Мастер - класс для воспитателей: «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для воспитателей: «Нетрадиционные техники изоDOCX / 2.06 Мб
/data/files/l1675178868.docx (Мастер - класс для воспитателей:
«Нетрадиционные техники изо)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №15 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Мастер - класс для воспитателей:
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Воспитатель: Кисиленко Е.А.
Мастер - класс для воспитателей:
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Детство – это период усиленного развития, оно является наиболее благоприятным периодом для развития творчества. Одно из условий развития творческих способностей детей – это использование разнообразных техник изобразительной деятельности.
Поэтому в своей работе, основываясь на программное содержание, знакомлю детей с нетрадиционными технологиями, которые повышают уровень заинтересованности детей к изобразительной деятельности, и развивают способности к творчеству.
Нетрадиционные изобразительные техники – это средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы
создания художественного образа, композиции и колорита, использование неспецифических изобразительных инструментов и материалов для стимулирования творческой активности детей.
Эти необычные технологии позволяют развивать творческие способности; формировать нетривиальный взгляд на окружающий мир; помогают становлению воображения, креативности; развивают мелкую моторику; они дают возможность детям думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Существует три традиционных вида художественного изобразительного
творчества детей, которые применяются в детских дошкольных учреждениях: рисование, лепка, аппликация. Каждое из направлений имеет интересные нестандартные подходы для овладения тем или иным видом художественной деятельности.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности
В РИСОВАНИИ:
• Рисование пальцем, ладошкой Рисование свечой (восковыми мелками)
• Рисование мыльными пузырями
• Рисование сыпучими материалами
• Рисование на клее
• Рисование жесткой полусухой кистью
• Точечный рисунок ватной палочкой- пуантизм
• Кляксография
• Ниткография
• Печатание или оттиск
• Набрызг
• Гратаж
• Монотипия
• ЭБРУ
В ЛЕПКЕ:
• Тестопластика
• Пластилиновая графика
• Пластилиновая мозаика
В АППЛИКАЦИИ:
• Бумажная мозаика из бумажных шариков
• «Обрывная» мозаика
• Оригами
• Квилинг
Сегодня я хочу рассказать о нетрадиционных техниках, которые я использую в рисовании.
Одной из целей, которой я ставлю перед собой – это знакомство детей с разнообразными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности в соответствии с их возрастом.
Так ребенок, не умея рисовать, используя нетрадиционные технологии, может создать шедевр, который повышает внутреннюю уверенность самого ребенка, что он умеет творить. Его работы впечатляют окружающих детей, заинтересовывая их создавать подобные шедевры, а главное, дает возможность родителям понять, что их ребенок может, что его надо развивать, что с ним нужно работать.
Применяя нетрадиционные техники, позволяет обогащать знания и представление детей о предметах и их использовании, материалах и их свойствах, способах применения. Дети учатся рисовать мыльной пеной, свечой, клеем, сыпучими. Узнают о способах окрашивания бумаги- набрызгом, клейстером. Знакомятся со способами рисования -ладошкой, пальчиками, кулачком. Используют сподручные материалы, которыми можно рисовать -нитки, веревки, трубочки, пробки.
Используя разные техники, стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Главным преимуществом, которым обладают техники нетрадиционного рисования — они позволяют быстро увидеть результаты своей деятельности.
Нетрадиционные техники
Рисование пальчиками
Ребенок опускает пальчик в краску и наносит точки, пятнышки на бумагу. Так на занятии в младшей группе провожу знакомство с краской (гуашью). Дети трогают краску пальчиками, после изображают на бумаге «Дождик», «Осеннее дерево», «Разноцветный ковер из листьев». Позже усложняю задание – используя трафарет, пальчиками нанести точки по контуру елочки, или нанести рисунок на тарелочку.
Рисование ладошкой
Ребенок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисовать можно и правой и левой руками. Детям очень нравиться эта техника рисования, как правило, такие занятия очень эмоциональные, позитивные. За то, что ребенок намазал руку краской, никто не ругает, а наоборот хвалят за те образы, которые они сотворили. Так в младшей группе рисовали коллективно «Солнышко», а как дополнение нарисовали цветы. Вечером дети демонстрировали работу родителям, каждый пытался рассказать о необычном рисовании, найти свою ладошку на рисунке.
Дети учатся наносить краску на ладошку кисточкой, а после ставить отпечатки в соответствии с заданием. Особенно интересным и увлекательным было занятие «Фантазеры», когда из отпечатка ладошки, дети создавали образы животного мира, дорисовывая своим отпечаткам различные элементы. Так появлялись павлины, фламинго, рыбы, медузы, петухи, жирафы и многие другие животные.
Оттиск пробкой
Ребенок пробку опускает в емкость с краской и наносит оттиск на бумагу. Таким образом, на рисовании, дети не только учились новой технологии, но и закрепляли понятие круг, используя эту геометрическую фигуру, создавали цветы, печатая пробкой вдоль стебельков заранее нарисованных воспитателем.
Оттиск смятой бумагой
Ребенок опускает смятую бумагу в блюдце с краской и наносит оттиск на лист. По такой технологии, не имея навыков рисования, получаются прекрасные картины природы. Смятой салфеткой отлично передается легкость облаков, рыхлость снега. Можно использовать и более плотную бумагу, хорошо получается изображение кроны деревьев в любое время года, кустарники.
Отпечатки листьев, оттиск капустным листом
Ребенок покрывает опавший листочек с дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Так с детьми старшей группы мы получили неповторимые картины осеннего леса. А с ребятами помладше учились рисовать дерево, используя отпечаток капустного листа.
Рисование сыпучими (манной крупой)
С помощью клея ПВА и кисти прорисовываем контуры рисунка, а после по нему рассыпаем манную крупу. Высохшую работу нужно слегка стряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.
Эта технология завораживает каждого ребенка. Наблюдая за детьми во время занятия можно увидеть множество положительных эмоций, у них снимается напряжение, зажатость. Овладевая способом работы с манкой, у детей формируется умение работать с сыпучими материалами, расширяются знания о свойствах круп, развивается мелкая моторика, а главное появляется интерес к творчеству.
Рисование зубной щеткой
Зубная щетка - один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования! Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро наносить элементы рисунка. Тем самым создается эффект объемности изображения. Только нужно соблюдать одно простое правило: щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунаем в гуашь и можно приступать к работе. Так с ребятами мы рисовали елочки в снегу.
Рисование ватными палочками
В некоторых методических источниках эта техника рисования носит название «метод тычка». Для работы с этой техникой потребуются: ватные палочки, гуашь и влажные салфетки. Процесс рисования заключается в том, что бы палочку обмакнуть в краску и нанести отпечатки на указанную область рисунка. Таким образом, можно рисовать дождь, снег, почки на деревьях, ягодки, цветочки, узоры. Можно рисовать, как выделяя силуэт предмета точками, так и заполняя его внутреннее пространство, не оставляя пустых мест и не вылезая за контуры.
Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.
Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование с секретом в три пары рук.
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.
Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.