко поднимите красный кружок.

 

- Хорошо, молодцы ребята, вы все замечательно поработали сегодня на уроке.

Спасибо большое. Урок окончен.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весной все красиво, но урожая еще нет; осенью все сыро, зато влага приносит плоды.

-молодцы

 

-Загадки, скороговорки, сказка, считалка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-нет

 

-нет/да

 

 

- от слова «гадать», «загадывать»

 

 

 

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы - все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Например, коня называли “Долгохвостый”. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Посмотреть и придумать


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Загадка

- Для чего в древности придумали загадки, на какие группы делятся загадки, как правильно сочинять загадки


 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивид-ая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивид-ая

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения

 

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 29.06.21 в 07:05 1Ответить Пожаловаться
Есть ссылка на слайды презентации, а сама презентация отсутствует... Хотелось бы посмотреть. Спасибо
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.