Урок литературы в 7 классе на тему «Былины как жанр устного народного творчества»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
БЫЛИНА КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ФИО – Кулешова Татьяна Алексеевна
Место работы, должность – учитель МБОУ "Никифоровская СОШ №2" р.п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области
Предмет – литература
Класс – 7
Тема и номер урока в теме – Былина как жанр устного народного творчества, №1
Базовый учебник – ЛИТЕРАТУРА. 7 КЛАСС. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. Автор-составитель – В.Я.Коровина. М., «Просвещение», 2014
Цель урока: формирование представления о былине как жанре русского фольклора
Задачи:
обучающие: формировать умение определять характерные для русских былин темы, идеи, приёмы изображения героев, художественные особенности;
развивающие: развивать навыки поиска информации, её анализа, обобщения, формировать потребность в самостоятельном чтении произведений русского фольклора, расширять культурный кругозор;
воспитательные: приобщать к духовно-нравственным ценностям устного народного творчества, воспитывать любовь к Родине и её культурному наследию
Тип урока: изучение нового материала на основе ЭОР
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, АРМ учителя, АРМ учащихся в компьютерном классе с выходом в Интернет, локальная сеть
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности к уроку, постановка общих целей занятия |
Подготовка к работе, включение в деловой ритм |
1 |
|
2 |
Повторение и актуализация опорных знаний |
Организация фронтальная беседы с классом по теме устного народного творчества: 1) Какие жанры русского фольклора вам известны? С каким жанром устного народного творчества вы познакомились на прошлом уроке? 2) Что представляют собой предания? В чём особенности их повествования? 3) Как можно объяснить слова «предание», «летопись», «быличка»? |
Ответы на вопросы, поставленные учителем, формулирование выводов. |
2 |
|
3 |
Изучение нового материала |
Былина как жанр устного народного творчества (слайд 1) |
3.1 Демонстрация слайдовой презентации: сообщение темы урока, постановка задач (что обучающиеся будут делать и зачем) |
3.1 Восприятие информации, осмысление поставленных перед ними задач, оформление записей в тетрадях |
0,5 |
Былина как жанр устного народного творчества (слайд 2, 3) |
3.2 Организация восприятия нового учебного материала по теме урока с использованием ЭОР. Демонстрация на интерактивной доске приёмов работы с электронными ресурсами |
3.2 Восприятие инструкций учителя. Подготовка к работе с ЭОР на ПК |
1 |
||
Фольклор. Своеобразие русской былины Сцена 2,4,6 |
3.3 Организация фронтальной работы с ЭОР с целью формирования умения самостоятельно добывать информацию |
3.3 Фронтальная работа с ЭОР №2 на ПК Самостоятельное восприятие гипертекстовой информации. Запись основных моментов в тетрадь по плану, выведенному на экран: определение былины своеобразие жанра художественные особенности былины структурные части былины циклы русских былин |
8 |
||
Былина как жанр устного народного творчества (слайд 4) |
3. 4 Организация фронтальной беседы по вопросам, выведенным на экран, с целью обобщения полученной учащимися информации |
3. 4 Ответы на вопросы, поставленные учителем, обобщение полученной информации |
5 |
||
Герои русского былинного эпоса Сцена 2-5 |
3.5 Организация работы с ЭОР с целью формирования представления о героях русского былинного эпоса, старших и младших богатырях, Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др. |
3.5 Работа с ЭОР №3 на ПК Индивидуальное восприятие гипертекстовой и иллюстративной информации с целью знакомства с героями русского былинного эпоса, с особенностями изображения богатырей |
3 |
||
Герои русского былинного эпоса Сцена 2,4 |
3.6 Организация коллективного восприятия аудио и видеофрагментов с целью расширения представления о героях русского былинного эпоса и особенностях исполнения былин |
3.6 Коллективное восприятие аудио и видеофрагментов с целью извлечения необходимой информации |
3 |
||
Былина как жанр устного народного творчества (слайд 5) |
3. 7 Организация фронтальной беседы по вопросам, выведенным на экран, с целью обобщения полученной учащимися информации: Какими вы представляете себе богатырей? Чем они отличаются друг от друга? Какие черты богатырь демонстрирует в этом эпизоде? Богатыри – реальность или вымысел? Каковы особенности исполнения былин? |
3. 7 Анализ и обобщение полученной информации, ответы на вопросы, поставленные учителем. |
5 |
||
4 |
Закрепление и обобщение полученных знаний |
Язык былины |
4.1 Организация исследовательской работы с использованием ЭОР на основе полученной информации (текстовой, аудиофрагмента, фрагмента былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», распечатанного по числу учащихся) с целью закрепления полученных знаний |
4.1 Работа с ЭОР №5 на интерактивной доске. Выполнение исследовательской работы на основе полученной информации, заполнение таблицы учеником (учениками) по результатам коллективного обсуждения |
4 |
Фольклор. Своеобразие жанра былины Сцены 1,3,5 |
4.2 Организация работы с контрольным тестом на основе ЭОР с целью проверки полученных знаний |
4.2.Работа с ЭОР №4 на ПК Выполнение контрольного теста |
3 |
||
Былина как жанр устного народного творчества (слайд 6) |
4.3 Организация работы с таблицей на интерактивной доске с целью обобщения полученных знаний на данном уроке, и знаний, приобретённых ранее |
4.3 Заполнение учеником (учениками) таблицы «Сходства и различия сказки, предания и былины» на интерактивной доске и в тетрадях по результатам коллективного обсуждения |
5 |
||
5 |
Подведение итогов работы на уроке |
Былина как жанр устного народного творчества (слайд 7) |
Организация рефлексии (вопросы выведены на экран) и анализ деятельности учащихся на уроке, выставление оценок |
Формулирование выводов, самооценка своей работы на уроке |
3 |
6 |
Задание на дом |
Былина как жанр устного народного творчества (слайд 7, 8) |
Формулирование задания на дом, выведенного на экран, для всех: 1) просмотреть записи в тетрадях; 2) составить синквейн на тему БЫЛИНА; 3) прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович», подготовить её выразительное чтение. Индивидуальные задания на основе ЭОР 1) Подготовить сообщение о времени, нашедшем отражение в былине. 2) Подготовить сообщение о былинных сказителях. (Ссылки на ЭОР и инструктаж по работе с ними ученики получат на своих страничках в электронном дневнике) |
Осмысление и фиксирование задания в дневниках. |
1,5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА
БЫЛИНЫ КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Былина как жанр устного народного творчества |
Локальный, комбинированный |
Презентация, выполненная учителем |
|
2 |
Фольклор. Своеобразие русской былины |
Интерактивный, информационный |
Гипертекст, иллюстрации |
http://www.fcior.edu.ru/card/28518/folklor-svoeobrazie-russkoy-byliny-bazovoe-izuchenie.html |
3 |
Герои русского былинного эпоса |
Интерактивный, информационный |
Гипертекст, иллюстрации, аудио и видеофрагменты |
http://fcior.edu.ru/card/28478/geroi-russkogo-bylinnogo-eposa-bazovoe-izuchenie.html |
4 |
Фольклор. Своеобразие жанра былины |
Интерактивный, контрольный |
Тест |
|
5 |
Язык былины |
Статичный, контрольный |
Таблица |