Урок литературы в 7 классе на тему «Былины как жанр устного народного творчества»

0
0
Материал опубликован 18 December 2017 в группе

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

БЫЛИНА КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

ФИО – Кулешова Татьяна Алексеевна

Место работы, должность – учитель МБОУ "Никифоровская СОШ №2" р.п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области

Предмет – литература

Класс – 7

Тема и номер урока в теме – Былина как жанр устного народного творчества, №1

Базовый учебник – ЛИТЕРАТУРА. 7 КЛАСС. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. Автор-составитель – В.Я.Коровина. М., «Просвещение», 2014

Цель урока: формирование представления о былине как жанре русского фольклора

Задачи:

обучающие: формировать умение определять характерные для русских былин темы, идеи, приёмы изображения героев, художественные особенности;

развивающие: развивать навыки поиска информации, её анализа, обобщения, формировать потребность в самостоятельном чтении произведений русского фольклора, расширять культурный кругозор;

воспитательные: приобщать к духовно-нравственным ценностям устного народного творчества, воспитывать любовь к Родине и её культурному наследию

Тип урока: изучение нового материала на основе ЭОР

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, АРМ учителя, АРМ учащихся в компьютерном классе с выходом в Интернет, локальная сеть

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

 

Приветствие, проверка готовности к уроку, постановка общих целей занятия

Подготовка к работе, включение в деловой ритм

1

2

Повторение и актуализация опорных знаний

 

Организация фронтальная беседы с классом по теме устного народного творчества:

1) Какие жанры русского фольклора вам известны? С каким жанром устного народного творчества вы познакомились на прошлом уроке?

2) Что представляют собой предания? В чём особенности их повествования?

3) Как можно объяснить слова «предание», «летопись», «быличка»?

Ответы на вопросы, поставленные учителем, формулирование выводов.

2

3

Изучение нового материала

1

Былина как жанр устного народного творчества

(слайд 1)

3.1 Демонстрация слайдовой презентации: сообщение темы урока, постановка задач (что обучающиеся будут делать и зачем)

3.1 Восприятие информации, осмысление поставленных перед ними задач, оформление записей в тетрадях

0,5

1

Былина как жанр устного народного творчества

(слайд 2, 3)

3.2 Организация восприятия нового учебного материала по теме урока с использованием ЭОР. Демонстрация на интерактивной доске приёмов работы с электронными ресурсами

3.2 Восприятие инструкций учителя.

Подготовка к работе с ЭОР на ПК

1

2

Фольклор. Своеобразие русской былины

Сцена 2,4,6

3.3 Организация фронтальной работы с ЭОР с целью формирования умения самостоятельно добывать информацию

3.3 Фронтальная работа с ЭОР №2 на ПК

Самостоятельное восприятие гипертекстовой информации. Запись основных моментов в тетрадь по плану, выведенному на экран:

определение былины

своеобразие жанра

художественные особенности былины

структурные части былины

циклы русских былин

8

1

Былина как жанр устного народного творчества

(слайд 4)

3. 4 Организация фронтальной беседы по вопросам, выведенным на экран, с целью обобщения полученной учащимися информации

3. 4 Ответы на вопросы, поставленные учителем, обобщение полученной информации

5

3

Герои русского былинного эпоса

Сцена 2-5

3.5 Организация работы с ЭОР с целью формирования представления о героях русского былинного эпоса, старших и младших богатырях, Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.

3.5 Работа с ЭОР №3 на ПК

Индивидуальное восприятие гипертекстовой и иллюстративной информации с целью знакомства с героями русского былинного эпоса, с особенностями изображения богатырей

3

3

Герои русского былинного эпоса

Сцена 2,4

3.6 Организация коллективного восприятия аудио и видеофрагментов с целью расширения представления о героях русского былинного эпоса и особенностях исполнения былин

3.6 Коллективное восприятие аудио и видеофрагментов с целью извлечения необходимой информации

3

1

Былина как жанр устного народного творчества

(слайд 5)

3. 7 Организация фронтальной беседы по вопросам, выведенным на экран, с целью обобщения полученной учащимися информации:

Какими вы представляете себе богатырей?

Чем они отличаются друг от друга?

Какие черты богатырь демонстрирует в этом эпизоде?

Богатыри – реальность или вымысел?

Каковы особенности исполнения былин?

3. 7 Анализ и обобщение полученной информации, ответы на вопросы, поставленные учителем.

5

4

Закрепление и

обобщение полученных знаний

5

Язык былины

4.1 Организация исследовательской работы с использованием ЭОР на основе полученной информации (текстовой, аудиофрагмента, фрагмента былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», распечатанного по числу учащихся) с целью закрепления полученных знаний

4.1 Работа с ЭОР №5 на интерактивной доске. Выполнение исследовательской работы на основе полученной информации, заполнение таблицы учеником (учениками) по результатам коллективного обсуждения

4

4

Фольклор. Своеобразие жанра былины

Сцены 1,3,5

4.2 Организация работы с контрольным тестом на основе ЭОР с целью проверки полученных знаний

4.2.Работа с ЭОР №4 на ПК

Выполнение контрольного теста

3

1

Былина как жанр устного народного творчества

(слайд 6)

4.3 Организация работы с таблицей на интерактивной доске с целью обобщения полученных знаний на данном уроке, и знаний, приобретённых ранее

4.3 Заполнение учеником (учениками) таблицы «Сходства и различия сказки, предания и былины» на интерактивной доске и в тетрадях по результатам коллективного обсуждения

5

5

Подведение итогов работы на уроке

1

Былина как жанр устного народного творчества

(слайд 7)

Организация рефлексии (вопросы выведены на экран) и анализ деятельности учащихся на уроке, выставление оценок

Формулирование выводов,

самооценка своей работы на уроке

3

6

Задание на дом

1

Былина как жанр устного народного творчества

(слайд 7, 8)

Формулирование задания на дом, выведенного на экран,

для всех:

1) просмотреть записи в тетрадях;

2) составить синквейн на тему БЫЛИНА;

3) прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович», подготовить её выразительное чтение.

Индивидуальные задания на основе ЭОР

1) Подготовить сообщение о времени, нашедшем отражение в былине.

2) Подготовить сообщение о былинных сказителях.

(Ссылки на ЭОР и инструктаж по работе с ними ученики получат на своих страничках в электронном дневнике)

Осмысление и фиксирование задания в дневниках.

1,5


 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА

БЫЛИНЫ КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Былина как жанр устного народного творчества

Локальный,

комбинированный

Презентация, выполненная учителем

 

2

Фольклор. Своеобразие русской былины

Интерактивный,

информационный

Гипертекст, иллюстрации

http://www.fcior.edu.ru/card/28518/folklor-svoeobrazie-russkoy-byliny-bazovoe-izuchenie.html

3

Герои русского былинного эпоса

Интерактивный,

информационный

Гипертекст, иллюстрации, аудио и видеофрагменты

http://fcior.edu.ru/card/28478/geroi-russkogo-bylinnogo-eposa-bazovoe-izuchenie.html

4

Фольклор. Своеобразие жанра былины

Интерактивный,

контрольный

Тест

http://fcior.edu.ru/card/28476/kontrolnyy-test-po-teme-folklor-svoeobrazie-zhanra-byliny-bazovoe-izuchenie.html

5

Язык былины

Статичный,

контрольный

Таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/547b1aa8-1323-41fe-8058-f06911df2e78/%5BNS-LIT_2-04%5D_%5BTQ_033%5D.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.