Методическая разработка «Актуализация и мотивация к деятельности участников мастер-класса»
Актуализация и мотивация к деятельности участников мастер-класса
- Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.
Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Пусть улыбка поможет нам установить контакт и наладить общение.
Тема моего опыта «Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка как средство формирования ключевых компетенций школьников».
Так как в соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в целом и английского в частности в основной школе направлено на развитие, прежде всего, иноязычной коммуникативной компетенции, то сегодня я предлагаю вам мастер-класс по теме «Интерактивные методы и приемы обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся», и начать его мне хотелось бы со слов Льва Толстого «Знание тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти».
Развивать ребенка, а не натаскивать - основное правило в моей работе. Воплотить эту идею в жизнь позволяет мне применение интерактивных методов и приемов обучения.
2.Представление опыта работы
Возникновение опыта связано с включением школы в апробацию федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
В 2014-2015 учебном году был проведён мониторинг среди учащихся 5 «А» класса с целью определения уровня сформированности ключевых компетенций. Данные диагностики отражены на диаграмме. Представленной на слайде.
Анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о недостаточном уровне сформированности коммуникативной компетенции.
Поэтому при организации учебного процесса была поставлена задача развития коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочное время через использование интерактивных методов и приёмов обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. В опыте работы используются методы приемы, представленные у вас в буклетах.
Остановимся на некоторых из них.
Прием «Брейн-ринг» очень хорошо подходит для уроков - обобщения изученного материала. Содержательное наполнение раундов может быть абсолютно разнообразным, и охватывать такие разделы как лексику, грамматику, чтение, аудирования и письмо. Данная технология требует серьезной подготовительной работы, которая включает в себя: выбор темы, составление задания, создание презентации, продумывание вопросов на внимание, заготовка бланков ответов, дипломов. В начале игры происходит выбор жюри, деление учащихся на команды. Каждый раунд длится 3 минуты, после чего, ответы сдаются в жюри в письменном виде. Правильность ответов проверяется и обсуждается после каждого раунда, а затем задается серия вопросов на внимание, что тоже приносит дополнительные очки командам.
На слайде представлены темы уроков и занятий внеурочной деятельности с использованием приема «Брейн-ринг».
Класс | Тема |
2 класс | Брейн-ринг теме «Школа» |
4 класс | Брейн-ринг теме «Животные» |
4 класс | Брейн-ринг теме «Времена года, погода, и дом» |
5 класс | Брейн-ринг теме «Мы любим английский» |
7 - 8 классов | Брейн-ринг теме «Праздники» |
6 класс | Brain Ring «What? Where? When?» |
8 - 11-х классов | Брейн-ринг по теме «Англоговорящие страны» |
Например, в рамках недели иностранного языка был проведен брейн-ринг по страноведению для обучающихся 8-11 классов по теме «Англоговорящие страны», ход проведения, которого представлен на слайде.
Прием «Групповой рассказ» используется мной достаточно часто. Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными и смешными.
Например, в 4 классе при изучении темы «Сказки» учащиеся сочиняли сказку по образцу начиная со слов «Давным – давно», в результате получили смешные сказки, одна из которых представлена на слайде.
Прием «Ажурная пила» используется при работе с текстом.
Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников.
Новый материал делится на равные части в соответствии с количеством учеников в группе (лучше, если количество групп равно количеству учеников в группе).
Каждый участник получает одну из частей материала.
Он становится экспертом по данному вопросу.
Каждый член группы самостоятельно изучает материал по своей части.
Эксперты по одному вопросу собираются в тематические группы для обсуждения того, как этот материал можно преподнести другим (конспект, план ответа, выводы). Это называется «встречей экспертов».
Затем все собираются в первоначальные группы и в необходимом порядке преподносят друг другу то, что изучили самостоятельно и в экспертной группе.
Контрольный опрос (учитель проводит опрос, чтобы выяснить, как усвоен учебный материал, задает вопрос любому участнику, выставляет итоговую оценку группе).
Так как по изученной теме отчитывается вся команда, или один из её членов, то вся команда заинтересована, чтобы её члены знали всё, поскольку это отразится на общей итоговой оценке.
Например, при изучении темы «Загрязнение окружающей среды» обучающиеся 8 класса в группах читают тексты о различных проблемах окружающей среды, ведут дискуссию, отвечая на вопрос «Как бы ты решал проблему накопления мусора в нашей стране? Вырази свою точку зрения по этой проблеме».
При изучении темы «Путешествие в Австралию» на этапе введения новых знаний был использован прием «Ажурная пила». Текст был разделен на три смысловые части: «Географическое положение», «Водные ресурсы», «Растительный и животный мир». Каждый из членов групп работала над своей частью текста. И выполняли задания по содержанию всего текста. Задание представлено на слайде
3. Проведение имитационной игры
Уважаемые участники мастер-класса! Предлагаю вам познакомиться с приемом работы «Ажурная пила» на примере урока по теме «Англоговорящие страны». Перед вами текст на русском языке об одной из англоговорящих стран. Он разбит на три части в соответствии с количеством участников в группе. Этапы работы данного приема представлены на слайде.
Итак, уважаемые участники, время вышло, давайте проверим, как вы усвоили предложенный вам материал.
Приступаем к этапу контрольный опрос. Проведем его в форме тестирования. У каждого на столе есть карточки с тестовыми заданиями по изученному материалу, выполните задание. А теперь давайте проверим, что у вас получилось. Сверьте свои ответы с ответами на слайде.
-Кто выполнил без ошибок. Молодцы. Вся группа получает оценку 5.
-Кто допустил хоть одну ошибку, вам еще нужно поработать над текстом и все члены группы получают 4
4.Моделирование:
- Уважаемые коллеги, на этапе моделирования я предлагаю выполнить следующее задание: у вас на столах лежат буклеты, в которых приведены интерактивные метода и приемы обучения.
Задание 1 группе: 1) Подберите те приемы, которые, по вашему мнению, подойдут наилучшим образом на этапе актуализации знаний. 2) Продемонстрируйте один из выбранных вами приемовна примере вашего учебного предмета.
Задание 2 группе: 1) Подберите те приемы, которые, по вашему мнению, подойдут наилучшим образом на этапе открытия новых знаний. 2) Продемонстрируйте один из выбранных вами приемов на примере вашего учебного предмета.
Итак, время вышло, давайте представим полученные результаты.
5. Результативность
Таким образом, интерактивные методы и приемы, применяемые в образовательном процессе, способствуют осуществлению главной идеи, сформулированной в федеральных государственных образовательных стандартах – научить школьника учиться, ориентироваться в образовательном пространстве, развить критическое мышление, делать взвешенные выводы и уметь аргументировано обосновать свое решение.
Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой деятельности.
Благодаря целенаправленной системной работе по развитию ключевых компетенций с применением интерактивных методов и приемов, были достигнуты определенные результаты, о чем свидетельствуют данные диаграмм.
Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, участвуют в районных конкурсах, где занимают призовые места
6. Рефлексия
Спасибо большое коллеги за Вашу активную работу. На завершающем этапе совместной деятельности прошу вас оценить проведенный мастер-класс, используя метод модерации «Прямое попадание». Просим вас поставить метки в сектор, соответствующий оценке результата.
«5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - оставляет желать лучшего.
Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске. Анализируя педагогическую деятельность, А.В. Мудрик сказал,- немалым мужеством надо обладать учителю, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».
В заключении:
Нам не дано предугадать
Как наше слово отзовётся.
Посеять в души благодать
Увы, не каждый раз даётся.
Но мы обязаны творить,
Забыв все тяготы земные,
Чтоб истин светлых заложить
В сердца и души молодые.
5