Мастер-класс для молодых педагогов «Мнемоника - искусство запоминания»
Мастер – класс молодым педагогам «Мнемоника - искусство запоминания».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Кравченко Ирина Фёдоровна.
Я, учитель информатики МБОУ СОШ № 11 МО Усть- Лабинский район.
Предлагаю Вам, данный мастер – класс, но о чём пойдет речь я скажу чуть попозже.
Начнем мы наш мастер - класс, конечно со знакомства. Я предлагаю разбиться на пары, взять листы и на них записать свое имя(показать карточку) и несколько прилагательных, которые могут рассказать нам о Вас, затем Вы передаете карточку своему партнеру, который ознакомиться с ней , задаст несколько вопросов в виде интервью, чтоб быть готовым представить нам коллегу. На выполнение задания у вас три мин.
Вот мы и познакомились!
Теперь я попрошу Вас обратить внимание на экран .
- Какие ассоциации у вас возникли? (ОТВЕЧАЮТ ГОСТИ)
Значит, мы можем сказать, что нас окружает МОРЕ ИНФОРМАЦИИ, в котором также очень легко утонуть. Чтобы это море было безопасным, необходимо использовать способы, которые помогут в этом.
Каждому из нас не зависимо от того ученик ты или учитель, в жизни приходится сталкиваться с большим объемом важной информации, которую приходится запоминать и обрабатывать.
Как вы это делаете? Какие приемы используете? (выслушать участников)
В своей деятельности я использую такой приём, как мнемоника - искусство запоминания, нужной информации и увеличивающих объём памяти, путём ассоциаций.
Я не люблю цитировать определения из википедии, поэтому объясню своими словами. Мнемоника — это способы запомнить информацию путем смены типа информации. Вместо запоминания цифр — запоминаете слова. Вместо слов можно запоминать места. Вместо ходов в шахматах — стихотворение.
Вот о чём мы и поговорим на нашем мастер - классе .Я не буду останавливаться, на теории, её вы найдете на страницах книг и всемирной паутины. Перед собой, я ставлю задачу на примерах показать, этот увлекательный способ запоминания.
Итак, основные мнемонические приёмы:
Прикладной арсенал современной мнемотехники состоит из большого набора унифицированных приёмов запоминания. Среди основных мнемонических приемов и методов можно выделить следующие:
Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.
Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной Вам комнате.
Я Вам раздаю подсказку которые помогут в течении мастер класса ориентироваться , какой прием использован. (карточки)
Запоминание имен. Это то, что сегодня нам уже пришлось применить.
Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем.
Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.
Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека – представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.
А теперь на конкретных примерах, я хочу Вам показать, как применить этот метод в учебной деятельности. (Используя слайды презентации и подготовленные карточки, демонстрируется мнемоничекий способ запоминания).
Начнем с английского языка, попрошу учителей этого предмета мне помочь.
Метод фонетических ассоциаций(МФА) возник потому, что в самых разных странах мира есть слова или части слов . которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчет в том, что используют именно его. Посмотрим несколько примеров.
Следующие предметы: история, русский язык. Давайте попробуем по карточкам с картинками ,рассказать о родителях , событиях и о присутствии в каком-то месте.
В русском языке и истории удивительно много таких приёмов, главное научиться, ими пользоваться.
На очереди математика. Царица - всех наук. И здесь разберем несколько способов. Приглашаю на помощь учителей математики, чтоб проверить действенность этих методов.
Астрономия .Как же помочь учащимся запомнить все планеты. Задания на карточках (Дать возможность самим составить предложения и выслушать версии).
А вот еще один пример ,который поможет нам разгадать кроссворд используя знания полученные на информатике и физической культуре. Разгадать кроссворд (на время и сверить ответы)
Время для выполнения задания уже вышло и мне не терпится узнать, как справились с заданиями наши участники.
Расскажите, в чем заключалась ваша работа и как вы с ней справились?
Подведем итог. Мы увидели, что такой способ работы, позволяет, быстро справиться с заданием. И важным является то, что способ мнемоники можно использовать абсолютно на всех предметах. И моей задачей сегодня было натолкнуть Вас на мысль, что это увлекательно, полезно и поможет разнообразить уроки .
А закончу я свой мастер - класс рефлексией, а именно работой с синквейном.
Правила написания синкейна.(на слайде и в карточках)
Предлагаю Вам сотрудничать со словами, которые нам так сегодня важны «МАСТЕР - КЛАСС». (Участники зачитывают свои синквейны).
Благодарю за сотрудничество! Удачи в работе!