12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кулешова Татьяна Алексеевна39 Россия, Тамбовская обл., р.п. Дмитриевка, Никифоровский район Материал размещён в группе «Русский язык и литература в средних классах» |
Урок «Былины как жанр устного народного творчества»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
БЫЛИНА КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ФИО – Кулешова Татьяна Алексеевна
Место работы, должность – учитель МБОУ "Никифоровская СОШ №2" р.п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области
Предмет – литература
Класс – 7
Тема и номер урока в теме – Былина как жанр устного народного творчества, №1
Базовый учебник – ЛИТЕРАТУРА. 7 КЛАСС. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. Автор-составитель – В.Я.Коровина. М., «Просвещение», 2014
Цель урока: формирование представления о былине как жанре русского фольклора
Задачи:
обучающие: формировать умение определять характерные для русских былин темы, идеи, приёмы изображения героев, художественные особенности;
развивающие: развивать навыки поиска информации, её анализа, обобщения, формировать потребность в самостоятельном чтении произведений русского фольклора, расширять культурный кругозор;
воспитательные: приобщать к духовно-нравственным ценностям устного народного творчества, воспитывать любовь к Родине и её культурному наследию
Тип урока: изучение нового материала на основе ЭОР
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, АРМ учителя, АРМ учащихся в компьютерном классе с выходом в Интернет, локальная сеть
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | Приветствие, проверка готовности к уроку, постановка общих целей занятия | Подготовка к работе, включение в деловой ритм | 1 | |
2 | Повторение и актуализация опорных знаний | Организация фронтальная беседы с классом по теме устного народного творчества: 1) Какие жанры русского фольклора вам известны? С каким жанром устного народного творчества вы познакомились на прошлом уроке? 2) Что представляют собой предания? В чём особенности их повествования? 3) Как можно объяснить слова «предание», «летопись», «быличка»? | Ответы на вопросы, поставленные учителем, формулирование выводов. | 2 | |
3 | Изучение нового материала | Былина как жанр устного народного творчества (слайд 1) | 3.1 Демонстрация слайдовой презентации: сообщение темы урока, постановка задач (что обучающиеся будут делать и зачем) | 3.1 Восприятие информации, осмысление поставленных перед ними задач, оформление записей в тетрадях | 0,5 |
Былина как жанр устного народного творчества (слайд 2, 3) | 3.2 Организация восприятия нового учебного материала по теме урока с использованием ЭОР. Демонстрация на интерактивной доске приёмов работы с электронными ресурсами | 3.2 Восприятие инструкций учителя. Подготовка к работе с ЭОР на ПК | 1 | ||
Фольклор. Своеобразие русской былины Сцена 2,4,6 | 3.3 Организация фронтальной работы с ЭОР с целью формирования умения самостоятельно добывать информацию | 3.3 Фронтальная работа с ЭОР №2 на ПК Самостоятельное восприятие гипертекстовой информации. Запись основных моментов в тетрадь по плану, выведенному на экран: определение былины своеобразие жанра художественные особенности былины структурные части былины циклы русских былин | 8 | ||
Былина как жанр устного народного творчества (слайд 4) | 3. 4 Организация фронтальной беседы по вопросам, выведенным на экран, с целью обобщения полученной учащимися информации | 3. 4 Ответы на вопросы, поставленные учителем, обобщение полученной информации | 5 | ||
Герои русского былинного эпоса Сцена 2-5 | 3.5 Организация работы с ЭОР с целью формирования представления о героях русского былинного эпоса, старших и младших богатырях, Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др. | 3.5 Работа с ЭОР №3 на ПК Индивидуальное восприятие гипертекстовой и иллюстративной информации с целью знакомства с героями русского былинного эпоса, с особенностями изображения богатырей | 3 | ||
Герои русского былинного эпоса Сцена 2,4 | 3.6 Организация коллективного восприятия аудио и видеофрагментов с целью расширения представления о героях русского былинного эпоса и особенностях исполнения былин | 3.6 Коллективное восприятие аудио и видеофрагментов с целью извлечения необходимой информации | 3 | ||
Былина как жанр устного народного творчества (слайд 5) | 3. 7 Организация фронтальной беседы по вопросам, выведенным на экран, с целью обобщения полученной учащимися информации: Какими вы представляете себе богатырей? Чем они отличаются друг от друга? Какие черты богатырь демонстрирует в этом эпизоде? Богатыри – реальность или вымысел? Каковы особенности исполнения былин? | 3. 7 Анализ и обобщение полученной информации, ответы на вопросы, поставленные учителем. | 5 | ||
4 | Закрепление и обобщение полученных знаний | Язык былины | 4.1 Организация исследовательской работы с использованием ЭОР на основе полученной информации (текстовой, аудиофрагмента, фрагмента былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», распечатанного по числу учащихся) с целью закрепления полученных знаний | 4.1 Работа с ЭОР №5 на интерактивной доске. Выполнение исследовательской работы на основе полученной информации, заполнение таблицы учеником (учениками) по результатам коллективного обсуждения | 4 |
Фольклор. Своеобразие жанра былины Сцены 1,3,5 | 4.2 Организация работы с контрольным тестом на основе ЭОР с целью проверки полученных знаний | 4.2.Работа с ЭОР №4 на ПК Выполнение контрольного теста | 3 | ||
Былина как жанр устного народного творчества (слайд 6) | 4.3 Организация работы с таблицей на интерактивной доске с целью обобщения полученных знаний на данном уроке, и знаний, приобретённых ранее | 4.3 Заполнение учеником (учениками) таблицы «Сходства и различия сказки, предания и былины» на интерактивной доске и в тетрадях по результатам коллективного обсуждения | 5 | ||
5 | Подведение итогов работы на уроке | Былина как жанр устного народного творчества (слайд 7) | Организация рефлексии (вопросы выведены на экран) и анализ деятельности учащихся на уроке, выставление оценок | Формулирование выводов, самооценка своей работы на уроке | 3 |
6 | Задание на дом | Былина как жанр устного народного творчества (слайд 7, 8) | Формулирование задания на дом, выведенного на экран, для всех: 1) просмотреть записи в тетрадях; 2) составить синквейн на тему БЫЛИНА; 3) прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович», подготовить её выразительное чтение. Индивидуальные задания на основе ЭОР 1) Подготовить сообщение о времени, нашедшем отражение в былине. 2) Подготовить сообщение о былинных сказителях. (Ссылки на ЭОР и инструктаж по работе с ними ученики получат на своих страничках в электронном дневнике) | Осмысление и фиксирование задания в дневниках. | 1,5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА
БЫЛИНЫ КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Былина как жанр устного народного творчества | Локальный, комбинированный | Презентация, выполненная учителем | |
2 | Фольклор. Своеобразие русской былины | Интерактивный, информационный | Гипертекст, иллюстрации | |
3 | Герои русского былинного эпоса | Интерактивный, информационный | Гипертекст, иллюстрации, аудио и видеофрагменты | |
4 | Фольклор. Своеобразие жанра былины | Интерактивный, контрольный | Тест | |
5 | Язык былины | Статичный, контрольный | Таблица |