Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Игра на деревянных ложках»
Видеофильм.
Презентация.
1Слайд
Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Игра на деревянных ложках».
Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №73 Согомонова Инеса Владимировна.
2Слайд
Вступительное слово.
Проблемы сегодняшнего дня зачастую соприкасаются с проблемами нравственного воспитания детей, поэтому мы – педагоги ищем свои пути решения. Обращения к истокам народной педагогики, на мой взгляд, является очень важным и своевременным воспитательным методом, потому что утраченные традиции мы сегодня пытаемся сохранить, возвращаясь к народной культуре.
Сегодня я хочу вас научить играть на деревянных ложках.
Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком.
Игра на ложках влияет на развитие координации движений и быстроту реакции, координируют работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти.
Цель:
Освоение и отработка практических умений по методике обучения игре на деревянных ложках.
Задачи:
- обучить участников мастер-класса конкретным навыкам игры на ложках;
- развивать творческую инициативу, фантазию, воображение;
- оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.
Основная часть:
Добрый день, уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, вы любите музицировать?
Думаю, что мы вместе весело и интересно проведем время. А для работы, нам сегодня понадобятся…
Утром вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет, есть их……ложка
Что это?
Правильно ложка! Да ещё какая! Деревянная, игровая!
Приемов игры на ложках достаточно много, а при желании можно придумать и свои. Начнем с самого простого – примем необходимую позу и правильно возьмем ложки. Играть будем стоя и сидя. Сейчас попрошу всех встать. Обе ложки держим в правой руке тыльными сторонами друг от друга: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами.
Показываю правильность держания ложек. Участники повторяют за мной.
Самый простой приём игры двумя ложками называется «Мячики»
На счет один, два, три, четыре ударяем ложками по ладони левой руки, ложки как мячики, отскакивают от ладони.
Демонстрирую приём игры на ложках «Мячики».
Участники повторяют движения.
2. Следующий прием называется «Солнышко»
Движения рук играющего выполняются по кругу.
Положение ложек в руке тоже. Выполняем удары, начиная снизу – вправо вверх – влево – вниз (по кругу) и назад в другом направлении (по кругу).
Демонстрирую приём игры на ложках «Солнышко».
Участники повторяют движения.
3. Посмотрите следующий приём игры.
Демонстрирую приём игры на ложках «Маятник».
Эти удары ложек об руку слева вверху и справа вверху напоминают движение маятника. Поэтому приём так и назван «Маятник»
Участники повторяют движения.
4. Следующий интересный прием, положение ложек в руке тоже. Выполняем удары ложками по руке, начиная на уровне плеча вправо – вверх – влево до уровня плеча и назад.
Демонстрирую приём игры на ложках «Дуга».
движения рук играющего выполняются по дуге.
Участники повторяют движения.
5. А теперь попрошу всех присесть. Самый распространённый исполнительский приём сидя «Трещетка». Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют ритмичные удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью: они должны быть ритмичными, чёткими, напоминать треск.
Демонстрирую приём игры на ложках «Трещетка».
Участники повторяют движения.
6. Следующий прием называется «Линеечка». Ударяем ложками по левому плечу, по левой руке, правому колену, правой пятке.
Демонстрирую приём игры на ложках «Линеечка».
Участники повторяют движения.
7. Демонстрирую приём игры на ложках «Плечики».
Эти удары ложек по ладони левой руки и по плечу соседа слева, затем справа называются «Плечики»
Участники повторяют движения.
8. Можно ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа, затем слева. Такой прием называется «Коленочки»
Демонстрирую приём игры на ложках «Коленочки».
Участники повторяют движения.
Молодцы! Вот мы и разучили основные приёма игры на двух ложках, используя колени. А сейчас мы соберемся, и будем дружно играть на ложках под музыку. Музыканты, такое дружное музицирование, называют «игра ансамблем».
Русская народная мелодия «Светит месяц». Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали.
Участники под моим руководством повторяют движения под р. н. м. «Светит месяц».
Приёмы игры на трёх ложках
В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.
На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.
На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.
«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.
Прощаясь, мне бы хотелось узнать: полезен ли был материал мастер - класса для вас, узнали ли вы что-то новое для себя.
Ответы педагогов.
А теперь закрепим эти приёмы в совместной игре в оркестре
Оркестр «Старый извозчик». «Коробейники».
Заключительная часть. Рефлексия:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго. Спасибо за внимание.