Мастер-класс для педагогов «Изготовление куклы для театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста»
«Изготовление куклы своими руками для театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста» « Духовная жизнь человека полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. А без этого он засушенный цветок». В.Сухомлинский -Здравствуйте, уважаемые жюри, здравствуйте участники нашего процесса. Меня зовут Норова Лариса Анатольевна, я работаю воспитателем в детском саду с. Первомайский. И сегодня я хочу провести вас в необычный мир кукол.
Вы верите в чудеса? Конечно, верите! Мы ведь работаем с самым великим
чудом – с ребёнком! Если есть кто ещё сомневается, попробую за время, отведённое на мой мастер – класс показать вам, что чудеса могут быть.
Недавно я прочла афоризм, автора не знаю, но он мне очень
понравился.
«Всюду, где селится и живёт человек, кукла неизменный его спутник.
Она проста, но в этой простоте таится великая загадка».
В подтверждение того, что любая кукла может творить чудеса, эта
легенда.
Во время междоусобной воины в одном городе, в котором люди потеряли
надежду на победу и собирались сдаться, к императору пришёл мудрец и
сказал: "Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на
крепостной стене". Император приказал сделать так, как сказал мудрец. И произошло чудо! Через день враги отступили. Император спросил мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива, и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил. Так куклы спасли город.
Вот какие великие чудеса может совершить простая кукла!
Мой мастер – класс будет посвящён театральной кукле и тем возможностям, которые она дает для решения педагогических целей и задач.
(слайд)
Цель мастер-класса. Формирование представлений педагогов о разнообразии кукольного театра. Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению куклы из подручного материала своими руками , с последующим использованием в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Помочь педагогам сделать обычное - интересным.
В соответствии с этими целями поставила следующие задачи.
(слайд)
Задачи мастер-класса:
- Дать практические знания и умения по изготовлению простейшей театральной куклы с использованием платка;
- Инициировать поиск приёмов работы с разным подручным материалом;
- Способствовать организации самостоятельной деятельности педагогов;
- Привлечь внимание педагогов к театрализованной деятельности.
И буду работать по такому плану:
I Теоретическая часть
Роль кукла - терапии в дошкольном образовании;
Платковый театр
II Практическая часть.
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукла, сама по себе, очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга.
Дети ждут кукол, чтобы пообщаться с ними. Погрустить, посмеяться, пожить кукольной жизнью.
Хочется отметить о значимости кукольного театра в развитие всех сторон речи детей. Он способствует ускорению образовательного процесса, повышает качество творческих проявлений детей, робким помогает быть уверенным в себе. Через театрализацию дети постоянно обогащаются, они становятся задушевными собеседниками, советчиками, между ними происходит диалог, проявляется активный познавательный интерес к окружающему миру, совершенствуется творчество.
Я, фея Кукольного театра,
Прилетела я к вам
Из сказочного королевства
под названием «Первомайский».
В Королевстве Первомайском
Правит Королева ФГОС.
Королевский указ гласит
Развиваемся, играя,
Неизвестность открываем..
Я Представление начну ...
Вас в мир волшебный погружу.
Я с собою привезла
Немножко Своего творения
Есть у меня дворцы ,Ширмы высокие,
Настольные театры расписные.
Теневые есть таинственные .
Жители моей страны
различные необычные.
в моих руках послушно,
Обретают куклы души.
И сейчас вам покажу, как я работаю в саду.
( Слайд кукол в сезонной одежде)
Вот возьмем мы куклы эти:
Посмотрите, оцените ,
4 красавицы
4 времени года
Каждая кукла приходит в группу именно в свое время года и правит
3 месяца.
Куклы помогают нам следить за погодой , если дождь мы приклеиваем капельки, если ветер стрелочки , снег пошел снежинки клеим .
Тем самым ЗАКРЕПЛЯЕМ знание о временах года , месяцах. сезонных изменениях ,закрепляем характерные признаки времени года, развиваем речь.
(Слайд с занятия по развитию речи)
Много раз меня просили подсобить,
Усидчивость, память и внимание развить,
На занятие - развитие речи
Вы куклу любую возьмите
И посадите ее.
Детям скажем, что это Ваш гость
И с составлением рассказа или пересказа должны вы ей помочь.
Дети внимательно будут слушать, ведь кукле хотят они помочь.
Тут закрепляем мы составление рассказа.
Развитие речи связной, диалогическую и монологическую.
( Слайд с кукольного театра)
В организационной работе есть свои молодцы.
Хаус в группе все верх дном
Спешит на помощь кукольный театр
Мы ситуацию проблемную создадим
И деткам покажем себя со стороны .
Мишка попросит их о помощи-
Сложить весь конструктор на полочки.
Тут залает щенок, ах какой тут шумок.
В группе сразу станет тихо, чисто
Любят детки ведь помочь.
Если кто-то из ребят не захочет руки мыть,
Или, собираясь на прогулку говорит:
«Не могу я одеваться , не могу я обуваться».
И непослушные шнурки не хотят связаться в бант,
Если жадины или ябеды
Обижают ,обзывают
тут нам куклы помогают
в организации всех режимных моментов:
умывание, кормление, одевание на прогулку, укладывание спать.
( слайд с плоскостными и перчаточными куклами)
Мои помощники, пальчиковые куклы, я использую их проведения дыхательной гимнастики. У детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому пальчиковые куклы помогают нам: шипеть, как гуси; пищать, как мышки; рычать, как собаки). Перчаточные куклы используются в подвижных играх, например «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Светофор», «Наседка и цыплята».
Использование кукол на занятиях обогащают словарный запас детей.
Куклы вызывают положительные эмоции у детей.
(слайд с надписью)
Кукла - терапия выполняет следующие функции:
- коммуникативную - установление эмоционального контакта;
- релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
- развивающую – развитие психических и познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления т.д.)
Платковый театр
Сегодня, я предлагаю Вашему вниманию новый интересный вид театра - платковый.
Это тканевый вид театра, который можно сшить своими руками.
Платковые куклы - яркие и зрелищные, послужат настоящим украшением любых мероприятий, проводимых в ДОУ.
У платковой куклы вместо рук работают руки кукловода на специальных резинках, пришитых к платью – костюму куклы. Основа имитации платья куклы - треугольник или квадрат из ткани, готовый взрослый платок или косынка. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные движения, действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку, гладить по голове ребёнка и т.д.).
Для упрощения изготовления платковых кукол, можно использовать вместо объёмной головы, нарисованные на картоне или отксерокопированные на принтере маски героев любимых сказок.
Чтобы изготовить платковую куклу не требуется много времени и больших материальных затрат, её можно сделать из подручного вам материала.
Я вас научу волшебству и кукле платковой жизнь подарю!
Уважаемые коллеги, приглашаю вас для ведения практической части моего мастер-класса.
Для того чтобы сделать платковую куклу – нам понадобятся следующие материалы: (показывать)
- картон цветной
- готовые платки или цветная ткань;
- резинка (50 см);
- лента (1м);
- ножницы;
- иголка и нитки;
- клей.
Так как время мастер класса ограниченно, первый этап изготовления платковой куклы я сделала заранее. Вырезала форму головы будущей куклы и приклеила к платку, так же приклеила ленту, для крепления к шее кукловода.
Мы с вами, коллеги, должны приклеить части лица или мордочки наших будущих кукол.
А затем пришить петли из резинки по углам платка.
Вот наша платковая кукла для театрализованной деятельности готова!
предлагаю кукловодам, продемонстрировать свои куклы.
Вот и все!!! Наша кукла ожила
И в конце мастер- класса хочу сказать
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет
он жизненной тропою.