12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Плотникова Светлана Николаевна387
0

Конспект урока изобразительного искусства. Класс: 5-а класс. Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Тема четверти: Связь времен в народном искусстве. Тема урока: Искусство Гжели

Конспект урока изобразительного искусства

Плотниковой С.Н.

Класс: 5-а класс

Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Тема четверти: Связь времен в народном искусстве.

Тема урока: Искусство Гжели.

Тип урока: Урок комплексного использования знаний

Цели урока:

  • по содержанию: знать об искусстве гжельского  промысла, особенностях гжельской росписи;
  • по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать образ сказочной жар-птицы как символа творчества и вдохновения.

Задачи урока:

  • Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности,
  • Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.
  • Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и
  • воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Результаты обучения:

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать художественный образ волшебной жар-птицы.

Наглядный и дидактический материалы:

Индивидуальный: учебник  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой - 5 класс, презентация «Какого цвета жар-птица?»

Общеклассный: изделия гжельских мастеров, плакат «Гжель».

Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», П. Синявского «Незабудковая гжель», Л.Куликовой «Гжель» и др. (Приложение 3).

Музыкальный ряд: Надежда Филатов «Незабудковая гжель»

ИКТ-оборудование:

Индивидуальное: нет, стараюсь по возможности не использовать, чтобы не перегружать рабочее место.

Общеклассное: компьютер и электронная доска Smart Board.

Художественные материалы: домики для красок (гуашь), лист А3, бумага для упражнений, кисти синтетика плоская № 4-7, круглая №3, тряпочки, баночки с водой.

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты каждого этапа (выводы по этапам)

1.Орга-низа-цион-ный этап

1-2 мин

Приветствие учащихся

Проверка готовности к уроку, организации рабочего места, отсутствующих

Приветствие учителя

Проверка организации рабочего места

Класс готов к уроку, все материалы имеются, отсутствует 2 учащихся по болезни

2. Ак-туализация и мотива-ция

5-6 мин

Актуализация знаний, введение в тему урока.

1. Вводная беседа

Сегодня мы должны ответить на вопрос: какого цвета жар-птица? Как Вы считаете?

В каких сказках мы встречаемся с жар-птицей?

Вы дома искали образы жар-птицы. Что Вы можете о ней сказать?

Обобщение слов учащихся, вывод о том, что образ жар-птицы является воплощением мечты о счастье, но придти к успеху герой может только преодолев трудности и приключения.

Птица-огонь, - полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, - об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом. Может быть она светится всеми цветами или голубого цвета?

Где мы сталкиваемся с синей птицей?

Из слов М. Метерлинка «Человек предстает либо жертвой рока, либо борцом против него» следует, что за счастье и успех нужно бороться.

Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном –синих птиц – и одухотворили ими узоры и мир вещей человека. Человек, получивший дар от Жар-птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света и дарил радость людям. Чтобы удача и счастье не покинули его, стал расписывать посуду яркими изображениями птицы.

Что же тогда главное в декоративном искусстве?

Сегодня мы будем изображать волшебную Жар-птицу по мотивам Гжели.

2. Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока.

- Чему мы должны сегодня научиться?

- Вам понятна тема и цели?

- Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?)

Отвечают на вопросы:

Желтая, золотая, яркая…

Иван-царевич и серый волк, Конек-Горбунок, Царь-девица…

В мифологии Жар-птица –огненная птица размером с павлина, она стережет цветок папоротника, живет в райском саду, выполняет желания, сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния

-Да, нет…

-В сказке Метерлинка «Синяя птица»

-Одухотворение прекрасных образов и украшение ими предметов быта.

-Познакомиться с искусством Гжели.

-Да

-Узнать о Гжели,

Об особенностях этого промысла, мотивах и приемах росписи….

Удалось заинтересовать, даже немного поспорили,

На следующий год сделаю такой урок как обобщение четверти, чтобы ребята смогли выбрать сами, по мотивам какого промысла изобразить Жар-птицу. Подвела учащихся к теме урока, практически все включились в деятельность по принятию цели.

Удивилась, что ребята довольно хорошо знают русские сказки, многое узнала от них сама.

Начинаю понимать, что взаимодействие «Учитель-ученик» становится обоюдным, они учатся у меня, а я у них.

3. Изу-чение и закреп-ление первич-ных знаний

5-7 мин

1. Просмотр презентации на CD ROM, полилог по ходу презентации:

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке более 670 лет назад.

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.

-Правда, очень красиво!?

Зачитать стихотворения и ответить на вопросы – по времени (Приложение)

Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина.

-Кто может сказать, на каком материале выполняют роспись мастера Гжели?

Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц

-А какие цвета используют художники?

Особенностью Гжельской росписи является использова-ние 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок (художники берут на кисть только 1 цвет – кобальт).

-Какие бывают изделия?


 


 


 


 


 


 


 

- А как проходит процесс производства гжельских изделий? Кто знает?

Послушайте стихотворение Татьяны Алферовой:

«Играет нежная свирель,

И замирает в восхищенье

Жемчужина России – Гжель,

Где поселилось вдохновенье.

Здесь каждый – мастер и творец...»

Итак – в сине-голубую сказку, в мастерскую, учиться творчеству.

Открывайте краски, берите кисточки, все готовы делать упражнения?

-Да…

-На керамике, фарфоре, фаянсе

-Синий кобальт

-Это разнообразная посуда: кувшины, кумганы, блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, фигурки людей, птиц, животных…

-Вытачивают модели, в формы заливают гипс, гипс затвердевает, изделия обжигают, художники расписывают их вручную.

Подготовка к упражнению

Большинство дома подбирали материал. Учащиеся активно, достаточно быстро и четко отвечали на вопросы.

Стихотворения не читали (врем. рамки), включила во время практической работы песню Надежды Филатовой «Незабудковая гжель»

Не стала вдаваться в процесс производства гжельский изделий, чтобы не прегружать детей.

4. Отра-ботка навыков

6-10 мин

1. Просмотр презентации на CD ROM «Элементы хохломской росписи»

Каждый элемент росписи – не копия реального мотива, а декоративно-переработанный, стилизованный, главное здесь – фантазия.

2. Выполнение упражнений Элементы росписи – это разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии;

-Усики, завитки, капельки, отводки, росчерки

-Мазок с тенями. Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону или «мазок с тенями».

3. Какие элементы используют народные мастера?

Выполнение упражнений, отработка элементов росписи, помощь затрудняющимся

Выполнение разных линий, сеточек, усиков, завитков, цветов, листиков. Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.

Мазок с тенями выполняем следующим образом: набираем на кисть густую синюю краску, проводим мазок необходимой формы и чистой влажной кистью добиваемся растяжки тона к более светлом.

-Линии, сеточки, усики, мазок с тенями…

Дала возможность отдохнуть и перек-лючить внимание – мы посмотрели за окно, солнечный день, сказала о том, что природа будет каждый день менять-ся, а у них есть воз-можность быть к ней ближе, больше гулять и наблюдать за цветением деревь-ев, изменениями каждый день. Затем перешла к тому, что народные умельцы всему учи-лись у природы. С упражне-ниями справились не все, пришлось объяснить несколько вариантов работы, 5 учащихся не сумели освоить технику двойного кистевого мазка сразу, четверым удалось помочь, Ботнарь Влад стал рисовать в 2 приема – голубым, затем синим цветом.

5. При-менение новых знаний

20 мин

1. Представление образа: Закройте глаза, послушайте стихотворение и представьте образ волшебной птицы Творчества, Счастья, Света:

Душу, гжельскою белой глиною,
Вдруг поманит судьба-кудесница…
И взмахнёт кистью с краской синею,
И распишет всё тонкой линией…
И всё сбудется… и всё слепится…
…В нужном времени… в нужном месте ли –
Пусть Душа вдруг не закачается…
Пусть на белом, небес известием,
Синей птицы счастливой песнею –
Роспись гжельская проявляется!

Представьте эту птицу в своем сердце и пусть теперь она поведет Вас по дороге творчества.

Верьте в себя! И у Вас все получится.

2. Практическая работа.

Украшаем пасхальное яйцо, которое в русской культуре означает новую жизнь, возрождение, образом волшебной птицы, которая является символом творчества.

Самое главное в обычных и сказочных птицах то, что они умеют летать. Сказочные птицы отражают мечты о недостижимом. Трудолюбие и терпение помогает преодолеть любые преграды. Лети птица, лети…

Во время практической работы - целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Перенесение зрительных образов в новый художественный образ (анализ впечатлений и синтез как создание нового образа).

-Работают самостоятельно.

Вся наглядность убирается.

Времени урока нам катастрофически не хватает, творчество нельзя втиснуть во временные рамки.

Ребята нарисовали интересные образы птиц, но им захотелось большего – вписать их в композиции цветов, а на это недостаточно. времени урока.

Т.к. сразу делала выставку к Пасхе – представила то, что получилось. Работали с удоволь-ствием. Вижу личностный рост в глазах учащихся, понимание того, что они могут хотят больше, но пока не могут так – развитие рефлексии. Я вижу урок в этом году совсем иначе, чем раньше, и это мне тоже нравится. Я сама нарисовала смайлик и поселила волшебную птицу в свое сердце.

Торможу себя, т.к. многие ребята еще не готовы перестроить свою деятельность на более творческую, испытывают затруднения.

6. Реф-лексия

5 мин

Итог урока.

1. Общая оценка работы класса

Чему Вы научились?

Кто почувствовали вдохновение?

Понравился урок? (смайлики)

Что понравилось?

В чем затруднялись?

Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока)

2. Выставка работ учащихся.

Какая работа понравилась и почему?

3. Уборка рабочих мест.

Заключительное слово. Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили Жар-птицу в своем сердце, только теперь старайтесь ее не упустить.

Домашнее задание:

Найти материал об особенностях городецкой росписи, ее форме и декоре, подумать, что означают строки поэта:

«Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет»

4. С наступающей Пасхой – поздравление для Вас на доске – читайте:

«Природа нежным

в синеве небес,
Нарушена сегодня тишина:
Христос воскрес!

Воистину воскрес!

Спасибо за урок.

-Основным мотивам и приемам гжельской росписи.

-Поднимают руку..

Получилось красиво, мало времени.

Хочется доделать композицию….

Нарисовать поздравление, подарить маме, близким, друзьям к Пасхе…

Понравилась эта работа, т.к…..

Наводят порядок.

Записывают в дневники.

Урок достиг цели. Итог подвели, результаты увидели, они понравились не всем – смайлики радостные кроме 3 учащихся, 2 чел. – Акиньшина Настя и Ясная Лиза – с трудом отрываются от работы, только вошли во вкус, у Ботнаря Влада не получаются такие мазки, хотя испробовали все варианты – придет после уроков. Ему всегда сложно даются работы красками, связанные с украшением.

Поздравила ребят с наступающей Пасхой, очень рада, что тоже получила после выходных несколько открыток, написанных

по мотивам гжели.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.