12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соловьёва Наталья Александровна46
Беларусь, Минская область, Несвиж
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
15

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство: ирландское кружево»



Государственное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Несвижского района»

 

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство:

ирландское кружево»

 

Подготовила:

заведующий отделом ДПиТТ,

педагог дополнительного образования

Соловьёва Наталья Александровна

Несвиж 2019

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного образования посредством ознакомления с техникой «ирландское кружево» и выполнения элементов изделия в этой технике.

Задачи:

создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;

изучение разновидностей кружева;

ознакомить участников мастер-класса с техникой «ирландское кружево»;

обучить технике выполнения элемента кружева;

ознакомить со способами соединения элементов в технике «ирландское кружево»;

развивать интерес к искусству «ирландское кружево» и творческий подход к делу.

Оборудование и материалы: набор крючков из различных материалов, различные виды пряжи, таблицы с рисунками и условными обозначениями петель, схемы элементов кружева, ножницы; иглы с толстым ушком, булавки, образцы готовых изделий (творческие работы учащихся объединения по интересам «Мастерицы»), мультимедийная установка.

Этапы

1. Подготовительный: релаксация, цель и задачи мастер-класса.

2. Теоретический: из истории возникновения кружев и ирландской техники, материалы и инструменты необходимые для работы, критерии техники «ирландское кружево», сборка и оформление готового изделия.

3. Практический этап: выполнение элемента «ирландского кружева».

4. Заключительный этап: получение конечного результата, рекомендации.

5. Подведение итогов: рефлексия.

 

1. Подготовительный этап

Приветствие.

Проведение упражнения на релаксацию «Воздушные шарики»

Цель: настроить группу на рабочий лад.

Сегодня вы – воздушные шарики. Разноцветные, шаловливые, легкие и стремительные. Сейчас вас надувают, вы с каждой секундой становитесь легче, поднимаетесь вверх, касаетесь облаков, летите с ними наперегонки. Ветерок подхватывает вас, вы уноситесь все выше и выше. Сверху вы видите людей, бегущих вслед за вами. Они кричат вам, машут руками. От этого вам становится еще веселее. Но в облаках становится прохладно… Солнце спряталось… Хочется вернуться домой. Потихоньку выпускаете воздух и спускаетесь вниз. Воздушное путешествие окончено. Вы снова все в комнате…

Сообщение цели и задач мастер-класса.

2. Теоретический этап.

2.1. Презентация работ выполненных в технике «ирландское кружево».

Показ вязаных элементов.

2.2. Работа с мультимедийной презентацией.

История возникновения кружев уходит своими корнями в глубокую древность. Даже в Библии можно найти упоминание о легких богато вышитых прозрачных одеждах священнослужителей. Во время раскопок на некоторых мумиях в Египте также были обнаружены кружевные элементы. Это сетчатая кайма, с вышитыми узорами, напоминает филейное направление. Однако в таком виде, в котором мы привыкли видеть, кружево появилось лишь в 14 веке. Использовалось оно для украшения одежды богатых и влиятельных людей. До сих пор точно не уставлено, из какой страны родом это великолепное творение. За право называться родиной кружева борются несколько европейских стран. Большинство источников едины во мнении, что зародилось кружево в эпоху Возрождения.

Венецианское кружево

Наибольшую популярность кружево обрело в 1363 году. Тогда король Англии Эдуард III запретил ввозить в страну иностранное кружево.

С конца 15 века в моду входят большие волнообразные воротники, они получили название «фрез». Края их украшались зубчиками. Поначалу это была просто тонкая кайма из так называемых воздушных стежков. Однако со временем кружевницы стали делать кайму шире, а узоры затейливей.

Венецианское кружево получило огромную популярность. Отдельные элементы кружева соединялись тончайшими нитями. Такое кружево стало называться гипюром. Такое роскошное кружево было заказано Англией для коронации Ричарда III в 1493 году.

Французское кружево

В середине 16 века французская королева Екатерина Медичи вызывает из Италии Федерико Венчиоло. Он в 1587 году издает сборник со всевозможными кружевными узорами.

Любовь к кружевам во Франции стала настолько всепоглощающей, что люди тратили огромные деньги, чтобы выписать красивые образцы из Италии и Фландрии.

Кружева использовались повсеместно. Ими украшали одежду, обувь, постельное белье, мебель, даже кареты было принято обивать изнутри кружевом. Такие оттоки денег из страны стали волновать правительство. В связи с этим министр Кольбер в конце 17 века основал королевские мануфактуры с целью производства отечественного кружева. Для начала были наняты 230 кружевниц, 200 из которых были из Фландрии, а 30 из Венеции. Однако венецианским работницам пришлось вернуться на родину, так как их стали преследовать за разглашение секретов, но они успели обучить француженок. Успех этого дела был поразительным. Француженки привнесли свои изменения в технику и узоры плетения, после чего французское кружево и стало столь изысканным.

Алансонское шитое кружево

Алансонское шитое кружево известно всему миру. Оно славится свое красотой и неповторимым исполнением. А кружева из города Валансьен отличались тонкой сеточкой, которую плели вместе с узором. Еще одно известное кружево – черное шелковое Шантильи. Производство запустила Екатерина де Роган в 18 веке.

Фламандское кружево

В начале 17 века большей популярностью стало пользоваться тюлевое кружево. В нем узоры соединены тонкой сеточкой с одинаковыми ячейками. Лучшие кружева подобного рода изготавливает Брюссель. А известнейшее плетенное фламандское кружево получило распространение в Европе как английское. Конечно, качество и популярность фламандского кружево было несравнимо с английским, но из-за запрета ввоза товаров из дугой страны, купцы были вынуждены приобретать контрабандный товар и продавать его под видом английского кружева.

Брюссельское кружево

Брюссельское кружево отличалось сложностью техники плетения. Приходилось плести и орнамент и фон вместе, что довольно непросто. Но уже в середине 18 века был получен первый машинный тюль. Это гораздо упрощало всю работу. Однако машинное кружево плелось их хлопковой нити, что делало полотно грубее, несравнимо с ручной работой из шелковых и льняных нитей.

Румынское кружево

Румынское кружево – народное творчество Румынии. В наше время это кружево не очень распространено, но красота и неповторимость его – непреходящи. Судите сами – на фото болеро в технике румынского кружева. Иногда это кружево называют также шнурковым. С самых древних времен украшение жилья, дома, квартиры составляло и составляет основную работу женщины по дому. Вышивка и кружева столетиями украшали как жилище, так и одежду.

История ирландского кружева

Первоначальные сведения об ирландских кружевах появляются еще в 14 веке. В те времена, такими видами работ (а правильнее было бы сказать – искусством), как плетение кружев в основном занимались мастерицы монахини и девушки – послушницы в монастырях. Уже тогда слава ирландских кружев распространилась далеко за пределами страны. Однако, настоящую популярность этот вид рукоделия, а главное, получающиеся в его результате изделия, приобрели только в 19 веке, и причиной тому были весьма печальные события.

В середине 19 века Ирландию потрясла волна голода, связано это было с эпидемией картофельного грибка – а поскольку выращивание картофеля было основой сельскохозяйственной стабильности страны, упадок в этой отрасли экономики чрезвычайно плохо сказался на всех слоях населения. Чтобы как-то спасти свои семьи от голода, ирландцы вспомнили о старинном виде ремесла – плетении кружев.

Считается, что вторую жизнь ирландскому кружеву дала некая мадемуазель Риего де Бланкардье, дочь франко-испанского дворянина и ирландки. Она придумала, как делать кружево, которое напоминало венецианское, но могло выполняться крючком, что очень ускоряло производство. В самый разгар голодных лет, в 1846 году, девушка издала книгу по технике плетения кружева с помощью крючка.

Новшество мадемуазель де Бланкардье очень быстро было взято на вооружение местным населением, и вскоре вязанием кружев уже занимались целые семьи. И мужчины, и старики, и дети, не говоря уже о женщинах, вязали мотивы для кружева. Вязали без схем, кто как может. Даже, если у мужчины получалось лучше, чем у женщины, его освобождали от всех домашних дел, и он занимался только этим. А женщина брала на себя все мужские работы по хозяйству. Всей семьей навязывали корзиночку «цветочков» и несли ее в мастерскую, и там уже другие мастера собирали из отдельных кружев готовую одежду, которая выглядела просто роскошно. В те годы можно было приобрести не только манжеты и воротники из ирландского кружева, но платья и даже пальто!

Почти все семьи имели некоторые секреты этого мастерства и бережно хранимые мотивы. Семейные прозвища зачастую отражали мотив, с которым ассоциировалось семейство, например «Лили Квигли» или «Рози Макгонс». Если случалось, что соседи без предупреждения заходили в дом, то кружева тут же прятались. Особый мотив кружев был основой семейного заработка. Из-за такой секретности многие мотивы утеряны.

В это время слава ирландских кружев шагнула далеко за пределы страны – ирландское кружево охотно покупалось в Дублине, Лондоне, Париже, Риме, Нью-Йорке и Сан-Франциско. После Второй мировой войны был некоторый спад популярности кружева, но сейчас, благодаря идеям современных модельеров, кружева, в том числе и ирландские, вновь входят в моду. На подиумах всего мира модели демонстрируют одежду, выполненную либо целиком из ирландского кружева, либо имеющую отделку из него. Многие представительницы королевских семей на торжественных церемониях, например таких, как свадьба, используют в элементах своих нарядов старинные ирландские кружева.

Техника изготовления ирландского кружева

Говорят, что Ирландия это страна, которая может соперничать даже с Австралией по количеству зеленых насаждений. В Ирландии царит буйство всевозможной растительности, поэтому, недаром зеленый цвет считается цветом этой страны. А еще говорят, что в Ирландии самая зеленая в мире трава…Ну, проверить сей факт сложно, зато, после всего сказанного становится понятно, почему основным мотивом ирландских кружев является цветочный орнамент – всевозможные листочки, цветы, веточки – все это составляет основу кружевного рисунка.

В классическом варианте изготовление ирландского кружева начинается с вязания отдельных элементов – мотивов, которые составляют сам узор. В ирландском вязании часто для придания элементам рельефности используют прием, который называется вязание на бурдоне. Закончив мотивы, их закрепляют на бумажном шаблоне, представляющем собой основу будущего изделия. Затем мотивы соединяют между собой тонким ажурным фоном (сеточкой).

Вязание ирландских кружев сейчас получило широкое распространение и им занимаются мастерицы не только Ирландии, но и многих других стран. В каждой стране рукодельницы привносят в этот процесс что-то свое, и на сегодняшний день существует несколько способов вязания ирландского кружева. В основе по-прежнему остаются отдельные мотивы, которые и вывязываются в самом начале. Различными являются лишь способы последующего соединения элементов между собой.

Это можно делать: элементы можно привязывать один к другому в ходе работы; классический способ соединения мотивов – с помощью сетки; способ нашивания мотивов на готовую сетку; нашивание мотивов кружева на тюль; сшивание мотивов иголкой; соединение мотивов с помощью так называемых брид.

Как видно, способов изготовления ирландского кружева много и каждая мастерица может выбрать именно тот, который больше всего подходит именно ей.

Вязание ирландского кружева – как и любой вид рукоделия, требует терпения и аккуратности. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и сложность исполнения работы – поэтому, начинать рекомендуется с простых изделий.

Главная ценность ирландского кружева, наверное, в том, что оно до сих пор остается ручной, индивидуальной работой. Изделия из ирландского кружева – это шик, индивидуальность. И для того, чтобы стать обладателем этой красоты совсем необязательно быть состоятельным человеком. Нужно только очень сильно захотеть, взять в руки крючок, и начать изучать этот увлекательнейший процесс.

3. Практический этап

Выполнение мотива «трилистник».

Трилистник. Мотив для ирландского кружева.

1. Делаем кольцо из двух витков нити вокруг пальца - оно у нас потом будет затягиваться за свободный конец. На нем вяжем первый СБН.

2. Вяжем цепочку из 14 ВП и соединительной петлей крепим ее к кольцу, добавляем 1 СБН.

3. Повторяем все для 2 и 3 листика мотива.

4. Затягиваем петлю из двух витков нити, свободный конец будем прятать в обвязку цепочек из ВП.

5. Обвязываем листики: 3 СБН - 1 ПС (столбик с одним накидом провязываем за один прием) - 6 С1Н - 2 ВП - 6 С1Н

- 1 ПС - 3 СБН.

6. Повторяем обвязку для оставшихся двух листиков

7. Не переворачиваем работу. 3СС в задние петли предыдущего ряда первого листика (там, где у нас 3 СБН), после чего обвязываем контур листика СБН, добавляя в место, где 2 ВП, пико. Обвязку двух последних СБН предыдущего ряда не делаем, соединительным столбиком переходим на следующий листик, в третий СБН предыдущего ряда

Трилистник готов. Можно сделать его еще интереснее, если еще раз обвязать его СБН, добавляя пико.

Выполнение элементов изделий по предложенной схеме

4. Заключительный этап

Анализ полученных изделий.

Рекомендации для участников мастер-класса

Современное богатство и разнообразие цветов, разновидностей и фактуры пряжи, позволили мастерицам отойти от классического белого или слегка желтоватого цвета кружева и начать создавать наряды с использованием всей радужной палитры. Листья и веточки заиграли от салатового до изумрудного, лепестки цветов получили возможность стать объемными за счет градиентных переходов цвета от ярко-красного к приглушенно розовому, а обилие голубых и бирюзовых оттенков позволило вязать платья, блузы и топы с морской тематикой. Стоит сказать, что современные мастерицы часто уходят от традиционно цветочно-растительной тематики ирландского кружева, привнося что-то новое и оригинальное.

5. Подведение итогов

Рефлексия «Дополни»

Долог день до вечера……., коли делать нечего.

Поспешишь………. – людей насмешишь.

Умелые руки……… не знают скуки.

Кончил дело………. – гуляй смело.

Была бы охота,………. будет ладиться и работа.

Дело мастера………. боится.

Маленькое дело лучше……….. большого безделья.

Есть терпение………… – будет и умение.

Не то дорого, что красного золота, а то дорого,……..что доброго мастерства.

Интерес к ирландскому кружево неизменен, более того, мастера всего мира пытаются освоить деликатный мир ирландского кружева. Возникают современные модификации древних техник - и это вполне естественно. Творческий человек желает не только осмыслить и освоить заветы предков, но и сделать шаг вперед. Фигура мастера, глубоко любящего искусство, вкладывающего в него душу - вот основа основ. Ничто не может заменить мастера, его вдохновенный талант и умелые руки. И пусть Вы ни разу не бывали в Ирландии и немного знаете об это стране, но вы можете слегка приблизиться к её традициям, попробовав себя в роли мастерицы, вяжущей ирландские кружева. Создавайте и делайте мир прекраснее!


Ирландское кружево
PPT / 20.01 Мб

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (3)

Медведева Татьяна Петровна, 09.11.18 в 20:14 1Ответить Пожаловаться
Очень красиво!!! Спасибо.
Кадырова Ольга Игоревна, 09.11.18 в 20:22 0Ответить Пожаловаться
Доступно и понятно!
Полагутина Юлия Геннадьевна, 28.11.18 в 02:28 0Ответить Пожаловаться
Невероятно красиво... Дух захватывает...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.