Класс:5-6
Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.
Тема: Декоративно-прикладное искусство.
Цель: создание единого, коллективного представления о народном творчестве (искусстве).
Тип урока: Комбинированный, мини-проект.
Оборудование: журналы по рукоделию, рабочая тетрадь, небольшие выставки с готовыми изделиями, оформленные по отдельности каждой командой (по видам рукоделия)
Планируемые результаты:
1) Предметные – учащиеся закрепят алгоритм , научатся последовательности выполнения творческой работы
2) Метапредметные (УУД): регулятивные - Уметь выполнять действия по образцу. Проявлять познавательную инициативу.
3) Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и коллективом -слушать собеседника, излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе ; познавательные - проявлять познавательную инициативу. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников. Создавать алгоритм действий и выполнять их. Анализировать изделие по заданным критериям.
4) Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну ,любви к Родине.
Ход урока
Учитель:
Здравствуйте.
2.1. Учитель ставит задачу:
Сегодня мы осуществим увлекательное путешествие в удивительную страну Ремесел. Отправляясь в путь, мы разделимся на несколько команд. Для сопутствия успеха в путешествии команде, необходимо обладать определенными качествами.
У нас команды состоят из самых творческих, энергичных, отважных, умных и благородных. В каждой команде должен быть руководитель – мастер, а остальные члены команды – подмастерья.
На ваших столах находятся задания с вопросами, я предлагаю на них быстро ответить.
Задание 1: Сложи картинку и назови вид ремесла. (резьба по дереву, вышивка, вязание, скульптура)
Задание 2: Какие виды ремесел есть в нашем крае? (гончарное искусство, лозоплетение, вышивка (кружевоплетение), тряпичная кукла)
Задание 3:Что такое ремесло? (изготовление различных вещей ручным способом)
Задание 4: Кто такие ремесленники? (люди, которые этим занимаются делом)
На доске:
Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Ученица:
Вся наша земля – это земля мастеров.
Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи.
Наш народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из обрезков дерева вырезали и расписывали ложки, из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льна ткали полотна и изготавливали кружева. Все делалось руками.
Учитель: А, как вы думаете , как можно сформулировать тему урока?
Ответ: Декоративно-прикладное искусство.
Учитель: Действительно , тема урока - декоративно-прикладное искусство. А теперь сформулируйте цель нашего урока к своему ответу
Добавьте действие »познакомиться» и « иметь представление»
(познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства; иметь представление о народных промыслах.)
Учитель: Цель намечена. Теперь нужно поставить ряд задач ,которые приведут к конечному результату. Кто попробует сформулировать их?
Ответы: 1.Узнать виды ДПИ?
2. Воспитывать интерес к русским традициям
3.Формировать представление о народном творчестве.
А теперь поставьте себе личную цель. Обратите внимание на плакат:
1.Работать творчески и эффективно . 2.Самостоятельно создавать придуманный образ. 3.Научить высказывать и отстаивать собственное мнение. 4.Уметь анализировать и оценивать свою работу. |
Запишем тему урока и личную цель.
Учитель:
Итак, продолжаем урок-путешествие и отправляемся в путь. Вот и вошли мы в город. Дома этого города носят свои названия.
Задание каждой команде: найти слово, которое обозначает название дома.
(на столах карточки - составить слово )
Выкавши, ниевяза, , ткачествоковро, паьеп шема.
(ответы учащихся)
Вышивка, Вязание, Ковроткачество , Папье маше
Учитель просит сделать вывод:
Теперь вы должны догадаться, как называется город, если дома носят такие названия? (ответ учащихся - Город мастеров)
Учитель: В городе мастеров нам предстоит познакомиться с различными мастерами своего дела.
Приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.
Девочки, чтобы добиться цели, давайте вернемся в Город мастеров. Команды в роли Мастера и Подмастерьев будут защищать свои проекты. За открытие замка каждого дома, команды получают ключики.
1. Дом Вышивка
группа выступает с домашним заданием
(в входе выступления можно задавать вопросы)
Вопросы:
1. Что такое вышивка?
2. Девочки, есть ли у вас дома изделия с вышивкой? У кого есть поднимите руки.
3. Кроме одежды, какие изделия можно украсить вышивкой?
Впереди новые испытания для команд, но нам предстоит открыть следующие двери.
2. Дом Вязание
группа выступает с домашним заданием
Вопросы
1. Какими инструменты используют при вязании ?
2. Какие существуют виды вязания
3. Дом Ковроткачество
группа выступает с домашним заданием
Вопросы
1. Какие народы занимаются ковроткачеством?
4. Дом Папье- маше
группа выступает с домашним заданием
Вопросы
1. Какой материал используется при изготовлении изделия.
2. Новая технология папье- маше?
Учитель:
Вот и открыты все двери нашего города.
А сейчас физкультминутка: (музыка)
Ну-ка дружно по порядку!
Выходите на зарядку!
Руки мы в локтях согнули
Вверх подняли, замахали,
Спрятали за спину их
Ах, давайте оглянемся
Через правое плечо
Через левое плечо.
Учитель:
Прочитайте на доске поговорку: «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?
Ученик: Нужно любую работу выполнять.
Учитель: После ознакомления с видами декоративно-прикладного искусства, я думаю, что у каждого из вас появилось желание изготовить что-то своими руками. И сегодня такая возможность у вас есть.
Мы отправимся в «Мастерскую Ремесел», где вам предстоит создать проект предмета быта.
Это будет «Подарок ветерану» . Свой дизайнерский замысел вы можете воплотить в жизнь, если хорошо продумать, из каких материалов его изготовить.
Учитель:
Как вы думаете, легко ли ее выполнить?
Для того, чтобы выполнить данную работу, обратимся к технологической карте.
Выберите необходимые инструменты. (ножницы, клей)
Правила техники безопасности.
Девочки, с какими инструментами будете работать?
Ученицы: ножницами.
Учитель:
Мы будем работать с опасными предметами. А с какими опасностями мы можем столкнуться, работая, режущими предметами?
Ответы детей:
Этап практической работы.
Цель этапа:
Изготовление эскиза-проекта брошки.
Уметь работать с технологической картой.
Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Задание: выполнение проекта «Украшение из фетра»
Каждая команда представляет свою работу. За полный ответ в данном конкурсе команда получает ключ.
Самостоятельная работа.
(выполняют работу под музыку)
Необходимые материалы и инструменты:
1.Фетр.
2.Ножницы.
3.Бусинки.
4.Клей.
5. Георгиевская ленточка.
Технологическая карта « Цветок ветерану» (работа с фетром)
1.Нам необходимо пять кружочков из фетра.
2.Складываем кружочки как показано на фото
3.Фиксируем клеем на пятом кружочке.
4.Оформляем бусинкой, приклеиваем к георгиевской ленточке.
Выставка работ.
(защита своей работы учащимися, выставление оценок)
Учитель:
Девочки, давайте вернемся к теме и цели урока.
Как вы думаете, наша цель достигнута?
Ученицы: (ответ…)
Учитель:
-С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
-Что больше всего вам понравилось?
-Какие виды вы уже умеете выполнять?
Девочки, огромное вам спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы. Я, считаю, что мы отлично справились с заданием. Путешествие прошло отлично. Мы вспомнили с вами несколько народных промыслов. Повторили слова, которые узнали на уроке. А теперь подсчитаем ключи и подведем итог нашей работы. (Команда, получившая наибольшее количество ключей, получает пятерки, остальные четверки).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Человек, не знающий своего прошлого не знает ничего»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Познакомиться
иметь представление
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
выкавши
ниевяза
твкасточковеро
ьеп шаепма-
Технологическая карта « Цветок ветерану»
DOCX / 258.09 Кб