Искусство для искусства
Дмитриенко Александра
Ученица 11 класса
МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска
Искусство для искусства
2020 год богат на юбилеи многих русских писателей и поэтов. Наверное, у каждого из современников, возникает вопрос, почему авторов художественной литературы и их творчество помнят, ценят, цитируют. Что такого великого они сделали, что им посвящают конкурсы, темы сочинений, громкие чтения, например, романа «Евгений Онегин» или эпопеи «Война и мир». Думали ли сами писатели и поэты о том, что войдут в историю России и всего мира? К сожалению, вопрос этот авторам задать мы не сможем. Хотя, почему бы и не спросить о том, что волнует нас, сегодняшнюю молодежь. Мне кажется, талант литераторов в том и заключается, что между строк спрятаны ответы на вечные вопросы. Но чтобы их открыть для себя, необходимо не только внимательно читать, но и пытаться понять, как жил автор, что чувствовал, чем или кем дышал.
Сегодня, накануне юбилея великого русского поэта, попробуем взять интервью у Афанасия Афанасьевича Фета. Поэт прожил долгую, трудную, полную борьбы жизнь. С первых строк он вызвал в обществе раскол: одни современники восхищались, их, к сожалению, было меньше, другие же обрушили на Фета потоки критики. Прошло время, и как сказал другой великий поэт С.А.Есенин: «Большое видится на расстоянии», и сейчас признание творчества А.А. Фета неоспоримо. Что стало причиной споров? Конечно, взгляды на искусство. Спорили писатели и поэты, у каждого из которых была своя позиция. Мы составили вопросы, чтобы узнать взгляды на творчество и жизнь поэта. Для интервью были использованы высказывания современников. Все слова, написанные от имени А.А. Фета, - это цитаты из стихов и статей поэта.
- Афанасий Афанасьевич, будьте любезны, поясните свою фразу: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». Вы считаете, что гражданская тематика не достойна стихосложений?
- Я считаю, что поэзия и действительность не имеют между собой ничего общего. Гражданские призывы, события, трагедии и быт – это удел нашей реальной жизни. Художнику дорога только одна сторона предметов: их красота, которая разлита по всему мирозданию. А без красоты человек не захотел бы жить на свете.
- Значит, Вы считаете, что красотой можно накормить и обогреть людей?
- Без продуктов можно какое-то время прожить, а без душевного спокойствия, которое черпает свою силу в красивом окружении или в мечте об этом красивом окружении, у человека не будет сил выжить. Поэтому искусство, пробуждая в людях чувство красоты, не может быть бесполезным.
- Господин Фет, Ваше стихотворение «Шепот, робкое дыханье» не имеет ни одного глагола. Но ведь жизнь – это поступки, действия, движения. К чему призываете Вы?
- Если человек будет совершать поступки, не видя, что происходит вокруг, что творится в его душе, такой человек напоминает машину. А если он остановится, бросит взгляд на звезды, услышит пенье соловья, вспомнит о любимой, которая его ждет. Понимание, что «это утро, радость эта, эта мощь и дня и света, этот синий свод», является самой жизнью. У человека появится смысл жизни, он обязательно примчится домой и запоет: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало…»
- По мнению Н.Г. Чернышевского, ценность художественного произведения зависит от того, в какой мере оно полезно в сегодняшней борьбе за социальные преобразования. А по Вашему мнению, в чем ценность стихов?
- В стихах не должно быть призыва «к топору», а содействие нравственному преображению, нравственному совершенствованию каждого человека – в этом цель искусства.
-В Ваше время были популярны произведения, которые несли глубокий смысл и отражали гражданскую позицию авторов. Почему же Ваши стихи – это просто набор красивых слов?
-Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует. Поэзия есть ложь, и поэт, который с первого же слова не начинает лгать без оглядки, никуда не годится. Без “безумства и чепухи” я поэзии не признаю. Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор. А серьёзные вещи надо писать прозой!
- Одна из основных тем Вашего творчества – любование природой. А что для Вас является главным в природе?
- Во-первых, «Учись у них — у дуба, у березы», а во-вторых, человек – часть природы, равная часть
Всю ночь, всю эту ночь я просидеть готов,
Смотря в лицо зари иль вдоль дороги серой…
Какою молодой и безграничной верой
Опять душа полна!
- Афанасий Афанасьевич, что для Вас является ценным в этой жизни?
- Как в дни безумные, как в пламенные годы,
Мне жизни мировой святыня дорога;
Люблю безмолвие полунощной природы,
Люблю ее лесов лепечущие своды,
Люблю ее степей алмазные снега.
- В конце нашего интервью, по традиции Ваше пожелание читателям.
- Почаще голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!
Завершая наше интервью, хочется вспомнить отзыв великого Ф.М.Достоевского: «Стихи принесут даже и не малую пользу людям, возбуждая в них эстетический восторг и чувство красоты, и лягут благотворной росой на души молодого поколения». Современники Фета удивлялись лирической дерзости поэта, он умел передать жизнь души, мир чувств, в красках и с разных сторон. Он хотел описать не движение души и природы, а ощущение от этого движения.
Для поэтов начала 20 века А.Фет будет кумиром. О. Мандельштам писал: «Когда явился Фет, русскую поэзию взбудоражило серебро и колыханье сонного ручья». В этом и было призвание великого поэта – увидеть мир, который окружает нас, волнует, будит все наши порывы.
Афанасий Афанасиевич человек с неординарным мышлением. Из-за своей позиции «искусство ради искусства» он был не понят своими современниками и критиками. «Хороший поэт, но пишет пустяки» (Н.Чернышевский). Хотя в наше время, его точка зрения была бы востребована и популярна. Современное искусство не имеет побудительного характера и какого-либо смысла. Все, как и говорил Фет, «Искусство ради искусства».
Садварий Жанна Владиславовна