Мастер-класс на тему «Чудесный мир звучащего слова»

4
0
Материал опубликован 13 March в группе


мастер-класс просодикаPPTX / 2.71 Мб
План проведения мастер-класса

«Чудесный мир звучащего слова»


 

«Коррекционно-педагогическая работа по формированию
просодической стороны речи у дошкольников
со стертой формой дизартрии»


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Подготовила: учитель-логопед

высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» Оксана Евгеньевна Стрижевская


 


 


 


 

Цель: формировать основные просодические компоненты речи у дошкольников со стертой формой дизартрии за счет проведения специальных коррекционных упражнений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

Расширить словарь прилагательных.

Учить различать средства музыкальной выразительности: характер, ритм.

Ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок.

Учить инсценировать стихотворный текст.

Коррекционно-развивающие

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционную и мимическую моторику.

Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру.

Совершенствовать четкость дикции.

Развивать интонационную выразительность речи.

Совершенствовать навыки координации речи и движений.

Развивать слуховое восприятие и память, произвольное внимание.

Развивать словесно-логическое мышление, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные

Работать над выразительным исполнением ролей в играх - драматизациях, над активным участием в творческом разыгрывании сюжета.

Создавать положительную мотивацию к занятию путем вовлечения каждого в активную деятельность.

Развивать и поощрять речевое творчество.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

 

Оборудование: презентация к мастер-классу; фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»; цветные фишки-заместители (мозаика, конструктор ЛЕГО, прицепки, пирамидки); карточки с героя сказки «Приключения Буратино»; карточки с чистоговорками.

Примерный ход мастер-класса:

Огрмомент.

Цель: погружение в тему.

Сказка.

Основная часть.

Цель: выработка необходимых навыков.

Дыхательная гимнастика.

Игры и упражнения на развитие восприятия тембра голоса.

Игры и упражнения на развитие восприятия речевого темпа.

Интонационная окраска.

Мимическая гимнастика.

Фрагмент мультфильмы «В стране невыученных уроков».

Работа над логическим ударением и выразительной окраской речи.

Подведение итогов.

План проведения коррекционной работы

Этап

Направление

Цель

I.

Работа над речевым и физиологическим дыханием.

постановка речевого дыхания;

постановка диафрагмального дыхания.

II.

Развитие слухового контроля.

 

развитие умения вслушиваться в речь;

различать интонацию;

развитие речевой подражательной деятельности;

понимать логическое ударение.

III.

Развитие голосовых модуляций.

развитие чувства ритма;

развитие интонационной выразительности;

развитие темпа и ритма речи;

развивать плавность и слитность произношения.

Планируемые результаты:

- освоение содержательной, образной, эмоциональной сторонами языка;

- овладение интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения;

- развитие связной речи;

- присутствие в речи четкости дикции, интонационной выразительности, расчлененности речи, влияющей на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.

 

Наглядные методы и приемы обучения

Методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметов, картинок, мультфильм, компьютерных программ).

Приемы

показ способов действий;

показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы: рассказ педагога, рассказы детей, беседа, чтение художественной литературы.

Приемы

вопросы;

указание;

пояснение;

объяснение;

педагогическая оценка;

беседа.

Игровые методы и приемы обучения

Методы: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

внезапное появление объектов;

выполнение педагогом игровых действий;

загадывание и отгадывание загадок;

введение элементов соревнования;

создание игровой ситуации.

 

Практические методы обучения

Методы: упражнение, моделирование.

 

Используемые технологии:

здоровьесберегающие педагогические технологии,

технология личностно-ориентированного взаимодействия,

технологию исследовательской деятельности,

игровые технологии,

информационно-коммуникативные технологии.

 

 

 

 

СЛАЙД 1

Добрый день уважаемые коллеги!

Хорошо известна та роль, которую играет устная речь как средство общения и взаимопонимания людей. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью – без неё невозможно активное общение. Благодаря речи человек приобретает знания и передаёт их.

     Если вслушаться в устную речь, то можно заметить, что мы произносим фразы по-разному: быстро или медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, протяжно или отрывисто, радостно или грустно. Достигается это благодаря  просодической стороне речи.

      ПРОСОДИКА – это интонационно-выразительная окраска речи. Она выполняет важную роль в общении – позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, чувства и отношения.

 

СЛАЙД 2

В современной логопедической практике одной из актуальных проблем у детей дошкольного возраста является коррекция нарушений просодической стороны речи при стертой дизартрии. Стертая дизартрия у детей относится к числу самых распространенных и вместе с тем, недостаточно изученных расстройств речи.

Дети с дизартрическим компонентом – это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств это дети: с фонетическими нарушениями; с фонетико-фонематическим недоразвитием и с общим недоразвитием речи.

Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и выразительность.

 

СЛАЙД 3

Практика показывает, что логопеды в работе с дошколятами уделяют большое внимание постановке звукопроизношения, нормализации лексико-грамматического состава речи. Однако внешнему просодическому оформлению высказывания должного внимания не уделяют.

Доказано, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности процессов центральной нервной системы и активированию коры головного мозга.

 

СЛАЙД 4

В зависимости от уровня развития просодической стороны речи, у ребенка с дизатрическим компонентом, данные упражнения можно включать как элементы работы в коррекционно-логопедические индивидуальные и подгрупповые занятия. Предложенные игры и упражнения дают возможность логопеду и ребенку превратить монотонную работу по автоматизации звука в увлекательную игру, проявить свое творчество и фантазию.

Предлагаю вам отправиться в гости к сказке…

Сказка

 

В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были дети и взрослые. Взрослые ходили на работу, а дети в детский сад. Там они дружно играли, пели и танцевали. Иногда на праздники в детский сад приглашали родителей, бабушек и дедушек и дети старались порадовать их песнями, танцами и стихами.

 

СЛАЙД 5

Но были среди дошколят особенные дети. Речь их была мало понятна и монотонна, поэтому мир вокруг казался им тусклым и серым.

(переключение мышкой)

И тогда из волшебной книги дети узнали что есть страна просодия в которой могут научить красиво говорить и читать стихи. Но для этого им нужна помощь взрослых. Давайте поможем детям найти дорогу в страну просодию.

(переключение мышкой)

Дыхательная гимнастика

Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Это управляемый процесс.

Все мы знаем и используем в работе различные упражнения и тренажеры для развития плавного ротового выдоха в момент постановки и автоматизации свистящих, шипящих звуков, а также звука Р.

Давайте напомним детям основной принцип речевого дыхания.

Чтобы правильно дышать,
Нужно воздух нам глотать.

Носом – вдох,

А выдох – ртом,

Дышим тихо, глубоко.

(вдох выдох, вдох выдох)

 

СЛАЙД 6

Мы научили наших детей правильно дышать и их речь немного преобразилась. Давайте продолжим наше путешествие.

 

Игры и упражнения на развитие восприятия тембра голоса

Важнейшим компонентом звучащей речи является голос. Михаил Ефимович Хватцев отмечал, что звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому несформированность силы голоса нарушают правильную речь.

 

СЛАЙД 7

«Медвежата»

Давайте поиграем в игру. Один из вас будет играть роль мамы-медведицы, другие превратятся в медвежат. Как вы думаете, какой тембр голоса будет у медвежат? Высокий или низкий (ответы). А какой у мамы-медведицы? (ответы) Медвежата высоким голосом на распев просят у мамы: «Маммёдунамм, маммолокабынамм». Медведица отвечает низким голосом: «Вотявамм, всёмаловамм!»

А теперь давайте изменим ситуацию…

Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вотявамм, вотявамм!»

 

СЛАЙД 8

Посмотрите, речь наших дошколят еще немного преобразилась.

Игры и упражнения на развитие восприятия речевого темпа

Поговорим о темпе речи. Темп речи – это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп бывает медленный, быстрый и средний. На протяжении одного и того же дня у человека он непрерывно меняется.

 

СЛАЙД 9

Предлагаю вам еще одну игру. Вы можете выбрать фишки-символы которыми вы будите фиксировать изменение темпа моей речи в момент чтения стихотворения. Красными фишками вы обозначите быстрый темп речи, желтыми умеренный, а синими медленный темп моей речи. Вы готовы?

Была (голосом средней силы)

тишина, тишина, тишина... (тихо)

Вдруг (громче)

грохотом (еще громче)

грома (громко)

сменилась она

(голосом средней силы).

И вот уже дождик

(голосом средней силы)

тихонько (очень тихо) –

ты слышал? (тихо)

Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).

Давайте сравним ваши результаты… Таким образом, сначала мы учим детей анализировать, а затем контролировать темп речи в зависимости от ситуации.

 

СЛАЙД 10

Мы справились с заданием и подарили еще немного ярких красок речи нашим детям.

Интонационная окраска

 

Когда мы говорим, то ставим перед собой определённые задачи: убедить собеседника в чём-то, сообщить что-либо, спросить о чём-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о выразительности речи – интонации.

 

СЛАЙД 11

Предлагаю вам отправиться в одну удивительную сказку и напомнить всем её героев. Выберете карточки с репликами персонажей и при помощи интонации постарайтесь передать особенности их речи.

 

Мальчик с Азбукой под мышкой -

деревянный шалунишка.

Победил я Карабаса,

не подвёл друзей ни разу.

(Буратино).
 

Я Буратино учила писать,

И ключ золотой помогала искать.

Девочка-кукла с большими глазами,

Как неба лазурного высь, волосами,

На милом лице — аккуратненький нос.

Как имя мое?

Отвечай на вопрос.

(Мальвина)

 

Я пел под гитару, 

Тоски не тая: «Пропала Мальвина — 

 Невеста моя...»

(Пьеро)

 

Доктор кукольных наук

В куклах вызывал испуг

Страшный, с длинной бородой

Догадались, кто такой?

( Карабас Барабас)

 

СЛАЙД 12

Мимика

У меня в руках мимический веер. Наши дошколята очень любят различные игры и этим предметом, и я надеюсь, что вы познакомитесь с ними.

 

СЛАЙД 13

А сейчас я предлагаю вам взять зеркала и немного поозорничать. Давайте, выполним мимическую зарядку. Повторяйте за мной…

 

 

Здесь живёт Хмурилка,

 

Ребёнок нахмурился,

Указательные пальцы возле

сведённых бровей.

 

Здесь живёт Дразнилка,

 

Упражнение «Буратино»,

ребёнок показывает язык.

 

Здесь живёт Смешилка,

 

Указательные пальчики

на щеках, ребёнок улыбается.

 

Здесь живёт Страшилка.

 

Глаза широко открыты, руки

вытянуты вперёд , пальцы

растопырены, рот открыт.

 

Это носик Бибка!

 

Указательные пальцы сведены

на кончике носа.

 

А где ваша улыбка?

 

Дети отвечают улыбкой

на вопрос педагога.

 

СЛАЙД 14

Работа каждого, учителя-логопеда, прежде всего, направлена на подготовку ребенка к успешному обучению в школе. Давайте посмотрим, что может произойти, если ребенок в полной мере не овладел необходимыми навыками анализа устной речи…

(мультфильм)

 

СЛАЙД 15

Всем известно, что знаки препинания в письменной речи, в устной мы заменяем паузой.

Пауза – это временная остановка в звучании голоса, разделяющая речевой поток на отдельные части. Паузы облегчают дыхание, позволяют сделать добор воздуха и собраться с мыслями. Но самое главное – это то, что паузы помогают слушателям правильно понять смысл высказывания и облегчают восприятие речи.

Предлагаю вам еще немного поиграть. Выберите карточку, на которой представлена чистоговорка. При помощи паузы мы поочередно будем выделять сначала первое, затем второе, третье слово. И понаблюдаем, как будет меняться смысловая нагрузка текста.

 

Для желающих сделать свое задание более творческим, я предлагаю рассказать чистоговорку в образе. Например,

- как строгая учительница,

- как маленький ребенок,

- как обиженный ребенок,

- как робот,

- как рассерженный человек,

- как секретный агент.

Какой образ вам достанется, решит жребий…

 

Чистоговорки

 

Мечтала Марина стать балериной.

Народ пьёт воду из водопровода.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

В огороде мышку-крошку ловко ловит лапой кошка.

Пёк Макар пироги в печи.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

 

СЛАЙД 16

Посмотрите, мы помогли нашим детям овладеть элементами просодики.

 

СЛАЙД 17

Каждый из нас может жизнь особенного ребенка сделать увлекательной и интересной и раскрасить их речь яркими красками.

 

СЛАЙД 18

Данная работа прошла апробацию в МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка». Показателем результативности явились яркие выступления и победы моих воспитанников в городском и областном этапах конкурса «Искорки Тамбовщины» в номинации «Выразительное чтение».

 

СЛАЙД 19

Результатом работы стало методическое пособие Альбом игр и упражнений «Чудесный мир звучащего слова», под редакцией к.п.н. доцента Л.А. Боровцовой.

Работа была представлена на Всероссийских конкурсах и стала победителем в номинации «Лучший педагогический опыт» и «Лучшая методическая разработка».

 

СЛАЙД 20

В течение учебного года каждый учитель-логопед ведет работу с большим количеством детей, и нет единого рецепта нормализации речи у дошколят. Уверена, что работа логопеда предполагает творчество, активность, желание день за днем помогать детворе. Я готова к этой работе. В моем багаже есть много новых идей, часть из которых я уже начала воплощать в жизнь.

Спасибо за внимание!

Рефлексия ………


 

11

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации